Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 23:31, реферат
Цель нашей работы состоит в том, чтобы проанализировать и оценить существующую в современной школьной практике систему работ по изучению поэтических произведений В. Д. Берестова.
Достичь поставленной цели можно путем решения поставленных задач:
• изучить творческий путь В. Д. Берестова, его произведения для детей в оценке критиков.
• проанализировать различные методы и приемы, используемые для работы над поэтическими произведениями на уроках чтения.
• рассмотреть систему изучения поэзии В. Д. Берестова в современных УМК по чтению.
Глава 2. Изучение методологического опыта по изучению пейзажной лирики русских поэтов XIX века на уроках литературы в школе 15
2.1 Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века 15
2.2 Человек и природа в стихотворениях Ф.И. Тютчева 21
2.3 Уроки по пейзажной лирике Фета 31
Заключение 40
Список использованной литературы.
Приложение. Урок. Образы природы в русской поэзии
Введение……………………………………………..
1. Стихи В. Д. Берестова для детей в оценки критики……..
2. Методика работы над поэтическими текстами ………….
3. Поэзия В. Д. Берестова на уроках чтения в современной начальной школе…………………………………………..
Заключение……………………………………………………..
Список использованной литературы………………………….
Приложение…………………………………………………….
Учебник 2 класса состоит из 2-х частей[22-23] .Как говорят авторы, отличительная особенность этого учебника - ориентация на «общечеловеческие ценности», опора на детское восприятие, ситуативность. Книга сделана в форме игры-путешествия, в которой есть постоянно действующие герой: мальчик Саша и Домовой Афанасий.
1 часть содержит 9 стихотворений, 2 часть включает 30 стихотворений. Ни в одной из этих частей текстов В. Д. Берестова, к сожалению, нет.
Учебник для 3 класса состоит из 2-х частей[24-25]. Целью данной книги, по словам авторов-составителей, является формирование «интереса к процессу чтения». В книге так же, как и в учебнике 2 класса, представлены «сквозные» герои, тексты сопровождаются вопросами и заданиями. По замыслу авторов каждый раздел должна завершать творческая работа.
1 часть содержит 19 стихотворений, из которых 1- стихотворение В.Д. Берестова, это составляет 5.3% от общего количества стихотворений. Стихотворение «Сказка» , расположено в разделе « И кот ученый свои мне сказки говорил…». В методической рекомендации [ 25] авторы предлагают сначала поработать с иллюстрацией и подумать, что девочка читает с таким увлечением, хочется отметить, что девочка на иллюстрации вообще ничего не читает, а сидит на стуле с игрушкой. При чтении вслух авторами запланированы вопросы по ходу чтения, как уже было отмечено ранее, мы считаем, что это не лучший способ работы, т.к. из-за такого прерывистого чтения данное произведение не найдет отклика в душе маленького читателя.
2 часть содержит 41 стихотворения, стихотворений В.Д. Берестова в ней нет.
Учебник для 4 класса состоит из 2-х частей. Его отличительной особенностью является то, что материал, представленный в книге, по мнению авторов, призван познакомить учащихся с «историей русской детской литературы». [ 26]
1 часть включает
10 стихотворений, 2 часть содержит 32
стихотворных произведения. В 4 классе
произведения Берестова не
2)Программа «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)
Автор: О.В. Кубасова
Курс обеспечивается учебным комплектом «Любимые страницы» (1 класс, 2 класс в 2 частях, 3 класс в 3 частях, 4 класс в 3 частях).[29-39]
По замыслу автора, представленные в данном комплекте учебников произведения должны «помочь сформировать у детей литературный вкус, расширить их читательский кругозор».[40] Учебный материал этих книг подобран, по словам автора, таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть весь спектр литературы для детей в ее идейно-тематическом, видо-жанровом, эстетическом многообразии.
В учебнике по чтению для 1 класса представлено 15 стихотворных произведений, из которых 2 – стихотворение В. Д. Берестова. Это составляет 13.3% от общего количества стихов в книге.
Стихотворения «Искалочка» и "За игрой" расположены в разделе учебника: «Час потехи». В методическом аппарате учебника и в методических рекомендациях к УМК нами не было найдено никаких указаний по работе с данным текстом.
Учебник 2 класса состоит из 2-х частей. В книгах тексты систематизированы в соответствии с конкретной методической направленностью каждого блока уроков на формирование того или иного компонента, составляющего сложное и, по сути, нерасчленимое умение читать.
1 часть содержит 41 стихотворение, из них два стихотворение В. Д. Берестова «Читалочка», «Посадили игрушку на полку...», расположенные в разделе «Учимся читать» , это составляет 4.9% от общего количества произведений .Автор учебника разработал разнообразные задания к произведениям. Предлагается подумать над стихотворением « Читалочка», какие чувства должен испытывать ребенок научившийся читать, просит прочитать это стихотворение выразительно, пользуясь подсказками автора в самом задании. Читая стихотворение В. Берестова « Посадили игрушку на полку...» автор просит прочитать еще одно стихотворение (Э. Мошковской « Всего труднее дело...») и решить, что в них общего. После прочтения, автор просит подумать, какое из этих стихотворений следует прочитать с грустью. Читая это стихотворение, дети должны работать над темпом речи, тембром, интонацией. Мы видим, что основное внимание О. В. Кубасовой направлено на обучение учащихся выразительному чтению.
Автор учебного комплекта говорит о том, что «в учебниках для 2 класса заложены элементарные основы литературного анализа художественного произведения», а задания (в том числе и к стихам В. Д. Берестова), «дают возможность полноценно организовывать работу по элементарному анализу текста». [40] Но, к сожалению, судя по заданию, предложенному в учебнике после стихотворения В. Берестова, автор не совсем следует заложенным в программе положениям.
2 часть содержит 19 стихотворений. Из них лишь одно – стихотворение В. Д. Берестова. Это составляет 5,3 % от общего количества стихов в книге. Стихотворение «Курица» помещено в раздел «Слова, слова, слова». Название стихотворения в учебнике не дается, детям предлагается подумать о ком это стихотворение, просят придумать название для него и сравнить с названием в оглавлении учебника.
Таким образом, учебник для 2 класса содержит 60 стихотворений, из которых три принадлежат перу В. Д. Берестова, что составляет всего 5% от общего количества стихотворений.
В Учебниках для 3 класса стихотворения В. Берестова встречаются только в 4 части, которая содержит 12 стихотворений, из которых одно- стихотворение В. Берестова « Вечер. В мокрых цветах подоконник…» , что составляет 8.3% от общего количества стихотворений в книге. После прочтения стихотворения, предлагается определить какое оно по настроению, каким голосом его нужно читать.
Учебник для 4 класса состоит из 4 частей. 1 часть содержит 3 стихотворения, из которых одно- стихотворение В. Д. Берестова « Сказка», расположенное в разделе « Что за прелесть эти сказки!..» что составляет 33.3 % от общего количества стихотворений в книге. Методические рекомендации по работе над произведением в учебнике отсутствуют.
Остальные части книг для 4 класса стихотворений В. Д. Берестова не содержат.
Проанализировав данный комплект, мы сделали вывод что в большинстве случае проследить логику выбора стихотворений не возможно, иллюстрации нереалистичны. Мы видим, что избранный нами автор, к сожалению, не «в почете» у методиста О. В. Кубасовой.
3. Программа «Литературное чтение» (УМК «Школа России»)
Авторы: М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова
Курс обеспечивается учебным комплектом «Родная речь». [41-47] Данный курс призван ввести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей полноте и многогранности. Внимание детей, по словам авторов, привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.
Книга 1 состоит из двух частей. Часть 1 содержит 25 стихотворений, из которых одно – стихотворение В. Берестова «Воробушки», расположенное в разделе « Апрель, апрель! Звенит капель…». Стихотворение сопровождается реалистичными картинками воробьев. Ни в учебнике, ни в методической программе мы не обнаружили методических рекомендаций по работе над произведением.
Часть 2 содержит всего 33 стихотворения. Большая часть - это произведения для детей собственно «детских» авторов, среди которых только два – стихотворения В. Берестова, что составляет 3% от общего количества стихотворений. Работая над стихотворением « В магазине игрушек», расположенное в разделе я и мои друзья, дети должны подумать могут ли игрушки быть друзьями, рассказать о своих любимых игрушках. Прочитав стихотворение « Лягушата», расположенное в разделе « О братьях наших меньших», предлагается подумать, можно ли из данного произведения узнать о превращении лягушки, какие слова помогают «услышать» ,как лягушки квакают, а какие « увидеть», как они скачут.
Книга 2 состоит из двух частей. Часть 1 содержит всего 46 стихотворений, в число которых входят два стихотворения Берестова: «Хитрые грибы» в разделе « Люблю природу русскую. Осень.» и «Кошкин щенок» в разделе « О братьях наших меньших», что составляет 4.3% от общего количества стихотворений. Работая над стихотворением « Хитрые грибы», предлагается сравнить его с отрывком из энциклопедии и решить, какое из них написал ученый, а какой- поэт. Прочитав стихотворение Кошкин щенок», авторы просят составить рисунок и придумать окончание истории.
Часть 2 содержит всего 52 стихотворения, из них 5 принадлежат перу В. Д. Берестову. Здесь размещены следующие стихотворения: « За игрой», « Гляжу с высоты», расположенные в разделе « Я и мои друзья»; « Знакомый», « Путешественники», « Кисточка», расположенные в разделе « И в шутку и всерьёз». Ни в методических рекомендациях, ни в рабочей программе мы не обнаружили никакой мотивации выбора именно этих произведений В.Д. Берестова.
Ко всем текстам
авторы учебника дают вопросы и задания.
Работая над содержанием
Таким образом, книга 2 содержит 98 стихотворений, из которых 5 – стихи Берестова, что составляет 5,1% от общего количества стихотворений.
Книги для 3 и 4 классов не содержит произведений В. Д. Берестова.
4. Программа «Литературное чтение» (УМК «Начальная школа XXI века»)
Автор Л. А. Ефросинина
В данный комплект входят книги «Уроки слушания» (1 класс), «Литературное чтение» (2 класс в 2 частях, 3 класс в 2 частях, 4 класс в 2 частях).[48-54]
В этом комплекте стихотворений В. Д. Берестова не встречаются.
5. Программа
«Литературное чтение» (УМК «
Автор Н. А. Чуракова
Основная цель курса – заложить основы воспитания «интеллигентного» человека, образованного творческого читателя и чуткого слушателя, который в перспективе своего развития, опираясь на формирующийся художественный вкус и развивающиеся эстетические чувства, будет способен ориентироваться в мире культуры.[55]
В учебнике для первого класса всего 49 стихотворений, из которых в разделе « Границы страны Литературы» встречается стихотворение В. Д. Берестова «Читалочка», Работая с текстом стихотворения, учащиеся отрабатывают понятие «интонация», находя в тексте строчки которые звучат бодро и умоляюще. Сюда же автор-составитель поместила и известное стихотворение «Гляжу с высока…» в разделе «Долина рассказов: тайна за тайной». К стихотворению «Петушки» в разделе «Сказочные дорожки: твой путеводитель» на страницах учебника, авторы предлагают выбрать подходящую иллюстрацию. В разделе « Открытия в литературе и фантазии в науке» помещены стихотворения « Заяц - барабанщик», «Репей», «Весенняя сказка». При изучении стихотворения « Заяц- барабанщик» , ребятам предлагается определить какой характер у зайца и сравнить с народными сказками. После прочтения стихотворения «Репей», детям предлагается поработать писателями и сочинить свою сказку про «Путешествие репейника». При работе над стихотворением « Весенняя сказка» авторы предлагают читателям ознакомится с ненаучным объяснением явлений природы.
Итак, в учебнике для 1 класса 49 стихотворений, их которых 6 – стихотворений В.Д. Берестова, что составляет12.2% от общего количества произведений.[56]
Учебник для второго класса состоит из двух частей. Стихотворений В. Д. Берестова в нем не представлено.[57-58]
Учебник для третьего класса состоит из двух частей, стихотворения В. Берестова в нем не рассматриваются.[59-60]
Учебник для 4 класса состоит из двух частей. [61-62]В первой части 33 стихотворения ,из которых 8 –стихотворения В. Берестова, что составляет 24.2% от общего количества произведений. Стихотворения даются отдельным блоком, ребятам предлагается познакомится с лирическим героем В. Д. Берестова. Автор предлагает прочитать четыре стихотворения сразу: «Драконил», «Разлука», «Фантики», Девочка» и предлагает подумать как ребята представляют себе лирических героев в этих стихотворениях, одинаковые ли они или разные, какие у них ценности. При изучении стихотворения «Братья» предлагае6тся подумать на чем основывается комический эффект . При работе над стихотворением «Лапа» учителю необходимо выяснить как относятся дети к таким отношениям, которые связывают лирического героя с матерью. Работая над текстом стихотворения «Плащ» ,дети должны подумать, действительно ли это стихотворение о плаще. После изучения стихотворения «Семейная фотография», подводится вывод, о детстве лирического героя В. Д. Берестова.
Часть 2 содержит 18 стихотворений, из которых 5- стихотворения В. Д. Берестова, что составляет 27.8% от общего количества произведений. Произведения так же идут отдельным блоком. При работе над стихотворением «Прогулки с Чуковским» обращается внимание на то, что в начале произведения повествование идет от первого лица, а в конце от третьего. А при изучении произведения «Сиротская зима», предлагается подумать, какое чувство вызывает у героя эта зима. Разбирая стихотворение «В эвакуации» ребят прося обратиться к предыдущему стихотворению и подумать, опять ли это стихотворение о Ташкенте. В стихотворении «А как мы фронту помогали..» ребятам предлагается найти контрастные образы и слова обозначающие этот контраст. При изучении стихотворения «Мир», предлагается подумать, пра ли автор или его поэтическое высказывание – это несбыточная мечта.