Изучение методологического опыта по изучению пейзажной лирики русских поэтов XIX века на уроках литературы в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 23:31, реферат

Краткое описание

Цель нашей работы состоит в том, чтобы проанализировать и оценить существующую в современной школьной практике систему работ по изучению поэтических произведений В. Д. Берестова.
Достичь поставленной цели можно путем решения поставленных задач:
• изучить творческий путь В. Д. Берестова, его произведения для детей в оценке критиков.
• проанализировать различные методы и приемы, используемые для работы над поэтическими произведениями на уроках чтения.
• рассмотреть систему изучения поэзии В. Д. Берестова в современных УМК по чтению.



Глава 2. Изучение методологического опыта по изучению пейзажной лирики русских поэтов XIX века на уроках литературы в школе 15
2.1 Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века 15
2.2 Человек и природа в стихотворениях Ф.И. Тютчева 21
2.3 Уроки по пейзажной лирике Фета 31
Заключение 40
Список использованной литературы.
Приложение. Урок. Образы природы в русской поэзии

Оглавление

Введение……………………………………………..
1. Стихи В. Д. Берестова для детей в оценки критики……..
2. Методика работы над поэтическими текстами ………….
3. Поэзия В. Д. Берестова на уроках чтения в современной начальной школе…………………………………………..
Заключение……………………………………………………..
Список использованной литературы………………………….
Приложение…………………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая 3 вариант.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение……………………………………………..

  1. Стихи В. Д. Берестова для детей в оценки критики……..
  2. Методика работы над поэтическими текстами ………….
  3. Поэзия В. Д. Берестова на уроках чтения в современной начальной школе…………………………………………..

Заключение……………………………………………………..

Список использованной литературы………………………….

Приложение…………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Работа с  поэтическими произведениями вызывает значительные затруднения у учащихся начальных классов. Для читателя младшего школьного возраста художественное исследование невидимых и тончайших человеческих переживаний мало доступно, потому что в этом возрасте ребенок ещё не способен к самостоятельному и адекватному осмыслению как собственного, так и чужого внутреннего мира. Другая трудность связана с ограниченностью лексики учащихся, выражающих человеческие эмоции и настроение. Одним из самых трудных моментов при восприятии и осмыслении поэтического текста является необходимость «расшифровки» условных поэтических средств. На эти и другие  проблемы обращают внимание многие исследователи, такие как Г. Н. Кудина [74],З. Н. Новолянская [73], Л. К. Нефедова [75], А. И. Шпунтов [76], Волченко Т. В. [77].

Затруднения при  работе над поэтическими произведениями обусловлены тем, что исследователи ( Н.Н. Светловская, Т. С. Пиче-ол, М. С. Соловейчик, М. И. Оморохова, Л. В. Занков и др.), обращаясь к вопросу изучения художественных произведений в начальной школе, зачастую не выделяли изучение поэтических произведений как особое направление в методике преподавания литературного чтения, имеющее свою специфику.

Немалый вклад  в детскую художественную литературу внес В. Д. Берестов. Его стихи специально написаны для детей. Творчество В. Д. Берестова практически не изучается  критиками. Чуковский, еще при жизни  поэта, отмечал талант Берестова и пророчил ему большое будущее. [2] Из-за приближенности эпохи дети легко воспринимают произведения Валентина Берестова, а поучительный смысл, заложенный в его произведениях, заставляет детей задуматься.

Объектом нашего исследования является процесс обучения чтению в начальной школе.

Предметом исследования при этом является методика работы над произведениями  В. Д. Берестова  на уроках чтения.

Цель нашей  работы состоит в том, чтобы проанализировать и оценить существующую в современной  школьной практике систему работ по изучению поэтических произведений В. Д. Берестова.

Достичь поставленной цели можно путем решения поставленных задач:

  • изучить творческий путь В. Д. Берестова, его произведения для детей в оценке критиков.
  • проанализировать различные методы и приемы, используемые для работы над поэтическими произведениями на уроках чтения.
  • рассмотреть систему изучения поэзии В. Д. Берестова в современных УМК по чтению.

Для решения  намеченных задач нами были испольованны такие методы теоретические и эмпирические:

  • метод теоретического анализа психолого-педагогической литературы;
  • метод абстрагирования и конкретизации;
  • анкетирование;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Стихи В.  Д. Берестова для детей в  оценки критиков

Нами была проанализирована литература по нашей теме. Мы нашли не большое количество работ посвященных творчеству В. Д. Берестова. Из чего мы сделали вывод, что его творчеством интересовались не многие критики и методисты (А. Карпов, Л. Звонарева,  А. Крестинский, А. Турков и др.).

 Б. Бегак, анализируя детство поэта, писал, что творческий путь Валентина Берестова начался с юных лет. Самым знаменательным событием, по мнению самого поэта, было то, что в 4 года слепая бабушка научила его читать. И первым «букварем» для этого служила газета «Известия». Свои первые стихи-дразнилки он написал ещё в 8 лет. В местном дворце пионеров преподавала английский язык женщина по имени Надежда Яковлевна. Она заметила способности ребенка, давно писавшего стихи, и отвела его к своей знакомой- Анне Андреевне. Так Валентин Берестов познакомился с Надеждой Мандельштам и Анной Ахматовой. Свои новые стихи  он записывал в тетрадь и хранил в тайнике. Во время второй Мировой войны В.Д. Берестов познакомился с Корнеем Чуковским, сыгравший большую роль в его  судьбе . А. Ахматова и К. Чуковский отнеслись к началу творчества В. Д. Берестова с большим интересом и заботливостью.  Именно К.Чуковскому он показал свою заветную тетрадь.[1] В то время К. И. Чуковский писал: «Этот четырнадцатилетний хилый подросток обладает талантом огромного диапазона, удивляющим всех знатоков. Его стихи классичны в лучшем смысле этого слова, он наделен тонким чувством стиля и работает с одинаковым успехом во всех жанрах, причем эта работа сочетается с высокой культурностью, с упорной работоспособностью. Его нравственный облик внушает уважение всем, кто соприкасается с ним».[2]

С. Дмитритенко  в своей статье отмечал, что создавая стихи для детей В. Берестов следует  творческому методу Пушкина и  тоже широко использует  фольклор, народные песни и сказки. «Народное творчество- это компас, указывающий самые верные ориентиры к сердцу маленького читателя»,- писал автор. Первые свои детские стихи В. Берестов написал для своей двухлетней  дочери. Это были колыбельные. [3]

Первая детская книжка, как говорит сам автор, вышла «нечаянно». В. Берестову рассказали, что одна девочка играет с машинкой, как с куклой, кормит, укладывает спать, ездить по грязи не разрешает, и поэт подумал, что вышла бы неплохая басня для взрослых, стал писать,  и у него нечаянно получились детские стихи. В. Берестову стало жаль такой сюжет для басни, и он предложил его детскому писателю Сергею Баруздину, но, услышав начало получившегося стихотворения В. Берестова, С. Баруздин заявил: « Именно то, что надо, завтра принесешь готовую вещь. Напечатаем ее миллионным тиражом с рисунками лучшего художника!». Книга « Про машину» вышла с иллюстрациями Конашевича. Первый сборник стихов для детей «Про машину» выходит 1957г

.Критикам книжка не понравилась, утверждали, что сюжет не реалистичный и в жизни так не может быть[4]. Воспитатели и педагоги недоумевали, чему она может научить. Критики утверждали, что смеяться советскому ребенку не над чем. А. Карпов отмечал, что это произведение с глубокой моралью, изложенное в шутливой форме, оно легче и охотнее воспринимается детьми. [5]

«В. Берестов никогда  не писал для детей «вообще»,- вспоминала А. Максимова,- всегда- для  кого-то конкретного. Так, например,  в электричке,  его жена Татьяна  Иванова Александрова  нарисовала для уставшей девочки напротив, смешную картинку и попросила придумать стихотворение. Девочка В. Берестову понравилась и он написал «Отворяй, лиса, калитку, Получай, лиса, открытку…»»[6]

Затем последовали  сборники стихов: «Веселое лето», «Пятая нога», « Как найти дорожку», « Улыбка», « Жаворонок», « Первый листопад», « Определение счастья» и многие другие. [ 5]

Как - то В. Берестов спросил Чуковского: « …чем же мне  заниматься в литературе, на чем  одном сосредоточится?». «Вы всегда будете переходить от науки к детстихам, от детстихов к лирике, от лирики к художественной прозе,- ответил Корней Иванович.- Такова особенность вашей психики».[7].

Поэт чаще избирает наиболее употребительную и, наверно, наиболее богатую, гармоничную в  русской поэзии четырёхстрочную  строфу-катрен. Главное сказано им обычно в третей строке - здесь центр смысловой тяжести, заключительной же строкой словно подводит черту. « Берестов - прирожденный «концовочник», -так говорил С.Я. Чуковский.[8]

Его сборник  «Улыбка» был напечатан в 1986 г  издательством «Детская литература». Эта книга, которая адресована не только малышу: читатель ощутимо вырастает от стихотворения к стихотворению. Начинается все с  «Веселого лето», «Воробушков», а заканчивается цикл стихами философского плана: «Просыпаюсь ещё в темноте…».  Эта книга была удостоена 1990  Государственной премии РСФСР имени Н.К. Крупской.

Стихи в книжках  В. Берестова легко объединяются в циклы. Состав их очень подвижен: каждое стихотворение вполне самостоятельно, неизменным остается лишь его «потребность» стать в ряд с другими. Так, например,  в «Жаворонке» вслед за котенком естественно появится «Искалочка», «Мишка, мишка, лежебока» и др. Этот сборник был выпущен в 1988 г  издательским центром «Детская книга». Иллюстрации к книги были сделаны Львом Токмаковым. Он часто иллюстрировал книги Валентина Берестова  и каждый раз ему удавалось сделать очередную книжку непохожей на все остальные.

В последние  годы жизни писал детские сказки вместе со своей женой- художницей и  писательницей Татьяной Александровой. Они составили «Избранное» по «Толковому словарю» В.И. Даля, изданного в 2001 г издательским домом «Нева», художник-оформитель Е. Поликашина.

Совместно с  Т.И. Александровой была написана большая  сказка « Катя в игрушечном городе». Издана книга в 1990 г  издательским центром « Детская литература» ( художник оформитель Л. Токмаков). На первый взгляд, сюжет сказки традиционен, именно поэтому опытные критики приняли сказку прохладно. На деле, в конкретных столкновениях между действующими лицами, в их беседах, взаимоотношениях, в юморе сказки, выявляется ее своеобразие и ее современность. Например, у каждого персонажа здесь есть своя вставная сказка, через них отчасти и характеризуется персонаж. Это добрая сказка, она воспитывает взаимное сочувствие и взаимопомощь. В ней много смеха и даже есть ирония, но ирония не взрослая, а детская, вполне понятная  юным читателям[1]

 В. Берестов писал не только о весело и забавном. Есть у него и грустные стихи, но не пессимистические. Поэт верит: добро победит. « На лбу бывали шишки, Под глазом фонари…» В такого рода стихотворениях поэт показывает, что унывать не нужно.

Его сборник  «Первый листопад», выпущенный издательским домом « Детская литература» (художник Т. Александрова), получил первую премию на Всесоюзном конкурсе. Этот сборник и взрослый, и детский одновременно. Как утверждает сам автор, это обусловлено тем, что детей волнуют разные философские проблемы, им нужны не только детские, игровые стихи, но и серьезные[9] .После смерти Т.И. Александровой редакторы подобрали к этой книге ее рисунки и стихи В. Д. Берестова разных лет. Это солнечная книжка, в ней много света и от стихов В. Берестова и от рисунков Т. Александровой.

«Стихи В. Берестова  во многом автобиографичны. В них  его детство, отрочество, юность. Всем творчеством своим он убеждает нас, что для детей, даже самых маленьких, можно и нужно писать обо всем, что происходит в жизни», - пишет Т. Д. Полозова[10]. Большой двухтомник избранных произведений вышел в год смерти писателя, и по мере движения дальнейшей жизни всё больше опытные критики и литературоведы стали говорить о творчестве Валентина Берестова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Методика работы  над поэтическими текстами

Литературное произведение - это единое целое, в котором все  его компоненты (идейно-тематическая основа, композиция, сюжет, изобразительные средства)  тесно взаимодействуют между собой. В произведении образ дан в развитии, раскрываясь перед читателями все новыми сторонами, по мере его прочтения. Данная особенность требует начинать работу над произведением с целостного его восприятия, т.е. с синтеза (с чтения произведения целиком). Анализ художественного произведения следует за синтезом и делает возможным переход к синтезу более высокого качества.

Для правильного восприятия содержания произведения учащиеся должны иметь необходимый запас жизненных представлений, определенный круг конкретных знаний о действительности, поэтому если этих знаний нет (или они недостаточны), то чтению произведения должна предшествовать работа, направленная на обогащение и уточнение представлений детей.

Задачи подготовительной работы к  восприятию текста включают:

- расширение представлений учащихся  о явлениях и событиях, изображенных  в произведении, сообщение новых  сведений и тем самым обеспечение  сознательного восприятия текста;

- знакомство с жизнью писателя с целью вызвать интерес к писателю как человеку, к его творчеству;

- подготовка детей к эмоциональному  восприятию произведения;

- раскрытие лексического значения  слов, без понимания смысла которых  усвоение содержания будет затруднено.

На этом этапе предлагается проводить  следующие виды работ, способствующие восприятию произведения:

- рассматривание книги;

- свободные высказывания детей,  основанные на их собственных  впечатлениях;

- беседа;

- рассказ учителя;

-экскурсия;

- рассматривание картин и рисунков;

- демонстрация фильмов;

- прослушивание музыкальных произведений;

Информация о работе Изучение методологического опыта по изучению пейзажной лирики русских поэтов XIX века на уроках литературы в школе