Изучение методологического опыта по изучению пейзажной лирики русских поэтов XIX века на уроках литературы в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 23:31, реферат

Краткое описание

Цель нашей работы состоит в том, чтобы проанализировать и оценить существующую в современной школьной практике систему работ по изучению поэтических произведений В. Д. Берестова.
Достичь поставленной цели можно путем решения поставленных задач:
• изучить творческий путь В. Д. Берестова, его произведения для детей в оценке критиков.
• проанализировать различные методы и приемы, используемые для работы над поэтическими произведениями на уроках чтения.
• рассмотреть систему изучения поэзии В. Д. Берестова в современных УМК по чтению.



Глава 2. Изучение методологического опыта по изучению пейзажной лирики русских поэтов XIX века на уроках литературы в школе 15
2.1 Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века 15
2.2 Человек и природа в стихотворениях Ф.И. Тютчева 21
2.3 Уроки по пейзажной лирике Фета 31
Заключение 40
Список использованной литературы.
Приложение. Урок. Образы природы в русской поэзии

Оглавление

Введение……………………………………………..
1. Стихи В. Д. Берестова для детей в оценки критики……..
2. Методика работы над поэтическими текстами ………….
3. Поэзия В. Д. Берестова на уроках чтения в современной начальной школе…………………………………………..
Заключение……………………………………………………..
Список использованной литературы………………………….
Приложение…………………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая 3 вариант.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

- викторина по книгам или  произведениям автора;

- обсуждение этической ситуации, аналогичной той, которая описана  в литературном произведении  и т.д.

Особенно важен подготовительный этап при изучении поэтического произведения. На нем решаются конкретные учебные задачи: настроить детей на восприятие текста, вызвать в их сознании и воображении образы и картины, близкие к тем, которые находятся в центре изучаемого стихотворения

М.И. Оморокова предлагает на этом этапе работы над художественным произведением осуществлять ориентировку учащихся в тексте (заголовок, автор, иллюстрации, беглый просмотр текста произведения). [11].

Наиболее эффективным приемом  подготовительного к восприятию поэтического произведения (особенно лирического стихотворения) является прослушивание музыки, это создает настроение, адекватное авторскому, и способствует правильному эстетическому восприятию стихотворения. Например, знакомясь с поэтическими произведениями, посвященными зиме, зимней природе используется музыка, рисующая это время года: "Здравствуй, гостья зима!" на стихи И.Никитина и музыку Р.Глиэра, песня "Зимний вечер" на стихи А.С.Пушкина, отрывок из первой симфонии П.И.Чайковского "Зимние грезы".Таким образом, у детей вместе с образом зимы, который помогает им создать поэт, возникает более широкий по обобщенности и ассоциативности образ зимней природы, чему способствует слушание музыкального произведения.

О подобной взаимосвязи уроков чтения и музыки достаточно подробно говорит Л.В. Куриленко. Автор считает, что осуществление координации уроков музыки и чтения с опорой на принцип единства эмоционального и интеллектуального гармонизирует учебно-познавательную деятельность, придает ей действенный творческий характер, воспитывает в ребенке положительную мотивацию к учению, формирует в нем поисковые, исследовательские навыки, способствует тем самым развитию нестандартно мыслящего человека, обладающего различными методами и средствами познания мира" [12] .

Если прослушивание музыкального произведения является эффективным  приемом подготовки к восприятию поэтического текста, то использование  произведений живописи перед чтением  стихотворения, по мнению Т.П.Сальниковой, не всегда целесообразно, поскольку это может затруднить восприятие стихотворения, ведь словесный образ воспринимается менее ярко, чем зрительный. Показ картины до чтения произведения используется лишь в том случае, если они полностью соответствуют друг другу [13].

Естественным заключением подготовительной беседы является сообщение учителя о теме произведения. Подготовительная беседа не является обязательной. Она не проводится, если тематика произведения близка и понятна детям, если подобные произведения читались детьми на предыдущих уроках.

Важным моментом в подготовке детей  к первичному восприятию текста является установка, позволяющая организовать целенаправленное слушание или чтение произведения. Установка дается в  форме вопроса или задания, например: "Подумайте, какое настроение испытывал поэт при написании этого стихотворения?"

После подготовительного этапа  и установки на целенаправленное восприятие текста идет первичное его  восприятие. Оно заключается в  чтении художественного произведения полностью либо учителем, либо самостоятельно детьми. Специалисты больше склонны считать лучшим вариантом первичное чтение учителя, особенно, если речь идет о поэтическом произведении. В связи с этим к чтению учителя предъявляются определенные требования. Чтение художественного текста прежде всего направлено на пробуждение у учеников чувства, развитие у них образного мышления. Оно связано с пониманием художественного произведения как единства формы и содержания, восприятием его образной конкретности и художественного обобщения. Поэтому художественное исполнение, которое предстоит учителю на уроке, требует особой эмоциональной подготовки. Г.В.Раицкая относит к ней расстановку логического ударения, работу с паузами и силой голоса, нахождение тех слов, которые помогут ученикам понять художественное слово [14] .

Методист начальной школы А.И.Шпунтов  огромное значение отводит работе над  логическим ударением. Автор считает, что неумелое или неправильное использование  этого ударения приводит к разрушение смысловой структуры высказывания, непониманию слушателем говорящего. Логические ударения помогают выразить свои эмоции, настроение, свое отношение к тому, о чем говорится [15].

Вслед за первичным восприятием  поэтического текста проводится эмоционально-оценочная  беседа, вопросы которой должны быть прежде всего направлены на выявление эмоционального отклика на прочитанное, затем на проверку понимания детьми общего смысла произведения. Такая беседа помогает выяснить, какое впечатление произвело произведение на детей, и заинтересовать их в анализе текста. Это создает условия для активной работы на уроке.

Методист В.П.Медведев считает, что  аналитическая работа над поэтическими произведениями должна иметь место  в школе, но при этом необходимо отчетливо  осознать своеобразие его художественной природы, особенности лирического образа, основных компонентов стихотворения - композиции, языка, стиха. Ориентир для преподавателя - серьезные литературоведческие исследования Одни из них дадут ему общее направление в работе, другие подскажут конкретные формы целостного анализа текста. Разумеется, задачи и формы литературоведческого и школьного анализа художественного текста при общей основе имеют существенные различия. Литературовед всесторонне исследует то или иное явление. Учитель же пользуется результатами литературоведческого анализа на уроке в той мере, в какой они позволяют ввести класс в образный мир и проблематику произведения. [16].

Однако М.И.Оморокова предостерегает учителей от излишней регламентации  работы в области восприятия художественного  произведения, которая способна подавить чувства ребенка, "засушить" их.[17]. Подобное явление возникает в том случае, если основой анализа текста является его логический аспект, а образная и эмоциональная стороны произведения игнорируются . Этот момент особенно актуален при изучении поэтических произведений. С точки зрения автора, не способствует целостному восприятию произведения ребенком и отрыв анализа содержательной стороны текста от использованных в нем изобразительных средств (языка, структуры, образности, жанровых и стилистических особенностей). Нередко к сказкам, лирическим стихотворениям, научно-познавательным произведениям и ярким художественным рассказам предлагаются одни и те же по характеру вопросы и задания, которые обезличивают произведение, авторскую индивидуальность и создают у ребенка какое-то общее, недифференцированное представление обо всем том литературном богатстве, с которым он встречается [17]

В процессе анализа художественного  произведения, в том числе и  поэтического, можно использовать следующие  виды работы с текстом: беседа, выборочное чтение, постановка вопросов самими учащимися, иллюстрирование текста, составление плана произведения.

Беседа включает вопросы, которые  можно разделить на группы:

- вопросы по фактическому содержанию, которые ставятся перед учащимися  после первого чтения и в процессе выборочного чтения;

- вопросы, выясняющие различные  связи: причина и следствие  и др.;

- вопросы, ведущие к оценкам  и обобщениям;

- вопросы, направленные на установление  ассоциаций с опытом детей.

Вопросы беседы должны быть целенаправленны и ставиться в определенной системе.

Выборочное чтение - это чтение текста в соответствии с заданием или вопросом. Задания могут быть направлены на выяснение конкретного  содержания, на установление различных  связей, на раскрытие художественных особенностей, собственного отношения учащихся к прочитанному.

Выборочное чтение позволяет эффективно сочетать работу над формированием  навыков сознательного и выразительного чтения и умений работать с текстом.

В связи с этим выборочное чтение применяется при составлении плана, иллюстрировании, составлении характеристики героя, раскрытии идеи произведения и т.д.

А.А. Абдуллина отмечает, что не все дети сразу овладевают умением  воссоздавать образы и картины читаемого  текста. Помочь этому может иллюстрирование [18].

Весьма результативным видом работы является постановка вопроса к поэтическому тексту самими учащимися. Этому необходимо учить. Сознательность постановки вопроса  формируется в процессе анализа  учителем собственных вопросов или  вопросов, помещенных после текста. И тут же нужно показать учащимся, как нужно отвечать на вопросы, используя текст. На начальном этапе работа выполняется коллективно и носит обучающий характер.

После анализа поэтического произведения необходимо провести  вторичный  синтез, это объясняется специалистами тем, что у детей младшего школьного возраста в силу их наивного реализма, недостаточной сформированности абстрактного мышления снижена потребность в анализе прочитанного. Поэтому нужно постоянно использовать разные виды работ синтетического характера (составление плана, пересказ, графическое и словесное рисование, музыкальное иллюстрирование литературного произведения и т.д.). При изучении поэтических произведений можно использовать такие виды работ, как графическое и словесное рисование, музыкальное иллюстрирование [ 19].

Графическое рисование чаще всего  выполняют дома.

Словесное рисование поэтического образа требует четкого воспроизведения  картины с помощью слов. Для  этого необходимо хорошее знание текста .

В разработанную систему заданий по словесному рисованию входит четыре группы упражнений. Первая группа  направлена на развитие у детей способности эмоционально откликаться на прочитанное. Для полноценного восприятия стихотворения ученикам необходимо проникнуться эмоциональным состояние героя, почувствовать и пережить то, что его волнует, удивляет, радует. Для усиления эмоционального восприятия Новоженовой Н. А. предлагаются такие задания:

- Какие чувства при чтении  стихотворения возникли в вашей  душе: изумление, радость, восхищение, сожаление, восторг?

- Обратите внимание на слова,  которые подбирает автор для  того, чтобы передать свою радость  при виде необыкновенной красоты?

- Найдите в стихотворении слова,  передающие настроение автора.

Вторая группа упражнений направлена на пробуждение воображения и фантазии школьников:

- Подумайте, какие краски вам  нужно использовать, чтобы нарисовать  картинку к тексту.

- Какие звуки повторяются в  строке и что они "рисуют"?

Третья группа упражнений направлена на детализацию и конкретизацию  представлений об эпитетах, сравнении, олицетворении, метафоре, например:

- Изменится ли стихотворный  образ, если вы замените эпитет, сравнение и метафору? и т.п.

Четвертая группа упражнений способствует выражению личностных отношений:

- Какое настроение автора вы почувствовали?

- Расскажите о своем отношении  к воображаемой картине. [http://www.profistart.ru/ps/blog/13681.html]

Итак, изучение любого художественного  произведения в начальной школе  должно опираться на определенную методику. Не составляет исключения и поэтическое произведение. Чтобы проникнуть в суть стихотворения, дети должны иметь определенный запас жизненных наблюдений, представлений и литературный опыт в анализе стихов. Только в этом случае можно начать разговор о настроениях, чувствах автора, рассказать о своих чувствах, своем видении жизни. Тогда дети испытывают большую радость от того, что нашли строки, созвучные своему настроению, своим впечатлениям.

Для полноценного восприятия стихотворения  учениками необходимо проникнуться эмоциональным состоянием героя, прочувствовать и пережить то, что его волнует.

Чтобы провести хороший урок, учителю  необходимо окунуться в произведение, пропустить его через себя. Но организуя  изучение стихотворного произведения, необходимо учитывать возрастные и  индивидуальные особенности ребенка. Кроме того, учителю необходимы знания психологических основ восприятия и понимания текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Поэзия В. Д. Берестова на уроках чтения в современной начальной школе

Творчество  В. Д. Берестова- замечательного поэта, написавшего большое количество произведений для детей, по нашему мнению, должно привлекать во многих отношениях составителей современных УМК по чтению.

С целью выявления  современного положения дел с  изучением стихотворений  В. Д. Берестова  в начальной школе нами был проведен анализ шести современных УМК по чтению с точки зрения выявления наличия в них стихотворений Берестова и выяснения особенностей методики работы с этими текстами. Попытаемся описать результаты нашего анализа данных учебников.

1) Программа «Чтение и начальное литературное образование» (УМК «Школа 2100»)

 Авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.

В данный УМК  входят книги «Капельки солнца» (1класс), «Маленькая дверь в большой  мир» (2 класс в 2 частях), «В одном  счастливом детстве»  (3 класс в 2 частях),  «В океане света» (4 класс в 2 частях).[20-28]

Учебник по чтению для 1 класса содержит 91 стихотворение, из которых 1 – стихотворение В.Д. Берестова, что составляет 1.1% от общего количества стихотворений. Стихотворение  «Про машину», расположено в разделе «Попрыгать, поиграть…» и сопровождается карикатурными картинками и фотографиями, что на наш взгляд не воспитывает у детей эстетического вкуса.  В методической рекомендации [20-21] авторы предлагают сначала поработать с иллюстрациями и сравнить их с иллюстрацией из предыдущего стихотворения ( тоже карикатурного характера), потом авторы предлагают почитать стихотворения по строфам, после которых учитель должен задавать детям вопросы по прочитанному. На наш взгляд такой вид работы не позволяет детям насладиться произведением, что в дальнейшее может отбить интерес к чтению.

Информация о работе Изучение методологического опыта по изучению пейзажной лирики русских поэтов XIX века на уроках литературы в школе