История становления и развития юридического образования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - рассмотреть и углубить знания в области истории развития юридического образования России.
Из цели вытекают и конкретные задачи:
1) исследовать содержание юридического образования в России;
2) рассмотреть структуру и систему юридического образования, уделить внимание вопросам, которые являются наиболее актуальными;
3) выявить те этапы, которые представляются наиболее значимыми для становления юридического образования.
4) изучить научную литературу по теме исследования.

Оглавление

Введение ……………………….……………..……………………….…….…….3
ГЛАВА I. Характеристика процесса становления юридического образования в России………………………………………………………………….5
1. Этапы становления юридического образования в России……………..5
2. Влияние Петровских реформ на организацию юридического образования…………………………………………………………………12
3. Юридическое образование 1725 – 1800 гг……………………………..15
4. Развитие юридического образования на рубеже XIX - XX вв………..20
ГЛАВА II. Система юридического образования в России и принципы ее построения …………………………………………………………….25
1. Система юридического образования и ее структура. Принципы построения системы юридического образования и факторы, влияющие на ее развитие………………………………………………25
2. Современная система юридического образования и основные направления ее модернизации……………………………………….31
Заключение…………………………………………………………………….....35
Библиография…….………………………………………………………………37

Файлы: 1 файл

юр образование в России.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

предусматривающих реализацию новых моделей в образовании;

    • реформирование системы управления профессиональным юридическим образованием в целях повышения эффективности деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования с четким разделением их подчинения на два уровня (федеральный и региональный) и возможностью передачи части полномочий на муниципальный уровень.

 

Таким образом, целью модернизации является подготовка квалифицированных работников соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда. Для реализации этой цели необходимо устранение наибольшего числа противоречий. Большего внимания, по моему мнению, требует такое противоречие как несоответствие между количеством и качеством подготовки специалистов, выпускаемых образовательными учреждениями юридического профиля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Юридическое образование характеризуется особенностями заимствования, использования и оценки юридических знаний, выработанных в Европе. Начиная с открытия Московского университета и до настоящего момента юридическая наука постоянно усовершенствуется.

История юриспруденции  допетровской Руси богата и своеобразна. Она включала и подготовку людей, в чьи профессиональные обязанности входило знание законов, указов государственных органов, других нормативных актов и их практическое применение. Но только с начала XVIII в., создание системы научно-педагогических учреждений, основания Академии наук, университетов и других учебных заведений, что вызывалось возрастающими потребностями общества и государства в специалистах, можно говорить о регулярной, организованной подготовке правоведов в России.

Таким образом, юридические  факультеты в открывшихся в то время университетах становились  основным источником подготовки российских правоведов. Кроме них, в первой половине XIX в. были образованы привилегированные учебные заведения закрытого типа и Училище правоведения, выпускники которых в большом объеме изучали юридические науки и готовились в основном для службы в центральных государственных учреждениях, в том числе в Министерстве внутренних дел, а также судебном ведомстве. К середине XIX  в. правительство начинает понимать необходимость специальной и правовой подготовки полицейских и предпринимает первые шаги в этом направлении.

Система юридического образования призвана профессионально подготовить специалистов юридического профиля различных образовательных уровней.

Оценивая статус юридического образования как науки в современном Российском государстве, В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. отдают отчет в полном отсутствии юридических оснований для признания юриспруденции формой права.

Несмотря на постоянное усовершенствование системы юридического образования в ней существует ряд противоречий. Главным противоречием в настоящее время является несоответствие между количеством и качеством подготовки специалистов, выпускаемых образовательными учреждениями юридического профиля.

В ходе выполнения курсовой работы можно сделать не утешительный вывод в том, что в юридическом  образовании большего внимания заслуживает  исторический опыт, в котором можно  найти примеры признания за юридической  наукой статуса формы права. Такой статус является наивысшим. Особое внимание следует уделить работам выдающихся деятелей, стоявших у истоков становления юридического образования.

В работе использовалось максимальное количество литературы, учитываются различные мнения по рассматриваемым вопросам, а также выявлены наиболее значимые для юриспруденции  понятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

 

1) Верещагина А.В. Опыт  периодизации становления и развития  юриспруденции в России. М., 2003.

2) Суханов Е.А. Проблемы  реформирования высшего юридического образования // Вестник Московского университета. Серия 11. право. 1996. № 5, 6.

3) Пронькин В. Н., Гутников  А. Б. Живое право. Т. 1.- СПб.: Полтекс, 2000

4) Бошно С.В. Статус  юридической науки в контексте  учения о формах права // Юрист  2007. №2

5) Юридическая педагогика: учебник для вузов / под редакцией В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. М.: Юнити, 2004.

6) Соловьев С.М. История  России с древнейших времен. М. 1987.

7) Энциклопедический  словарь. М. 1991.

8) Горин А. Г. Юридические  общества в дореволюционной России //  Советское государство и право. 1989. №7.

9) Юридический энциклопедический  словарь/ ответственный редактор  Марченко М.Н. – М.: ТК Велби, 2006

10) Становление и развитие  теоретической юриспруденции в  России: Учебное пособие / Под  ред. В. М. Шадрин.  Челябинск: Экзамен, 2006.

11) Юридическая наука  и практика: проблемы теории и  практики: сборник научных статей. – Курган, 2002

12) Власов В.И., Низовцев  В.В., Шевченко В.: Основы правоведения: учебное пособие для студентов  юридических специальностей:. – Ростов на Дону: «Феникс», 1997

13) Певцова Е.А. Теория  и методика обучения праву:  Учебник для вузов. –М: Владос, 2003

14) Овсейко С. Юридическая  природа // Юрист: - 2006

15) Фурсова Ф.П. Из  истории правового образования  России // Преподавание истории и обществознания в школе. 2006.  № 1.

16) Большая юридическая  энциклопедия: самое полное современное  издание. – М.: Эксмо, 2005

17) Тимошенко И.В. Юриспруденция:  учебное пособие. – М.: ИКЦ «Март». 2003

18) Кодан П. В. Из  истории юридического образования  в России в  XIX в.: Правовое воспитание и юридическое образование в условиях демократизации советского общества. Свердловск: Дрофа, 1991.

19) Теория государства  и права: Учеб. для вузов / Отв.  редактор В. Д. Перевалов. М.: Просвещение, 2005

20) Юридическая наука и практика проблемы теории и практики: Сборник научных статей. – Курган. 2002.

 

1 См.: Панченко А. М. Русская культура в канун Петровских реформ. СПб.: Питер, 1984.

2 См.: Ключевский В.О. Неопубликованные произведения. М.: Просвещение, 1993.

3См.: Морошкин Ф. Л. Об участии Московского университета в образовании отечественной юриспруденции // Ученые записки Московского университета.  М., 1834. С. 225.

4 См.: Коркунов Н. М. История философии права. М.: Дрофа,  1915 г.

5 См.: Лубяновский Р. Воспоминания // Московский университет в воспоминаниях современников. М.: Просвещение, 1989. С. 36.

6 См.: Ивашевский С. Л. Проблема сущности права в истории отечественной философско-правовой мысли // Государство и право. 2007. №12. С. 66.

7 См.  Закон Российской Федерации «Об образовании»; Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании».Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон«О высшем и послевузовском образовании» типовые положения об образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования; другие подзаконные государственные акты.

8 В некоторых государственных образовательных стандартах второго поколения все учебные дисциплины, входящие в компонент образовательного учреждения, представлены как дисциплины специализации.

9 См. главу III Закона Российской Федерации «Об образовании» и главу IV Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

10 См. Закон Российской Федерации «об образовании»

11 См.  Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (принята распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р)


Информация о работе История становления и развития юридического образования в России