История становления и развития юридического образования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - рассмотреть и углубить знания в области истории развития юридического образования России.
Из цели вытекают и конкретные задачи:
1) исследовать содержание юридического образования в России;
2) рассмотреть структуру и систему юридического образования, уделить внимание вопросам, которые являются наиболее актуальными;
3) выявить те этапы, которые представляются наиболее значимыми для становления юридического образования.
4) изучить научную литературу по теме исследования.

Оглавление

Введение ……………………….……………..……………………….…….…….3
ГЛАВА I. Характеристика процесса становления юридического образования в России………………………………………………………………….5
1. Этапы становления юридического образования в России……………..5
2. Влияние Петровских реформ на организацию юридического образования…………………………………………………………………12
3. Юридическое образование 1725 – 1800 гг……………………………..15
4. Развитие юридического образования на рубеже XIX - XX вв………..20
ГЛАВА II. Система юридического образования в России и принципы ее построения …………………………………………………………….25
1. Система юридического образования и ее структура. Принципы построения системы юридического образования и факторы, влияющие на ее развитие………………………………………………25
2. Современная система юридического образования и основные направления ее модернизации……………………………………….31
Заключение…………………………………………………………………….....35
Библиография…….………………………………………………………………37

Файлы: 1 файл

юр образование в России.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

  Одним из наиболее способных  учеников С. Е. Десницкого был В. Новиков. Он стал первым русским автором, издавшим в 1790 г. учебное пособие по праву: «Театр судоведения или чтение для судей и всех любителей юриспруденции, содержащее достопримечательные и любопытные судебные дела, юридические исследования знаменитых правоискусников и прочие сего рода происшествия. Удобные просвещать, трогать, возбуждать к добродетели и ставить полезное и приятное времяпрепровождение».

  Одним из самых известных  законоискусников был Захар Аникеевич Горюшкин – знаток права, делопроизводства, деятельности различных учреждений и ведомств. Долгое время (с конца 80- х. годов 18 в. до своей смерти в 1821г.) он пользовался большой популярностью в Москве, сначала как чиновник, готовый помочь правильно составить и направить, куда следует прошение или челобитную, а потом как один из самых любимых студентами профессоров Московского университета.

  З. А. Горюшкин не получил  никакого систематизированного  образования, был самоучкой. Право  он изучал, служа в канцелярии  Московского губернатора, а затем – чиновником юстиц-коллегии. После преподавания курса «Практического законоискусства» стал большим мастером в этой области. Он проводил занятия, говоря современным языком, «проблемным методом»: сначала излагал текст того или иного законодательного акта, а затем на конкретных примерах демонстрировал возможность законного решения ситуации. Итогом его практической, научной, преподавательской деятельности стало издание им в 1861 году четырехтомного труда «Руководство к познанию российского законоискусства», длительное время бывшего главным пособием для всех изучавших российское право.5

 Значение Московского университета  в подготовке юристов для государственных  учреждений, судов возросло после  того, как в 1763 году указом Екатерины  II из – за недостатка квалифицированных преподавателей была закрыта школа при Сенате.

Преподавание «Российской юриспруденции» вводилось в шляхетских корпусах – учебных заведениях для дворянской молодежи. Среди изучаемых предметов  были «юс - натуре» (естественное право), а также «юриспруденция синильная и криминальная», то есть гражданское и уголовное право.

В созданных в 1805 году двух высших кадетских корпусах в числе обязательных предметов было право естественное, право народное и военное право. Эти дисциплины преподавались также  и в военно-учительском институте.

В 1797г. император Павел I, ревностно относившийся к вопросам организации военной и гражданской службы, посчитал неправильным, что будущие чиновники государственных учреждений, в том числе и высших, готовятся в университете вместе с другими студентами и находятся вне контроля своих будущих начальников. Последовал указ о восстановлении школы при Сенате. Вновь был введен порядок, согласно которому будущие чиновники одновременно с учебой в школе при Сенате проходил служебную практику в центральных государственных учреждениях. Контроль за деятельностью школы, успеваемостью и дисциплиной учащихся был возложен непосредственно на одного из высших должностных лиц империи – генерал- прокурора Сената князя А. Б. Куракина.

Куракин имел юридическое  образование: окончил знаменитый Лейденский университет. Он привез в Россию большую библиотеку научной, в основном юридической, литературы. Генерал – прокурор сам составил Положение о «классе юридическом». Его концепция заключалась в том, что «правоведение, или юриспруденция, долженствует быть главным предметом, в сей школе». Целью обучения в этом классе было «познание гражданских законов теоретически и практически. Первое, разумеется, таким образом, чтобы учитель дал учащимся знания обо всех регламентах, уставах и прочих государственных установлениях и другие нужные в законах знания».

В рассматриваемый период началась подготовка профессиональных юристов в Московском университете, открытом в 1755 году. Однако правовое образование  шло с трудом. Изучение права стало  обязательным элементом дворянского  образования, было введено в военных кадетских корпусах. Появляются первые отечественные  преподаватели права С. Е. Десницкий, В. В. Новиков, З. А. Горюшкин. С середины XVIII в. в России заметно увеличивается число издаваемых книг по юридической тематике и, что очень важно, вводится практика публикаций большим тиражом многих законов и распоряжений властей.

 

 

 

4. Развитие юридического образования на рубеже XIX - XX вв

 

Расширение и укрепление роли правовых начал в различных  сферах общественной и государственной жизни после реформ 60-х. годов обусловили дальнейшее развитие юридического университетского образования, необходимого для подготовки соответствующих специалистов. Новый университетский устав 1884г. фиксировал очередной рост юридических факультетов, произошедший главным образом за счёт разделения существовавших кафедр на новые, самостоятельные. Так, на основе кафедры гражданского права и гражданского судоустройства и судопроизводства были созданы кафедры русского гражданского процесса. Аналогичным образом кафедра уголовного права и уголовного судоустройства и судопроизводства была разделена на кафедры русского уголовного права и русского уголовного процесса. Была образована кафедра торгового права, кафедра истории философии права. Будущие правоведы должны были изучать и науки, преподаваемые на других факультетах университета,- логику, судебную медицину, древнюю римскую историю, русскую историю, новую историю европейских стран.6

        Главными дисциплинами юридического  факультета считались: римское  право, изучение которого было необходимо для того, чтобы понять сущность, происхождение права; русское гражданское и уголовное право. Широко применялись такие методы преподавания, как традиционный  разбор юридических казусов и толкование нормативных документов, что считалось приближением науки к практике. Это вызывало критику со стороны ряда ведущих правоведов страны, предлагавших изменить систему университетского юридического образования.

        Уровнем подготовки студентов-юристов  было обеспокоено и Министерство  народного просвещения. В августе 1902 г. оно провело опрос «видных судебных деятелей», которые оценили общетеоретическую подготовку молодых юристов как «очень низкую». Министр юстиции граф Н. В. Муравьёв писал по этому поводу, что «Исключительной задачей высшего юридического образования должна считаться общая теоретическая подготовка … широта и разносторонность теоретического образования». По мнению «видных судебных деятелей», студентам-юристам надо «в обязательном порядке писать и защищать рефераты по истории, теории права».

        В полной мере эта идея не  могла быть реализована, так  как в начале XIXв. В России увеличивалось количество учебных заведений гуманитарного, экономического профиля, готовящих соответствующих специалистов, которые ранее получали образование на юридических факультетах. Но в университетах было расширено преподавание международного права, введён специальный курс морского права, а также курс психологии и красноречия.

        Хотя на юридических факультетах  университетов и не был введён курс социологии, но получало развитие преподавание юридических дисциплин, прежде всего уголовного права, с позиции социологической школы, представленной такими именами, как М. Н. Гернет, Н. Н. Полянский и др.

        Идея соединить изучение психологии, социологии, антропологии права была реализована при создании по инициативе В. М. Бехтерёва в 1908 г. Психоневрологического института. На первом и втором курсах института наряду с психологией, физиологией, социологией изучались теория права и государства, уголовное право. На третьем курсе начиналась специализация образования студентов, проходившая в различных секциях института.

Значительное число  юристов в пореформенной России по-прежнему готовились в закрытых привилегированных учебных заведениях – Александровском (бывшем Царскосельском) лицее, Училище правоведения, Ярославском, Демидовском юридическом лицее. В этих учебных заведениях традиционно больше внимания уделялось изучению государственного, гражданского права.

В 1868 г. в Москве образован  новый лицей имени цесаревича Николая, известный как «Катковский», по имени его основателя – популярного и влиятельного публициста М. Н. Каткова. Лицей был основан на средства московской буржуазии, фактически покупавшей в нем места для своих детей. «Катковский» лицей имел три отделения, самое большое из них – юридическое. Часть лекций «катковцы» слушали в лицее, а часть – под руководством и присмотром наставников в Московском университете.  В 80-е годы XIX в. лицей имени цесаревича был преобразован в учебное заведение, готовившее только правоведов, а в 1907 г. получил статус высшего юридического учебного заведения.

Большой объем юридических  дисциплин преподавался в Московском Межевом институте, готовящем землемеров, геодезистов. Особое внимание уделялось  преподаванию семейного, наследственного права.

В начале 80-х. годов была пересмотрена и сокращена программа  обучения в кадетских корпусах, дававших среднее образование и готовивших основную массу офицеров российской армии.

Окончившие среднее  военное учебное заведение, поступая в Военно-юридическую академию, созданную в 1867 году, должны были сдать экзамены по русской литературе, истории, географии, химии, физике и ряд других предметов.

Все предметы, преподаваемые  в академии, делились на: а) «основные»: уголовное, гражданское, государственное и другое законодательство и б) «вспомогательные»: энциклопедия и история философии права, история русского права, судебная медицина и другие предметы. На первых двух курсах велись занятия по русскому языку, литературе и двум иностранным языкам. На последнем курсе большое количество учебного времени отводилось практическим занятиям по военному судопроизводству. В военно-юридической академии, получившей в 1899г. название Александровской – в память императора Александра II, преподавали известнейшие отечественные ученые-правоведы: Н.А.Неклюдов, Н. Д. Сергеевский.

Окончившие академию офицеры, в зависимости от успехов  в учебе, делились на два разряда. Выпускники первого разряда –  отличники учебы получали внеочередное воинское звание, слушатели второго разряда направлялись на места прежней службы.

Возможность получить образование, в том числе юридическое, расширялось  и для тех слоев населения, которым ранее доступ в юридические  учебные заведения был закрыт или затруднен. К первым относились женщины, не имевшие права до 1876 г. получить высшее образование. В 1876 г. Министерству народного просвещения было предоставлено право открывать Высшие женские курсы при университетах. Самыми известными и популярными стали высшие женские курсы в Санкт-Петербурге.

Привлекательной стороной обучения на юридических курсах для  женщин являлось преподавание политической экономии, финансового, административного  права, что давало возможность поступать  на работу в коммерческие и банковские учреждения.

Общественным учебным  заведением, пользовавшимся большой  популярностью, был созданный в 1908 г. Московский городской народный университет. Университет имел два отделения: научно-популярное и академическое. В 1911 г. многие преподаватели Московского  университета, в том числе правоведы, в знак протеста против политики правительства ушли из него в Народный университет. Диплом Народного университета не давал возможности поступить на государственную службу.

Реформы 60-х годов XIX в. способствовали развитию российского капитализма, что неизбежно порождало стремление буржуазии овладеть рычагами власти, одним из условий достижения цели являлось наличие высшего образования. Возможность получения юридического образования была предоставлена для тех социальных слоев, которые раньше были изолированы  и ни в коем случае не допускались к получению высшего юридического образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. Система юридического образования в России и   принципы ее построения .

 

1. Система юридического образования и ее структура. Принципы построения системы юридического образования и факторы, влияющие на ее развитие.

 

Юридическое образование  – составная часть единой российской системы образования. Правовой основой  ее построения служат Федеральные законы Российской Федерации и нормативные акты государства в сфере образования.7

Система юридического образования создана для профессиональной подготовки специалистов юридического профиля различных

образовательных уровней (образовательных цензов). Ее структура  представляет собой совокупность трех взаимодействующих подсистем:

  • преемственных образовательных программ и государственных стандартов различного уровня и направленности;
  • сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
  • органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Первая подсистема – образовательные программы и государственные образовательные стандарты. Образовательные программы отражают содержание учебных дисциплин, определяющих подготовку специалистов юридического профиля в зависимости от уровня профессионального

образования (начальное, среднее, высшее). Объем содержания образовательных программ однородных учебных дисциплин каждого образовательного уровня к среднему, а от него высшему. Этим достигается непрерывность в системе многоуровнего юридического образования. Обязательный минимум содержания каждой основной образовательной программы по предмету (для конкретной специальности и квалификации) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

Государственные образовательные  стандарты (ГОС) по специальностям «юриспруденция», «правоведение», «правоохранительная  деятельность» и другим включают в себя федеральный и региональный (национально-региональный или ведомственный

Информация о работе История становления и развития юридического образования в России