Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:34, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотреть и углубить знания в области истории развития юридического образования России.
Из цели вытекают и конкретные задачи:
1) исследовать содержание юридического образования в России;
2) рассмотреть структуру и систему юридического образования, уделить внимание вопросам, которые являются наиболее актуальными;
3) выявить те этапы, которые представляются наиболее значимыми для становления юридического образования.
4) изучить научную литературу по теме исследования.
Введение ……………………….……………..……………………….…….…….3
ГЛАВА I. Характеристика процесса становления юридического образования в России………………………………………………………………….5
1. Этапы становления юридического образования в России……………..5
2. Влияние Петровских реформ на организацию юридического образования…………………………………………………………………12
3. Юридическое образование 1725 – 1800 гг……………………………..15
4. Развитие юридического образования на рубеже XIX - XX вв………..20
ГЛАВА II. Система юридического образования в России и принципы ее построения …………………………………………………………….25
1. Система юридического образования и ее структура. Принципы построения системы юридического образования и факторы, влияющие на ее развитие………………………………………………25
2. Современная система юридического образования и основные направления ее модернизации……………………………………….31
Заключение…………………………………………………………………….....35
Библиография…….………………………………………………………………37
Оглавление
Введение ……………………….……………..…………
ГЛАВА I. Характеристика процесса становления
юридического образования в России………………………………………………………………
2. Влияние Петровских реформ на организацию
юридического образования…………………………………………………
3. Юридическое образование 1725 – 1800 гг……………………………..15
4. Развитие юридического образования на рубеже XIX - XX вв………..20
ГЛАВА II. Система юридического образования в России и принципы ее построения …………………………………………………………….25
1. Система юридического образования и ее структура. Принципы построения системы юридического образования и факторы, влияющие на ее развитие………………………………………………25
2. Современная система юридического образования и основные направления ее модернизации……………………………………….31
Заключение……………………………………………………
Библиография…….………………………………………
Юридическое образование – составная часть единой российской системы образования.
Наука юриспруденции в течение своего формирования и развития прошла длительный путь, в процессе которого менялся ее статус. Она переживала периоды взлетов и падений. В периоды расцвета ученые входят во власть и моду, а сами научные произведения воспринимаются как неотъемлемый атрибут общественного знания. Почет, уважение, признание и авторитет известны науке. В худшие времена научное знание не оказывает практически никакого влияния на общественно-политическую, в том числе на правотворческую деятельность. В периоды расцвета наука становится правом, в периоды падения она занимает скромное место источника права. В известной степени значение и статус любого явления оценивается через его роль в социальной жизни, степень его влиятельности. Это в полной степени относится и к науке. Представляется важным обратиться к природе и сущности юриспруденции, которая обусловливает ее большую роль в жизни общества.
Говоря о становлении юридического образования в России начала XVIII в., надо вспомнить, что укрепление и развитие российской государственности в XVII в. после потрясений Смутного времени включали в себя и развитие права как регулятора общественных отношений и необходимого условия эффективного функционирования центрального и местного аппаратов государственного управления, разраставшихся и усложнявшихся.
Система юридического образования создана для профессиональной подготовки специалистов юридического профиля различных образовательных уровней.
Актуальностью темы курсовой работы является рассмотрение становления юридического образования как науки, раскрытие ее структуры и т.п.
Цель курсовой работы - рассмотреть и углубить знания в области истории развития юридического образования России.
Из цели вытекают и конкретные задачи:
1) исследовать содержание юридического образования в России;
2) рассмотреть структуру
и систему юридического
3) выявить те этапы, которые представляются наиболее значимыми для становления юридического образования.
4) изучить научную литературу по теме исследования.
Объект исследования – развитие становление юриспруденции и её значение для России на каждом из этапов её развития.
Предметом исследования стала современная система юридического образования и основные направления ее модернизации.
Структура работы. Работа состоит из оглавления, введения, 2 глав, включающих 6 параграфов, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА I. Характеристика процесса становления юридического образования в России.
В истории теоретической и прикладной юриспруденции России можно выделить несколько этапов ее становления и развития, каждый из которых помимо прочих различий, характеризуется и особенностями заимствования, использования и оценки юридических знаний, выработанных в Европе.
Первый этап с начала XVIII века до 1755 года (открытие Московского университета) – период осознания необходимости профессиональных юристов. Активная реформаторская деятельность Петра I, изменившая систему управления Российским государством, сопровождалось изданием множества нормативно-правовых актов, положения которых противоречили предписаниям Соборного Уложения, что способствовало повсеместному нарушению законности, ставшему угрозой для Российской государственности. Необходимо было разрешить, по меньшей мере, две равнозначные задачи, во-первых, упорядочить имевшееся законодательство, во-вторых, сформировать слой управленцев, которые бы обладали занятиями в области юриспруденции. Сложившийся к этому времени порядок подготовки законоведов путем приобретения практических навыков при разрешении дел вследствие своей длительности и отсутствия теоретической подготовки был непригоден.
Решение этой проблемы было возможно только путем прямого заимствования юридических знаний уже выработанных народами Европы. Рецепция шла в трех направлениях: 1) приглашение иностранцев, обладающих специальными знаниями, на службу; 2) организация в России
системы подготовки юристов, подобной существовавшей в Западной Европе и заключавшейся в изучении не практики, а теории права и теоретических
основ законодательства; 3) направление
молодых россиян на обучение за границу.
Иными словами у истоков
Наиболее успешно обучавшихся россиян направляли за границу для продолжения обучения в европейских университетах, не только Германии, но и Франции, Шотландии. Такой путь прошли все наиболее известные ученые юристы России не только XVIII в., но и XIX века. Исключение, пожалуй, составляет З.А. Горюшкин, который, будучи профессором права, вообще не имел университетского образования. Помимо создания учебных заведений, в которых изучалась юриспруденция, направления россиян для обучения за границу предпринимались попытки найти за рубежом для службы в государственном аппарате России опытных специалистов и книг по юриспруденции. Такой наказ, частности, был дан в конце 1715 года Петром I А. Веселовскому.
Второй этап (с 1755 г. до 1864 г.) распадается на два временных отрезка – с 1755 года до начала XIX века и с начала XIX века до 1864 года. На указанном этапе означенные тенденции сохраняются и получают свое дальнейшее развитие. Первый период ознаменован формированием концепции и структуры российского юридического образования в Московском университете, появлением профессуры из «природных россиян» (С.Е. Десницкий и И.А. Третьяков), созданием первого труда по российскому праву. Становление высшего юридического образования, безусловно, связано
с деятельностью М.В. Ломоносова, фактически организовавшего московский университет и заложившего фундамент концепции университетского юридического образования.
При этом следует отметить, что структура юридического образования,
предложенная М.В. Ломоносовым, создавалась под влиянием европейского образца, основу которого составляло изучение фундаментальных дисциплин, таких как философия, этика, политика, история, римское право.
Иного подхода к выработке концепции высшего юридического
образования в России быть е могло, поскольку в России никаких его аналогов не было, да и сам М.В. Ломоносов получал университетское образование в Германии (1736-1741). Но не только структура высшего юридического образования была заимствована из Европы. Первым и единственным в течение 10 лет профессором, работавшим на юридическом факультете Московского университета, с которого фактически началось высшее юридическое образование России, был австрийский ученый Филипп Генрих Дильтей (1723-1781). В каталоге своих лекций он поместил такие предметы как римское, криминальное, феодальное право. Однако главным предметом оставалось естественное право, являющееся особой интерпретацией Дигестов Юстиниана. Именно Ф.Г. Дильтей предпринял первые попытки серьезного изучения российского права. Написанная им книга о российском вексельном праве, оказалась настолько востребованной, что купцы пользовались ею при оформлении сделок, забывая видеть в ней «произведение частного человека».
С 1772 года Ф.Г. Дильтей начал читать курс истории русского законодательства, институции и историю римского права. Известны три его речи: «О происшествии и учреждении университетов в Европе», прочитана в апреле 1768 г.; «О римском правлении и разных оного переменах» от 30
июля 1769 г.; «О причинах изобилия и медлительного обогащения государств» от 30 июля 1772 года.
Учениками Ф.Г. Дильтея являлись: Алексей Артемьевич Артемьев, написавший работу «Краткое начертание римских и российских прав с показанием купно обоих» (1777); Андрей Петрович Рогов (1742-1811), преподававший вексельное право. Его студентами были С.Е. Десницкий и
И.А. Третьяков – первые профессора права из «природных россиян». При подготовке и чтении лекций зарождавшаяся российская профессура, в том числе и С.Е. Десницкий, и И.А. Третьяков вынуждены были, в силу отсутствия отечественных трудов по праву, брать за основу работы немецких юристов, в частности И.Г. Генекцея. При этом они всегда анализировали русское право.
Второй период (первая половина XIX века) характеризуется тем, что формируется система юридического образования России. Если с момента создания Московского университета иностранный компонент в становлении и развитии российской юриспруденции доминировал и проявляется, как уже указывалось выше, прежде всего в том, что и профессура, и методика преподавания, и обеспечение учебного процесса были исключительно иностранного происхождения. Основу составляли зарубежная научная литература и нормативный материал, но с начала XIX века ситуация хотя и постепенно, но все-таки кардинально меняется. Влияние европейской юриспруденции происходит уже более опосредованно, преимущественно через формирование доктринального мировоззрения у юристов-россиян, направляющихся за рубеж для подготовки диссертации.
Вокруг возвращавшейся из-за границы молодой профессуры, которая направлялась в первой половине XIX в. в университеты Европы, прежде всего по инициативе М.М. Сперанского, постепенно формировались во вновь создаваемых университетов кафедры, готовились юридические кадры, которые смогли провести судебную реформу 1864 года как отмечалось выше,
такая традиция в области формирования научной элиты, и не только в области юриспруденции, культивировалось вплоть до 1917 года.
Сама подготовка судебной реформы, разработка Судебных уставов основывались на тщательном изучении европейского судоустройственного и судопроизводственного законодательства, практики функционирования судебной системы, изучение теории судоустройства и судопроизводства.
Один из сторонников радикальной судебной реформы Д.А. Оболенский
указывал на необходимость заимствования юридических начал, выработанных в Западной Европе, которые «уже…перешли в области практики» и «отнюдь не составляют принадлежность одной какой-нибудь страны, но суть общечеловеческое достояние».
Третий этап с 1864 года до 1917 года – период поступательного развития теоретической и прикладной юриспруденции в России. Он характеризуется двумя основными тенденциями :
а) повышением престижности
юридической профессии (доля
б) развитием, а к началу XX в. расцветом отечественной юридической науки.
В это время появились плеяда самобытных, европейски образованных ученых-юристов (Б.А. Кистяковский, М.М. Ковалевский, Н.М. Боркунов, Б.Н. Чичерин и др.), создавших оригинальные труды в области права, не уступавшие мировым аналогам. Своей актуальности эти исследования не утратили и в настоящее время.
Проведение Судебной реформы 1864 года стимулировало интерес к юриспруденции. Оно сделало престижной и востребованной профессию юриста, способствовало не только экстенсивному, но и интенсивному развитию юридического образования и юридической науки, поскольку понадобилось большее количество юристов нового типа, умеющих работать
в условиях состязательного процесса, сложившегося за рубежом, соответствующего рыночной экономике, которая активно стала формироваться в пореформенной России
Следует отметить, что на указанном этапе развития правоведения, прежде всего это касается науки, можно также выделить два временных отрезка – 1) до начала XX в. и 2) с начала XX в. до 1917 года. Если с момента проведения Судебной реформы и до начала XIX в. научные исследования были сосредоточены на изучении Российской правовой жизни во всем ее
Информация о работе История становления и развития юридического образования в России