Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:34, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотреть и углубить знания в области истории развития юридического образования России.
Из цели вытекают и конкретные задачи:
1) исследовать содержание юридического образования в России;
2) рассмотреть структуру и систему юридического образования, уделить внимание вопросам, которые являются наиболее актуальными;
3) выявить те этапы, которые представляются наиболее значимыми для становления юридического образования.
4) изучить научную литературу по теме исследования.
Введение ……………………….……………..……………………….…….…….3
ГЛАВА I. Характеристика процесса становления юридического образования в России………………………………………………………………….5
1. Этапы становления юридического образования в России……………..5
2. Влияние Петровских реформ на организацию юридического образования…………………………………………………………………12
3. Юридическое образование 1725 – 1800 гг……………………………..15
4. Развитие юридического образования на рубеже XIX - XX вв………..20
ГЛАВА II. Система юридического образования в России и принципы ее построения …………………………………………………………….25
1. Система юридического образования и ее структура. Принципы построения системы юридического образования и факторы, влияющие на ее развитие………………………………………………25
2. Современная система юридического образования и основные направления ее модернизации……………………………………….31
Заключение…………………………………………………………………….....35
Библиография…….………………………………………………………………37
многообразии (законодательство, государственное устройство, правовая культура, правосознание, правоприменение, оценка Судебных уставов, анализ корректировок, вносимых в законодательство и прежде всего в Судебные уставы), то с начала XX в. содержание работ меняется и значительное количество исследований посвящается перспективам развития Российской государственности, в связи с этим появляются исследования компаративного характера, которые содержат сравнительный анализ государственно-правовых институтов государств того периода времени, ведутся поиски оптимальной формы государственного устройства и правления для России, многие сочинения посвящены становлению и перспективам развития многопартийности, парламентаризма, правового государства и т.п. При этом авторы не просто воспроизводят сложившиеся в зарубежной научной литературе концепции этих явлений применительно к России, а пытаются выработать собственные оригинальные конструкции и т.п.
В этот период времени расцвета достигает многообразие методологических подходов, начало которому было заложено еще в период зарождения российской юридической науки. Существенное место занимают междисциплинарные исследования, сочетающие в себе не только юридическую, но и философскую, экономическую, антропологическую материи.
Четвертый (советский) этап с октября 1917 года до начала 90-х годов. Вооруженным переворотом 1917 года эволюционное развитие Российского государства было прервано, что не могло не отразится на состоянии юридического образования и юридической науки.
Отрицание ценности права, свойственное для большевиков, которые рассматривали право и суд лишь как инструменты классовой борьбы губительно сказалось на юриспруденции. На смену многообразия методологических подходов пришло методологическое единообразие в исследованиях и преподавании. Сократилось число юридических вузов, в
том числе был закрыт первый юридический факультет России в Московском университете. Наличия юридического образования как условия работы в судебных органах не требовалось, необходимыми были надлежащее социальное происхождение и партийная принадлежность. В 1922 году в связи с пятилетием Советской власти Н.В. Крыленко с воодушевлением писал о том, что «красные прокуроры на 60% из рабочих и на все 100% с испытанным революционным прошлым». Согласно статистическим данным в 1935 году только 8,4% народных судей имели высшее, заметим не высшее юридическое, а вообще высшее образование. В 1933 году в РСФСР дипломы юристов получили только 300 человек. К примеру, в 1894 году на юридических факультетах университетов России обучалось 5159 студентов.
Пятый этап с начала 90-х годов XX века до настоящего времени. Формирование рыночной экономики предопределяет востребованность юридического образования, поскольку ее функционирование немыслимо без правового регулирования, создающего равный масштаб поведения для участников правоотношений. Как в следствие сложившаяся в советский период (в 50-70 годы XX века) система юридических вузов и структура юридического образования претерпела изменения. Результатом этих преобразований стало механическое увеличение вузов, в которых готовят юристов, и понижение качества подготовки выпускаемых специалистов.
Происходящие процессы инициировали дискуссию по поводу реформы юридического образования. Подобного рода полемики в истории России были неоднократно, в том числе в 50-60 годы XIX века. Наиболее активно тогда обсуждался вопрос о месте университетов в общественной жизни и о необходимости изменения приемов преподавания, при этом участники тогдашних дебатов, как и сейчас, апеллировали к зарубежному опыту.
Реформа образования, в том числе и юридического, объективно необходима, но речь не должна идти о копировании зарубежных образцов и о радикальном преобразовании. При определении содержания реформы должен учитываться имеющийся исторический опыт постановки юридического образования в нашей стране. Как и в период его становления, необходимо делать упор на теоретическую подготовку юристов, поскольку Толька такая подготовка формирует профессиональное правосознание, уровень которого весьма низок у современных правоприменителей в силу особенностей нашего исторического развития.
2. Влияние Петровских реформ на организацию юридического образования.
Петровские реформы, в
том числе в государственно-
Благоприятствовал российским реформам начала XVIII в. и тот факт, что во главе государства стояла неординарная личность самодержавца, понявшего значение России в системе европейских государств и то, что надо сделать для ее величия в будущем. Он сознавал, что Россия в силу ряда исторических особенностей отставала от стран Европы в формировании юридического образования, что западные государства имеют значительно больший опыт в правоведении. Поэтому Петр I активно использовал их идеи в своих реформах.
Труды знаменитых Западноевропейских юристов Г. Гроция, С. Пуффендорфа и других ученых благодаря Петру I, увлекавшемуся ими, стали известны в России, вошли в культурный обиход, способствовали развитию отечественной правовой мысли, потому что нашли в России достаточно подготовленную почву, способную их воспринять.1
Петровские реформы ломали одни и развивали другие культурные традиции страны предшествовавшего периода. Знаменательным и характерным явлением для истории России начала XVIII в. было введение обязательного (практически принудительного) обучения для дворянства (указ Петра I от 20 января 1720 г.), бывшего тем социальным слоем, опираясь на который Петр I осуществлял задуманные им реформы. Не прошедшим обучение и не сдавшим экзамен запрещалось жениться.
Дворянские и боярские дети учились и до Петра I. Хорошо и разносторонне образованный человек не был на Руси редкостью. Но при Петре организация становится важной функцией государства, заинтересованного в воспитании и подготовке людей, обладающих определенной суммой знаний, навыками и умениями, которые государство могло бы использовать в своих интересах и в интересах общества. Как писал В.О. Ключевский: «Разнообразные стимулы были приведены в действие, чтобы двинуть все сословие на службу государству: школьная палка, виселица, инстинкт, привязанность к соседке – невесте, честолюбие, патриотизм, сословная честь».2
Понимая, что судьба реформ, новых учреждений будет зависеть от того, какие люди придут на службу, Петр I принимает меры по подготовке служащих государственных учреждений. В феврале 1720 г. он издает указ, обязывающий дворянских детей поступать на службу в гражданские ведомства, начиная ее с низших должностей и даже без определенной должности, для того чтобы овладеть навыками и знаниями, необходимыми для чиновника. В указе отмечалось, чтобы «это в укоризну знатным фамилиям не ставить: ибо, кроме того пути, никто в высший градус и до министерского чина произведен быть не может». К числу знаний, которыми должен был овладеть молодой служащий, относилось и «законоведение», понимаемое как знакомство с указами, инструкциями, «регламентами», определяющими порядок деятельности, функции, компетенцию различных государственных учреждений.
В Табели о рангах, изданной в 1722 г., предусматривался чин коллегии – юнкера, присеваемой молодому человеку, проходящему своеобразную стажировку в государственном учреждении. В 1740 г. для коллегии юнкеров при Сенате была открыта специальная школа, которую они должны были посещать наряду со службой. Среди преподаваемых там предметов, было законоведение. От успехов, проявленных на службе и в школе, во многом зависела дальнейшая чиновничья карьера коллегии – юнкера.
Таким образом, в России начинала реализовываться идея Петра I о том, чтобы продвижение по служебной лестнице определялось не только знатностью, древностью, богатством рода, но и усердием в службе, уровнем образования.
При Петре I существенно изменяется содержание и формы организации процесса обучения. По западноевропейскому образцу создается Академия наук, планируется открытие университета с юридическим факультетом, преподавать на котором должны ученые – правоведы. Однако Россия еще не испытывала потребности в знаниях в том виде и объеме, в каком они преподавались в западноевропейских странах. Там были сильны традиции уважения к праву, идущие еще от Римской империи, признание его как важнейшего регулятора общественных отношений. Выход на историческую арену «третьего сословия», заинтересованного в повышении роли права в жизни общества, обусловил повышение интереса к правоведам, теоретическим проблемам права и преподаванию юридических дисциплин. Петр I мог воочию убедиться в том, что в Англии, Пруссии, Голландии судьи, адвокаты, нотариусы играли большую роль в жизни общества, занимали важные посты в государственном аппарате.
Русское право было по преимуществу статутным, и все вопросы, на которые органы правосудия не находили ответов, решались в верхнем эшелоне государственного аппарата. Поэтому не случайно один из крупнейших государственных деятелей России того времени В. Н. Татищев, деля все науки на нужные (риторика, экономика, медицина), полезные (правописание, иностранные языки, арифметика, геометрия, механика, география, история, анатомия, ботаника, физика, химия), щегольские (поэзия, музыка, танцы), любопытные (астрономия, алхимия), и вредные (волхование), не нашел среди них места для правоведения.
Петровские реформы ломали одни и развивали другие культурные традиции страны предшествовавшего периода. История государства и права, правовой мысли, педагогики допетровской Руси богата и своеобразна. Она включала и подготовку людей, в чьи профессиональные обязанности входило знание законов, указов государственных органов, других нормативных актов и их практическое применение. Но только с начала XVIII в., создание системы научно-педагогических учреждений, основания Академии наук, университетов и других учебных заведений, что вызывалось возрастающими потребностями общества и государства в специалистах, можно говорить о регулярной, организованной подготовке правоведов в России.
3. Юридическое образование 1725 – 1800 гг.
Первые 16 зарубежных ученых – членов Санкт – Петербургской Академии наук прибыли в Петербург в 1725 г. Наиболее известными из них были Иоган Бекенштейн и Христофор Гросс. Академики – иностранцы должны были не только вести научные исследования, но и готовить научно – педагогические кадры из числа российских и иностранных студентов. Эту деятельность академиков нельзя считать плодотворной. Так, в открытом при Академии университете обучались всего восемь студентов – иностранцев, но и они к 1731г. покинули Россию. В созданной при университете гимназии к 1737г. было только 19 учеников. Для становления юридического образования в России потребовалось три десятилетия.
Подготовка профессиональных юристов началась в Московском университете, открытом в 1755г. В его состав входили три факультета: философский, медицинский, юридический. Необходимость создания юридического факультета объяснялась тем, что «наука о правах по природе есть как бы основание всех прав и законов». Однако правовое обучение шло с трудом. В 1765 г на правовом отделении обучался один студент.
Первым профессором юридического факультета Московского университета стал Филипп Генрих Дильтей, «заключавшем в себе одном долгое время весь факультет правоведения и читавший лекции почти на всех европейских языках, кроме русского».3 Ему обязана Россия первыми образованными юристами. На юридическом факультете читалась курсы: естественное право, народное право, всеобщее положительное право, римское право, история римского права, политика и другие лекции.
Сложность подготовки российских юристов заключалась в том, что лекции читались на латинском или немецком языке и в них, как правило, рассматривались проблемы, далёкие от российской действительности, трудно понимаемой иностранными профессорами. Большое значение для знакомства российской общественности с юридической мыслью Западной Европы имела книга В. Золотницкого «Сокращение естественного права, выбранное из разных авторов для пользы российского общества», изданная в 1764 г. Сам В. Золотницкий охарактеризовал свою работу так: «Из разных авторов выбрал, и сколько мог на российском языке объяснил».
Следует отметить, что с середины
18 в. в России заметно
1782 года за первые 10 лет своего действия довольно большим тиражом пять раз.
Первым
отечественным профессором
Десницкий
учился в семинарии, в
Информация о работе История становления и развития юридического образования в России