История становления и развития юридического образования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - рассмотреть и углубить знания в области истории развития юридического образования России.
Из цели вытекают и конкретные задачи:
1) исследовать содержание юридического образования в России;
2) рассмотреть структуру и систему юридического образования, уделить внимание вопросам, которые являются наиболее актуальными;
3) выявить те этапы, которые представляются наиболее значимыми для становления юридического образования.
4) изучить научную литературу по теме исследования.

Оглавление

Введение ……………………….……………..……………………….…….…….3
ГЛАВА I. Характеристика процесса становления юридического образования в России………………………………………………………………….5
1. Этапы становления юридического образования в России……………..5
2. Влияние Петровских реформ на организацию юридического образования…………………………………………………………………12
3. Юридическое образование 1725 – 1800 гг……………………………..15
4. Развитие юридического образования на рубеже XIX - XX вв………..20
ГЛАВА II. Система юридического образования в России и принципы ее построения …………………………………………………………….25
1. Система юридического образования и ее структура. Принципы построения системы юридического образования и факторы, влияющие на ее развитие………………………………………………25
2. Современная система юридического образования и основные направления ее модернизации……………………………………….31
Заключение…………………………………………………………………….....35
Библиография…….………………………………………………………………37

Файлы: 1 файл

юр образование в России.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

) компоненты, а также компонент  образовательного учреждения. Федеральный  и региональный компонент определяют  специальность выпускника, а компонент образовательного учреждения – квалификацию специалиста.

В структуре федерального и регионального компонентов  определено три основных цикла учебных  дисциплин:

    • общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
    • общие математические и естественно-научные дисциплины;
    • общепрофессиональные дисциплины.

Компонент образовательного учреждения состоит из двух циклов учебных дисциплин. В него входят:

    • специальные дисциплины;
    • дисциплины специализации.8

Вторая подсистема – сеть образовательных учреждений, они реализуют государственные образовательные программы юридического профиля. В их числе могут быть : государственные, муниципальные и

негосударственные образовательные  учреждения, которые обеспечивают получение  обучающимися юридического образования четырех образовательных уровней (образовательных цензов).

Их структура представлена в следующей таблице:

 

        Уровни юридических образовательных  учреждений.

Первый уровень

Второй уровень

Третий уровень

Четвертый уровень

Начальное профессиональное образование:

- учебные центры;

- лицеи;

- суворовские (милицейские)  училища;

- кадетские училища  милицейского профиля.

Срок обучения не менее  одного года.

Среднее профессиональное образование:

- специальные средние  школы;

- колледжи;

- техникумы;

- гимназии.

Срок обучения не менее  двух лет

Высшее профессиональное образование:

- институты;

- академии;

- университеты.

Срок обучения от 4 до 6 лет.

Послевузовское профессиональное образование:

- аспирантура (адъюнктура);

- докторантура;

- соискательство.

Срок обучения 3-4 года.


 

Сеть высших образовательных  учреждений юридического профиля, независимо от их типов и видов, позволяет  обучающимся получить образование  трех ступеней, структура которого представлена в следующей таблице.

 

 

 

 

Ступени юридического образования

Первая ступень

Вторая ступень

Третья ступень

Неполное высшее гуманитарное, социально - экономическое, математическое и естественно - научное образование.

Срок обучения 2 года.

Специальность по ГОС 521400 «юриспруденция». Классификация – «юрист». Квалификационная академическая степень «бакалавр».

Срок обучения:

4 года – очно;

5 лет – заочно.

Специальность по ГОС 021100 «юриспруденция». Классификация –  «юрист». Квалификационная академическая  степень:

«Дипломированный специалист»

Срок обучения:

5 лет – очно,

6 лет – заочно.

«Магистр»

Срок обучения:

6 лет – очно


 

Сеть образовательных  учреждений и структурных подразделений  дополнительного профессионального  юридического образования 

обеспечивает подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов и преподавателей юридического профиля.

 

Система дополнительного  юридического образования.

Подготовка юриста на базе неюридического образования

Переподготовка для  получения дополнительной квалификации

Повышение квалификации (не реже одного раза в 5 лет)

- Академии

- Институты

- Факультеты

Срок обучения 2-3 года с выдачей диплома  государственного образца  о получении новой  юридической специальности (юриспруденция, правоохранительная деятельность, правоведение) и др.

- Институты

- Центры

- Факультеты

Срок обучения – не менее 6 мес. с выдачей диплома  государственного образца о получении  новой квалификации «юрист», «преподаватель».

- Факультеты

- Курсы (высшие академические  курсы - ВАК)

- Школы повышения квалификации.

Срок обучения – от 2 недель до 3 мес. с выдачей сертификата (удостоверения, свидетельства) государственного образца.


 

Третья подсистема – управление системой юридического образования строится на демократических началах и носит государственно-общественный характер. Оно осуществляется сверху вниз ступенчато по иерархической лестнице: органами государственного управления целостной системой образования в лице государственной власти и центрального аппарата Министерства образования Российской Федерации; органами управления образованием субъектов Российской Федерации и самостоятельных ведомств

(отраслей); органами местного  самоуправления; органами управления  образовательных учреждений различных  уровней. Последним представлена  определенная автономия, установленная  подзаконными актами. Каждый из этих органов осуществляет управление образованием и несет за него ответственность в пределах своей компетенции, установленной законодательством.9

 

К научным принципам  построения системы юридического образования  относят:

    • гуманистический характер образования - определяет приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
    • единство федерального культурного и образовательного пространства – защищает в системе образования национальные культуры, региональные культурные традиции и особенности в условиях многонационального государства;
    • общедоступность образования – адаптивность его системы к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
    • светский характер образования – закрепляет право на образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
    • свобода и плюрализм в образовании;
    • демократический, государственно-общественный характер управления образованием – закрепляет право на автономность  образовательных учреждений.10

На развитие системы  юридического образования оказывает  целый ряд факторов, к основным из которых относят:

    • уровень развития общества, его социальной сферы, экономики, научно-технических основ производства;
    • политику государства, интересы и возможности различных слоев общества;
    • исторический опыт и национальные особенности в области образования, в том числе и юридического;
    • педагогические факторы, обусловленные различием образовательных учреждений страны.

 

Для профессионального  образования юристов в каждом учебном заведении создается педагогическая система – определенная совокупность взаимосвязанных инвариантных элементов, необходимых для создания организованного целенаправленного и управляемого педагогического процесса, обеспечивающего формирование личности и профессионализма выпускника в соответствии содержанием квалификационной характеристики.

Руководствуясь теоретическим  положением общей педагогики, педагогическую систему строят с учетом специфики подготовки специалистов определенного образовательного уровня (образовательного ценза). В ее основу положены принципы государственной политики в области образования, которые обеспечивают реализацию требований государственных образовательных стандартов.

 

 

2. Современная система юридического образования и основные направления ее модернизации

 

Социальный заказ государства  на подготовку юристов различных  образовательных уровней и требования, предъявляемые обществом к системе юридического образования, обусловили появление противоречий, присущих сегодня данной системе.

 

В качестве основных противоречий выступают:

    • несоответствие между количеством и качеством подготовки специалистов, выпускаемых образовательными учреждениями юридического профиля;
    • несогласованность подсистем общего и юридического профессионального образования, слабость форм взаимодействия;
    • различия системы юридического образования и системы деятельности государства, обусловленные состоянием общества, законности и правопорядка в нем.

Наличие этих противоречий и других отставаний современной  системы юридического профессионального  образования обусловливает необходимость  его модернизации в соответствии с общей Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года.

Основная цель модернизации состоит в подготовке квалифицированных работников соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, свободно владеющих своей профессией и ориентирующихся в смежных областях деятельности, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворению потребностей каждой личности в получении соответствующего образования.11

Концепция предусматривает:

    • повышение качества юридического образования за счет переаттестации всех образовательных программ в области права и менеджмента на основе сохранения их фундаментальности и вместе с тем соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства;
    • решение проблемы «кадрового голода», обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации юридических работников, с одной стороны, а с другой – обеспечение выпускникам гарантированного места работы по специальности;
    • обеспечение опережающего развития начального и среднего юридического образования в связи с тем, что на современном этапе возрастает потребность общества и государства в высококвалифицированных специалистах начального и среднего образовательных уровней;
    • укрепление и модернизацию материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений, необходимость их включения в глобальную сеть Интернет и локальные информационные сети, что обеспечит повышение качества процесса обучения и расширение его возможностей;
    • увеличение количества и повышение профессионализма педагогических кадров с учетом потребностей системы начального и среднего юридического образования и реорганизацию системы учреждений повышения квалификации работников образования не реже чем один раз в пять лет; повышение статуса педагогического работника;
    • реорганизацию системы учреждений повышения квалификации работников образования всех уровней. Создание эффективной системы подготовки, переподготовки и аттестации руководителей органов управления образованием;
    • повышение уровня научно-методического обеспечения образования за счет качественного обновления педагогической науки, возрождения практико-ориентированных научных школ и построения новых моделей прикладных исследований;
    • совершенствование законодательного регулирования правовых и экономических отношений в сфере профессионального, в том числе и юридического, образования путем разработки законодательных актов, посвященных правовому регулированию отдельных областей образовательной деятельности; доработки и ведения в действие Кодекса Российской Федерации об образовании, основанного на признании образовательного права как самостоятельной отрасли юриспруденции по кодификации имеющегося законодательства. Совершенствование законодательной и нормативной правовой базы должно быть направлено также на развитие государственно-общественного характера управления всей системой образования;
    • обновление и апробацию содержания юридического образования в образовательных стандартах совершенствования механизмов контроля за его качеством. Разработку и внедрение эффективных механизмов управления инновационными проектами,

Информация о работе История становления и развития юридического образования в России