Истоки семейной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:43, реферат

Краткое описание

Основные направления семейного воспитания. В социалистическом обществе цель семейного воспитания — заложить основы всестороннего развития личности: умственного, идейно-политического, нравственного, эстетического, физического; приучить детей к труду, развить у них интерес к самостоятельной творческой деятельности. Воспитание в условиях семьи должно предусматривать организацию разнообразной деятельности ребёнка (игры, домашнего труда, учёбы и т. д.), постепенное увеличение информации и усложнение её содержания, повышение требований к детям в зависимости от возраста.

Файлы: 1 файл

Основы семейной педагогики.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

Самовоспитание детей  стимулируется искренним повседневным интересом отца и матери к их жизни, духовному миру, сопереживанием успехов  и неудач.

В повышенном родительском внимании нуждается трудный ребёнок. Он может вырасти и в неполной, и полной, на первый взгляд благополучной, семье. Основным источником трудновоспитуемое™ является асоциальный жизненный опыт, который становится доминирующим в поведении ребёнка. Это всегда связано с упущением родителей в формировании положительных качеств и, как следствие этого, с бедностью духовных потребностей детской личности.

Трудные дети отличаются эгоистичностью, недисциплинированностью, чёрствостью к близким, неуважением  к старшим, леностью, иждивенчеством, безответственным поведением. Эти негативные проявления — результат крайностей в семейном воспитании: безнадзорности, бесконтрольности, равнодушия или, наоборот, навязчивой опеки родителей, стремления полностью обслужить ребёнка, освободив его от трудовых обязанностей. Один из существенных признаков трудновоспитуемое — явное или скрытое сопротивление педагогическим влияниям родителей, воспитателей детского сада, школьных учителей, общественности. Во всех таких случаях возникает необходимость не только в дальнейшем целенаправленном воспитании ребёнка, но и в перевоспитании, то есть серьёзной коррекции неправильно сложившихся отношений к окружающему, труду, учёбе, к проведению свободного времени, нейтрализации вредных влияний и в итоге к  внутренней   личностной   перестройке.

Проявление трудновоспитуемости  обостряется по мере взросления ребёнка. В особенности она становится очевидной у подростка. В эгоистическом стремлении к самоутверждению он вступает в открытое противоборство с отцом и матерью, демонстрирует неуважение к старшим. Частые ссоры и скандалы в семье, родительское рукоприкладство усугубляют положение, приводя к разрушению процессов торможения, возникновению невротической вспыльчивости и несдержанности.

Искоренение трудновоспитуемости  предполагает преодоление вредных  привычек, деформированного отношения к окружающим — агрессивности, подозрительности, скрытности, конфликтности, асоциальных мотивов поведения.

Главным в тактике  перевоспитания является забота о накоплении ребёнком положительного опыта поведения. При этом родители должны выработать для себя чёткое представление о том, как можно нормализовать дальнейшее развитие ребёнка и какая личностная перестройка в связи с этим требуется от каждого из них.

Искоренение вредных  тенденций должно быть сопутствующим, а не основным процессом в деле перевоспитания ребёнка. Нельзя надеяться на чудо моментального исправления. Для этого требуются не недели, а месяцы, иногда годы.

Самое главное, чего следует  добиваться,— это мобилизации  внутренних, духовных сил ребёнка  на борьбу с самим собой. На первых порах весьма важно, чтобы его положительные проявления, пусть самые незначительные, замечались взрослыми и получали одобрение: «Оказывается, ты уже умеешь это делать» или «Молодец, ты держался как настоящий мужчина». Поощрительная тактика, родительский оптимизм укрепляют веру детей в свои силы, укрепляют желание быть не хуже других, стимулируют стремление к самосовершенствованию.

Перевоспитание школьника  предполагает совместные усилия родителей  и учителей. Педагоги помогают подтянуться  в учёбе, изолировать от вредного влияния, вовлечь в общественно полезную деятельность, соответствующую индивидуальным склонностям и интересам.

Ведущими методами перевоспитания являются переубеждение, призванное разрушить  ложные поведенческие установки; переучивание, с помощью которого отрицательный жизненный опыт сводится на нет положительным, а дурные привычки искореняются добрыми; переключение, способствующее кардинальному изменению направленности интересов с плохого на хорошее; поощрение, стимулирующее положительные проявления; наказание, мобилизующее чувство собственного достоинства на борьбу со своими недостатками.

Воспитание — сложный  и многогранный процесс, предполагающий использование разнообразных средств  и методов. Искусство семейного  воспитания заключается в том, чтобы  дети не страшились карающей десницы отца и матери, а стыдились не оправдать их любви и доверия.

Эффективность применения методов воспитания зависит от учёта  возраста и индивидуальности ребёнка. Так, подросток противится «лобовой атаке» (А. С. Макаренко) , и прямое педагогическое воздействие с помощью поощрений и наказаний оказывается нерезультативным. Если по отношению к холерику бывает оправдана строгость, укрощающая его безудержность, то меланхолика, склонного к заторможенности поведения, она может подавить. Он нуждается в более мягкой, поощрительной тактике. Воспитание флегматика требует от взрослых особого терпения и методичности, иначе затруднительно выявить в полной мере его природные возможности. Непоседу и шалуна сангвиника постепенно, но неуклонно приучают добросовестно выполнять порученное дело, ибо он часто руководствуется лишь сиюминутными интересами, легко переключается с одного занятия на другое.

Решающее значение имеет  не какой-то один метод, «уединённое  средство» (А. С. Макаренко), а продуманное  применение их системы. Использование методического богатства в воспитании не является самоцелью, а выступает важным условием всестороннего и гармонического развития личности ребёнка.

Отцами и матерями не рождаются, а становятся. Предпосылкой успешного воспитания детей является сознательная направленность родителей на расширение общего и педагогического кругозора, обогащение своих знаний, совершенствование личностных черт и качеств, образа жизни семьи.

Отцам и матерям требуются  разнообразные педагогические умения — конструктивные, организаторские, гностические, коммуникативные. Конструктивные умения необходимы для сознательного проектирования развития личности ребёнка, продуманного определения отдалённых и близких перспектив, постановки оперативных воспитательных задач с учётом конкретных условий. Организаторские умения обеспечивают воспитательный эффект деятельности ребёнка—игровой, трудовой, познавательной и т. д., упорядочение семейной жизни. Гностические, то есть познавательные, умения важны для изучения возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, оценки успехов и ошибок в его воспитании, критического осмысления личного поведения. Коммуникативные умения играют важную роль в установлении благоприятных взаимоотношений с детьми, регулировании их общения с окружающими.

Разностороннее развитие членов семьи зависит от систематического удовлетворения их познавательных и  эстетических потребностей. Средства массовой информации — радио, телевидение, книги, грамзаписи—оказывают существенную помощь в обогащении духовного мира и детей, и взрослых. К книгам первой необходимости относятся художественные произведения классиков отечественной и зарубежной литературы, предназначенные для детского чтения,— Пушкина и Лермонтова, Толстого и Короленко, Коласа и Купалы, Андерсена и братьев Гримм.

При создании семейной библиотеки важно учитывать программные  требования к чтению школьников разных возрастов. Неиссякаемым источником обогащения педагогической культуры родителей  являются сочинения Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Я. Корчака. Нужны разнообразные словари — лингвистические (орфографические, синонимические, толковые и т. д.), энциклопедические и др. Для развития наметившихся интересов детей к тем или иным отраслям науки и техники (истории, математике, биологии и т. д.) целесообразно иметь в доме соответствующую литературу.

Особое значение имеет  приобщение детей к систематическому чтению периодики — газет и  журналов. Младшему школьнику необходимо выписать хотя бы одну из предназначенных  ему газет — «Зорьку», «Пионерскую правду», подростку — «Комсомольскую правду», «Чырво-ную змену», «Знамя юности». Полезно иметь в доме детские журналы: для самых маленьких — «Весёлые картинки», «Вясёлку», для школьников — «Бя-розку», «Пионер», «Костёр», «Юный натуралист» и др. Быть в курсе теории и практики коммунистического воспитания взрослым помогает журнал «Семья и школа».

В соответствии с основными  направлениями реформы школы  в стране действует «Программа педагогического  всеобуча родителей и населения». Детский сад, школа, ПТУ как государственные учебно-воспитательные учреждения призваны оказывать действенную помощь отцам и матерям в совершенствовании семейного воспитания детей. С этой целью читаются лекции, проводятся семинары, конференции, организуются педагогические консультации (групповые, индивидуальные).

Работа с родителями строится с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, конкретных ситуаций их воспитания. Поэтому она оказывается  подчас более результативной, чем  педагогическое самообразование. Родителям следует активно участвовать в проводимых мероприятиях, выполнять поручения воспитателей, учителей, классных руководителей. Последние нуждаются не только в поддержке их педагогических требований, но и в содействии при организации и проведении работы с детским коллективом, трудными подростками, нерадивыми родителями.

Единство семьи и  государственных учебно-воспитательных учреждений обеспечивает успешное достижение стратегической цели коммунистического  воспитания  всестороннего и гармонического развития личности каждого ребёнка, подготовки его к жизни и труду. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

 Азаров Ю. П. Семейная педагогика. 2 изд. М., 1985;

 Лихачев  Б. Т. Простые истины воспитания. М., 1983;

Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. Мн., 1978;

Никитин Б. П., Никитина Л. А. Мы и наши дети. 2 изд. М., 1980;

Никитин Б. П. Развивающие игры. 2 изд. М., 1985;

Овчинникова И. Г. Отцовство. М., 1981;

 Рыданова  И. И. Семья и мир прекрасного.  Мн., 1982;

 Сухомлинский  В. А. Родительская педагогика. Новосибирск. 1985;

 Тараткевич  М. В. Семья и разумные потребности.  Мн., 1983;

Чечет В. В. Умеем  ли мы общаться с детьми? Мн., 1983;

 Шарнхорст  Э. Между детством и зрелостью:  Пер. с нем. Мн., 1985;

 Юркевич  В. С. Об индивидуальном подходе  в воспитании волевых привычек. М., 1986.




Информация о работе Истоки семейной педагогики