Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:43, реферат
Основные направления семейного воспитания. В социалистическом обществе цель семейного воспитания — заложить основы всестороннего развития личности: умственного, идейно-политического, нравственного, эстетического, физического; приучить детей к труду, развить у них интерес к самостоятельной творческой деятельности. Воспитание в условиях семьи должно предусматривать организацию разнообразной деятельности ребёнка (игры, домашнего труда, учёбы и т. д.), постепенное увеличение информации и усложнение её содержания, повышение требований к детям в зависимости от возраста.
При подготовке домашних заданий
школьники, читая учебники, другую литературу, встречают слова, смысла которых не знают. Младших школьников необходимо убедить, что, встретив при чтении непонятное слово, нужно обратиться за разъяснением к взрослому. Как молено раньше следует приучить школьника пользоваться справочной литературой. Контролируя выполнение домашнего задания, родители должны не только интересоваться выученными уроками, но и обращать внимание на то, как ребёнок уяснил сущность новых понятий.
Особенно необходима действенная помощь родителей при выполнении детьми ' домашних заданий по математике, в частности при решении задач. В большинстве случаев в младших классах школьники затрудняются решить задачу потому, что нечётко представляют её условие. Им надо помочь проанализировать её смысл, добиться понимания того, что известно и что надо узнать. Если ребёнок затрудняется решить задачу и после её анализа, можно прибегнуть к её наглядному изображению — составлению рисунка, чертежа, схемы и даже иногда подсказать ход решения. Бывает целесообразно предложить ребёнку решить аналогичную задачу, в условия которой входят б)олее понятные ему предметы и величинь!.
Начиная с первого /класса, ребёнок должен приобретать навыки самоконтроля — сознательной оценкиусвоих действий, поступков, самостоятельного исправления ошибок. Задача родителей — помочь ему в формировании этих навыков.
И д е й н о-п
олитическое воспитание, формирование
у детей основ
Дети рано начинают проявлять интерес к явлениям общественной жизни. Об этом свидетельствуют разнообразные вопросы дошкольника, его желание побольше узнать о происходящем вокруг.
В каждой семье отмечаются праздники, связанные со знаменательными событиями в жизни нашего народа. Задача родителей помочь детям пораньше узнать, в чём смысл этих праздников. От старших ребёнок слышит о том, как изменилась жизнь людей после Октябрьской революции, о героическом пути Советской Армии.
Очень часто семья располагает таким источником идейно-политического влияния на сына или дочь, как личные документы, воспоминания, фотографии, награды — всё то, что принято называть семейными реликвиями. Каждая из них — это повесть о подвиге, о жизни и делах близких людей, тех, кто сражался на фронтах гражданской и Великой Отечественной войн, работал на стройках пятилеток. Члены семьи своими воспоминаниями, рассказами, демонстрацией семейных реликвий, совместными просмотрами кино- и телефильмов, чтением и обсуждением художественной литературы преподносят детям уроки мужества, формируют у них отношение к гражданскому долгу.
Для бесед с детьми целесообразно использовать местный материал. Во время прогулок родители знакомят ребёнка с памятниками, рассказывают, в связи с какими событиями они возведены и т. д. Путешествие детей в мир подвигов, совершённых во имя чести, славы, независимости Родины,— это начало их жизни в мире возвышенного, великого, начало формирования патриотизма. Героическое прошлое нашей Родины воспитывает у них чувство гордости за тех, кто совершил Великую Октябрьскую социалистическую революцию, защитил и отстоял в боях Советскую власть, вызывает горячее стремление продолжать и развивать славные традиции нашего народа. Важно также, чтобы ребёнок знал, что всё, что его окружает, в том числе его игрушки и книги,— результат труда многих людей и когда он вырастет, он сможет также построить красивый дом, в котором будет жить много людей, или стать водителем трамвая, в котором ездят взрослые и дети, или сконструировать новую машину. Но для этого надо делать всегда всё аккуратно и хорошо учиться. У ребёнка вырабатывается чувство причастности ко "всему окружающему, чувство гражданского долга.
В формировании интереса к общественно полезной деятельности важную роль играет пример родителей. Дети должны знать о трудовых успехах своих родителей. Если отец и мать делятся впечатлениями.
Воспитание коммунистической идейности и формирование общественной активности у детей наиболее действенно осуществляются в школе. Однако школьник значительную часть времени проводит в семье. От её нравственных устоев, отношения к общественным идеалам, ценностям нашего общества во многом зависит жизненная позиция детей.
В распоряжении учащихся широкий круг источников политических знаний: уроки, радио- и телепередачи, газеты, журналы, художественная литература, собрания, общение с товарищами. Задача семьи — научить своих детей целенаправленно воспринимать и использовать различные источники информации, оценивать факты и явления окружающей жизни с классовых позиций, с позиций политики Коммунистической партии и нашего государства. Долг родителей — интересоваться общественными делами своих детей. Каждое событие в школьной жизни сына или дочери должно встречать в семье внимание и поддержку. Особо серьёзно следует отнестись к приёму детей в октябрята, в ряды пионерской и комсомольской организаций. Правильно поступают те родители, которые отмечают эти события как семейные праздники.
Важным, действенным средством идейно-политического развития детей в семье является их воспитание на примере жизни и деятельности В. И. Ленина, его соратников. Во многих семьях читают вслух и обсуждают воспоминания современников В. И. Ленина, старых коммунистов. Слово о Ленине, услышанное из уст отца, матери, дедушки, бабушки, обладает особой силой воздействия на сознание и чувства детей.
Нравственное воспитание. Незаменима роль семьи как фактора нравственного становления человека. Сущность нравственного воспитания заключается в формировании у ребёнка системы отношений к обществу, другим людям, самому себе. В содержание нравственного воспитания входит развитие у детей чувств коллективизма, чуткости и отзывчивости, доброты и честности, способности к сопереживанию, уважения к людям в сочетании с требовательностью к ним. Особое значение имеет формирование дисциплинированности и культуры поведения.
Уже в раннем детстве формируют нравственные качества человека. Возможности, упущенные в этот период, подчас невосполнимы в более старшем возрасте.
Главный путь нравственного воспитания маленького ребёнка — общение со взрослыми. Чем богаче общение, тем активнее эмоциональное восприятие ребёнком окружающего мира, шире возможности нравственного воспитания. Однако было бы проявлением педагогической безграмотности родителей их поведение, продиктованное стремлением не спускать с ребёнка глаз и бежать к нему по первому зову. Нужно уметь различать потребности ребёнка и его капризы, чтобы первые удовлетворять, а вторые пресекать.
Родителям не следует скупиться на ласку. Это, однако, не означает отсутствия требовательности по отношению к малышу. Ласковое, заботливое отношение важно сочетать с разумной требовательностью. Причём эта требовательность доброжелательна: взрослый выражает уверенность, что дело, за которое берётся малыш, будет им выполнено успешно, что неблаговидный поступок, который он позволил себе, больше не повторится и т. д. На ребёнка надо смотреть как на самостоятельную личность, он умеет чувствовать так же, как и взрослый. За старание ребёнка надо похвалить даже в том случае, если достигнутые результаты незначительны.
Если лее взрослые не проявляют по отношению к малышу должного внимания или если они чрезмерно и неразумно требовательны к нему, постоянно упрекают, сердятся, то у ребёнка может возникнуть недоброжелательность по отношению к другим людям, а порой и злобность, страх, стремление к уединению.
Важно добиться, чтобы у малыша преобладали положительные эмоции — радость, сочувствие, доверчивость, а проявление таких отрицательных эмоций, как обида, страх, неудовольствие, гнев, вовремя замечались и гасились.
В дошкольный период незаменимым источником активного накопления ребёнком представлений о нормах морали являются сказки, рассказы, беседы, разъяснения взрослых, раскрывающие в доступной форме понятия доброты, честности, чуткости и др. Когда малыша знакомят с окружающим миром, читают ему или рассказывают, взрослые стараются подчеркнуть нравственную сторону происходящего: «Вот видишь — мальчик собачку ударил. Ей больно», «Смотри, вот девочка бабушке помогла. Надо всем помогать».
Моральные нормы усваиваются не только тогда, когда мы разъясняем ребёнку, что хорошо, а что плохо. Здесь всё начинается с деталей, с того, например, как родитель кормит ребёнка, приговаривая: «Кушай кашу, сыночек. Видишь, бабушка тоже просит кашки, мы ей не дадим.— Уходи бабушка. Мы сами съедим кашу!» И хотя бабушку прогоняют шутя, у ребёнка появляются отрицательные установки: с бабушкой можно не считаться, с другими можно не делиться, всё себе.
Уже от малышей родители должны требовать нравственного поведения. Учитывая импульсивность и непосредственность поведения дошкольника, необходимо особое внимание обращать на развитие у него таких чувств, которые побуждали бы его поступать в соответствии с требованиями взрослых, учитывать интересы других людей — близких, сверстников. Малыш скорее поделится своими игрушками с другим ребёнком, если вы вызовете чувство симпатии к этому ребёнку, чем если бы вы стали просто требовать и приказывать сделать это. Ребёнок чувствует, что от него ждут правильных поступков и хорошего поведения и в большинстве случаев стремится оправдать ожидания.
У детей следует воспитывать готовность оказать помощь окружающим, проявить заботу о других. Увидели на прогулке большую сломанную ветку — предложите убрать: ведь она будет мешать прохожим; встретили у. подъезда маму с тяжёлой сумкой — предложите помочь донести сумку до квартиры.
Нравственное воспитание, таким образом, включает в себя вооружение ребят знанием нравственных норм и формирование у детей поведения в соответствии с этими нормами. Однако в нравственном воспитании недостаточно знание ребёнком моральных норм, требований и даже сознательное следование им в своём поведении.
Исследования советских педагогов и психологов показали: чрезвычайно важно, чтобы человек ощущал от своего поведения и отношения к другим внутреннее удовлетворение. Лишь в этом случае моральные принципы общества становятся его личным достоянием и поведение такого человека становится устойчиво нравственным. Поэтому важнейший путь совершенствования нравственного воспитания детей любого возраста состоит в создании условий, при которых следование моральной норме становится эмоционально притягательным, переходит из сферы должного в область личного желания.
Одним из таких условий является создание и поддержание эмоционально-положительного отношения детей к лицу, предъявляющему моральные требования, в частности к родителю. Родительский авторитет может быть истинным и ложным. А. С. Макаренко различал несколько разновидностей ложного авторитета: авторитет доброты, выражающийся в постоянном захваливании детей, авторитет подавления, поддерживающийся страхом перед физическим наказанием, авторитет педантизма и резонёрства, основанный на бесплодном морализировании, авторитет панибратства, вытекающий из ложного понимания «свободного» воспитания.
Кроме того, В. А. Сухомлинский указывал на 3 разновидности уродливой любви родителей: любовь умиления, любовь деспотическая и любовь откупа. В первом случае, слепо восхищаясь своим ребёнком, родители создают условия для вседозволенности и теряют нити управления его развитием. Деспотическая любовь основана на убеждении, что наказать ребёнка лишний раз не помешает, а слёзы, страх и слепое повиновение детей такие родители считают достижениями в воспитании. Любовь откупа также основана на заблуждении, будто долг родителей заключается в том, чтобы накормить и одеть детей. В таких семьях дети лишены эмоциональных контактов, их нравственный мир опустошён и обездолен.
Подлинные родительские любовь и авторитет основаны на справедливой требовательности и одновременно глубоком уважении к детям. Другим условием совершенствования нравственного воспитания является формирование у ребёнка положительного образа самого себя. С этой целью эффективно применение приёма, предложенного А. С. Макаренко, который можно назвать приёмом авансирования, то есть приписывание ребёнку авансом тех качеств, которых пока нет.
Задача родителей —
учить детей сочувствовать
Нужно рассказывать детям о тех переживаниях, которые родители испытали в связи с тем или иным отношением окружающих. Такие разговоры старших развивают восприимчивость детей к душевному состоянию других людей.
Интересен приём, который придумал английский писатель Джеймс Олдридж для своих сыновей. Он предлагал им, взглянув на случайного прохожего, представить себе, кто он, куда идёт, о чём думает, что делал вчера и т. д. Это упражнение развивает в детях внимание к людям, умение поставить себя на место другого человека.
Ещё об одном приёме рассказывают в книге «Воспитание чувств» супруги А. С. и О. А. Лавровы. Мальчик, придя из школы, с бахвальством рассказал родителям о том, как он с приятелями проучил «задаваку» из соседнего класса. Родители видели, что сын чувствует себя героем. Они предложили ему рассказать всю историю, но с позиции побитого «задаваки», пришедшего домой с заплаканным лицом и «фонарём» на лбу. Обида и боль, пережитые ребёнком в воображении, раскрыли мальчику жестокость поступка.
Родители могут стимулировать эмоционально-нравственное отношение своего сына или дочери к действительности, помогая им сравнивать свое поведение с отрицательным и положительным эталоном поведения. Причём наилучший воспитательный эффект будет достигнут тогда, когда в сравнении себя с отрицательным эталоном, в констатации отрицательного в себе инициатива принадлежит самому ребёнку, а в констатации положительных черт инициатива находится в руках взрослого.