Истоки семейной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:43, реферат

Краткое описание

Основные направления семейного воспитания. В социалистическом обществе цель семейного воспитания — заложить основы всестороннего развития личности: умственного, идейно-политического, нравственного, эстетического, физического; приучить детей к труду, развить у них интерес к самостоятельной творческой деятельности. Воспитание в условиях семьи должно предусматривать организацию разнообразной деятельности ребёнка (игры, домашнего труда, учёбы и т. д.), постепенное увеличение информации и усложнение её содержания, повышение требований к детям в зависимости от возраста.

Файлы: 1 файл

Основы семейной педагогики.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

При   подготовке   домашних   заданий

школьники, читая учебники, другую литературу, встречают слова, смысла которых не знают. Младших школьников необходимо убедить, что, встретив при чтении непонятное слово, нужно обратиться за разъяснением к взрослому. Как молено раньше следует приучить школьника пользоваться справочной литературой. Контролируя выполнение домашнего задания, родители должны не только интересоваться выученными уроками, но и обращать внимание на то, как ребёнок уяснил сущность новых понятий.

 

Особенно необходима действенная помощь родителей при  выполнении детьми ' домашних заданий  по математике, в частности при решении задач. В большинстве случаев в младших классах школьники затрудняются решить задачу потому, что нечётко представляют её условие. Им надо помочь проанализировать её смысл, добиться понимания того, что известно и что надо узнать. Если ребёнок затрудняется решить задачу и после её анализа, можно прибегнуть к её наглядному изображению — составлению рисунка, чертежа, схемы и даже иногда подсказать ход решения. Бывает целесообразно предложить ребёнку решить аналогичную задачу, в условия которой входят б)олее понятные ему предметы и величинь!.

Начиная с первого /класса, ребёнок должен приобретать навыки самоконтроля — сознательной оценкиусвоих действий, поступков, самостоятельного исправления ошибок. Задача родителей  — помочь ему в формировании этих навыков.

И д е й н о-п  олитическое воспитание, формирование у детей основ гражданственности. Значительна роль семьи в воспитании коммунистической идейности — системы  взглядов, чувств и убеждений в  правоте дела социализма, коммунистического  строительства. Идейное воспитание, формирование убеждений у детей — это прежде всего передача личного отношения родителей к своему Отечеству — любви к родной земле, готовности бороться за её свободу и независимость, гордости за великое, героическое прошлое и настоящее своего народа. Родители должны помочь детям осмыслить их причастность к прошлому, настоящему и будущему Родины, воспитать у них чувство гражданина.

Дети рано начинают проявлять  интерес к явлениям общественной жизни. Об этом свидетельствуют разнообразные  вопросы дошкольника, его желание побольше узнать о происходящем вокруг.

 

В каждой семье отмечаются праздники, связанные со знаменательными  событиями в жизни нашего народа. Задача родителей помочь детям пораньше узнать, в чём смысл этих праздников. От старших ребёнок слышит о том, как изменилась жизнь людей после Октябрьской революции, о героическом пути Советской Армии.

 

Очень часто семья  располагает таким источником идейно-политического  влияния на сына или дочь, как  личные документы, воспоминания, фотографии, награды — всё то, что принято называть семейными реликвиями. Каждая из них — это повесть о подвиге, о жизни и делах близких людей, тех, кто сражался на фронтах гражданской и Великой Отечественной войн, работал на стройках пятилеток. Члены семьи своими воспоминаниями, рассказами, демонстрацией семейных реликвий, совместными просмотрами кино- и телефильмов, чтением и обсуждением художественной литературы преподносят детям уроки мужества, формируют у них отношение к гражданскому долгу.

Для бесед с детьми целесообразно использовать местный материал. Во время прогулок родители знакомят ребёнка с памятниками, рассказывают, в связи с какими событиями они возведены и т. д. Путешествие детей в мир подвигов, совершённых во имя чести, славы, независимости Родины,— это начало их жизни в мире возвышенного, великого, начало формирования патриотизма. Героическое прошлое нашей Родины воспитывает у них чувство гордости за тех, кто совершил Великую Октябрьскую социалистическую революцию, защитил и отстоял в боях Советскую власть, вызывает горячее стремление продолжать и развивать славные традиции нашего народа. Важно также, чтобы ребёнок знал, что всё, что его окружает, в том числе его игрушки и книги,— результат труда многих людей и когда он вырастет, он сможет также построить красивый дом, в котором будет жить много людей, или стать водителем трамвая, в котором ездят взрослые и дети, или сконструировать новую машину. Но для этого надо делать всегда всё аккуратно и хорошо учиться. У ребёнка вырабатывается чувство причастности ко "всему окружающему, чувство гражданского долга.

В формировании интереса к общественно полезной деятельности важную роль играет пример родителей. Дети должны знать о трудовых успехах  своих родителей. Если отец и мать делятся впечатлениями.

Воспитание коммунистической идейности и формирование общественной активности у детей наиболее действенно осуществляются в школе. Однако школьник значительную часть времени проводит в семье. От её нравственных устоев, отношения к общественным идеалам, ценностям нашего общества во многом зависит жизненная позиция детей.

 

В распоряжении учащихся широкий круг источников политических знаний: уроки, радио- и телепередачи, газеты, журналы, художественная литература, собрания, общение с товарищами. Задача семьи — научить своих  детей целенаправленно воспринимать и использовать различные источники информации, оценивать факты и явления окружающей жизни с классовых позиций, с позиций политики Коммунистической партии и нашего государства. Долг родителей — интересоваться общественными делами своих детей. Каждое событие в школьной жизни сына или дочери должно встречать в семье внимание и поддержку. Особо серьёзно следует отнестись к приёму детей в октябрята, в ряды пионерской и комсомольской организаций. Правильно поступают те родители, которые отмечают эти события как семейные праздники.

Важным, действенным средством  идейно-политического развития детей  в семье является их воспитание на примере жизни и деятельности В. И. Ленина, его соратников. Во многих семьях читают вслух и обсуждают  воспоминания современников В. И. Ленина, старых коммунистов. Слово о Ленине, услышанное из уст отца, матери, дедушки, бабушки, обладает особой силой воздействия на сознание и чувства детей.

Нравственное воспитание. Незаменима роль семьи как фактора  нравственного становления человека. Сущность нравственного воспитания заключается в формировании у ребёнка системы отношений к обществу, другим людям, самому себе. В содержание нравственного воспитания входит развитие у детей чувств коллективизма, чуткости и отзывчивости, доброты и честности, способности к сопереживанию, уважения к людям в сочетании с требовательностью к ним. Особое значение имеет формирование дисциплинированности и культуры поведения.

Уже в раннем детстве  формируют нравственные качества человека. Возможности, упущенные в этот период, подчас невосполнимы в более старшем возрасте.

Главный путь нравственного  воспитания маленького ребёнка —  общение со взрослыми. Чем богаче общение, тем активнее эмоциональное  восприятие ребёнком окружающего мира, шире возможности нравственного воспитания. Однако было бы проявлением педагогической безграмотности родителей их поведение, продиктованное стремлением не спускать с ребёнка глаз и бежать к нему по первому зову. Нужно уметь различать потребности ребёнка и его капризы, чтобы первые удовлетворять, а вторые пресекать.

 

Родителям не следует  скупиться на ласку. Это, однако, не означает отсутствия требовательности по отношению к малышу. Ласковое, заботливое отношение важно сочетать с разумной требовательностью. Причём эта требовательность доброжелательна: взрослый выражает уверенность, что дело, за которое берётся малыш, будет им выполнено успешно, что неблаговидный поступок, который он позволил себе, больше не повторится и т. д. На ребёнка надо смотреть как на самостоятельную личность, он умеет чувствовать так же, как и взрослый. За старание ребёнка надо похвалить даже в том случае, если достигнутые результаты незначительны.

Если лее взрослые не проявляют по отношению к малышу должного внимания или если они чрезмерно  и неразумно требовательны к нему, постоянно упрекают, сердятся, то у ребёнка может возникнуть недоброжелательность по отношению к другим людям, а порой и злобность, страх, стремление к уединению.

Важно добиться, чтобы  у малыша преобладали положительные  эмоции — радость, сочувствие, доверчивость, а проявление таких отрицательных эмоций, как обида, страх, неудовольствие, гнев, вовремя замечались и гасились.

В дошкольный период незаменимым  источником активного накопления ребёнком представлений о нормах морали являются сказки, рассказы, беседы, разъяснения взрослых, раскрывающие в доступной форме понятия доброты, честности, чуткости и др. Когда малыша знакомят с окружающим миром, читают ему или рассказывают, взрослые стараются подчеркнуть нравственную сторону происходящего: «Вот видишь — мальчик собачку ударил. Ей больно», «Смотри, вот девочка бабушке помогла. Надо всем помогать».

Моральные нормы усваиваются  не только тогда, когда мы разъясняем ребёнку, что хорошо, а что плохо. Здесь всё начинается с деталей, с того, например, как родитель кормит ребёнка, приговаривая: «Кушай кашу, сыночек. Видишь, бабушка тоже просит кашки, мы ей не дадим.— Уходи бабушка. Мы сами съедим кашу!» И хотя бабушку прогоняют шутя, у ребёнка появляются отрицательные установки: с бабушкой можно не считаться, с другими можно не делиться, всё себе.

Уже от малышей родители должны требовать нравственного  поведения. Учитывая импульсивность и  непосредственность поведения дошкольника, необходимо особое внимание обращать на развитие у него таких чувств, которые побуждали бы его поступать в соответствии с требованиями взрослых, учитывать интересы других людей — близких, сверстников. Малыш скорее поделится своими игрушками с другим ребёнком, если вы вызовете чувство симпатии к этому ребёнку, чем если бы вы стали просто требовать и приказывать сделать это. Ребёнок чувствует, что от него ждут правильных поступков и хорошего поведения и в большинстве случаев стремится оправдать ожидания.

У детей следует воспитывать  готовность оказать помощь окружающим, проявить заботу о других. Увидели на прогулке большую сломанную ветку — предложите убрать: ведь она будет мешать прохожим; встретили у. подъезда маму с тяжёлой сумкой — предложите помочь донести сумку до квартиры.

Нравственное воспитание, таким образом, включает в себя вооружение ребят знанием нравственных норм и формирование у детей поведения в соответствии с этими нормами. Однако в нравственном воспитании недостаточно знание ребёнком моральных норм, требований и даже сознательное следование им в своём поведении.

Исследования советских педагогов и психологов показали: чрезвычайно важно, чтобы человек ощущал от своего поведения и отношения к другим внутреннее удовлетворение. Лишь в этом случае моральные принципы общества становятся его личным достоянием и поведение такого человека становится устойчиво нравственным. Поэтому важнейший путь совершенствования нравственного воспитания детей любого возраста состоит в создании условий, при которых следование моральной норме становится эмоционально притягательным, переходит из сферы должного  в  область личного  желания.

Одним из таких условий  является создание и поддержание  эмоционально-положительного отношения  детей к лицу, предъявляющему моральные  требования, в частности к родителю. Родительский авторитет может быть истинным и ложным. А. С. Макаренко различал несколько разновидностей ложного авторитета: авторитет доброты, выражающийся в постоянном захваливании детей, авторитет подавления, поддерживающийся страхом перед физическим наказанием, авторитет педантизма и резонёрства, основанный на бесплодном морализировании, авторитет панибратства, вытекающий из ложного понимания «свободного» воспитания.

Кроме того, В. А. Сухомлинский указывал на 3 разновидности уродливой  любви родителей: любовь умиления, любовь деспотическая и любовь откупа. В первом случае, слепо восхищаясь своим ребёнком, родители создают условия для вседозволенности и теряют нити управления его развитием. Деспотическая любовь основана на убеждении, что наказать ребёнка лишний раз не помешает, а слёзы, страх и слепое повиновение детей такие родители считают достижениями в воспитании. Любовь откупа также основана на заблуждении, будто долг родителей заключается в том, чтобы накормить и одеть детей. В таких семьях дети лишены эмоциональных контактов, их нравственный мир опустошён и обездолен.

Подлинные родительские любовь и авторитет основаны на справедливой требовательности и одновременно глубоком уважении к детям. Другим условием совершенствования  нравственного воспитания является формирование у ребёнка положительного образа самого себя. С этой целью эффективно применение приёма, предложенного А. С. Макаренко, который можно назвать приёмом авансирования, то есть приписывание ребёнку авансом тех качеств, которых пока нет.

Задача родителей —  учить детей сочувствовать человеку, понимать его переживания, уметь поставить себя на место другого. Для её решения возможны разные варианты.

Нужно рассказывать детям  о тех переживаниях, которые родители испытали в связи с тем или  иным отношением окружающих. Такие  разговоры старших развивают восприимчивость детей к душевному состоянию других людей.

Интересен приём, который  придумал английский писатель Джеймс Олдридж для своих сыновей. Он предлагал им, взглянув на случайного прохожего, представить себе, кто  он, куда идёт, о чём думает, что делал вчера и т. д. Это упражнение развивает в детях внимание к людям, умение поставить себя на место другого человека.

Ещё об одном приёме рассказывают в книге «Воспитание чувств»  супруги А. С. и О. А. Лавровы. Мальчик, придя из школы, с бахвальством рассказал родителям о том, как он с приятелями проучил «задаваку» из соседнего класса. Родители видели, что сын чувствует себя героем. Они предложили ему рассказать всю историю, но с позиции побитого «задаваки», пришедшего домой с заплаканным лицом и «фонарём» на лбу. Обида и боль, пережитые ребёнком в воображении, раскрыли мальчику жестокость поступка.

Родители могут стимулировать  эмоционально-нравственное отношение  своего сына или дочери к действительности, помогая им сравнивать свое поведение  с отрицательным и положительным эталоном поведения. Причём наилучший воспитательный эффект будет достигнут тогда, когда в сравнении себя с отрицательным эталоном, в констатации отрицательного в себе инициатива принадлежит самому ребёнку, а в констатации положительных черт инициатива находится в руках взрослого.

Информация о работе Истоки семейной педагогики