Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:43, реферат
Основные направления семейного воспитания. В социалистическом обществе цель семейного воспитания — заложить основы всестороннего развития личности: умственного, идейно-политического, нравственного, эстетического, физического; приучить детей к труду, развить у них интерес к самостоятельной творческой деятельности. Воспитание в условиях семьи должно предусматривать организацию разнообразной деятельности ребёнка (игры, домашнего труда, учёбы и т. д.), постепенное увеличение информации и усложнение её содержания, повышение требований к детям в зависимости от возраста.
Велико значение личного
примера родителей в
В арсенале семейной подготовки имеется ещё одна группа методов воспитания, которые называют вспомогательными. Это соревнование, поощрение и наказание. Их смысл в оказании стимулирующего и корригирующего воздействия, то есть в усилении эффективности основных методов.
Соревнование как
Привнесение духа соревнования особенно целесообразно при организации таких видов деятельности, в которых у ребёнка проявляется слабая подготовка или к которым у него ещё нет интереса. Прибегая к этому воспитательному приёму, следует помнить об опасности духа нездорового соперничества, стремления добиться первенства любой ценой (например, обманом), возникновения зависти к победителю. Поэтому важно позаботиться, чтобы каждый ребёнок пережил успех, если не полный, то частичный, страхующий от ощущения неполноценности, обречённости из-за поражения. В этой связи имеет смысл разносторонне оценивать деятельность соревнующихся. Например, о выполнении трудового задания можно судить не только по конечному продукту, его количеству и качеству, но и по особой тщательности, красоте исполнения, внесению творческих элементов, оказанию помощи сопернику и т. д. Кому-то достанется семейный приз за объём выполненной работы, а кому-то за изящество отделки, рационализацию производственного процесса и т. д. При таком подходе каждый участник домашнего состязания, турнира, конкурса получает заряд бодрости и оптимизма, то есть стимул к совершенствованию своих знаний, умений, способностей.
Ребёнок нуждается в поощрении как проявлении умной родительской ласки, внимания к своим добрым делам. Доставляя чувство радости, морального удовлетворения, оно побуждает к анализу и повторению отмеченного поступка. Родительское равнодушие к тому хорошему, что только намечается в личностном развитии ребёнка, может затормозить этот процесс.
Поощрение как воспитательное воздействие предполагает разумную меру и педагогически целесообразную форму. Далеко не каждое поощрение способствует накоплению положительного опыта. По словам основоположника отечественной теории семейного воспитания П. Ф. Лесгафта, безмерное заласкивание, захваливание порождают самодовольство, тщеславие, эгоизм. Распространённой формой поощрения является похвала как развёрнутая положительная характеристика поступка, тактичное выражение родительского удовлетворения, не наталкивающее ребёнка на ложную мысль о превосходстве над другими.
Для подтверждения правильности действий ребёнка важно одобрение. Оно может быть выражено не только словами («хорошо», «молодец» и т. п.), но и жестом, ласковым взглядом, побуждая ребёнка довести дело до конца. Одобрение особенно важно, когда выполняется непривычное или не совсем приятное поручение. Эффективно также оказание доверия, поручение нового ответственного задания.
Ввиду своей материальности, наглядности заметный след в сознании ребёнка оставляет подарок, в особенности отвечающий его потребностям и интересам. Однако такое поощрение не следует применять часто, а только в тех случаях, когда сын или дочь проявили большое упорство и настойчивость в достижении поставленной цели (в учёбе, труде, преодолении плохих привычек). В качестве подарка ребёнку вручают книгу, игрушку, музыкальный инструмент, фотоаппарат, спортивные принадлежности, то есть то, что может способствовать совершенствованию его духовных потребностей, познавательных и эстетических интересов, формировать полезные умения, укреплять здоровье.
Бывает целесообразно обещание награды, когда от ребёнка требуется длительное напряжение сил. Приятная перспектива облегчает процесс преодоления трудностей. Этот вид поощрения не только теряет свою силу, но и отрицательно сказывается на отношении дочери или сына к родителям, если они забывают о своих обещаниях.
Допустимо ли награждение ребёнка деньгами? Использование этого вида поощрения требует большой осторожности и оправдано лишь в тех случаях, если имеет точно определённое целевое назначение. Например, если мать решила поощрить увлечение сына зоологией приобретением аквариума, то ей вовсе не обязательно самой ехать в магазин. Мальчик может успешно сделать покупку сам. В семейном воспитании материальное поощрение играет несущественную роль, ибо высшей мерой выступает доброе слово отца или матери.
Принципиально недопустимы сделки между родителями и детьми типа «ты мне — я тебе», прививающие холодную расчётливость и корыстолюбие. Поощрение — средство внешнего побуждения. А важно, чтобы ребёнок осознал и то хорошее, что заключено в самом содержании поступка, понимал его пользу для окружающих. Поэтому имеет значение тактичный анализ нравственной сущности положительных дел и поступков.
Подлинная родительская
любовь немыслима без
Наказание нередко подкрепляет категорический родительский запрет, выраженный словом «нельзя». А. С. Макаренко предупреждал, что если ребёнок упражняется лишь в том, чтобы исполнять все желания, и не умеет затормозить себя, у него не будет сильной воли.
Наказание не воспитывает само по себе. Оно воздействует положительно лишь тогда, когда вызывает в душе ребёнка переживание вины, стыда за проступок, искреннее раскаяние. Если же у него возникает слепой страх перед родительской властью, молчаливое озлобление из-за несправедливости, оно лишено педагогического смысла.
«...Всё, что достигнуто
дрессировкой, нажимом, насилием, непрочно,
неверно и ненадёжно»,—
В семьях, в которых злоупотребляют наказаниями, дети растут неискренними, замкнутыми. Подчёркивая тормозящую силу наказания, нельзя не отметить, что оно призвано формировать положительную мотивацию, активизировать сознательное стремление ребёнка поступать должным образом. Это становится возможным, если родители помогают ему понять неприглядность проступка, его вред.
В хорошей семье наказание является чрезвычайным происшествием. Его частота — своеобразное мерило правильности воспитательной линии отца и матери, благополучия взаимоотношений в их микроколлективе. Следует учитывать, что наказание на какое-то время отдаляет ребёнка от родителей, даёт почувствовать своё неравноправие. Чем ребёнок старше, тем он острее переживает это. Особенно болезненной бывает реакция подростка. Наказывая, родители невольно фиксируют внимание ребёнка на нежелательных проявлениях. Частые родительские санкции опасны с точки зрения развития комплекса неполноценности. Наказывают далеко не за каждый проступок. Если это проявление возрастного невежества, то долг родителей терпеливо разъяснить сущность того или иного житейского правила. Искреннее раскаяние ребёнка смягчает, а подчас снимает вопрос о наказании. Не должно быть шумных сцен из-за нечаянно разбитой чашки или пятен на скатерти.
Меры наказания в каждой семье своеобразны, зависят от её нравственно-психологического климата, образа жизни, традиций. Педагогически оправданной реакцией на проступок детей может быть осуждение, выраженное укоризненным взглядом, коротким замечанием, упрёком или выговором-возмущением. Лаконизм, решительность тона больше отрезвляют ребёнка, чем бестолковое многословие или просительные интонации. Чтобы сын или дочь острее почувствовали недовольство, бывает целесообразно родительский выговор соединить с временным охлаждением, лишением привычной ласки. Однако недопустим бойкот, закрепляющий возникшее отчуждение. Действенной формой наказания является ирония, но она не должна оскорблять ребёнка.
Как правило, отрицательная оценка проступка совершается «по горячим следам». Однако такая незамедлительная реакция не всегда необходима. Действенной мерой оказывается «отсроченная беседа» (А. С. Макаренко). Ожидание неприятного объяснения с отцом или матерью является для сына или дочери временем интенсивных переживаний своей, вины и анализа проступка. В итоге центр тяжести с внешнего воспитательного воздействия переносится на самовоспитание. Такая тактика целесообразна по отношению к взрослеющим детям, наделённым самокритичностью.
Наряду с различными формами словесного осуждения к серьёзным наказаниям относятся и такие, как отмена или отсрочка исполнения обещания, отказ выполнить просьбу, предупреждение о последствиях неправильного поведения.
Дети чувствительны и к такой мере, как лишение привычных удовольствий, развлечений, некоторому ограничению свободы действий, выражению недоверия. Логика наказания становится очевидной, если родители действуют по принципу «естественных последствий»: насорил — убери, испачкал — выстирай и т. д. Но наказывать трудом нельзя, так как это может осложнить формирование трудолюбия.
Следует решительно отказаться от любых мер воздействия, наносящих урон физическому или психическому здоровью ребёнка. Например, неразумно запрещать провинившемуся бывать на свежем воздухе или оставлять его без обеда. Жестокость взрослых, стремление заставить страдать провинившегося морально или физически нельзя оправдать никакими педагогическими соображениями. Телесные наказания, родительские шлепки и подзатыльники Н. К. Крупская называла гнусным пережитком старого рабского строя. Упрямство, лживость, трусость, приниженность, агрессивность — таковы отметины в характере «битых». Наказывая ребёнка, учил А. С. Макаренко, не следует унижать его человеческое достоинство.
В семейном воспитании особое
место занимают способы приучения
детей к работе над собой —
самовоспитание. Самокритичность, стремление
к самосовершенствованию
Самовоспитание — это целенаправленная, регулярная и самостоятельная работа по развитию своих духовных и физических сил. У ребёнка самовоспитание проявляется в том, что воспитательные цели начинают отвечать его личным устремлениям и потребностям. Он становится способным к критической оценке своих качеств и их проявлений, волевому управлению своим поведением, сознательному самосовершенствованию.
Родители призваны помочь
разработать соответствующую
Развитию самосознания малыша способствует систематическое побуждение его к оценке своих действий и поступков. Целесообразно время от времени задавать ему вопросы: «Как ты думаешь, хорошо ли ты поступил?», «А как надо было сделать?» и т. д. Полезно заставлять ребёнка сравнивать себя с окружающими — друзьями, товарищами, сверстниками, старшими и младшими. Образцы правильного поведения обладают внушающей силой.
Чтение книг, просмотр кинофильмов, обмен с близкими впечатлениями о том, что хорошо, а что плохо в поведении литературных персонажей и киногероев, способствуют развитию самосознания. Целесообразно постепенно приучать ребёнка к самоотчёту за прошедший день, а позже и за более длительные периоды времени — месяц, год. Школьники уже могут самостоятельно дифференцировать свои успехи в различных видах деятельности — труде, учёбе, игре, спорте, общении с окружающими. Их внимание следует акцентировать на самосовершенствовании не только в бытовой деятельности и выполнении гигиенических требований, но и в учёбе, октябрятской, пионерской работе, спорте, сознательном развитии воли. В качестве формы самоотчёта можно рекомендовать ведение дневника, в котором фиксируются и анализируются наиболее значимые события личной жизни, интимные переживания, поступки.
Родители призваны помогать детям ставить перед собой индивидуальные задачи, близкие и более отдалённые во времени, отвечающие их интересам и склонностям. Это особенно важно в будущем профессиональном самоопределении. Как можно раньше у ребёнка должна появиться мечта о любимом деле, которому будет посвящена жизнь.