Истоки семейной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:43, реферат

Краткое описание

Основные направления семейного воспитания. В социалистическом обществе цель семейного воспитания — заложить основы всестороннего развития личности: умственного, идейно-политического, нравственного, эстетического, физического; приучить детей к труду, развить у них интерес к самостоятельной творческой деятельности. Воспитание в условиях семьи должно предусматривать организацию разнообразной деятельности ребёнка (игры, домашнего труда, учёбы и т. д.), постепенное увеличение информации и усложнение её содержания, повышение требований к детям в зависимости от возраста.

Файлы: 1 файл

Основы семейной педагогики.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

Трудовое воспитание. Важнейшей задачей коммунистического  воспитания и важнейшей предпосылкой всестороннего гармонического развития личности ребёнка является его трудовое воспитание.

В раннем возрасте трудовая деятельность ребёнка тесно связана с играми. Дети младшего дошкольного возраста ещё не осознают, почему им хочется помогать взрослым. Малыши, как правило, выполняют несложные работы, подражая старшим, особенно если последние разумно организуют и поощряют такую работу. Ребёнку нравятся поручения, выполнение которых содержит элементы игры или доставляет эстетическое наслаждение. Для взрослых здесь заложена возможность воспитать у ребёнка понимание необходимости труда, его пользы. Однако неправильно было бы превращать труд в игру во всех случаях.

По содержанию детский  труд можно разделить на несколько  видов:

—        хозяйственно-бытовой труд: самооб

служивание, уход за помещением и веща

ми, помощь взрослым в  приготовлении

пищи;

—        труд «в природе»: выращивание ком

натных растений, посевы и посадки в цвет

нике, на огороде, в саду, уход за домашни

ми животными;

—        ручной труд (с элементами констру

ирования): изготовление игрушек и про

стейших пособий из бумаги, картона, из

природного материала, работа по дереву.

Для детского труда необходимо создать условия. Следует отвести  специальное время для трудовых занятий, позаботиться, чтобы у детей  было оборудование, соответствующее  их возрасту, силам и возможностям (лопатки, грабли, лейки, ножницы и  др.). Нельзя заставлять ребёнка производить непосильную, не соответствующую его знаниям и подготовке работу, которая, естественно, не даст хороших результатов, или работу, угнетающую детей однообразием, утомительными действиями. Это только вызовет отрицательные эмоции и может отвратить ребёнка от труда. Только тогда дети полюбят труд, если ему сопутствует оптимистическое настроение, если радуют как сам процесс труда, так и его результаты. Это в значительной степени зависит от умения родителей вовремя поощрить ребёнка, помочь, если он испытывает затруднения, предложить ещё раз попытаться сделать, если ясно, что ребёнок не приложил необходимых усилий.

Дети любят подготовку к праздникам. Если вы начинаете  предпраздничную уборку квартиры, продумайте возможное участие в ней и ребёнка. Уже 3—4-летние дети могут протереть влажной тряпочкой свои игрушки, полочку и стол, вымыть подоконник. Более старшим детям доверяют более сложные дела: навести порядок в буфете, на полках шкафа.

Малыш с удовольствием  кормит и поит птиц, животных; помогая маме, пропалывает грядку или клумбу. Здесь можно поиграть с песком, погладить или потрогать птичку, понаблюдать за ней. Но вместе с тем ребёнок узнаёт, что если вовремя не прополоть грядку или клумбу, то сорняки заглушат культурные растения; если не покормить и не напоить в положенное время животных, птиц, то они будут страдать, напоминать о себе людям.

У ребёнка постепенно складывается положительное отношение  не только к тем видам труда, которые  связаны с игрой и эстетическим наслаждением, но и к тем, которые не столь занимательны, но необходимы, то есть происходит осознание важности любого вида трудовой деятельности. Ребёнка в дошкольном возрасте следует подводить к пониманию необходимости выполнения такой работы, в которой нуждаются другие люди. Трудовые действия ребёнка должны происходить в обстановке внимания, любви, моральной поддержки взрослых. Стремление ребёнка хорошо выполнить поручение должно быть одобрено родителями, вызывать у ребёнка положительные эмоции. При этих условиях воспитывается истинное трудолюбие.

Младший школьник, как  и дошкольник, тяготеет к выполнению такой работы, которая отличается разнообразием, непродолжительностью и наглядной результативностью. Основным видом деятельности младшего школьника является учёба. Однако она  не должна вытеснять все остальные виды труда, в том числе и такого важнейшего в условиях семьи, как труд по самообслуживанию.

Успешное воспитание у детей нравственно-трудовых качеств  во многом зависит от организации  семейного быта. В семье, где правильно  организовано хозяйство, в доме всегда чисто, каждой вещи отведено своё место, для каждого вида работы есть необходимые орудия труда. Трудовые обязанности в такой семье распределены так, что каждый её член загружен соответственно его силам и возможностям, тяжёлые работы выполняются сообща, неприятные — по очереди.

В процессе воспитания у  ребёнка привычки к труду важен  постоянный контроль взрослых. Характер контроля зависит от возраста и индивидуальных особенностей ребёнка. Работу дошкольника  и младшего школьника необходимо проверять и в процессе её выполнения, и после окончания. Нельзя допускать, чтобы он выполнял какую-либо трудовую операцию неверно или кое-как. Это может стать началом накопления отрицательного опыта. Работу более старших детей, в частности подростков, которые нуждаются в большем доверии, целесообразно в основном контролировать по её окончании. Традиции семьи, следуя которым ребёнок рано становится участником общего труда, дают значительный воспитательный эффект. Важнейшим критерием воспитанности человека является его отношение к труду.

Физическое воспитание. Фундамент здоровья закладывается  в детстве и прежде всего в  семье. От того, насколько правильно  будет организовано физическое воспитание ребёнка, во многом будет зависеть его  самочувствие, настроение, успех в учёбе. Оно способствует росту трудовых возможностей ребёнка, совершенствует его нравственно-волевые качества, является средством гармонического развития.

Комплекс средств физического  воспитания в семье включает: правильный режим дня, рациональное питание, привитие культурно-гигиенических навыков, занятие физической культурой и спортом, закаливающие процедуры и пребывание на свежем воздухе.

Введение режима дня  начинается с того, что малыша приучают есть в определённые часы. С первых месяцев жизни необходимо приучать ребёнка также спать и бодрствовать в определённые часы.

С 3-летнего возраста уменьшается  продолжительность сна в течение  суток, преимущественно за счёт дневного. С каждым годом в режиме дня  всё большее время отводится  специальным занятиям с ребёнком. Если малыш посещает детский сад, то его домашний режим обязательно должен быть согласован с детсадовским и соблюдаться и в те дни, когда ребёнок дома.

Детям, посещающим школу  в 1-ю смену, следует вставать в 7 часов. Проснувшись, ребёнок должен быстро встать, сделать утреннюю гимнастику, убрать постель и одеться, перед уходом в школу позавтракать. По возвращении из школы ребята до обеда могут поиграть, помочь по дому, выполнить поручения взрослых. Между 13 и 15 часами — обед. После обеда детям полезно. 2 часа быть на воздухе. Вернувшись домой, ребята должны сесть за уроки. Выполнив домашнее задание, дети могут погулять на воздухе, посетить кружки, секции. После ужина желательно заняться своими делами. Дети до 13 лет ложатся спать не позже 22 часов.

Ребятам, занимающимся во 2-ю смену, целесообразно также  вставать в 7 часов и, закончив гимнастику, туалет, уборку постели и завтрак  к 8 часам, совершить небольшую прогулку. В 8.30—9.00 дети должны начать подготовку уроков. В оставшееся до обеда время они обязательно гуляют (не менее 2 часов). Обед — в 13.00—13.30. Возвратившись из школы, ученики 2-й смены ещё имеют время, чтобы побыть на воздухе до ужина, а после ужина заняться своими делами.

Разумеется, в разных семьях в зависимости от возраста детей, условий жизни и труда родителей могут быть некоторые особенности в организации режима дня. Однако они не должны наносить ущерба двигательной активности и нормальному физическому развитию детей.

Наиболее важным компонентом  физического воспитания детей являются занятия физической культурой и спортом, развитие двигательной активности. Опыт воспитания в известной семье Никитиных свидетельствует о возможности оборудования в условиях городской квартиры домашнего стадиона — шведской стенки, турника, каната для лазания, колец и т. д.

В занятиях с детьми до 1 года следует использовать сначала  пассивные ( с помощью взрослых), а затем элементарные активные движения, например, повороты головы направо, налево, переворачивание со спины на живот, ползание, подготовительные упражнения в ходьбе, катание мяча,  простейшие  игры  типа  «ладушки».

К утренней гимнастике ребёнка  следует приучать, как только он научился ходить. Комплекс её для самых  маленьких (1— 2 года) состоит из 3—4 упражнений имитационного характера («достать мяч», «поднять мяч»). В занятиях с детьми в возрасте от 1 года до 3 лет целесообразно использовать более сложные упражнения без предметов и с предметами (флажками, палкой, мячом). В физическом воспитании детей этого возраста большое место отводится подвижным играм и элементам плясок. Начиная с 3 лет упражнения усложняются, увеличивается их число (до 5—6) и число повторений.

Помимо утренней зарядки дети (в  зависимости от возраста) должны ежедневно  упражняться в различных видах  движений. С 3 лет малыши учатся бегу, прыжкам в высоту, метанию на расстояние, в цель, упражняются в равновесии, с 4 лет их можно учить ходить на лыжах, с 5 — плавать, играть в бадминтон, с 6 лет — кататься на коньках, играть в настольный теннис, выполнять элементы игры в баскетбол, городки. Детям дошкольного возраста не рекомендуется делать физические упражнения статического характера, силовые упражнения, приводящие к утомлению нервной системы, нарушению кровообращения и дыхания. Ребятам более старшего возраста молено рекомендовать занятия в спортивных секциях.

Наиболее эффективны спортивные упражнения на свежем воздухе, так как они  стимулируют обменные процессы. Вместе с тем родители должны учитывать  рекомендации врачей-онкологов, предостерегающих от длительного пребывания детей на воздухе в туманную погоду в крупных промышленных городах.

Эстетическое воспитание имеет  целью развитие творческих способностей, умения понимать и ценить прекрасное в жизни и искусстве, обогащение духовного мира ребёнка. Родители учат детей замечать красивое в природе, общественной жизни, искусстве, помогают им выработать правильные эстетические суждения и оценки, а также развить способности, содействуют приобщению их к художественному творчеству.

Огромные возможности для эстетического  воспитания заложены в окружающей ребёнка действительности. Уже с того момента, когда малыш после сна открывает глаза, он попадает в разнообразный мир окружающих вещей. Задача родителей раскрыть его красоту, обратить внимание сына или дочери на красоту и удобство их одежды, мебели, комнатных растений, букетика весенних цветов. Особенно большая роль в воспитании эстетического вкуса принадлежит первым игрушкам. Они учат познавать жизнь и являются источником первых эстетических впечатлений. Привлекая детей к участию в наведении чистоты и порядка, к созданию уютной обстановки в квартире, родители также воспитывают эстетические вкусы. Однако сердцевиной эстетического воспитания в семье является приобщение детей к творчеству (художественное воспитание).

Дети очень рано (с 1,5—2 лет) обнаруживают потребность рисовать и лепить. Родители должны помочь своим детям приобрести определённые навыки в рисовании. Умение ребёнка читать чужой рисунок — первое условие его готовности к изобразительной деятельности. Малыш очень рано, ещё до того, как научится читать, любит листать иллюстрированные книжки. Это занятие нужно поощрять, помогая понять изображение.

Руководство изобразительной деятельностью  детей требует от взрослого большого такта. Следует избегать крайностей — нетерпимой критики замеченных недостатков или полного невмешательства. Видя, например, что дочь, начиная рисовать куклу, изображает голову очень большой, можно предложить ей подумать, какой величины должна быть голова, чтобы весь рисунок уместился на листе. Вот 4-летний сын нарисовал кузов машины и остановился, не зная, что делать дальше. «У тебя получился хороший автомобиль,— замечает отец.— Но сможет ли он поехать?». Мальчик догадается, что нужно дорисовать колёса, руль.

Родители приобщают  детей к рисованию с натуры, по памяти, подключают декоративное рисование, составление узоров, лепку. Особенно следует поощрять трудолюбие, настойчивость, самостоятельность — качества, являющиеся залогом развития художественных способностей.

Основа развития музыкальности  ребёнка — живое восприятие музыки. Малыши 2—3 лет с удовольствием  слушают народные песни, произведения композиторов. К восприятию музыкального произведения детей иногда надо готовить заранее. Краткое слово о том, что предстоит им услышать, усиливает внимание, углубляет музыкальное впечатление ребёнка. После того, как ребёнок прослушал музыку, можно предложить ему поделиться своими впечатлениями. Целесообразно проводить многократное прослушивание песен, музыкальных пьес, игру в узнавание. Чрезвычайно важен и такой вид музыкальной деятельности, как исполнительство: пение, игра на музыкальных инструментах и др. Особое развивающее значение имеет хоровое пение.

Детей с явно выраженной музыкальной одарённостью целесообразно  определять в специализированные школы.

В эстетическом воспитании детей большое значение имеет  развитие чувства любви к природе. В связи с усилением природоохранительной деятельности, с необходимостью рационального  использования природных богатств становится актуальной такая грань личностного развития ребёнка, как экологическая воспитанность.

Экологическое воспитание призвано формировать отношение  к природе как к общественной ценности, научить ребёнка бережно  к ней относиться. С точки зрения экологического развития многое дают походы и экскурсии по родному краю, участие семьи в таких мероприятиях, как День птиц, День леса, всякое разумное общение семьи с природой. Эстетически развитый человек способен не только наслаждаться красотой и творить по законам красоты, но и активно бороться со всякими проявлениями безобразного, низменного, фальшивого.

Информация о работе Истоки семейной педагогики