Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:43, реферат
Основные направления семейного воспитания. В социалистическом обществе цель семейного воспитания — заложить основы всестороннего развития личности: умственного, идейно-политического, нравственного, эстетического, физического; приучить детей к труду, развить у них интерес к самостоятельной творческой деятельности. Воспитание в условиях семьи должно предусматривать организацию разнообразной деятельности ребёнка (игры, домашнего труда, учёбы и т. д.), постепенное увеличение информации и усложнение её содержания, повышение требований к детям в зависимости от возраста.
Методы семейного воспитания. Под методами семейного воспитания понимают способы взаимосвязанной деятельности родителей и детей, направленные на развитие сознания, чувств и воли, формирование культуры поведения детей. Они находятся в единстве со средствами воспитания, к которым относятся различные виды деятельности (игровая, трудовая, учебная и т. д.), предметы и произведения материальной и духовной культуры (игрушки, книги, музыкальные инструменты, кинофильмы и т. д.). Формирующая сила воспитательных средств обусловлена их умелым применением. Воспитание ребёнка в семье начинается с разумной организации его жизни, формирования положительного опыта общения, включения его в педагогически целесообразные виды деятельности.В итоге у него вырабатываются добрые привычки — гигиенические, нравственные, познавательные, трудовые, потребность в опрятности, аккуратности, вежливости, обязательности и т. п.
Различают 2 группы основных методов семейного воспитания: методы организации поведения и деятельности и методы формирования сознания. В первой группе методов велико значение повседневного приучения и упражнения.
Режим дня ребёнка
можно рассматривать как
Семейные традиции играют важную роль в развитии культуры общения. А. С. Макаренко говорил, что ничто так не украшает коллектив, как добрые традиции. Они отражают вкусы, уровень воспитанности, характер общения. Семья — микроколлектив, в котором складываются свои традиции, обычаи, оказывающие благотворное влияние на детей. Так, участвуя в подготовке и проведении традиционных семейных праздников, дети естественно приобщаются к культуре быта: убирают и украшают квартиру, занимаются кухонной стряпнёй, придумывают фирменные блюда, сервируют стол, готовят близким подарки, пишут поздравительные открытки.
Подарок, выбранный с учётом вкусов и потребностей виновника торжества, добрые слова и пожелания, адресованные ему,— не простая условность. В этом искренние родственные чувства находят соответствующую внешнюю форму проявления. В дни рождения отца и матери дети учатся культуре выражения своей любви и благодарности. Принимая вместе с родителями гостей, они на практике постигают этикетные тонкости застолья, поддержания беседы, вежливости и предупредительности.
Семейные традиции — это не только праздничные ритуалы. Не менее важными являются трудовые, спортивные и другие традиции — всей семьёй делать еженедельную генеральную уборку квартиры, в выходные дни отправляться в турпоходы, на экскурсии и т. д.
Игра — естественная
форма выражения детской
Как свободная деятельность, в которую ребёнок включается по собственному побуждению, игра всегда доставляет радость, удовольствие. Дети часами играют в семью, дочки-матери, куклы, в школу, магазин, больницу и т. д. Привлекательность игры создаёт личностную увлечённость процессом овладения необходимыми привычками. Так, играя в куклы, которых кормят завтраками и обедами, одевают, водят на прогулки, лечат и т. д., дети постигают модели человеческого поведения в различных житейских ситуациях. Эти игры полезны для девочек и мальчиков. Психологическая и практическая подготовка к выполнению социально важных функций отца и матери, хозяина и хозяйки дома обусловлена в значительной мере детскими играми.
Ролевые игры (в детсад, в библиотеку, школу, театр, магазин) при умелом, тактичном руководстве взрослых создают естественные ситуации для упражнения в дисциплинированном и культурном поведении. Отцу или матери иногда целесообразно стать непосредственным участником игры. Так легче поддержать детские игровые замыслы, корректировать их нравственное содержание.
Любые положительные качества ребёнка—доброжелательность, честность, правдивость и др.,— если они проявляются повседневно (в общении с отцом и матерью, братьями и сестрами, друзьями, знакомыми и незнакомыми), становятся в итоге чертами его характера.
А. С. Макаренко большое значение придавал «гимнастике поведения», то есть систематическому повторению положительных поступков и действий.
Разновидностью упражнения является родительское поручение, в особенности если оно даётся не эпизодически, а вменяется в постоянную обязанность. Посредством заданий по поддержанию порядка в доме, организации семейного быта постоянно прививается трудолюбие.
В случаях, когда нужно отучить ребёнка от дурных увлечений, эффективен приём переключения. Родители создают благоприятные условия для изменения направленности интересов ребёнка. Например, заметив, что сын-третьеклассник стремится всё свободное время проводить в дворовой компании бездельничающих подростков, отец старается вовлечь его в работу школьной спортивной секции. Главное условие успешного применения переключения — соответствие новых занятий потребностям и склонностям ребёнка, их эмоциональная привлекательность.
Успех упражнения ребёнка в положительных действиях и поступках зависит от умелого предъявления родительских требований, показа образца, напоминаний, контроля, побуждения к самоконтролю.
Требования отца и матери должны быть едиными. Разногласия и непоследовательность дезориентируют детей, затрудняют формирование нужной привычки. Требование целесообразно облекать в форму пожелания, совета, просьбы, тактично, но настойчиво акцентируя внимание ребёнка на той или иной норме. Злоупотребление приказным тоном вызывает отрицательную реакцию у дошкольника и в ещё большей мере у подростка.
Чем меньше дети, тем более конкретными и определёнными должны быть педагогические требования. «Я заметила, что ты не умеешь правильно здороваться,— говорит мать дошкольнице.— Посмотри, как это делается». Или: «Ты обратила внимание, как была приветлива Машенька, когда пришла к нам? Улыбнулась и сказала: «Добрый вечер, Татьяна Ивановна и Галя».
Успех усвоения нужной нормы поведения зависит от положительной настроенности ребёнка, которую создают сказка, рассказ, мультфильм, стихотворение, песенка. Дети с готовностью подражают полюбившимся героям, осуждают проявления грубости, трусости, лживости, неблагодарности, лености.
Тренировка — сердцевина упражнения. Этот этап формирования привычки наиболее ответственный, так как родителям приходится требовать от ребёнка довольно частого повторения одних и тех же действий. Быстрота формирования умения и навыка зависит от индивидуальных особенностей .'. ребёнка. Родителям важно предъявлять посильные требования, чтобы ребёнок. не: переутомился, не утратил положительную настроенность. Эффективна поощрительная тактика: «Ну вот, ещё немного терпения — и ты легко будешь управляться с вилкой и ножом».
Процесс приучения наиболее успешно идёт тогда, когда взрос лый опирается на разум, чувства и волю ребёнка, мобилизуя его духовные силы. Дети отличаются импульсивностью и забывчивостью. Они нуждаются в доброжелательном напоминании взрослого, подкрепляющем их волю и активность. Забывчивость ведёт к накоплению отрицательного опыта, разрушает сформировавшуюся привычку. Цель систематического родительского контроля заключается не в том, чтобы уличить ребёнка, заострить внимание на недостатках его поведения, а в том, чтобы вселить уверенность в свои силы, помочь испытать радостное чувство успеха. Переживание морального удовлетворения является для детей важным стимулом самоконтроля и самовоспитания.
Культурные привычки появляются не в результате искусственной дрессировки ребёнка. Они вырабатываются естественно, по мере того, как ребёнок привыкает совершать гигиенические процедуры, пользоваться столовыми приборами и салфеткой, класть вещи на место, благодарить за услугу, уступать место старшим, всегда быть приветливым и предупредительным с окружающими, беспрекословно выполнять домашние обязанности и т. д.
Сталкиваясь с дурной привычкой сына или дочери, родители должны стремиться устранить причины, которые её породили. Так, грубость, необязательность, лживость могут иметь различные истоки. В одном случае действует отрицательный пример взрослых, сверстников, в другом— отсутствует чёткая организация жизни ребёнка, в третьем — виновата педантичная придирчивость отца или матери и т. д. Отучение от дурных манер и привычек только тогда эффективно, когда ему сопутствует терпеливое формирование полезных привычек.
Развитие ребёнка идёт от действий по требованию, просьбе или подсказке родителей к поведению по глубокому убеждению. Постепенно он приучается к самостоятельному выбору поступка.
Научить ребёнка правилам
поведения легче, чем сформировать
культуру чувств. Замечена связь между
эмоциональным развитием
Анализируя поведение
ребёнка, важно распознавать подлинные
чувства, которыми он руководствуется.
Случается, что необычайная
В семье ребёнок проходит своеобразную школу любви, сострадания, доброты, чуткости, деликатности, терпимости. Из простых детских переживаний выкристаллизовываются сложные, высшие качества — патриотизм, коллективизм, гуманизм. Однако могут развиваться и низменные чувства — эгоизм, жадность, зависть.
В семейном общении тон задают отец и мать. Их взаимная любовь и уважение создают в доме атмосферу тепла, согласия и покоя, внушают сыну или дочери почтение и нежность к старшим. Ссоры, оскорбления, нетерпимость друг к другу, напротив, способствуют возникновению эмоциональной неустойчивости, тревожности у ребёнка. Систематически повторяясь, тяжёлые переживания закрепляются и перерастают в озлобленность, агрессивность, мстительность, подавленность, порождают пессимистичное мироощущение.
Душевный комфорт, эмоциональная совместимость членов семейного коллектива обеспечивает мажорный тон общения. Добрая шутка отца или матери способна внести разрядку в напряжённую атмосферу, предотвратить назревающий конфликт. Чувство юмора, умение ребёнка увидеть смешное в своём поведении развивают самокритичность, жизненную стойкость, предупреждая формирование обидчивости, слезливости.
Ребёнок отличается от взрослого
тем, что у него нет отчётливых
и ясных представлений о
Вторая группа методов воспитания направлена на развитие детского сознания, формирование необходимых жизненных понятий, представлений, взглядов, идеалов, оценок, убеждений, устойчивых мотивов поведения.
Отношение детей к семье, людям, обществу, труду, учёбе, природе, миру вещей, искусству формируется в процессе многостороннего их просвещения — нравственного, политического, эстетического. Первостепенную роль в этом играет слово родителей. В процессе общения с сыновьями и дочерьми они призваны внушать им передовые взгляды, разъяснять правила поведения в обществе, убеждать следовать принципам социалистической морали, расти патриотами, интернационалистами, коллективистами, быть трудолюбивыми, скромными, порядочными, культурными.
Воспитание — процесс длительный. Его результаты проявляются не сразу. Опро-хегчиво возлагать надежды на сиюминутную педагогическую отдачу самого задушевного разговора с сыном или дочерью. 3 лучшем случае беседа может пробудить у них жажду стать лучше. Темы для бесед забираются с учётом возрастных особенностей развития ребёнка. Так, упрямство, т^призность дошкольника легче преодо-ск-ть с помощью весёлой сказки, незатейливого стихотворения. А с подростком, схлонным к хвастовству, нужно серьёзно говорить о скромности как человеческом Ллтоинстве. В беседах с взрослеющими сетьми важно помочь им преодолеть слабость, разобраться в сомнениях, вселить зеру в свои силы, предостеречь от ошибок. Сознание ребёнка успешно формируется, если находит опору в определённых :5разцах поведения. Не случайно пример называют наглядной формой убеждения. Разъяснение норм и правил поведения : бретает необходимую конкретность, когда гозители прибегают к литературным примерам или анализируют факты поведения самого ребёнка, знакомых ему людей. Особенно заразительными оказываются поступки тех, кто близок ему по возрасту. Например, ребят всегда увлекают подвиги юных героев — Марата Казея, Вали Котика, Люси Герасименко и др. Испытанным средством воспитания выступает знакомство с жизнеописанием выдающихся революционеров, воинов, полководцев, учёных, писателей, замечательных тружеников — рабочих, колхозников и т. д. Успешно формируются коммунистические идеалы на примере жизни и деятельности В. И. Ленина и его соратников.
Ни с чем несравнима внушающая сила личного примера родителей. Не способные к критическому осмыслению своих наблюдений, малыши с одинаковой лёгкостью подражают и хорошему, и плохому. Если родители хотят, чтобы их дети росли честными, трудолюбивыми, дисциплинированными, культурными, любили Родину, они сами должны руководствоваться нормами социалистической морали.