Истоки семейной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:43, реферат

Краткое описание

Основные направления семейного воспитания. В социалистическом обществе цель семейного воспитания — заложить основы всестороннего развития личности: умственного, идейно-политического, нравственного, эстетического, физического; приучить детей к труду, развить у них интерес к самостоятельной творческой деятельности. Воспитание в условиях семьи должно предусматривать организацию разнообразной деятельности ребёнка (игры, домашнего труда, учёбы и т. д.), постепенное увеличение информации и усложнение её содержания, повышение требований к детям в зависимости от возраста.

Файлы: 1 файл

Основы семейной педагогики.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

Методы семейного воспитания. Под методами семейного воспитания понимают способы взаимосвязанной  деятельности родителей и детей, направленные на развитие сознания, чувств и воли, формирование культуры поведения детей. Они находятся в единстве со средствами воспитания, к которым относятся различные виды деятельности (игровая, трудовая, учебная и т. д.), предметы и произведения материальной и духовной культуры (игрушки, книги, музыкальные инструменты, кинофильмы и т. д.). Формирующая сила воспитательных средств обусловлена их умелым применением. Воспитание ребёнка в семье начинается с разумной организации его жизни, формирования положительного опыта общения, включения его в педагогически целесообразные виды деятельности.В итоге у него вырабатываются добрые привычки — гигиенические, нравственные, познавательные, трудовые, потребность в опрятности, аккуратности, вежливости, обязательности и т. п.

Различают 2 группы основных методов семейного воспитания: методы организации поведения и деятельности и методы формирования сознания. В первой группе методов велико значение повседневного приучения и упражнения.

Режим дня ребёнка  можно рассматривать как ежедневное упражнение в дисциплинированности, точности, как естественный тренаж воли. Это не насильственная регламентация жизни ребёнка, подавляющая его личность. Логика вводимого распорядка дня ему должна быть очевидна. Психологическая расположенность к выполнению режима облегчает приучение к нему. Важно поощрять проявление инициативы в совершенствовании распорядка дня. Так, уже младшие школьники способны самостоятельно вносить в свой распорядок необходимые поправки, по своему усмотрению отводить время на чтение художественной литературы, помощь братьям и сестрам, занятие любимым делом и т. п. Подростков важно побуждать к формированию собственного характера, составлению программы самовоспитания.

Семейные традиции играют важную роль в развитии культуры общения. А. С. Макаренко говорил, что ничто так не украшает коллектив, как добрые традиции. Они отражают вкусы, уровень воспитанности, характер общения. Семья — микроколлектив, в котором складываются свои традиции, обычаи, оказывающие благотворное влияние на детей. Так, участвуя в подготовке и проведении традиционных семейных праздников, дети естественно приобщаются к культуре быта: убирают и украшают квартиру, занимаются кухонной стряпнёй, придумывают фирменные блюда, сервируют стол, готовят близким подарки, пишут поздравительные открытки.

Подарок, выбранный с учётом вкусов и потребностей виновника торжества, добрые слова и пожелания, адресованные ему,— не простая условность. В этом искренние родственные чувства находят соответствующую внешнюю форму проявления. В дни рождения отца и матери дети учатся культуре выражения своей любви и благодарности. Принимая вместе с родителями гостей, они на практике постигают этикетные тонкости застолья, поддержания беседы, вежливости и предупредительности.

Семейные традиции —  это не только праздничные ритуалы. Не менее важными являются трудовые, спортивные и другие традиции — всей семьёй делать еженедельную генеральную уборку квартиры, в выходные дни отправляться в турпоходы, на экскурсии и т. д.

Игра — естественная форма выражения детской активности. Для дошкольников это и основной способ познания жизни. С увлечением играют в свободное время и школьники. А. С. Макаренко высоко ценил хорошую игру, требующую от ребёнка волевого и интеллектуального напряжения.

Как свободная деятельность, в которую ребёнок включается по собственному побуждению, игра всегда доставляет радость, удовольствие. Дети часами играют в семью, дочки-матери, куклы, в школу, магазин, больницу и т. д. Привлекательность игры создаёт личностную увлечённость процессом овладения необходимыми привычками. Так, играя в куклы, которых кормят завтраками и обедами, одевают, водят на прогулки, лечат и т. д., дети постигают модели человеческого поведения в различных житейских ситуациях. Эти игры полезны для девочек и мальчиков. Психологическая и практическая подготовка к выполнению социально важных функций отца и матери, хозяина и хозяйки дома обусловлена в значительной мере детскими играми.

Ролевые игры (в детсад, в библиотеку, школу, театр, магазин) при умелом, тактичном руководстве  взрослых создают естественные ситуации для упражнения в дисциплинированном и культурном поведении. Отцу или матери иногда целесообразно стать непосредственным участником игры. Так легче поддержать детские игровые замыслы, корректировать их нравственное содержание.

Любые положительные  качества ребёнка—доброжелательность, честность, правдивость и др.,— если они проявляются повседневно (в общении с отцом и матерью, братьями и сестрами, друзьями, знакомыми и незнакомыми), становятся в итоге чертами его характера.

А. С. Макаренко большое  значение придавал «гимнастике поведения», то есть систематическому повторению положительных поступков и действий.

Разновидностью упражнения является родительское поручение, в  особенности если оно даётся не эпизодически, а вменяется в постоянную обязанность. Посредством заданий по поддержанию порядка в доме, организации семейного быта постоянно прививается трудолюбие.

В случаях, когда нужно  отучить ребёнка от дурных увлечений, эффективен приём переключения. Родители создают благоприятные условия  для изменения направленности интересов ребёнка. Например, заметив, что сын-третьеклассник стремится всё свободное время проводить в дворовой компании бездельничающих подростков, отец старается вовлечь его в работу школьной спортивной секции. Главное условие успешного применения переключения — соответствие новых занятий потребностям и склонностям ребёнка, их эмоциональная привлекательность.

Успех упражнения ребёнка  в положительных действиях и  поступках зависит от умелого  предъявления родительских требований, показа образца, напоминаний, контроля, побуждения к самоконтролю.

Требования отца и  матери должны быть едиными. Разногласия  и непоследовательность дезориентируют детей, затрудняют формирование нужной привычки. Требование целесообразно  облекать в форму пожелания, совета, просьбы, тактично, но настойчиво акцентируя внимание ребёнка на той или иной норме. Злоупотребление приказным тоном вызывает отрицательную реакцию у дошкольника и в ещё большей мере у подростка.

Чем меньше дети, тем более  конкретными и определёнными  должны быть педагогические требования. «Я заметила, что ты не умеешь правильно здороваться,— говорит мать дошкольнице.— Посмотри, как это делается». Или: «Ты обратила внимание, как была приветлива Машенька, когда пришла к нам? Улыбнулась и сказала: «Добрый вечер, Татьяна Ивановна и Галя».

Успех усвоения нужной нормы  поведения зависит от положительной  настроенности ребёнка, которую  создают сказка, рассказ, мультфильм, стихотворение, песенка. Дети с готовностью  подражают полюбившимся героям, осуждают проявления грубости, трусости, лживости, неблагодарности, лености.

Тренировка — сердцевина упражнения. Этот этап формирования привычки наиболее ответственный, так как  родителям приходится требовать  от ребёнка довольно частого повторения одних и тех же действий. Быстрота формирования умения и навыка зависит от индивидуальных особенностей .'. ребёнка. Родителям важно предъявлять посильные требования, чтобы ребёнок. не: переутомился, не утратил положительную настроенность. Эффективна поощрительная тактика: «Ну вот, ещё немного терпения — и ты легко будешь управляться с вилкой и ножом».

Процесс приучения наиболее успешно идёт тогда, когда взрос  лый опирается на разум, чувства  и волю ребёнка, мобилизуя его  духовные силы. Дети отличаются импульсивностью  и забывчивостью. Они нуждаются  в доброжелательном напоминании взрослого, подкрепляющем их волю и активность. Забывчивость ведёт к накоплению отрицательного опыта, разрушает сформировавшуюся привычку. Цель систематического родительского контроля заключается не в том, чтобы уличить ребёнка, заострить внимание на недостатках его поведения, а в том, чтобы вселить уверенность в свои силы, помочь испытать радостное чувство успеха. Переживание морального удовлетворения является для детей важным стимулом самоконтроля и самовоспитания.

Культурные привычки появляются не в результате искусственной дрессировки ребёнка. Они вырабатываются естественно, по мере того, как ребёнок привыкает совершать гигиенические процедуры, пользоваться столовыми приборами и салфеткой, класть вещи на место, благодарить за услугу, уступать место старшим, всегда быть приветливым и предупредительным с окружающими, беспрекословно выполнять домашние обязанности и т. д.

Сталкиваясь с дурной привычкой сына или дочери, родители должны стремиться устранить причины, которые её породили. Так, грубость, необязательность, лживость могут иметь различные истоки. В одном случае действует отрицательный пример взрослых, сверстников, в другом— отсутствует чёткая организация жизни ребёнка, в третьем — виновата педантичная придирчивость отца или матери и т. д. Отучение от дурных манер и привычек только тогда эффективно, когда ему сопутствует терпеливое формирование полезных привычек.

Развитие ребёнка идёт от действий по требованию, просьбе  или подсказке родителей к  поведению по глубокому убеждению. Постепенно он приучается к самостоятельному выбору поступка.

Научить ребёнка правилам поведения легче, чем сформировать культуру чувств. Замечена связь между  эмоциональным развитием ребёнка  в первые месяцы и годы и отношением к нему близких. Если малыша не ласкают, не берут на руки, не разговаривают, ему грозит эмоциональная бедность. Для нормального развития детей необходима атмосфера сердечности, доброжелательности, определённой эмоциональной раскованности. Родительский педантизм, осуждение малейшего промаха угнетает, глушит искренность самовыражения ребёнка, провоцирует лицемерие.

Анализируя поведение  ребёнка, важно распознавать подлинные  чувства, которыми он руководствуется. Случается, что необычайная предупредительность, ласковость к матери продиктована отнюдь не любовью, а расчётом получить обещанный подарок; нечаянно прорвавшаяся грубость по отношению к отцу может быть случайной, вызванной обострённым чувством собственного достоинства. Присматриваясь к тому, что волнует детей, воодушевляет, обижает, оставляет равнодушными, родители получают возможность целенаправленно развивать положительные проявления и сдерживать, пресекать отрицательные.

В семье ребёнок проходит своеобразную школу любви, сострадания, доброты, чуткости, деликатности, терпимости. Из простых детских переживаний выкристаллизовываются сложные, высшие качества — патриотизм, коллективизм, гуманизм. Однако могут развиваться и низменные чувства — эгоизм, жадность, зависть.

В семейном общении тон  задают отец и мать. Их взаимная любовь и уважение создают в доме атмосферу тепла, согласия и покоя, внушают сыну или дочери почтение и нежность к старшим. Ссоры, оскорбления, нетерпимость друг к другу, напротив, способствуют возникновению эмоциональной неустойчивости, тревожности у ребёнка. Систематически повторяясь, тяжёлые переживания закрепляются и перерастают в озлобленность, агрессивность, мстительность, подавленность, порождают пессимистичное мироощущение.

Душевный комфорт, эмоциональная  совместимость членов семейного  коллектива обеспечивает мажорный тон общения. Добрая шутка отца или матери способна внести разрядку в напряжённую атмосферу, предотвратить назревающий конфликт. Чувство юмора, умение ребёнка увидеть смешное в своём поведении развивают самокритичность, жизненную стойкость, предупреждая формирование обидчивости, слезливости.

Ребёнок отличается от взрослого  тем, что у него нет отчётливых и ясных представлений о сущности жизненных явлений, причинно-следственных связей между ними, о добре и  зле, о хорошем и дурном в человеческих проявлениях. Часто он совершает проступки, неправильно ведёт себя по причине своей неосведомлённости, незнания элементарных норм и правил общения.

Вторая группа методов  воспитания направлена на развитие детского сознания, формирование необходимых  жизненных понятий, представлений, взглядов, идеалов, оценок, убеждений, устойчивых мотивов поведения.

Отношение детей к  семье, людям, обществу, труду, учёбе, природе, миру вещей, искусству формируется  в процессе многостороннего их просвещения  — нравственного, политического, эстетического. Первостепенную роль в этом играет слово родителей. В процессе общения с сыновьями и дочерьми они призваны внушать им передовые взгляды, разъяснять правила поведения в обществе, убеждать следовать принципам социалистической морали, расти патриотами, интернационалистами, коллективистами, быть трудолюбивыми, скромными, порядочными, культурными.

Воспитание — процесс  длительный. Его результаты проявляются  не сразу. Опро-хегчиво возлагать  надежды на сиюминутную педагогическую отдачу самого задушевного разговора с сыном или дочерью. 3 лучшем случае беседа может пробудить у них жажду стать лучше. Темы для бесед забираются с учётом возрастных особенностей развития ребёнка. Так, упрямство, т^призность дошкольника легче преодо-ск-ть с помощью весёлой сказки, незатейливого стихотворения. А с подростком, схлонным к хвастовству, нужно серьёзно говорить о скромности как человеческом Ллтоинстве. В беседах с взрослеющими сетьми важно помочь им преодолеть слабость, разобраться в сомнениях, вселить зеру в свои силы, предостеречь от ошибок. Сознание ребёнка успешно формируется, если находит опору в определённых :5разцах поведения. Не случайно пример называют наглядной формой убеждения. Разъяснение норм и правил поведения : бретает необходимую конкретность, когда гозители прибегают к литературным примерам или анализируют факты поведения самого ребёнка, знакомых ему людей. Особенно заразительными оказываются поступки тех, кто близок ему по возрасту. Например, ребят всегда увлекают подвиги юных героев — Марата Казея, Вали Котика, Люси Герасименко и др. Испытанным средством воспитания выступает знакомство с жизнеописанием выдающихся революционеров, воинов, полководцев, учёных, писателей, замечательных тружеников — рабочих, колхозников и т. д. Успешно формируются коммунистические идеалы на примере жизни и деятельности В. И. Ленина и его соратников.

Ни с чем несравнима внушающая сила личного примера  родителей. Не способные к критическому осмыслению своих наблюдений, малыши с одинаковой лёгкостью подражают  и хорошему, и плохому. Если родители хотят, чтобы их дети росли честными, трудолюбивыми, дисциплинированными, культурными, любили Родину, они сами должны руководствоваться нормами социалистической морали.

Информация о работе Истоки семейной педагогики