Исследовани личности студента

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 16:00, контрольная работа

Краткое описание

Вопросы личностного развития студента и формирования его готовности к будущей профессиональной деятельности являются ключевыми в теории и практике совершенствования работы современного высшего учебного заведения.

Оглавление

Введение...................................................................................................................3

1. Теоретическая часть............................................................................................4 1.1. Студент как субъект учебного процесса........................................................4

1.2. Психологические особенности студенческого возраста............................. 8

1.3. Особенности студенческого коллектива......................................................13

2. Практическая часть...........................................................................................20

Заключение............................................................................................................24

Список литературы................................................................................................26

Приложение............................................................................................................27

Файлы: 1 файл

Исследование личности студента.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

        В научной психологической и  педагогической литературе можно  встретить множество разнообразнейших  характеристик критериев уровня  развития студенческих учебных групп,  начиная от единства мировоззренческой направленности и ценностных ориентации в  них до таких признаков как «совпадение формальной и неформальной структуры»,   «высокая успеваемость» и даже отсутствие  в  группах конфликтов.   Из этого множества критериев можно выделить группы наиболее значимых:

           1. Уровень социальной значимости предметной деятельности студенческой группы, выполнение основной студенческой функции, влияние на гармоническое развитие личности члена коллектива;

          2. Уровень  сплоченности  как ценностно-ориентационного единства группы;

          3. Уровень  организационного единства группа;

          4. Уровень удовлетворенности  членов группы положением дел и взаимоотношениями в группе;

           5.     Уровень  ее эмоциональной культуры и преобладание мажорного тона;

          6.     Уровень всех видов групповой общественной активности;

           7.     Уровень  группового самосознания и потребность  в  его развитии [3].

           Первым,   главным и наиболее   общим критерием оценки  группы как коллектива должна быть оценка ее предметной деятельности: оценка выполнения коллективом основной общественной  функции - овладение глубокими знаниями,   подготовка к будущему высококвалифицированному труду, оценка   возможности группы  способствовать,  полноценному всестороннему гармоническому развитию личности каждого члена группы, его активному включению в различные виды деятельности.

          Иногда оценку исполнения коллективом основной общественной функции сводят  к анализу успеваемости в периоды межсессионного и сессионного контроля    знаний.   Поэтому некоторые вузовские сотрудники  основным критерием благополучного психологического климата академической группы и успешной учебно-воспитательной работы на курсе, факультете, во всем вузе считают процент успеваемости  и   количество хороших и  отличных оценок на экзаменах. На самом деле процент успеваемости не  только не может быть сам по себе главным критерием благополучия психологического климата в группе или на курсе, он даже   не может достоверно свидетельствовать о глубине и прочности студенческих знаний. Уровень абсолютной и качественной успеваемости студентов может быть лишь одним из показателей оценки предметной деятельности студенческой группы. Вторым  критерием социальной зрелости студенческой академической группы,   непосредственно связанным с первым, является его сплоченность как ценностно-ориентационное единство,   которое проявляется:

        – в частоте  совпадения оценок,   мнений и суждений по  отношению к существенно значимым для группы в  целом объектов;

       – в стремлении как можно чаще  коллективно действовать или решать разлитые вопросы,   оказывая друг    другу помощь;

        – в росте принципиальной доброжелательной  требовательности друг к другу по отношению к учебной и трудовой деятельности, развитии нравственно-волевых качеств  и культуры поведения, ответственности  не только за свое поведение, но и  за поведение товарищей [2].

       Одним из значимых критериев высокого – развития группы как коллектива является ее организационное  единство.   О его наличии судят  обычно по тому, существует ли в группе  авторитетный и полномочный  центр - актив, пользуется ли он уважением, симпатиям преобладающего большинства группы,  обладает ли необходимыми  деловыми качествами.

       Важным критерием  социальной  зрелости  студенческой  группы является удовлетворенность членов группы положением дел и взаимоотношениями в ней, стержнем которых является уровень эмоциональной культуры.

       Одним из важных критериев благополучного психологического климата студенческого коллектива и уровня его социальной зрелости является степень групповой общественной активности, понимание смысла участия в различных видах общественной деятельности.

      Деятельность, направленная на формирование студенческого коллектива, по своей сути творческая, поэтому невозможно дать универсальных способов осуществления ее. Искусство руководства группой и воспитательного воздействия на нее требует владения навыками организационной работы и знаниями основ науки общения, основ психологии, педагогики и этики, умением менять стиль руководства в зависимости от стадий развития коллектива, проявлять динамизм и гибкость в действиях и непрерывно учится мастерству руководства. 
 

  

  

  

  
 

 

           2. Практическая часть. Диагностическое исследование личности студента 

     Было  прооведено диагностическое исследование личности студента педагогического  колледжа.

     Для проведения исследовательской работы были применены следующие диагностики:

     1.  «Корректурная проба» (тест Бурдона)

     Методика  позволяет исследовать степень  концентрации и устойчивости

внимания.

     2.  «Оперативная память»

     Методика  предназначена для оценки оперативной  памяти.

     3.  «Выявление общих понятий»

     Методика  предназначена для выявления способности к обобщению, анализу и классификации.

     4. «Тест руки («Hand test»)

     Проективная методика, направленная на изучение агрессивного отношения. Разработан Б. Брайклином, З. Пиотровским, Э. Вагнером.

        Стимульный материал состоит из 9 изображений кистей рук и одной пустой карточки, при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия. Изображения показываются последовательно. Обследуемому дается инструкция ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнять человек с такой рукой). Допускается указывать для каждой карточки несколько вариантов действия. Ответы разносятся по 11 категориям: агрессия, указания, страх, привязанность, коммуникация, зависимость, эксгибиционизм, увечность, активная безличность, пассивная безличность.  
 

     5. «Диагностика межличностных  отношений» Т.  Лири

     Методика  создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком  в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

     6. «Дифференциально–диагностический опросник» (ДДО)

     Методика  разработана Е.А. Климовым и предназначена  для выявления склонности к тому или иному типу профессии в  соответствии с разработанной им классификацией типов.

     Более подробно методики приведены в Приложении.

     Испытуемый: Анна К.

     Пол: женский.

     Возраст: 17 лет.

     Студентка педагогического колледжа.

     Результаты  исследования по методике «Выявление общих понятий»: по смысловому ряду показателей у испытуемого обнаруживается конформное мышление, сочетающееся с расширенным объемом. Также наблюдается четко выраженное конкретно ситуативное мышление, преобладающее над абстрактным.

     Диагностика памяти по методике «Оперативная память»  дала следующие результаты: уровень оперативной памяти – выше среднего.

          Результаты исследования по методике  «Корректурная проба» (тест Бурдона): объем и концентрация внимания – выше нормы. Устойчивость внимания в процессе работы нарастает, что свидетельствует о низкой утомляемости.

     Методика  «Тест руки» дала следующие резульаты: энергетический потенциал, психическая активность испытуемого имеет средний диапазон. Коммуникативный признак имеет высокий показатель, но при этом большая коммуникация носит официальный, формальный характер.

     «Диагностика  межличностных отношений» Т. Лири дала следующие результаты: у испытуемого сильно развито чувство социальной ответственности. Он не нуждается в помощи и поддержки других людей. За свои действия он берет ответственность на себя.

     У испытуемого преобладает властно – лидирующий тип межличностного отношения, граничащий с прямолинейным – агрессивным типом. Это характеризуется: оптимистичностью, быстротой реакции, высокой активностью, выраженной мотивацией достижения, тенденцией к доминированию, повышенным уровнем притязаний, легкостью и быстротой в принятии решений, гомономностью (т.е. ориентацией в основном на собственное мнение и минимальной зависимостью от внешних средовых факторов), экстравертированностью; поступки и высказывания могут опережать их продуманность. Это реагирование по типу «здесь и сейчас»; выраженная тенденция к спонтанной самореализации, активное воздействие на окружение, завоевательная позиция, стремление вести за собой и подчинить своей воли других. Наряду с этим наблюдается: ригидность установок, сочетающаяся с высокой спонтанностью, упорство в достижении целей, практицизм при недостаточной опоре на накопленный опыт в состоянии эмоциональной захваченности, повышенное чувство справедливости, сочетающееся с убежденностью в собственной правоте, легко загорающееся чувство враждебности при противодействии и критики в свой адрес, непосредственность и прямолинейность в высказываниях и поступках, повышенная обидчивость.

     При сопоставлении «Я – реального» и  «Я – идеального» испытуемого  не наблюдается недовольство своим характером и межличностными отношениями, однако проявляется тенденция к соответствию социальным нормам поведения, склонности к идеализации гармонии межличностных отношений.

     Результаты  исследования по методике «Дифференциально–диагностический опросник» (ДДО): испытуемый – человек художественного типа. У него развита мечтательность, воображение и творчество, при этом присутствует некоторая неврастения; по классификации типов профессий испытуемому свойственны типы «Человек – человек» (все профессии, связанные с обслуживание людей, с общением) и «Человек – художественный образ» (все творческие специальности).

     Таким образом, было проведена диагностика  личности студента. Результаты исследования позволили составить характеристику на студента и дать рекомендации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 

     В период обучения у студентов происходит более адекватное формирование профессиональных представлений: создается образ  специалиста, обладающего определенным набором профессиональных качеств, необходимых для успешной деятельности, четче осознаются трудности профессии, связанные с процессом профессиональной подготовки, приобретением определенных знаний, умений, навыков.

     Успешность  обучения студента связана с типом  нервной системы, степенью эмоциональной устойчивости, с его внутренним психическим состояниям. Типичный успешный первокурсник имеет хорошую саморегуляцию, высокий уровень эмоционального контроля, терпим и лоялен по отношению к окружающим, доброжелателен к людям даже в состоянии внутреннего возбуждения.

     Ко  второму курсу наблюдается тенденция  все большей устойчивости студента к традиционным трудностям и эмоциональной  устойчивости. При этом, вероятно, происходит его внутренняя работа над собой  как личностью: наблюдается внутренняя конфликтность представлений о себе, т.е. изменяется самоотношение. Повышается ответственность за собственные жизненные достижения. Можно предположить, что это происходит вследствие психической напряженности, вызванной необходимостью переработки и усвоения большего объема информации, позволяющей студенту осознать собственную значимость в преодолении этих трудностей..

     Успешность  обучения на третьем курсе связана  с развитым воображением и творческим потенциалом студента. Он становится более зависимым от группы (закончен процесс адаптации с функциями студенчества), ориентированным на социальное одобрение.

Информация о работе Исследовани личности студента