Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 16:00, контрольная работа
Вопросы личностного развития студента и формирования его готовности к будущей профессиональной деятельности являются ключевыми в теории и практике совершенствования работы современного высшего учебного заведения.
Введение...................................................................................................................3
1. Теоретическая часть............................................................................................4 1.1. Студент как субъект учебного процесса........................................................4
1.2. Психологические особенности студенческого возраста............................. 8
1.3. Особенности студенческого коллектива......................................................13
2. Практическая часть...........................................................................................20
Заключение............................................................................................................24
Список литературы................................................................................................26
Приложение............................................................................................................27
В научной психологической и
педагогической литературе
1. Уровень социальной значимости предметной деятельности студенческой группы, выполнение основной студенческой функции, влияние на гармоническое развитие личности члена коллектива;
2. Уровень сплоченности как ценностно-ориентационного единства группы;
3. Уровень организационного единства группа;
4. Уровень удовлетворенности членов группы положением дел и взаимоотношениями в группе;
5. Уровень ее эмоциональной культуры и преобладание мажорного тона;
6. Уровень всех видов групповой общественной активности;
7. Уровень группового самосознания и потребность в его развитии [3].
Первым, главным и наиболее общим критерием оценки группы как коллектива должна быть оценка ее предметной деятельности: оценка выполнения коллективом основной общественной функции - овладение глубокими знаниями, подготовка к будущему высококвалифицированному труду, оценка возможности группы способствовать, полноценному всестороннему гармоническому развитию личности каждого члена группы, его активному включению в различные виды деятельности.
Иногда оценку исполнения коллективом основной общественной функции сводят к анализу успеваемости в периоды межсессионного и сессионного контроля знаний. Поэтому некоторые вузовские сотрудники основным критерием благополучного психологического климата академической группы и успешной учебно-воспитательной работы на курсе, факультете, во всем вузе считают процент успеваемости и количество хороших и отличных оценок на экзаменах. На самом деле процент успеваемости не только не может быть сам по себе главным критерием благополучия психологического климата в группе или на курсе, он даже не может достоверно свидетельствовать о глубине и прочности студенческих знаний. Уровень абсолютной и качественной успеваемости студентов может быть лишь одним из показателей оценки предметной деятельности студенческой группы. Вторым критерием социальной зрелости студенческой академической группы, непосредственно связанным с первым, является его сплоченность как ценностно-ориентационное единство, которое проявляется:
– в частоте совпадения оценок, мнений и суждений по отношению к существенно значимым для группы в целом объектов;
– в стремлении как можно чаще коллективно действовать или решать разлитые вопросы, оказывая друг другу помощь;
– в росте принципиальной доброжелательной требовательности друг к другу по отношению к учебной и трудовой деятельности, развитии нравственно-волевых качеств и культуры поведения, ответственности не только за свое поведение, но и за поведение товарищей [2].
Одним из значимых критериев высокого – развития группы как коллектива является ее организационное единство. О его наличии судят обычно по тому, существует ли в группе авторитетный и полномочный центр - актив, пользуется ли он уважением, симпатиям преобладающего большинства группы, обладает ли необходимыми деловыми качествами.
Важным критерием социальной зрелости студенческой группы является удовлетворенность членов группы положением дел и взаимоотношениями в ней, стержнем которых является уровень эмоциональной культуры.
Одним из важных критериев благополучного психологического климата студенческого коллектива и уровня его социальной зрелости является степень групповой общественной активности, понимание смысла участия в различных видах общественной деятельности.
Деятельность, направленная на формирование
студенческого коллектива, по своей сути
творческая, поэтому невозможно дать универсальных
способов осуществления ее. Искусство
руководства группой и воспитательного
воздействия на нее требует владения навыками
организационной работы и знаниями основ
науки общения, основ психологии, педагогики
и этики, умением менять стиль руководства
в зависимости от стадий развития коллектива,
проявлять динамизм и гибкость в действиях
и непрерывно учится мастерству руководства.
2. Практическая часть.
Диагностическое исследование
личности студента
Было прооведено диагностическое исследование личности студента педагогического колледжа.
Для
проведения исследовательской работы
были применены следующие
1. «Корректурная проба» (тест Бурдона)
Методика позволяет исследовать степень концентрации и устойчивости
внимания.
2. «Оперативная память»
Методика предназначена для оценки оперативной памяти.
3. «Выявление общих понятий»
Методика предназначена для выявления способности к обобщению, анализу и классификации.
4. «Тест руки («Hand test»)
Проективная методика, направленная на изучение агрессивного отношения. Разработан Б. Брайклином, З. Пиотровским, Э. Вагнером.
Стимульный материал состоит из 9 изображений
кистей рук и одной пустой карточки, при
показе которой просят представить кисть
руки и описать ее воображаемые действия.
Изображения показываются последовательно.
Обследуемому дается инструкция ответить
на вопрос о том, какое, по его мнению, действие
выполняет нарисованная рука (или сказать,
что способен выполнять человек с такой
рукой). Допускается указывать для каждой
карточки несколько вариантов действия.
Ответы разносятся по 11 категориям: агрессия,
указания, страх, привязанность, коммуникация,
зависимость, эксгибиционизм, увечность,
активная безличность, пассивная безличность.
5. «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири
Методика
создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком
в 1954 г. и предназначена для
6.
«Дифференциально–
Методика разработана Е.А. Климовым и предназначена для выявления склонности к тому или иному типу профессии в соответствии с разработанной им классификацией типов.
Более подробно методики приведены в Приложении.
Испытуемый: Анна К.
Пол: женский.
Возраст: 17 лет.
Студентка педагогического колледжа.
Результаты исследования по методике «Выявление общих понятий»: по смысловому ряду показателей у испытуемого обнаруживается конформное мышление, сочетающееся с расширенным объемом. Также наблюдается четко выраженное конкретно ситуативное мышление, преобладающее над абстрактным.
Диагностика памяти по методике «Оперативная память» дала следующие результаты: уровень оперативной памяти – выше среднего.
Результаты исследования по
Методика «Тест руки» дала следующие резульаты: энергетический потенциал, психическая активность испытуемого имеет средний диапазон. Коммуникативный признак имеет высокий показатель, но при этом большая коммуникация носит официальный, формальный характер.
«Диагностика межличностных отношений» Т. Лири дала следующие результаты: у испытуемого сильно развито чувство социальной ответственности. Он не нуждается в помощи и поддержки других людей. За свои действия он берет ответственность на себя.
У испытуемого преобладает властно – лидирующий тип межличностного отношения, граничащий с прямолинейным – агрессивным типом. Это характеризуется: оптимистичностью, быстротой реакции, высокой активностью, выраженной мотивацией достижения, тенденцией к доминированию, повышенным уровнем притязаний, легкостью и быстротой в принятии решений, гомономностью (т.е. ориентацией в основном на собственное мнение и минимальной зависимостью от внешних средовых факторов), экстравертированностью; поступки и высказывания могут опережать их продуманность. Это реагирование по типу «здесь и сейчас»; выраженная тенденция к спонтанной самореализации, активное воздействие на окружение, завоевательная позиция, стремление вести за собой и подчинить своей воли других. Наряду с этим наблюдается: ригидность установок, сочетающаяся с высокой спонтанностью, упорство в достижении целей, практицизм при недостаточной опоре на накопленный опыт в состоянии эмоциональной захваченности, повышенное чувство справедливости, сочетающееся с убежденностью в собственной правоте, легко загорающееся чувство враждебности при противодействии и критики в свой адрес, непосредственность и прямолинейность в высказываниях и поступках, повышенная обидчивость.
При сопоставлении «Я – реального» и «Я – идеального» испытуемого не наблюдается недовольство своим характером и межличностными отношениями, однако проявляется тенденция к соответствию социальным нормам поведения, склонности к идеализации гармонии межличностных отношений.
Результаты
исследования по методике «Дифференциально–
Таким
образом, было проведена диагностика
личности студента. Результаты исследования
позволили составить
Заключение
В период обучения у студентов происходит более адекватное формирование профессиональных представлений: создается образ специалиста, обладающего определенным набором профессиональных качеств, необходимых для успешной деятельности, четче осознаются трудности профессии, связанные с процессом профессиональной подготовки, приобретением определенных знаний, умений, навыков.
Успешность обучения студента связана с типом нервной системы, степенью эмоциональной устойчивости, с его внутренним психическим состояниям. Типичный успешный первокурсник имеет хорошую саморегуляцию, высокий уровень эмоционального контроля, терпим и лоялен по отношению к окружающим, доброжелателен к людям даже в состоянии внутреннего возбуждения.
Ко
второму курсу наблюдается
Успешность обучения на третьем курсе связана с развитым воображением и творческим потенциалом студента. Он становится более зависимым от группы (закончен процесс адаптации с функциями студенчества), ориентированным на социальное одобрение.