Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 16:00, контрольная работа
Вопросы личностного развития студента и формирования его готовности к будущей профессиональной деятельности являются ключевыми в теории и практике совершенствования работы современного высшего учебного заведения.
Введение...................................................................................................................3
1. Теоретическая часть............................................................................................4 1.1. Студент как субъект учебного процесса........................................................4
1.2. Психологические особенности студенческого возраста............................. 8
1.3. Особенности студенческого коллектива......................................................13
2. Практическая часть...........................................................................................20
Заключение............................................................................................................24
Список литературы................................................................................................26
Приложение............................................................................................................27
А.В.
Толстых подчеркивает, что в молодости
человек максимально
Студент
как человек определенного
1)
с психологической, которая
2) с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности;
3)
с биологической, которая
Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Если подойти к студенту как к человеку определенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач. Следовательно, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития [5].
Если же изучить студента как личность, то возраст 18-20 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано начало «экономической активности», под которой демографы понимают включение человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений.
Время
учёбы в вузе совпадает со вторым
периодом юности или первым периодом
зрелости, который отличается сложностью
становления личностных черт (работы
Б.Г. Ананьева, А.В. Дмитриева, И.С. Кона,
В.Т. Лисовского и др.). Характерной чертой
нравственного развития в этом возрасте
является усиление сознательных мотивов
поведения. Заметно укрепляются те качества,
которых не хватало в полной мере в старших
классах - целеустремленность, решительность,
настойчивость, самостоятельность, инициатива,
умение владеть собой. Повышается интерес
к моральным проблемам (цели, образу жизни,
долгу, любви, верности и др.).
Студенческий возраст, по утверждению Б. Г. Ананьева, является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности.
Вместе с тем специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17-19 лет развита не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. В.Т. Лисовский отмечает, что 19-20 лет - это возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений.
Юность - пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «Я» с реальным. Но идеальное «Я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное «Я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности [2].
Изучением студенчества как социальной группы занималась лаборатория социологических исследований ЛГУ под руководством В.Т. Лисовского. Студенчество объединяет молодых людей, занимающихся одним видом деятельности - учением, направленным на специальное образование, имеющих единые цели и мотивы, примерно одного возраста (18-25 лет) с единым образовательным уровнем, период существования которых ограничен временем (в среднем 5 лет). Его отличительными чертами являются: характер их труда, заключающийся в систематическом усвоении и овладении новыми знаниями, новыми действиями и новыми способами учебной деятельности, а также в самостоятельном «добывании» знаний; его основные социальные роли и принадлежность к большой социальной группе - молодежи в качестве ее передовой и многочисленной части.
Специфичность студенчества как социальной группы заключается в одинаковом отношении ко всем общественным формам собственности, его роли в общественной организации труда и частичном участии в производительном и непроизводительном труде. Как специфическая социальная группа она характеризуется особыми условиями жизни, труда и быта; социальным поведением и системой ценностных ориентации. В качестве основных черт, отличающих студенчество от остальных групп, выделяются социальный престиж, активное взаимодействие с различными социальными образованиями и поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям
Таким
образом, изучение психологических
особенностей студенческого возраста
становится очень важным и необходимым
явлением в современной психологии высшей
школы.
1.3. Особенности студенческого
коллектива
Возникновение коллектива является результатом
организационно-управленческой, воспитательной
работы. Это не просто хорошо организованная
для совместной деятельности группа, а
группа, объединяющая, сближающая людей
на основе выполнения полезно- значимой
работы. Студенческие академические группы
нередко не становятся настоящими коллективами,
потому что преподаватели больше ориентируют
студентов на хорошее усвоение знаний,
навыков и умений в области будущей профессии,
а не на прочную совместную деятельность.
Основная задача воспитательного управления
академическими студенческими группами
как центральным звеном микро среды вузовского
студенчества заключается в превращении
каждой группы в настоящий коллектив
и сохранении его до конца учебы в вузе.
На реализацию этой задачи должны быть
направлены усилия профессорско-
Существуют самые разнообразные пути и средства воспитательного воздействия на группы и управления ими: совет и просьба, внушение и приказ, указание и пример, убеждение и доказательство, информация и оценка, поощрение и наказание, справедливая требовательность и систематический контроль, определение перспективных линий развития коллектива. Нет только отрицательных и только положительных форм воздействия. Каждая из перечисленных форм может оказаться вредной или полезной, может осуществлять положительное или отрицательное влияние на личность. Все зависит от ситуации и стиля воздействия, положения и индивидуальных особенностей того, на кого воздействуют и кто воздействует.
Основным источником и
Одним из важнейших факторов
формирования личности
– социально-ориентированное общение, в котором непосредственно реализуются общественные отношения, педагог побуждает студентов к активности, формирующей их ценностные ориентации и интересы, убеждения и установки;
– групповое предметно- ориентированное общение, направленное на организацию коллективного взаимодействия, включенное в совместную деятельность и помогающее коллективу решать стоящие перед ним задачи;
– личностно-ориентированное как деловое, официальное, так и не деловое, неформальное, направленное на развитие психологических взаимоотношений в системе «педагог-студент» [4].
Одним из путей эффективного воспитательного воздействия на студенческую группу является путь равного развития трех видов педагогического общения. При этом изучение индивидуальных особенностей и возможностей каждого члена группы, учет их в организации учебной работы, может являться мощным фактором преобразования студенческой группы в коллектив.
Советский психолог А.В.Петровский выделяет три основных психологических уровня группового развития.
Низший, на котором легкость или затрудненность
межличностных контактов, совместимость
или несовместимость в совместной деятельности
между отдельными членами групп, слаженность
или разобщенность их действий обусловлены
непосредственными симпатиями или антипатиями
членов группы, степенью их эмоциональной
привлекательности или непривлекательности
друг для друга. Если отношения в академической
группе останутся на данном уровне, то
они будут сводится к образованию микрогруппировок
по симпатиям и ни о каком развитии коллектива
не может идти и речи.
Средний уровень развития
Высший уровень группового
Становление коллектива студенческой группы зависит от:
– характера организации учебно-познавательной деятельности студентов, контроля над ней и ее оценки;
– степени ясности функций, задач и программы деятельности группы, от групповых норм и особенностей преломления в них общих социальных норм;
– частоты контактов и особенностей общения между членами группы и от особенностей педагогического общения в системе «педагог-студент»;
– особенностей микрогрупп в группе (способствует ли она сплочению группы или противопоставляют себя группе);
– характера привлечения каждого члена группы к выполнению групповых заданий, от качества кооперации сил при выполнении общественно значимых задач, стоящих перед группой;
– размера группы и времени ее существования;
– качеств руководителей-наставников, межличностных отношений в системе «педагог-студент» и «студент-студент» [2].