Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:48, курсовая работа
В условиях современной природной и социально-экологической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. В настоящее время она является первой по актуальности среди множества других проблем обучения и воспитания школьников.
Учет потребностей младшего школьного возраста при реализации ЗОТ также немаловажен, так как удовлетворение базовых потребностей, которые доминируют у ребенка в конкретный период созревания, является главным условием гармоничного развития. У ребенка этого возраста преобладают сложнейшие биологические потребности в саморазвитии, игре и подражании, а также вспомогательные потребности в свободе выбора и специфической информативности. В соответствии с базовыми потребностями возраста, ведущими видами деятельности для младших школьников являются разнообразные игры, ручное и вербальное творчество. Причем непременное условие состоит в том, чтобы предоставить детям свободу выбора средств удовлетворения своих потребностей в этих видах деятельности.
Двигательная
активность является также биологической
потребностью организма. В этом возрасте
происходит саморегуляция двигательной
активности, что обеспечивает постоянную
величину энергетических затрат и является
необходимым условием нормального роста
и развития организма. Уровень двигательной
активности сказывается не только на физическом,
но и на умственном развитии ребенка. Гендерные
особенности также необходимо учитывать,
и в связи с этим применять индивидуально-
Таким образом, нами будет учитываться то, что младший школьный возраст характеризуется перестройкой организма на интенсивный рост и развитие. Необходимо отметить то, что данный возраст является сензитивным для моторного развития, так как костно-мышечная система характеризуется преобладанием хрящевой ткани. Также следует сказать о том, что в структуре крови происходит увеличение количества лейкоцитов, в результате чего дети меньше болеют, так как возрастает защита организма. Под влиянием учебной деятельности у младших школьников активно развивается произвольное внимание. Память характеризуется непроизвольностью и зачатками произвольности, непосредственностью. В связи с этим очень важно трудный материал делать простым, доступным, интересным. Исходя из этого, следует, что в данном возрасте необходимо формировать ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, формировать культуру здоровья, мотивацию на ведение ЗОЖ.
Изложенные
в данном параграфе особенностим
будут учитываться нами при отборе
содержания, форм и методов в работе по
формированию потребности в здоровом
образе жизни.
Выводы по первой главе
При работе над первой главой перед нами стояли такие задачи:
Анализируя психолого-педагогическую литературу по теме “Формирование у младших школьников потребности в здоровом образе жизни в процессе внеклассной воспитательной работы ”, нами было выявлено то, что в настоящее время нет единого подхода к определению понятия здоровье, каждая наука содержит свою собственную трактовку. Так, например, согласно Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), понятие “здоровье” определяется как “состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”. Наиболее важной составляющей общего здоровья является психическое здоровье. Такие ученые, как А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, предложили следующее определение: “… психическое здоровье – состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности”. В связи с этим существует многообразие понятий в области здоровьесберегающих технологий. Разнообразные подходы к пониманию здоровьесберегающих технологий легли в основу разделения на типы технологий в области сохранения и укрепления здоровья. Здоровьесберегающая деятельность в процессе образования должна вестись по трем направлениям: педагогическому, психическому и физиолого-валеологическому. В настоящее время более полно и научно обоснована проблема здоровьесберегающих технологий как педагогическое явление, что нашло отражение в работах Н. К. Смирнова. С точки зрения этого ученого, правильно говорить о “здоровьеформирующих технологиях”, под которыми он понимает психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание культуры здоровья у учащихся, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, а также формирование представления о здоровье как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни (ЗОЖ). Наличие разнообразных точек зрения к основным понятиям свидетельствует о том, что проблема здоровья исследована не до конца, что может привести к столкновению разных взглядов на данную проблему.
Изучая опыт учителей начальной школы по проблеме укрепления и сохранения здоровья учащихся, мы обнаружили, что проблема воспитания здорового поколения приобретает все большее значение. Основным стержневым направлением, на наш взгляд, является стимулирование здорового образа жизни (ЗОЖ) всех участников образовательного процесса. Так, например, коллектив учителей начальной общеобразовательной школы № 39 г. Сургута, Тюменской области для сохранения здоровья учащихся осуществляют дифференцированный подход. В данной школе созданы классы здоровья, организуются спортивно-оздоровительные мероприятия, внедрена программа “Валеология школьника”. А также большое внимание уделяется оснащению кабинетов регулируемой мебелью. Рассмотрев опыт учителя Г. В. Артемихиной, которая реализует программу воспитательной деятельности “Школа здоровья и радости”, мы выявили, что эта работа ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. Также в школе проводится работа с родителями, главной задачей которой является формирование здорового досуга семьи. Эти беседы направлены на создание положительной эмоциональной атмосферы в семье, формирование знаний о том, как помочь ребенку избежать влияния вредных привычек. Изучение работы учителей МОУ СОШ № 20 г. Кирова показало, что в данной школе алгоритм здоровьесберегающей деятельности выстраивается от диагностики и аутодиагностики к прогнозированию, формированию и укреплению здоровья путем наращивания резервов организма, к бережному саморасходованию и восстановлению резервов, к коррекции состояний и снова к диагностике. Здоровьесберегающая деятельность педагогического коллектива заключается в формировании мотивов, потребностей и ценностей здорового образа жизни (ЗОЖ); формировании нравственных чувств, нравственных качеств и поступков, нравственного сознания; создании благоприятной, здоровой, социокультурной среды, в которой растет и развивается ребенок. Проанализировав работу коллектива учителей гимназии № 35 г. Тольятти Самарской области, мы обнаружили, что основной идеей воспитательной системы “Гармония здоровья” является культура здоровья ученического и педагогического коллективов как условие и результат формирования личности с устойчивой потребностью в ЗОЖ. Важнейшим организационным педагогическим условием успешной работы по формированию устойчивой потребности в здоровом образе жизни (ЗОЖ) учащихся является работа с родителями, цель которой – сделать их союзниками педагогов. В общем можно сказать, что воспитательная система приобретает новую социально-культурную функцию – формирование культуры здоровья в гармоническом единстве: физического, психического и нравственного компонентов. Здоровье становится фактором, способствующим развитию учащихся.
Изучив
возрастные особенности младших
школьников, мы выделили такие, как постепенное
и последовательное развитие, неразрывная
связь между духовным и физическим развитием,
неодновременное участие в процессе развития
различных сторон психической деятельности.
Так, например, одним из основных приоритетов
для педагогики является индивидуально-
Список литературы