Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной работе учителей начальных классов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

В условиях современной природной и социально-экологической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. В настоящее время она является первой по актуальности среди множества других проблем обучения и воспитания школьников.

Файлы: 1 файл

Копия весь курсовик.docx

— 79.59 Кб (Скачать)

     Учет  потребностей младшего школьного возраста при реализации ЗОТ также немаловажен, так как удовлетворение базовых потребностей, которые доминируют у ребенка в конкретный период созревания, является главным условием гармоничного развития. У ребенка этого возраста преобладают сложнейшие биологические потребности в саморазвитии, игре и подражании, а также вспомогательные потребности в свободе выбора и специфической информативности. В соответствии с базовыми потребностями возраста, ведущими видами деятельности для младших школьников являются разнообразные игры, ручное и вербальное творчество. Причем непременное условие состоит в том, чтобы предоставить детям свободу выбора средств удовлетворения своих потребностей в этих видах деятельности.

     Двигательная  активность является также биологической  потребностью организма. В этом возрасте происходит саморегуляция двигательной активности, что обеспечивает постоянную величину энергетических затрат и является необходимым условием нормального роста и развития организма. Уровень двигательной активности сказывается не только на физическом, но и на умственном развитии ребенка. Гендерные особенности также необходимо учитывать, и в связи с этим применять индивидуально-дифференцированный подход. Имеются различия в созревании мозга, в познавательной, сенсорно-перцептивной сфере, в мыслительных процессах. Эти различия проявляются у младших школьников в поведении, играх, учебе.

     Таким образом, нами будет учитываться то, что младший школьный возраст характеризуется перестройкой организма на интенсивный рост и развитие. Необходимо отметить то, что данный возраст является сензитивным для моторного развития, так как костно-мышечная система характеризуется преобладанием хрящевой ткани. Также следует сказать о том, что в структуре крови происходит увеличение количества лейкоцитов, в результате чего дети меньше болеют, так как возрастает защита организма. Под влиянием учебной деятельности у младших школьников активно развивается произвольное внимание. Память характеризуется непроизвольностью и зачатками произвольности, непосредственностью. В связи с этим очень важно трудный материал делать простым, доступным, интересным. Исходя из этого, следует, что в данном возрасте необходимо формировать ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, формировать культуру здоровья, мотивацию на ведение ЗОЖ.

     Изложенные  в данном параграфе особенностим будут учитываться нами при отборе содержания, форм и методов в работе по формированию потребности в здоровом образе жизни. 
 
 
 
 
 
 

     Выводы  по первой главе

     При работе над первой главой перед нами стояли такие задачи:

  1. Выявить психолого-педагогическую сущность формированиия у младших школьников потребности в здоровом образе жизни.
  2. Изучить педагогический опыт учителей начальной школы по формированию потребности у младших школьников в здоровом образе жизни.
  3. Изучить возрастные особенности младших школьников.

     Анализируя  психолого-педагогическую литературу по теме “Формирование у младших школьников потребности в здоровом образе жизни в процессе внеклассной воспитательной работы ”, нами было выявлено то, что в настоящее время нет единого подхода к определению понятия здоровье, каждая наука содержит свою собственную трактовку. Так, например, согласно Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), понятие “здоровье” определяется как “состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”. Наиболее важной составляющей общего здоровья является психическое здоровье. Такие ученые, как                  А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, предложили следующее определение: “… психическое здоровье – состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности”. В связи с этим существует многообразие понятий в области здоровьесберегающих технологий. Разнообразные подходы к пониманию здоровьесберегающих технологий легли в основу разделения на типы технологий в области сохранения и укрепления здоровья. Здоровьесберегающая деятельность в процессе образования должна вестись по трем направлениям: педагогическому, психическому и физиолого-валеологическому. В настоящее время более полно и научно обоснована проблема здоровьесберегающих технологий как педагогическое явление, что нашло отражение в работах          Н. К. Смирнова. С точки зрения этого ученого, правильно говорить о “здоровьеформирующих технологиях”, под которыми он понимает психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание культуры здоровья у учащихся, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, а также формирование представления о здоровье как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни (ЗОЖ). Наличие разнообразных точек зрения к основным понятиям свидетельствует о том, что проблема здоровья исследована не до конца, что может привести к столкновению разных взглядов на данную проблему.

     Изучая  опыт учителей начальной школы по проблеме укрепления и сохранения здоровья учащихся, мы обнаружили, что проблема воспитания здорового поколения приобретает все большее значение. Основным стержневым направлением, на наш взгляд, является стимулирование здорового образа жизни (ЗОЖ) всех участников образовательного процесса. Так, например, коллектив учителей начальной общеобразовательной школы № 39 г. Сургута, Тюменской области для сохранения здоровья учащихся осуществляют дифференцированный подход. В данной школе созданы классы здоровья, организуются спортивно-оздоровительные мероприятия, внедрена программа “Валеология школьника”. А также большое внимание уделяется оснащению кабинетов регулируемой мебелью. Рассмотрев опыт учителя Г. В. Артемихиной, которая реализует программу воспитательной деятельности “Школа здоровья и радости”, мы выявили, что эта работа ориентирована на формирование  у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. Также в школе проводится работа с родителями, главной задачей которой является формирование здорового досуга семьи. Эти беседы направлены на создание положительной эмоциональной атмосферы в семье, формирование знаний о том, как помочь ребенку избежать влияния вредных привычек. Изучение работы учителей МОУ СОШ № 20 г. Кирова показало, что в данной школе алгоритм здоровьесберегающей деятельности выстраивается от диагностики и аутодиагностики к прогнозированию, формированию и укреплению здоровья путем наращивания резервов организма, к бережному саморасходованию и восстановлению резервов, к коррекции состояний и снова к диагностике. Здоровьесберегающая деятельность педагогического коллектива заключается в формировании мотивов, потребностей и ценностей здорового образа жизни (ЗОЖ); формировании нравственных чувств, нравственных качеств и поступков, нравственного сознания; создании благоприятной, здоровой, социокультурной среды, в которой растет и развивается ребенок. Проанализировав работу коллектива учителей гимназии № 35 г. Тольятти Самарской области, мы обнаружили, что основной идеей воспитательной системы “Гармония здоровья” является культура здоровья ученического и педагогического коллективов как условие и результат формирования личности с устойчивой потребностью в ЗОЖ.  Важнейшим организационным педагогическим условием успешной работы по формированию устойчивой потребности в здоровом образе жизни (ЗОЖ) учащихся является работа с родителями, цель которой – сделать их союзниками педагогов. В общем можно сказать, что воспитательная система приобретает новую социально-культурную функцию – формирование культуры    здоровья в гармоническом единстве: физического, психического и нравственного компонентов. Здоровье становится фактором, способствующим развитию учащихся.

     Изучив  возрастные особенности младших  школьников, мы выделили такие, как постепенное и последовательное развитие, неразрывная связь между духовным и физическим развитием,  неодновременное участие в процессе развития различных сторон психической деятельности. Так, например, одним из основных приоритетов для педагогики является индивидуально-дифференцированный подход – это учет индивидуальных, возрастных, половых, психосоматических особенностей детей и различение их по этим особенностям. Также было обнаружено то, что младший школьный возраст характеризуется перестройкой организма на интенсивный рост и развитие. Этот возраст является сензитивным для моторного развития. В сердечно-сосудистой системе происходят такие изменения, как увеличение объема сердечной мышцы, повышение количества лейкоцитов, что требует соблюдения в физическом воспитании принципа постепенного увеличения нагрузок. В психическом развитии происходят следующие изменения: улучшаются операции мышления, такие, как анализ и синтез, развиваются навыки рефлексивности, появляются зачатки произвольного внимания и произвольной памяти. Ведущими видами деятельности являются разнообразные игры, ручное и вербальное творчество. Двигательная активность является также биологической потребностью организма, ее уровень сказывается на умственном развитии ребенка. Таким образом, младший школьный возраст является наиболее сензитивным к избирательным воздействиям, что имеет большое значение для дальнейшего развития личности. Исходя из этого, следует сделать вывод о том, что в данном возрасте необходимо формировать ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, формировать культуру здоровья, мотивацию на ведение здорового образа жизни (ЗОЖ). 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы

  1. Артемихина, Т. В. Программа воспитательной работы классного руководителя “Школа здоровья и радости” [Текст] / Т. В. Артемихина // Методист. – 2006. - № 3. – С. 36.
  2. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Б. М. Бим-Бад, М. М. Безруких, В. А. Болотова, Л. С. Глебова и др. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. – 528 с.
  3. Горн, Н. Г. Здоровьесберегающий компонент в структуре образовательного процесса начальной школы [Текст] / Н. Г. Горн // Учитель Кузбасса. – 2007. - № 1(4). – С. 59.
  4. Казаковцева, Т. С. К вопросу здравотворческой деятельности в образовательных учреждениях [Текст] / Т. С. Казаковцева, Т. Л. Косолапова // Начальная школа. – 2006. - № 4. – С. 68.
  5. Козык, Н. И. Наше здоровье [Текст] / Н. И. Козык // Начальная школа. – 2007. - № 7. – С. 51.
  6. Колмогорова, Л. С. Психологическая культура как условие и средство сохранения психического здоровья детей [Текст] /                           Л. С. Колмогорова // Начальная школа. – 2007. - № 6. – С. 18. 
  7. Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы [Текст] / В. И. Ковалько. – М.: “ВАКО”, 2004. – 296 с.
  8. Кузнецова, И. В. Программа реализации воспитательной работы “Гармония здоровья” [Текст] / И. В. Кузнецова // Методист. – 2007. - № 3. – С. 37.
  9. Ломовцева, Н. И. Если хочешь быть здоров – правильно питайся [Текст] / Н. И. Ломовцева // Начальная школа. – 2008. - № 4. – С. 73.
  10. Малейчук, Г. И. Психическое и психологическое здоровье: сравнительный анализ понятий [Текст] / Г. И. Малейчук // Психология и школа. – 2004. - № 3. – С. 28.
  11. Моторина, Л. Организация здоровьесберегающей деятельности [Текст] / Л. Моторина //  Воспитание школьников. – 2005. - № 10. – С. 33.
  12. Науменко, Ю. В. Здоровьесберегающая деятельность школы [Текст] / Ю. В. Науменко // Педагогика. – 2006. - № 8. – С. 72.
  13. Науменко, Ю. В. Концепция здоровьеформирующего образования [Текст] / Ю. В. Науменко // Инновации в образовании. – 2004. - № 2. – С. 99.
  14. Пересадина, Ю. Е. Основные подходы к организации оздоровительной работы в начальной школе [Текст] / Ю. Е. Пересадина // Начальная школа плюс минус до и после. – 2000. - № 7. – С. 27.
  15. Пидкасистый, П. И. Психолого – педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений [Текст]: под ред. П. И. Пидкасистого. – Ростов н/Д.: Изд-во “Феникс”, 1998. – 544 с.
  16. Полетаева, Н. М. Научно-практические основы валеологической педагогики [Текст] / Н. М. Полетаева. – СПб.: Познание, 2001. – 190 с.
  17. Резер, Т. М. Медико-педагогический подход к организации здоровьесберегающей деятельности [Текст] / Т. М. Резер // Педагогика. – 2005. - № 5. – С. 29.
  18. Романцов, М. Г. Современной школе – здоровьесохраняющее образование [Текст] / М. Г. Романцов // Образование в современной школе. – 2003. - № 6. – С. 42
  19. Семенкова, Т. Н. Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса [Текст]: методическое пособие. Часть 2. Физиологические и психологические аспекты здоровьесберегающего урока / Т. Н. Семенкова. – Кемерово: Изд-во КРИПК и ПРО, 2005. – 147 с.
  20. Синягина, Н. Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н. Ю. Синягина,            И. В. Кузнецова. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 150 с.
  21. Сократов, Н. В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей [Текст]: учебное пособие / под общ. ред. Н. В. Сократова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с.
  22. Чернер, С. Педагогическая поддержка – главное условие учебно-воспитательного процесса, направленного на сохранение здоровья школьников [Текст] / С. Чернер // Директор школы. – 2003. - № 5. – С. 27.
  23. Чепикова, Л. Способы организации учебного процесса [Текст] /     Л. Чепикова // Здоровье детей. – 2004. - № 12. – С. 26.
  24. Шевченко, Л. А. От охраны здоровья к успеху в учебе [Текст] /      Л. А. Шевченко // Начальная школа. – 2006. - № 8. – С. 54.
  25. Шувалов, А. В. Гуманитарно-антропологические основы теории психологического здоровья [Текст] / А. В. Шувалов // Вопросы психологии. – 2004. - № 6. – С. 18.

Информация о работе Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной работе учителей начальных классов