Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной работе учителей начальных классов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

В условиях современной природной и социально-экологической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. В настоящее время она является первой по актуальности среди множества других проблем обучения и воспитания школьников.

Файлы: 1 файл

Копия весь курсовик.docx

— 79.59 Кб (Скачать)

       Воспитательная система гимназии – гуманистическая. Преобладающими методами в воспитательной системе являются:

     - Методы сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнерами;

     - Методы, создающие условия субъект-субъектных отношений: метод открытого диалога, метод свободного выбора, метод коллективного анализа и оценки, метод “мозгового штурма”, метод самоанализа и самооценки, метод импровизации.

     Эти методы позволяют создать в гимназии атмосферу сотрудничества и сотворчества, которое вовлекает каждого – и педагога, и воспитанника – в созидательную деятельность на благо других и на развитие своей личности.

     Содержанием воспитательной работы учитывается тот факт, что в процессе обучения отрабатываются взаимосвязи знаний, умений, навыков с практикой жизнедеятельности, а в процессе воспитания знания основ наук направлены на формирование отношения человека к происходящим природно-социальным явлениям, что в свою очередь формирует мировоззрение человека и, как его преломление в бытовой сфере, тип поведения. Соответственно, вся работа строится  с учетом ценностных ориентаций в раз- личных сферах, которую можно разложить на три основных направления:

     - человек и окружающая среда, где приоритетом для обсуждений, ознакомления и осмысления являются глобальные проблемы человека.

     - сферы разумного и неразумного поведения в поведении человека как факторы здоровья.

     - духовное совершенствование человека в условиях оптимизации при- родного и социального окружения. Воспитательная работа строится с учетом менталитета учащихся.

     Важнейшим организационным педагогическим условием успешной работы по формированию устойчивой потребности в ЗОЖ учащихся является работа с родителями, цель которой – сделать их союзниками педагогов. Охрана здоровья учащихся дома требует благоприятного психологического климата, повседневного выполнения режима дня, полноценного питания, пребывания на воздухе, активного отдыха и т.д. В работе с родителями используются как массовые, так и групповые и индивидуальные формы и методы. Например, методы изучения семьи: наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, деловая игра, анализ детских рассказов, рисунков о семье и т.п.

     В воспитательной системе гимназии “Гармония  здоровья” используются такие ресурсы, обеспечивающие функционирование и развитие, как:

     - исследовательские (диагностика  состояния и эффективности воспитательного процесса).

     - моральные и материальные (стимулирование  ученического самоуправления и классных руководителей, работающих в режиме создания условий для самовыражения учащихся).

     - кадровые (привлечение специалистов, педагогов Центра внешкольной работы “Диалог”).

     - ресурсы внешней среды (связь  с МОУ ДО).

     - воспитательные программы на  всех ступенях обучения.

     - конструктивное взаимодействие  и сотрудничество ученического, педагогического и родительского сообществ.

     - программа родительского всеобуча  по проблеме сохранения и укрепления здоровья.

     - преподавание спецкурсов: ОБЖ, ОЖС,  “Введение в обществознание”, “Психология общения” и др.

     - модель выпускника гимназии № 35.

     Результатом деятельности МОУ гимназии № 35 в  рамках воспитательной системы “Гармония здоровья” являются:

     - создание благоприятных условий  жизнедеятельности гимназии;

     - укрепление физического здоровья  учащихся и педагогов (“Динамика физического здоровья”);

     - способность учащихся контролировать  состояние своего здоровья (всех трех его составляющих) и отвечать за его сохранение;

     - формирование позитивного отношения  учащихся к нравственным ценностям, развитие нравственных чувств и убеждений.

     Таким образом, воспитательная система приобретает новую социально-культурную функцию – формирование культуры здоровья в гармоническом единстве физического, психического и нравственного компонентов. Здоровье становится фактором, способствующим развитию учащихся. 
 
 
 

     1.3. Учет возрастных особенностей младших школьников в процессе формирования потребности в здоровом образе жизни

     Формирование  потребности в здоровом образе жизни может быть успешнее, если учитель учитывает и своевременно выявляет индивидуальные и возрастные особенности детей. В данном параграфе мы остановимся на тех особенностях, которые надо учитывать при формировании потребности в ЗОЖ.

     В жизненном цикле человека выделяют отдельные возрастные этапы, когда  темпы развития и роста меняются. Одним из таких этапов является и  младший школьный возраст. По периодизации Л. С. Выготского данный возраст варьируется от 6-7 до 10-11 лет. Таким ученым, как А. А. Никольская, были выделены положения о главных чертах детского развития:

     - развитие совершается постепенно  и последовательно;

     - между духовным и физическим  развитием существует неразрывная связь, также как  и между умственной, эмоциональной, волевой деятельностью, и правильная организация воспитания и обучения предусматривает гармоническое, всестороннее развитие;

     - различные стороны психической  деятельности участвуют в процессе развития не одновременно и скорость их развития и энергия не одинаковы, от разных причин развитие может ускоряться и тормозить.

     Приступая к рассмотрению вопроса о возрастных особенностях младших школьников  в процессе формирования потребности в здоровом образе жизни, выделим следующие основные приоритеты для педагогики оздоровления:

     - здоровый ребенок;

     - оздоровление – не совокупность  лечебных мер, а форма психофизиологических возможностей детей;

     - индивидуально-дифференцированный  подход как основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.

     Остановимся на третьем приоритете и рассмотрим его подробнее. Индивидуально-дифференцированный подход – это учет их  индивидуальных, возрастных, личностных, половых, психосоматических особенностей детей и различение их по этим особенностям.

     Младший школьный возраст характеризуется  перестройкой организма на интенсивный рост и развитие. Быстрый темп роста и развития ребенка приводит к несоответствию между структурой и функцией органов и систем, поэтому организм в этом возрасте становится чувствительным к неблагоприятным факторам и воздействиям внешней среды. В основном в этом возрасте дети идут в школу. Сама по себе учебная деятельность и процесс обучения в школе является новым, непривычным, трудным, что ограничивает двигательную активность, возрастают статистические нагрузки, психические напряжения. На 2000 год каждый пятый школьник имел хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. Среди имеющихся патологий были выявлены ведущие формы: на первом месте оказались заболевания костно-мышечной системы, на втором – заболевания органов зрения, на третьем – болезни органов дыхания, далее следуют болезни органов пищеварения, нервные и сердечно-сосудистые заболевания. Рост числа этих заболеваний среди школьников за последние годы набирает темпы. Специальные исследования показали, что наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию данных заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение. Поэтому необходимы знания об особенностях младших школьников на уровне психологических особенностей, чтобы учебно-воспитательный процесс был полноценно здоровьесберегающим.

     Приступая к рассмотрению вопроса об особенностях младших школьников, выделим те, учет которых наиболее значим в процессе реализации ЗОТ  во внеурочной работе: морфофункциональные и психофизиологические.

     Младший школьный возраст (МШВ) является периодом спокойного и равномерного развития. Это значит, что в данном возрасте нет резких перемен, все системы организма формируются спокойно. Начнем с рассмотрения физиологических особенностей данного возраста, а именно костно-мышечной системы.

     Костно-мышечная система младшего школьника характеризуется преобладанием хрящевой ткани, окостенение не завершено, по этой причине дети в этом возрасте еще гибкие. Необходимо отметить, что МШВ является сензитивным для моторного развития, поэтому можно способствовать развитию спортивных способностей, что является одной из задач ЗОТ. Однако при работе надо учитывать и то, что именно гибкость делает этот возраст опасным для преобразования позвоночника, так как опасны черепно-мозговые травмы.

     Осанка  не бывает врожденной и формируется  с 4 до 10 лет. Поэтому эффективность корректирующих мероприятий соответствует данному периоду.

     Все автоматические и рефлекторные действия контролируются спинным мозгом за исключением  тех, за которыми следит головной мозг. Только прямой, сильный, гибкий и растянутый позвоночник позволяет нормально функционировать каждому нерву. Когда сдавливаются нервные волокна в верхней части шеи у основания головы, то у человека могут появляться головные боли. Сдавливание нервных волокон чуть ниже приводит к расстройствам зрения. В грудной области давление на нервы, идущие к желудку и другим органам пищеварения, вызывают расстройство этих органов. Нарушение осанки у детей встречается у 40%  детей дошкольного возраста, а к окончанию школы количество таких детей вырастает до 50%. Специальные исследования показали, что у 75% младших школьников выявлены явные признаки невротизации, нарушения осанки. Такие нарушения у мальчиков встречаются чаще, чем у девочек. Важно отметить то, что нормальная осанка девочки имеет очень существенное влияние на формирование ее готовности к будущему материнству. Поэтому необходимо именно в младшем школьном возрасте следить за осанкой и позвоночником детей, формировать культуру ЗОЖ и серьезное отношение к своему здоровью.

     Такие особенности костно-мышечной системы  требуют внимания к подбору физических упражнений и игр в соответствии с функциональными и возрастными возможностями детей этого возраста. Мышечная ткань характеризуется тем, что крупная мускулатура развивается несколько быстрее, чем мелкая, что находит свое отражение в дозировке нагрузки на руки. “Передозировка” при письме может вызвать писчий спазм. При подборе упражнений следует избегать таких, в которых используются рывковые движения рук, ног и туловища, силовых упражнений. Слабая развитость мелких мышц кисти руки вызывает трудности при выполнении мелких и точечных движений, поэтому такие виды деятельности, где задействована рука в монотонной работе, ведет к быстрому утомлению. Особое внимание следует обратить на формирование стопы. По данным Н. Т. Лебедевой, в 6 лет плоские и уплощенные стопы встречаются в среднем у 30%  мальчиков и 20%  девочек. Таким образом, для укрепления стопы необходимо использовать физические упражнения и подвижные игры, для правильного формирования мелких мышц кисти руки надо дозировать нагрузку.

     Далее рассмотрим сердечно-сосудистую систему. В ней происходят следующие изменения: увеличивается объем сердечной мышцы, что ведет к развитию способности больше выбрасывать кровь за одно сокращение. В структуре крови происходит повышение количества лейкоцитов, в результате дети меньше болеют, так как возрастает защита организма. При реализации ЗОТ обязательно должен соблюдаться в физическом воспитании принцип постепенного  увеличения физических нагрузок. Несоблюдение этого принципа может привести к различным патологическим явлениям в сердечной мышце.

     При продумывании здоровьесберегающей  деятельности наряду с морфофункциональными особенностями важно учитывать и психические особенности детей. Начнем с рассмотрения особенностей мышления. Оно характеризуется конкретностью. В этом возрасте дети легче анализируют и синтезируют, остальные операции мышления развиты слабо. Возрастает осмысленность материала, развиваются навыки рефлексивности. При разработке, реализации определенных оздоровительных форм работы необходимо учитывать то, что у младших школьников доминирует наглядно-образное мышление.

     Внимание  в 6 – 7 лет непроизвольное, но имеются  зачатки произвольного внимания. Под влиянием учебной деятельности у младших школьников активно развивается произвольное внимание, а именно увеличивается его объем, и развиваются свойства произвольного внимания. Дети данного возраста обладают достаточно развитыми процессами восприятия, однако управлять ими они не умеют. Увеличение длительности и напряженности процессов восприятия вызывают утомление. Поэтому необходимо учить детей управлять восприятием, развивать произвольное внимание.

     Необходим и учет особенностей памяти детей  младшего школьного возраста. Память характеризуется непроизвольностью и зачатками произвольности, непосредственностью, небольшим объемом запоминания и затрудненным воспроизведением несложных движений, сходных по своей структуре. На запоминание и сохранение влияет интерес к информации, ее яркость, необычность, редкость. В связи с этим очень важно трудный материал делать простым, доступным, интересным.

     Важно обратить внимание и на особенности  личности младшего школьника, так как  они имеют общие характерологические  особенности. Ребенок в этом возрасте подчиняется авторитету, а это значит, что он доверчив, внушаем, впечатлителен, подражателен. Все это говорит о том, что данный возраст является сензитивным для воспитания и обучения, восприятия теоретических знаний о здоровье и о ЗОЖ.

Информация о работе Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной работе учителей начальных классов