Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:48, курсовая работа
В условиях современной природной и социально-экологической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. В настоящее время она является первой по актуальности среди множества других проблем обучения и воспитания школьников.
Воспитательная система
- Методы сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнерами;
- Методы, создающие условия субъект-субъектных отношений: метод открытого диалога, метод свободного выбора, метод коллективного анализа и оценки, метод “мозгового штурма”, метод самоанализа и самооценки, метод импровизации.
Эти методы позволяют создать в гимназии атмосферу сотрудничества и сотворчества, которое вовлекает каждого – и педагога, и воспитанника – в созидательную деятельность на благо других и на развитие своей личности.
Содержанием воспитательной работы учитывается тот факт, что в процессе обучения отрабатываются взаимосвязи знаний, умений, навыков с практикой жизнедеятельности, а в процессе воспитания знания основ наук направлены на формирование отношения человека к происходящим природно-социальным явлениям, что в свою очередь формирует мировоззрение человека и, как его преломление в бытовой сфере, тип поведения. Соответственно, вся работа строится с учетом ценностных ориентаций в раз- личных сферах, которую можно разложить на три основных направления:
- человек и окружающая среда, где приоритетом для обсуждений, ознакомления и осмысления являются глобальные проблемы человека.
- сферы разумного и неразумного поведения в поведении человека как факторы здоровья.
- духовное совершенствование человека в условиях оптимизации при- родного и социального окружения. Воспитательная работа строится с учетом менталитета учащихся.
Важнейшим организационным педагогическим условием успешной работы по формированию устойчивой потребности в ЗОЖ учащихся является работа с родителями, цель которой – сделать их союзниками педагогов. Охрана здоровья учащихся дома требует благоприятного психологического климата, повседневного выполнения режима дня, полноценного питания, пребывания на воздухе, активного отдыха и т.д. В работе с родителями используются как массовые, так и групповые и индивидуальные формы и методы. Например, методы изучения семьи: наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, деловая игра, анализ детских рассказов, рисунков о семье и т.п.
В воспитательной системе гимназии “Гармония здоровья” используются такие ресурсы, обеспечивающие функционирование и развитие, как:
-
исследовательские (
- моральные и материальные (стимулирование ученического самоуправления и классных руководителей, работающих в режиме создания условий для самовыражения учащихся).
- кадровые (привлечение специалистов, педагогов Центра внешкольной работы “Диалог”).
- ресурсы внешней среды (связь с МОУ ДО).
- воспитательные программы на всех ступенях обучения.
- конструктивное взаимодействие и сотрудничество ученического, педагогического и родительского сообществ.
-
программа родительского
- преподавание спецкурсов: ОБЖ, ОЖС, “Введение в обществознание”, “Психология общения” и др.
- модель выпускника гимназии № 35.
Результатом деятельности МОУ гимназии № 35 в рамках воспитательной системы “Гармония здоровья” являются:
-
создание благоприятных
-
укрепление физического
-
способность учащихся
-
формирование позитивного
Таким
образом, воспитательная система приобретает
новую социально-культурную функцию –
формирование культуры здоровья в гармоническом
единстве физического, психического и
нравственного компонентов. Здоровье
становится фактором, способствующим
развитию учащихся.
1.3. Учет возрастных особенностей младших школьников в процессе формирования потребности в здоровом образе жизни
Формирование потребности в здоровом образе жизни может быть успешнее, если учитель учитывает и своевременно выявляет индивидуальные и возрастные особенности детей. В данном параграфе мы остановимся на тех особенностях, которые надо учитывать при формировании потребности в ЗОЖ.
В жизненном цикле человека выделяют отдельные возрастные этапы, когда темпы развития и роста меняются. Одним из таких этапов является и младший школьный возраст. По периодизации Л. С. Выготского данный возраст варьируется от 6-7 до 10-11 лет. Таким ученым, как А. А. Никольская, были выделены положения о главных чертах детского развития:
-
развитие совершается
-
между духовным и физическим
развитием существует
-
различные стороны психической
деятельности участвуют в
Приступая к рассмотрению вопроса о возрастных особенностях младших школьников в процессе формирования потребности в здоровом образе жизни, выделим следующие основные приоритеты для педагогики оздоровления:
- здоровый ребенок;
-
оздоровление – не
-
индивидуально-
Остановимся
на третьем приоритете и рассмотрим
его подробнее. Индивидуально-
Младший школьный возраст характеризуется перестройкой организма на интенсивный рост и развитие. Быстрый темп роста и развития ребенка приводит к несоответствию между структурой и функцией органов и систем, поэтому организм в этом возрасте становится чувствительным к неблагоприятным факторам и воздействиям внешней среды. В основном в этом возрасте дети идут в школу. Сама по себе учебная деятельность и процесс обучения в школе является новым, непривычным, трудным, что ограничивает двигательную активность, возрастают статистические нагрузки, психические напряжения. На 2000 год каждый пятый школьник имел хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. Среди имеющихся патологий были выявлены ведущие формы: на первом месте оказались заболевания костно-мышечной системы, на втором – заболевания органов зрения, на третьем – болезни органов дыхания, далее следуют болезни органов пищеварения, нервные и сердечно-сосудистые заболевания. Рост числа этих заболеваний среди школьников за последние годы набирает темпы. Специальные исследования показали, что наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию данных заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение. Поэтому необходимы знания об особенностях младших школьников на уровне психологических особенностей, чтобы учебно-воспитательный процесс был полноценно здоровьесберегающим.
Приступая
к рассмотрению вопроса об особенностях
младших школьников, выделим те,
учет которых наиболее значим в процессе
реализации ЗОТ во внеурочной работе:
морфофункциональные и
Младший школьный возраст (МШВ) является периодом спокойного и равномерного развития. Это значит, что в данном возрасте нет резких перемен, все системы организма формируются спокойно. Начнем с рассмотрения физиологических особенностей данного возраста, а именно костно-мышечной системы.
Костно-мышечная система младшего школьника характеризуется преобладанием хрящевой ткани, окостенение не завершено, по этой причине дети в этом возрасте еще гибкие. Необходимо отметить, что МШВ является сензитивным для моторного развития, поэтому можно способствовать развитию спортивных способностей, что является одной из задач ЗОТ. Однако при работе надо учитывать и то, что именно гибкость делает этот возраст опасным для преобразования позвоночника, так как опасны черепно-мозговые травмы.
Осанка не бывает врожденной и формируется с 4 до 10 лет. Поэтому эффективность корректирующих мероприятий соответствует данному периоду.
Все автоматические и рефлекторные действия контролируются спинным мозгом за исключением тех, за которыми следит головной мозг. Только прямой, сильный, гибкий и растянутый позвоночник позволяет нормально функционировать каждому нерву. Когда сдавливаются нервные волокна в верхней части шеи у основания головы, то у человека могут появляться головные боли. Сдавливание нервных волокон чуть ниже приводит к расстройствам зрения. В грудной области давление на нервы, идущие к желудку и другим органам пищеварения, вызывают расстройство этих органов. Нарушение осанки у детей встречается у 40% детей дошкольного возраста, а к окончанию школы количество таких детей вырастает до 50%. Специальные исследования показали, что у 75% младших школьников выявлены явные признаки невротизации, нарушения осанки. Такие нарушения у мальчиков встречаются чаще, чем у девочек. Важно отметить то, что нормальная осанка девочки имеет очень существенное влияние на формирование ее готовности к будущему материнству. Поэтому необходимо именно в младшем школьном возрасте следить за осанкой и позвоночником детей, формировать культуру ЗОЖ и серьезное отношение к своему здоровью.
Такие особенности костно-мышечной системы требуют внимания к подбору физических упражнений и игр в соответствии с функциональными и возрастными возможностями детей этого возраста. Мышечная ткань характеризуется тем, что крупная мускулатура развивается несколько быстрее, чем мелкая, что находит свое отражение в дозировке нагрузки на руки. “Передозировка” при письме может вызвать писчий спазм. При подборе упражнений следует избегать таких, в которых используются рывковые движения рук, ног и туловища, силовых упражнений. Слабая развитость мелких мышц кисти руки вызывает трудности при выполнении мелких и точечных движений, поэтому такие виды деятельности, где задействована рука в монотонной работе, ведет к быстрому утомлению. Особое внимание следует обратить на формирование стопы. По данным Н. Т. Лебедевой, в 6 лет плоские и уплощенные стопы встречаются в среднем у 30% мальчиков и 20% девочек. Таким образом, для укрепления стопы необходимо использовать физические упражнения и подвижные игры, для правильного формирования мелких мышц кисти руки надо дозировать нагрузку.
Далее рассмотрим сердечно-сосудистую систему. В ней происходят следующие изменения: увеличивается объем сердечной мышцы, что ведет к развитию способности больше выбрасывать кровь за одно сокращение. В структуре крови происходит повышение количества лейкоцитов, в результате дети меньше болеют, так как возрастает защита организма. При реализации ЗОТ обязательно должен соблюдаться в физическом воспитании принцип постепенного увеличения физических нагрузок. Несоблюдение этого принципа может привести к различным патологическим явлениям в сердечной мышце.
При продумывании здоровьесберегающей деятельности наряду с морфофункциональными особенностями важно учитывать и психические особенности детей. Начнем с рассмотрения особенностей мышления. Оно характеризуется конкретностью. В этом возрасте дети легче анализируют и синтезируют, остальные операции мышления развиты слабо. Возрастает осмысленность материала, развиваются навыки рефлексивности. При разработке, реализации определенных оздоровительных форм работы необходимо учитывать то, что у младших школьников доминирует наглядно-образное мышление.
Внимание в 6 – 7 лет непроизвольное, но имеются зачатки произвольного внимания. Под влиянием учебной деятельности у младших школьников активно развивается произвольное внимание, а именно увеличивается его объем, и развиваются свойства произвольного внимания. Дети данного возраста обладают достаточно развитыми процессами восприятия, однако управлять ими они не умеют. Увеличение длительности и напряженности процессов восприятия вызывают утомление. Поэтому необходимо учить детей управлять восприятием, развивать произвольное внимание.
Необходим и учет особенностей памяти детей младшего школьного возраста. Память характеризуется непроизвольностью и зачатками произвольности, непосредственностью, небольшим объемом запоминания и затрудненным воспроизведением несложных движений, сходных по своей структуре. На запоминание и сохранение влияет интерес к информации, ее яркость, необычность, редкость. В связи с этим очень важно трудный материал делать простым, доступным, интересным.
Важно
обратить внимание и на особенности
личности младшего школьника, так как
они имеют общие