Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:48, курсовая работа
В условиях современной природной и социально-экологической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. В настоящее время она является первой по актуальности среди множества других проблем обучения и воспитания школьников.
По результатам проведенного анализа, очевидно, что состояние здоровья детей по г. Сургуту ухудшается: сегодня только 10% детей в возрасте до 18 лет являются здоровыми. Также в данной школе за последние годы уровень здоровых детей снизился с 34 до 22 %, а больных стало 78 % [24]. Педагогический коллектив разработал программу “Здоровье школьника”, цель которой – создание условий, позволяющих сохранить здоровье учащихся и обеспечить успешность их обучения, активизировать инновационную деятельность участников образовательного процесса.
Благодаря созданию и внедрению комплекса мер по оздоровлению учащихся произошло заметное снижение заболеваемости детей (грипп, ОРЗ, ОРВИ) на 20 %, а качество знаний по основным предметам значительно улучшилось.
Условиями для достижения данных результатов послужили следующие компоненты:
Опыт учителя Г. В. Артемихиной МОУ СОШ №3 г. Кирса показал, что в начальной школе большое внимание уделяется решению проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся. В классе создана и успешно реализуется программа воспитательной деятельности классного руководителя “Школа здоровья и радости”(1-4 классы). Ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.
В результате анализа педагогом медицинских карт будущих перво-классников было установлено, что из 29 учащихся у 13 человек было выявлено нарушение зрения, у 5 человек – нарушение осанки, у 8 человек – наличие хронических заболеваний и только 2 человека признаны практически здоро-выми. Эти показатели ниже среднего по области и, в общем, по России [1].
Данная ситуация обусловлена ухудшением социально-экономической и экологической обстановки, обострением проблем рационального питания, наследственностью, перегруженностью детей. Результаты исследований показали, что дети много времени проводят за компьютером, возле телевизора, ведут малоподвижный образ жизни. Кроме того, было выявлено, что у учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о ЗОЖ.
Чтобы получить представления о реальных знаниях школьников, им было предложено закончить фразу: “Здоровье – это …”. Детские размышления поразили своей серьезностью, глубиной, озабоченностью перспективой здоровья – своего и всех людей. Анализ работ показал, что дети испытывают потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья, готовность к этим действиям.
Эти результаты стали основанием создания программы работы классного руководителя по реализации данных запросов детей. Предлагаемая программа воспитательной деятельности классного руководителя “Школа здоровья и радости” ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
В основу программы положены принципы формирования ЗОЖ:
-
принцип актуальности призван
обеспечить учащихся наиболее
важной и своевременной
-
принцип доступности
-
в соответствии с принципом
положительного ориентирования
уделяется значительное
-
принцип активного обучения
-
принцип иллюстративности
-
принцип последовательности
-
принцип системности
-
принцип стимулирования
В данной школе организована работа клуба “Здоровье”. В первом классе проводятся занятия, направленные на привитие правил личной гигиены, их употреблению в повседневной жизни. Во втором классе работа с учениками направлена на теоретическое усвоение важности занятий физкультуры. В третьем, четвертом классах занятия направлены на формирование собственной устойчивой позиции к ведению ЗОЖ.
Также в школе проводится работа с родителями, главной задачей которой является формирование здорового досуга семьи. На таких встречах раскрывается значимость здоровья, которое является основой успешности в обучении. Также эти беседы направлены на создание положительной эмоциональной атмосферы в семье, формирование знаний о том, как помочь ребенку избежать влияния вредных привычек. Ежегодно проводится итоговое собрание, на котором обсуждаются успехи, достигнутые за год работы над формированием ЗОЖ.
Результатом работы по данной программе в течение трех лет является улучшение всех показателей здоровья учащихся класса и микроклимата в коллективе.
Учитывая новые подходы к выстраиваемой стратегии образования, ориентацию системы образования на воспитание здорового ребенка, в МОУ СОШ № 20 г. Кирова реализуется научный проект “Воспитание культуры здоровья и основ здорового образа жизни на основе преемственности здравотворческой деятельности”. Целью исследований в рамках данного проекта является культура здоровья и основы здорового образа жизни (ЗОЖ) детей.
Задачи исследования направлены на:
-
обоснование теоретико-
- разработку моделей: “Здоровье ребенка”, “Здоровый образ жизни ребенка”, “Здравотворческая деятельность”;
-
определение содержания
- осуществление мониторинга физического, психического, психоэмоционального, социального, интеллектуального, личностного и духовно-нравственного компонентов здоровья;
- экспериментальное обоснование процесса воспитания культуры здоровья и основ ЗОЖ детей;
-
разработку концепции и
Во многом отношение к жизни, себе и своему здоровью, своим близким зависит от того, как человек воспитан. Поведение человека должно быть ориентировано на будущее, а по отношению к здоровью – к его будущему, более оптимальному состоянию. Культура здоровья, как интегрирующее социальное образование, должна формироваться как культура личная, общественная и включать в себя все компоненты здоровья и ЗОЖ, которые формируются в здравотворческой деятельности. Специфика такой деятельности заключается в том, что исследователем, создателем своего здоровья становится индивид, обладающий чувством ответственности за себя и свое здоровье.
“Здравотворческая” деятельность осуществляется совместными усилиями педагогов, детей, родителей, медицинских работников и опирается на знание о сущности человека и его здоровья, об особенностях образа жизни человека, ведущего к здоровью; на формирование умений и навыков здоровьесбережения, здоровьеукрепления, саморазвития, самореализации с учетом индивидуальных особенностей и культуры социума.
Здоровьесберегающая деятельность формирует мотивы, потребности и ценности ЗОЖ; формирует нравственные чувства, нравственные качества и поступки, нравственное сознание; направлена на создание благоприятной здоровой, социокультурной среды, в которой растет и развивается ребенок.
Алгоритм
здоровьесберегающей
Анализ заболеваемости детей в образовательных учреждениях показывает, что имеется четкая тенденция к ее значительному увеличению по мере взросления ребенка. В связи с этим работа коллектива МОУ СОШ № 20 г. Кирова по воспитанию культуры здоровья детей является очень актуальной.
Прошла этап становления в 2000 г. и сейчас находится на этапе развития воспитательная система МОУ гимназии № 35 г. Тольятти Самарской области.
Основная идея воспитательной гимназии №35 – это культура здоровья ученического и педагогического коллективов как условие и результат формирования личности с устойчивой потребностью в ЗОЖ. Цель воспитательной системы гимназии № 35 – формирование у школьников и педагогов ценностного отношения к управлению собственным организмом и обеспечение физического, психического и нравственного здоровья.
Основополагающими принципами, на которых строится процесс воспитания в МОУ гимназии № 35, являются:
-
принцип системности и
- принцип природосообразности;
-
принцип самоактуализации и
- принцип единства сознания и деятельности;
-
принцип дифференциации и
-
принцип гуманизации,
-
принцип личностно-
- системообразующий принцип – “гармония здоровья” ученического и педагогического коллективов, в основе которого лежит общечеловеческая потребность “быть здоровым”.
Воспитательная система “Гармония здоровья” выполняет такие функции, как: