Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной работе учителей начальных классов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

В условиях современной природной и социально-экологической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. В настоящее время она является первой по актуальности среди множества других проблем обучения и воспитания школьников.

Файлы: 1 файл

Копия весь курсовик.docx

— 79.59 Кб (Скачать)

     По  результатам проведенного анализа, очевидно, что состояние здоровья детей по г. Сургуту ухудшается: сегодня только 10% детей в возрасте до 18 лет являются здоровыми. Также в данной школе за последние годы уровень здоровых детей снизился с 34 до 22 %, а больных стало 78 % [24]. Педагогический коллектив разработал программу “Здоровье школьника”, цель которой – создание условий, позволяющих сохранить здоровье учащихся и обеспечить успешность их обучения, активизировать инновационную деятельность участников образовательного процесса.

     Благодаря созданию и внедрению комплекса  мер по оздоровлению учащихся произошло заметное снижение заболеваемости детей (грипп, ОРЗ, ОРВИ) на 20 %, а качество знаний по основным предметам значительно улучшилось.

     Условиями для достижения данных результатов послужили следующие компоненты:

  1. Осуществление дифференцированного обучения. Учащиеся в зависимости от уровня их подготовки разделены по классам с разными системами обучения (традиционная программа, программа Л. В. Занкова, класс здоровья).
  2. Создание классов здоровья (12-15 человек). В учебный план введены ритмика и корректирующая гимнастика. Все учащиеся классов здоровья получают дополнительное питание.
  3. Организация спортивно-оздоровительных мероприятий для учащихся всей школы: - группы корригирующей гимнастики; - специальная медицинская группа; - уроки здоровья.
  4. Внедрение в образовательный процесс программы “Валеология школьника” (авторы В. Д. Сонькин, В. В. Зайцева), позволяющей вести мониторинг физического развития детей с последующими рекомендациями для родителей и учеников о повышении уровня физического развития каждого ребенка.
  5. Проведение один раз в месяц дня здоровья (по заранее продуманному плану).
  6. Кроме указанных мероприятий проводилась ионизация воздуха перед уроками, на переменах с помощью люстр Чижевского и ионизаторов, каждую четверть осуществлялся двухнедельный курс витаминизации. Большое внимание уделялось оснащению учебных кабинетов регулируемой ученической мебелью.

     Опыт  учителя Г. В. Артемихиной МОУ  СОШ №3  г. Кирса показал, что  в начальной школе большое  внимание уделяется решению проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся. В классе создана и успешно реализуется программа воспитательной деятельности классного руководителя  “Школа здоровья и радости”(1-4 классы). Ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.

     В результате анализа педагогом медицинских карт будущих перво-классников было установлено, что из 29 учащихся у 13 человек было выявлено нарушение зрения, у 5 человек – нарушение осанки, у 8 человек – наличие хронических заболеваний и только 2 человека признаны практически здоро-выми. Эти показатели ниже среднего по области и, в общем, по России [1].

     Данная  ситуация обусловлена ухудшением социально-экономической и экологической обстановки, обострением проблем рационального питания, наследственностью, перегруженностью детей. Результаты исследований показали, что дети много времени проводят за компьютером, возле телевизора, ведут малоподвижный образ жизни. Кроме того, было выявлено, что у учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о ЗОЖ.

     Чтобы получить представления о реальных знаниях школьников, им было предложено закончить фразу: “Здоровье – это …”. Детские размышления поразили своей серьезностью, глубиной, озабоченностью перспективой здоровья – своего и всех людей. Анализ работ показал, что дети испытывают потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья, готовность к этим действиям.

     Эти результаты стали основанием создания программы работы классного руководителя по реализации данных запросов детей.  Предлагаемая программа воспитательной деятельности классного руководителя “Школа здоровья и радости” ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

     В основу программы положены принципы формирования ЗОЖ:

     - принцип актуальности призван  обеспечить учащихся наиболее  важной и своевременной гигиенической  информацией. Он отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями;

     - принцип доступности предлагает  оптимальный для усвоения объем информации, переход от простого к сложному, от известного к неизвестному;

     - в соответствии с принципом  положительного ориентирования  уделяется значительное внимание  позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа, т.е. показ положительных примеров, более эффективна, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении здоровья и поведения;

     - принцип активного обучения способствует  устойчивому закреплению знаний и навыков ЗОЖ. Предусматривает использование ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования, моделирования музыкальных, драматических сцен;

     - принцип иллюстративности предполагает сочетание изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что способствует доходчивому и убедительному изложению материала, улучшает его восприятие;

     - принцип последовательности предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе его осу- ществления;

     - принцип системности определяет  постоянный, регулярный характер его осуществления, что позволяет дать знания, имеющие отношение к здоровью, в виде целостной системы;

     - принцип стимулирования сознательности  и активности направлен на повышение активности учащихся в вопросах здоровья, такая активность возможна только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Этот принцип является основополагающим для изучения форм поведения и стилей жизни.

     В данной школе организована работа клуба “Здоровье”. В первом классе проводятся занятия, направленные на привитие правил личной гигиены, их употреблению в повседневной жизни. Во втором классе работа с учениками направлена на теоретическое усвоение важности занятий физкультуры. В третьем, четвертом классах занятия направлены на формирование собственной устойчивой позиции к ведению ЗОЖ.

     Также в школе проводится работа с родителями, главной задачей которой является  формирование здорового досуга семьи. На таких встречах раскрывается значимость здоровья, которое является основой успешности в обучении. Также эти беседы направлены на создание положительной эмоциональной атмосферы в семье, формирование знаний о том, как помочь ребенку избежать влияния вредных привычек. Ежегодно проводится итоговое собрание, на котором обсуждаются успехи, достигнутые за год работы над формированием ЗОЖ.

     Результатом работы по данной программе в течение  трех лет является улучшение всех показателей здоровья учащихся класса и микроклимата в коллективе.

     Учитывая  новые подходы к выстраиваемой  стратегии образования, ориентацию системы образования на воспитание здорового ребенка, в МОУ СОШ № 20 г. Кирова реализуется научный проект “Воспитание культуры  здоровья и основ здорового образа жизни на основе преемственности здравотворческой деятельности”.  Целью исследований в рамках данного проекта является культура здоровья и основы здорового образа жизни (ЗОЖ) детей.

     Задачи  исследования направлены на:

     - обоснование теоретико-методологических  положений по вопросам здоровья, культуры здоровья, здорового образа жизни детей, а также здравотворческой деятельности;

     - разработку моделей: “Здоровье ребенка”, “Здоровый образ жизни ребенка”, “Здравотворческая деятельность”;

     - определение содержания компонентов  культуры здоровья, здорового образа жизни, здравотворческой деятельности, соответствующих возрастным периодам жизни ребенка;

     - осуществление мониторинга физического, психического, психоэмоционального, социального, интеллектуального, личностного и духовно-нравственного компонентов здоровья;

     - экспериментальное обоснование  процесса воспитания культуры здоровья и основ ЗОЖ  детей;

     - разработку концепции и программно-методических материалов воспитания культуры здоровья и основ ЗОЖ.

     Во  многом отношение к жизни, себе и  своему здоровью, своим близким зависит  от того, как человек воспитан. Поведение  человека должно быть ориентировано  на будущее, а по отношению к здоровью – к его будущему, более оптимальному состоянию. Культура здоровья, как интегрирующее социальное образование, должна формироваться как культура личная, общественная и включать в себя все компоненты здоровья и ЗОЖ, которые формируются в здравотворческой деятельности. Специфика такой деятельности заключается в том, что исследователем, создателем своего здоровья становится индивид, обладающий чувством ответственности за себя и свое здоровье.

     “Здравотворческая”  деятельность осуществляется совместными усилиями педагогов, детей, родителей, медицинских работников и опирается на знание о сущности человека и его здоровья, об особенностях образа жизни человека, ведущего к здоровью; на формирование умений и навыков здоровьесбережения, здоровьеукрепления, саморазвития, самореализации с учетом индивидуальных особенностей и культуры социума.

     Здоровьесберегающая деятельность формирует мотивы, потребности и ценности ЗОЖ; формирует нравственные чувства, нравственные качества и поступки, нравственное сознание; направлена на создание благоприятной здоровой, социокультурной среды, в которой растет и развивается ребенок.

     Алгоритм  здоровьесберегающей деятельности выстраивается от диагностики и аутодиагностики (самодиагностики) к прогнозированию, формированию и укреплению здоровья путем наращивания резервов организма, к бережному саморасходованию и восстановлению резервов, к коррекции состояний и снова к диагностике.

     Анализ  заболеваемости детей в образовательных учреждениях показывает, что имеется четкая тенденция к ее значительному увеличению по мере взросления ребенка. В связи с этим работа коллектива МОУ СОШ № 20   г. Кирова по воспитанию культуры здоровья детей является очень актуальной.

     Прошла  этап становления в 2000 г. и сейчас находится на этапе развития воспитательная система МОУ гимназии № 35 г. Тольятти Самарской области.

     Основная  идея воспитательной гимназии №35 –  это культура здоровья ученического и педагогического коллективов как условие и результат формирования личности с устойчивой потребностью в ЗОЖ.  Цель воспитательной системы гимназии № 35 – формирование у школьников и педагогов ценностного отношения к управлению собственным организмом и обеспечение физического, психического и нравственного здоровья.

     Основополагающими принципами, на которых строится процесс воспитания в МОУ гимназии № 35, являются:

     - принцип системности и целостности  развития;

     - принцип природосообразности;

     - принцип самоактуализации и самореализации;

     - принцип единства сознания и  деятельности;

     - принцип дифференциации и индивидуализации  обучения и развития;

     - принцип гуманизации, гуманитаризации   и демократизации  образования;

     - принцип личностно-ориентированного  подхода в развитии и сохранении здоровья;

     - системообразующий принцип –  “гармония здоровья” ученического и педагогического коллективов, в основе которого лежит общечеловеческая потребность “быть здоровым”.

     Воспитательная  система “Гармония здоровья” выполняет такие функции, как:

  1. Развивающая – направлена на стимулирование положительных изменений в личности ребенка и педагога, поддержку процессов самовыражения способностей детей и взрослых, обеспечение развития педагогического и ученического коллективов.
  2. Интегрирующая – содействует соединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий.
  3. Регулирующая – связана с упорядочением педагогических процессов и их влиянием на формирование личности ребенка, ученического и педагогического коллективов.
  4. Защитная – направлена на повышение уровня социальной защищенности учащихся и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития.
  5. Компенсирующая – направлена на создание условий в гимназии для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей.
  6. Корректирующая – направлена на осуществление педагогически целесообразной коррекции поведения и общения школьника с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности.

Информация о работе Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной работе учителей начальных классов