Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной работе учителей начальных классов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

В условиях современной природной и социально-экологической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. В настоящее время она является первой по актуальности среди множества других проблем обучения и воспитания школьников.

Файлы: 1 файл

Копия весь курсовик.docx

— 79.59 Кб (Скачать)

     Введение

     В условиях современной природной  и социально-экологической ситуации проблема здоровья детей приобретает  глобальный характер. В настоящее  время она является первой по актуальности среди множества других проблем  обучения и воспитания школьников.

     Все большее количество детей приходит в школу, уже имея те или иные заболевания. За период обучения ребенка в школе, его здоровье ухудшается еще больше. По статистическим данным, в России 30-35 % детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число больных с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, в 4 раза увеличивается количество детей с нарушениями психического здоровья, в 3 раза – с заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта. Ученые отмечают, что первый скачок в увеличении количества детей, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет. Состояние здоровья детей и их успеваемость в учебе тесно взаимосвязаны, вследствие этого неудовлетворительное состояние здоровья детей ведет к целому комплексу школьных проблем. Дети большую часть дня находятся в школе и, получая домашние задания, продолжают процесс обучения дома, что в целом сказывается на общем здоровье учащихся негативно, вызывая утомляемость и снижение уровня учебной мотивации, познавательных интересов[9].

     Сбережение  здоровья детей – одна из острых проблем современной жизни. Она многогранна и требует усилий со стороны многих специалистов, в том числе и учителей начальных классов через внедрение системы знаний о человеке, о его здоровье, способах его формирования и сохранения. Сложившаяся ситуация в области психического, физического, социального, интеллектуального, нравственного здоровья говорит о необходимости принять меры на государственном уровне – принятии государственной программы, определяющей направления в области здоровьесбережения, педагогической и управленческой деятельности работников образования. Главная цель всей работы по здоровьесбережению – воспитать потребность вести здоровый образ жизни, который предполагает выполнение правил сохранения и укрепления здоровья: содержать в чистоте тело, одежду и жилище, правильно питаться, сочетать труд и отдых, вести подвижный образ жизни, отказаться от вредных привычек и т. д.

     В настоящее время ведется поиск  методов оздоровления детей в  условиях школы. По мнению исследователей (Н. К. Смирнов, В. Д. Сонькин,                  Ю. В. Науменко и другие), для сохранения и укрепления здоровья учащихся должны использоваться эффективные и несложные в осуществлении методы, обеспечивающие максимально полный охват, и в то же время не нарушающие воспитательно-образовательный процесс (ВОП) в школе. Однако Л.Г. Качан считает, что задачи здоровьесбережения невозможно решить без совершенствования содержания образования. Формирование ценностного отношения к здоровью наиболее результативно решается в младшем школьном возрасте через внедрение здоровьеобразовательного компонента в содержание учебных программ, наполнение учебного плана валеологическим содержанием [3].

     По  мнению М. Г. Романцова, психолого-валеологические и педагогические подходы к проблеме здоровья и развития личности необходимо рассматривать на основании принципов комплексности, системности, непрерывности, используя социально-психологические, психофизиологические характеристики личности с учетом возрастной периодизации и особенностей психосоматической конституции [18].

     В настоящее время наблюдаются  противоречия между теорией и практикой по реализации здоровьесберегающих технологий. Они заключаются в том, что использование здоровьесберегающих образовательных технологий (ЗОТ) должно быть систематичным, последовательным, грамотным, но еще не разработан эффективный механизм внедрения в педагогический процесс технологий оздоровления. Пока отсутствует комплексное, системное оздоровление, которое представляло бы собой единство целенаправленных действий участников образования. Попытки реализации отдельных оздоровительных форм в учебном процессе оказываются недостаточными для достижения общей цели – повышения результативности образования и сохранения здоровья детей и подростков. Необходимая система комплексных мероприятий с участием представителей различных министерств и ведомств, организаций, заинтересованных в здоровье подрастающего поколения не реализуется. Отсутствует специальная подготовка педагогических кадров, необходимая для создания условий сохранения здоровья участников образовательного процесса. На данный момент разработаны требования к здоровьесберегающему уроку, однако в основном они не выполняются, учителя используют ЗОТ от случая к случаю. Для наблюдения за процессом здоровьесбережения и управления им, для диагностики и мониторинга состояния здоровья необходимы конкретные показатели, по которым следует оценивать изменения в состоянии здоровья, а также система критериев оценки здоровья. К основным противоречиям в теории нами отнесено наличие разных подходов к пониманию здоровья и ЗОТ, многообразие толкования основных понятий в области проблемы здоровьесбережения.

     Все выше изложенное позволяет сделать  вывод о том, что тема “Формирование у младших школьников потребности в здоровом образе жизни в процессе внеклассной воспитательной работы”, выбранная нами, является актуальной.

     Указанные противоречия определили проблему данного исследования: Каковы условия и средства формирования у младших школьников потребности в здоровом образе жизни?

     Объект  исследования – процесс формирования у младших школьников потребности в здоровом образе жизни.

     Предмет – условия и средства формирования у младших школьников потребности в здоровом образе жизни.

     Следовательно, цель исследования – выявить условия и средства формирования у младших школьников потребности в здоровом образе жизни.

     В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

  1. Выявить психолого-педагогическую сущность формирования потребности в здоровом образе жизни у младших школьников во внеурочной работе.
  2. Изучить опыт учителей начальной школы по формированию у младших школьников потребности в здоровом образе жизни.
  3. Изучить возрастные особенности младших школьников в процессе формирования потребности в здоровом образе жизни.
  4. Разработать критерии и средства оценки уровня сформированности у младших школьников потребности в здоровом образе жизни.
  5. Экспериментально проверить условия и средства формирования потребности в здоровом образе жизни.

Нами выдвинута  следующая гипотеза исследования: формирование у младших школьников потребности в здоровом образе жизни будет успешнее, если реализуются следующие условия и средства:

  • Своевременно выявляется и учитывается актуальный уровень сформированности потребности в здоровом образе жизни;
  • Обеспечивается целенаправленное и систематическое просвещение в области здорового образа жизни;
  • Реализуются практико-ориентированные средства.

     В ходе исследования используются следующие  методы:

     - теоретические: анализ, сравнение, обобщение психолого-педагогической литературы;

     - эмпирические: тестирование, эксперимент. 

     Глава I. Теоретические основы формирования у младших школьников потребности в здоровом образе жизни 

     1.1. Психолого-педагогическая сущность формирования у младших школьников потребности в здоровом образе жизни у младших школьников во внеурочной работе

     Понятие “здоровье” характеризуется сложностью, многозначностью и неоднородностью состава, представляет собой широкое культурно-историческое понятие. Несмотря на простоту его обыденного понимания, в этом понятии отражаются фундаментальные аспекты социального, психологического, биологического и духовного бытия человека. Здоровье – тема актуальная для всех времен и народов, в XXI веке она становится первостепенной. 

     Здоровье  человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Важнейшей социальной задачей современного общества является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Здоровье детей является одной из основополагающих ценностей образования на современном этапе. Состояние психического здоровья детей – важнейшая составная часть их общего здоровья. В настоящий период отмечается рост нервно-психических расстройств у детей и подростков. Об этом свидетельствуют результаты обследований, проведенных Г. В. Козловской. Она указывает, что 9,6 % детей до трех лет имеют выраженную психическую патологию, среди дошкольников  лишь у 45 % отсутствуют болезненные отклонения в психике [6]. По данным                      Л. Я. Шеметовой и И. А. Потапкина, распространенность нервно-психических расстройств у школьников достигает 70-80 % [6].  

     По  скольку сегодня актуально формировать  у детей потребность в здоровом образе жизни, мы рассмотрим понятие  “потребности.” Так по мнению Е. С. Рапацевич, А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского, “потребность – это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его осуществления и развития, выступающее источником его активности”. Потребность выступает как такое состояние личности, благодаря которому осуществляется регулирование поведения, определяется направленность мышления, чувств и воли человека. Потребности человека обусловлены процессом его воспитания, в широком смысле, т.е. приобщения к миру человеческой культуры. Р. С. Немовым понятие “потребность” определяется как состояние нужды живого организма в том, что необходимо для его нормального развития. В зависимости от того, насколько развит организм, от того, человек это или животное, от уровня психологического личностного развития человека, потребности могут быть самыми разными.

     Главным основанием для выделения видов  потребностей является характер деятельности, к осуществлению которого побуждают субъекта. По этому основанию Е. С. Рапацевич выделяет оборонительные, пищевые, половые, познавательные, игровые, творческие и другие потребности. Существует несколько десятков других оснований для классификации человеческих потребностей. Многие потребности трудно однозначно классифицировать по этим основаниям, т. к. есть потребности, сочетающие в себе черты материальных и духовных или эстетических и познавательных потребностей.

     На  наш взгляд, пристального внимания заслуживает классификация потребностей, предложенная П. В. Симоновым. Согласно его мнению, исходными, самостоятельными по происхождению, базисными по своим характеристикам являются следующие потребности:

    1. Витальные (биологические) потребности в пище, воде, сне, температурном комфорте, защите от внешних вредностей и т. д. призваны обеспечить индивидуальное и видовое существование человека, принадлежащего живой природе на высшей стадии ее развития. Они порождают множество материальных квазипотребностей в одежде, жилище, технике, необходимой для производства материальных благ, средствах защиты от вредных воздействий и т. п. К числу биологических потребностей относится и потребность в экономии сил, побуждая человека искать наиболее короткий и простой путь к достижению своих целей. Принцип экономии сил лежит в основе изобретательства и совершенствовании навыков, но может приобрести и самодовлеющее значение, трансформировавшись в лень.
    2. Социальные потребности в узком и собственном смысле слова (поскольку социально опосредованы все побуждения человека), включающие потребности принадлежать к социальной группе (общности) и занимать в этой группе определенное (не обязательно лидирующее) место, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви. Среди социальных потребностей следует особо выделить потребность следовать нормам, принятым в данном обществе, без которой существование социальных систем оказалось бы вообще невозможным.
    3. Данную группу исходных потребностей составляют идеальные потребности познания окружающего мира и своего места в нем, познания смысла и назначения своего на земле как путем присвоения уже имеющихся культурных ценностей, так и путем открытия совершенно нового, неизвестного предшествующим поколениям. Познавательная потребность не является производной от биологических и социальных потребностей, хотя разумеется, вторично связана с ними самым тесным образом. Потребность познания ведет свое происхождение от универсальной потребности в информации , изначально присущей всему живому наряду с потребностью в притоке вещества и энергии.

     По  П. В. Симонову, витальные, социальные и идеальные потребности, в свою очередь, делятся на две разновидности: на потребности сохранения и развития.

     В свете сказанного

     В связи с этим актуально значимым и востребованным сегодня становится создание и реализация оздоровительных  программ, разработка методических, учебных пособий. Поэтому обратимся к рассмотрению основных понятий в рамках данной проблемы, в первую очередь на понятие “здоровье”, в отношении которого имеется достаточно много точек зрения. Например, согласно Всемирной Организации здравоохранения (ВОЗ), понятие “здоровье” определяется как “состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”. Наиболее важной составляющей общего здоровья является психическое здоровье. А. В. Петровским и М. Г. Ярошевским  предложено следующее определение: “… психическое здоровье – состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности” [6]. Психологами часто используется понятие “психологическое здоровье”. И. В. Дубровина и другие видят отличие психического здоровья от психологического в том, что понятие психическое здоровье относится, прежде всего, к отдельным психическим процессам и механизмам, а под понятием “психологическое здоровье” подразумевается здоровье, приобретенное в течение жизни, являющееся результатом воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, стихийной социализации ребёнка. Наряду с этим, в педагогических науках психическое здоровье характеризуют как высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к сознательной деятельности. Однако в медицине данная составляющая трактуется как состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция.

Информация о работе Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной работе учителей начальных классов