Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной работе учителей начальных классов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

В условиях современной природной и социально-экологической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. В настоящее время она является первой по актуальности среди множества других проблем обучения и воспитания школьников.

Файлы: 1 файл

Копия весь курсовик.docx

— 79.59 Кб (Скачать)

               В педагогике имеется следующий взгляд на составляющие здоровья: физическое здоровье - это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде. Нравственное здоровье -  это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого составляет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. А социальное здоровье определяется как моральное самообладание, адекватная самооценка своего “я”, самоопределение личности в относительных социальных условиях микро- и макросреды.

Поскольку сегодня актуально формировать  потребность к ведению здорового образа жизни, мы рассмотрим понятие “потребности”.

     Анализ  изученной нами литературы показал, что лишь во второй половине прошлого века, в основном в рамках гуманистической  психологии, ученые, например, такие, как  Э. Фромм, А. Маслоу, В. Франкл, Г. Олпорт, обратились к исследованию проблемы здоровой личности. В последствии  появились разработки психологических  концепций здоровья, а в дальнейшем и психолого-педагогические [25].

     ВОЗ выделяет три фактора, обусловливающие  формирование здоровья – это окружающая среда (природная, социальная, культурная), генотип человека (в широком смысле слова понимаемый как совокупность наследуемых особенностей индивидуума) и внутренний мир человека (культура, дух) [13].

     В соответствии с данными факторами  можно в качестве основных направлений работы педагогов по сбережению здоровья школьников выделить такие, как:

     - формирование у детей знаний  о собственном здоровье и факторах, влияющих на его состояние;

     - формирование устойчивого понимания  приоритетности своего здоровья  и здорового образа жизни (ЗОЖ);

     - создание условий медико-психолого-педагогической  защиты для гармоничного развития  личности;

     - оказание психологической поддержки  подросткам, испытывающим трудности в процессе социальной адаптации и самоидентификации в стремительно меняющемся мире.

     Следует отметить то, что методы и формы  организационной работы должны быть ориентированы, с одной стороны, на активизацию ресурсов личности, а с другой – на активизацию ресурсов педагогической и социальной среды.

     Решение проблемы здоровья некоторые ученые, педагоги видят в деятельности образовательных  учреждений, призванных сохранять и  укреплять здоровье не только обучающихся, но и учителей, так как социально- психологическое здоровье учащихся зависит главным образом от психологического здоровья педагога и его возможностей быстро, эффективно восстанавливать свое душевное благополучие. В настоящее время идет активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс современных технологий с позиции гуманизации образования, личностно ориентированного обучения, что позволяет педагогу взглянуть на проблемы школы не только с точки зрения образовательного процесса, но и с позиции сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.

     Среди комплекса мер психолого-медико-педагогической защиты, оздоровления и развития учащихся весьма важны освоение и использование в работе педагогического коллектива здоровьесберегающих технологий. К ним относят коллективно-групповые технологии, активные методы обучения, уровневую дифференциацию, метод проектов и модульные технологии. В связи с этим ведется поиск наиболее эффективного применения образовательных технологий в сфере сохранения здоровья участников воспитательно-образовательного процесса с целью создания условий, при которых возможно сохранение психического, физического, социального здоровья учащихся, формирование у них мотивации на потребность в здоровье, ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью других людей.

     Анализ  литературных источников показал, что  в настоящее время существует несколько определений, связанных  с понятиями “технология”, “образовательные технологии”, “здоровьесберегающие технологии”, “здровьесберегающие образовательные технологии”, “здоровьеформирующие технологии”, “здоровьесберегающая педагогика”, “здоровьесберегающие мероприятия”. Понятие определения “здоровьесберегающие технологии” появилось относительно недавно, в связи с этим отсутствует единый подход к трактовке данного термина. В психолого-педагогическом словаре “технология обучения” понимается как совокупность форм, методов, приемов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса.

     Так, по мнению Н. К. Смирнова, “здоровьеформирующие образовательные технологии” следует понимать как психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание культуры здоровья у учащихся, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, а также формирование представления о здоровье как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни [20].

     Исследователь В. Д. Сонькин под здоровьесберегающими технологиями подразумевает благоприятные условия обучения ребенка в школе, достаточный и рационально организованный двигательный режим, оптимальную организацию учебного процесса в соответствии с половыми, возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями [20].

     Разнообразные подходы к пониманию здоровьесберегающих  образовательных технологий легли в основу разделения на типы технологий в области сохранения и укрепления здоровья. Под здоровьесберегающими технологии нами понимаются технологии, создающие безопасные условия обучения, воспитания, работы в школе, решающие задачи рациональной организации образовательного процесса с учетом возрастных, психофизиологических, индивидуальных особенностей, соответствия учебной и физической нагрузки возможностям ребенка. Оздоровительные технологии выступают в роли технологий, направленных на решение задач укрепления физического здоровья, повышения ресурсов здоровья.

     Технологии  обучения здоровью включают в себя гигиеническое обучение, обучение жизненным  навыкам, профилактику употребления психоактивных веществ, половое воспитание. Воспитание культуры здоровья – это технология воспитания личностных качеств, которые способствуют сохранению здоровья, формированию представления о здоровом образе жизни как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни, ответственному отношению к собственному здоровью и здоровью других людей, физическое воспитание. Так, например, к учебным программам по обучению культуре здоровья можно отнести такие, как “Азбука здоровья”    Г. К. Зайцевой, “Здоровье” под редакцией В. Н. Касаткиной и другие [20].

     Здоровьесберегающая деятельность в процессе образования  должна вестись по трем направлениям: педагогическому, физиолого-валеологическому и психическому. В настоящее время  более полно и научно обоснована проблема здоровьесберегающих технологий как педагогическое явление, что нашло отражение в работах Н.К. Смирнова. С точки зрения этого ученого, правильно говорить не о здоровьесберегающих технологиях, а о «здоровьеформирующих технологиях», под которыми он понимает психолого-педагогические технологии, программы, методы, направленные на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формированию представления о здоровье как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни [17].

     Одной из современных является концепция  здоровьеформирующего образования Ю. В. Науменко, которая построена на принципе целостности рассмотрения самого понятия “здоровье” и интегративности всех существенных подходов к решению данной проблемы. В основе данной концепции лежит определение здоровья, зафиксированное в уставе ВОЗ [13].

     Актуальным  на данное время является активный поиск модели, которая включала бы в себя все формы здоровьесберегающего образования. В качестве примера можно привести такую концепцию, как “Школа здоровья”, которая разработана И. В. Кузнецовой. И как частные примеры: программа воспитательной работы классного руководителя  “Школа здоровья и радости” Т. В. Артемихиной, программа реализации воспитательной работы “Гармония здоровья”, которая была использована в одной из школ России. В России с начала 2006 года начали действовать четыре национальных проекта, среди которых особое место заняли “Здоровье” и “Образование”, предусматривающий профилактический подход. Разработана региональная педагогическая система непрерывного физического воспитания, ориентированная на развитие научного познания физической культуры и направленная на развитие школьников и сохранение их здоровья.

     Итак, в данном параграфе мы рассмотрели  следующие понятия, связанные с  проблемой сбережения здоровья: здоровье, технологии, здоровьесберегающие образовательные  технологии, здоровьеформирующие технологии, подходы к пониманию здоровья в общем, типы технологий в области сохранения и укрепления здоровья. Можем сделать вывод о том, что в настоящее время нет единого подхода к определению понятию здоровье, каждая наука содержит собственную трактовку. Следовательно, в связи с этим существует многообразие понятий в области здоровьесберегающих технологий. Наличие разнообразных точек зрения к основным понятиям свидетельствует о том, что проблема здоровья исследована не до конца, что может привести к столкновению разных взглядов на данную проблему. Нами в данной работе под ЗОТ будет пониматься  воспитательно-образовательный процесс, содержание (системно организованная совокупность методов, приемов, программ) и организация которого направлена на формирование у субъектов образовательного процесса потребности в здоровье и здоровом образе жизни, а также на сохранение и укрепление всех видов  здоровья. На наш взгляд, при реализации ЗОТ в начальной школе следует учитывать социально-педагогические, психолого-физиологические характеристики детей младшего школьного возраста. Представленный учеными практический и теоретический опыт в области реализации ЗОТ в настоящее время активно используется учителями и школами. Перейдем к изучению опыта учителей начальной школы в области реализации здоровьесберегающих технологий. 
 
 

     1.2. Изучение опыта учителей начальной школы по формированию у младших школьников потребности в здоровом образе  жизни

     Формирование  у младших школьников потребности в здоровом образе жизни – это длительный процесс, который должен характеризоваться систематичностью, последовательностью, целенаправленностью. Так, решение проблемы формирования у младших школьников потребности  в здоровом образе жизни требует системного и целенаправленного воздействия на такие структуры психики ребенка, как сознание, чувства, поведение. Младший школьник должен знать, что такое здоровый образ жизни, из чего он складывается, какова его значимость, какими пуртями и средствами его реализовать. Помимо знаний, младший школьник должен хотеть стремиться к здоровому образу жизни, то есть должен быть мотивирован на соответствующий образ жизнедеятельности и уметь реализовать свою потребность, для чего необходимо сформировать у него соответствующие практические умения и навыки.

     В психолого-педагогической литературе в определенной мере разработаны пути и средства формирования у школьников потребности в здоровом образе жизни, но необходимы более глубокие исследования этого вопроса относительно младшего школьного возраста.

     Определенные  достижения в решении данной проблемы сложились в педагогической практике, так, многие учителя начальных классов разрабатывают свои программы по формированию у детей потребности в здоровом образе жизни, применяют свой комплекс педагогических средств: форм, методов, приемов работы в данном направлении.

     Готовясь  к собственному исследованию мы поставили  задачу изучить опыт учителей по формированию у младших школьников потребности в здоровом образе жизни, выделить в этом опыте положительные стороны и недостатки, проанализировать содержание, формы и методы работы.

     Нами  изучен опыт четырех учителей школ Российской Федерации, представленный на страницах периодической печати, в частности в таких журналах, как “Начальная школа”, “Методист”.

     Представим  далее результаты проведенного нами анализа.

     Коллектив учителей начальной общеобразовательной  школы № 39 г. Сургута, Тюменской области  приоритетным для себя направлением деятельности определили сохранение и укрепление здоровья учащихся. Педагогический коллектив четко осознает, что эффективность учебного процесса во многом определяется степенью учета психологических и физических особенностей детей. Здоровье, которое понимается как интегральная характеристика развития, как высокий уровень адаптированности к среде, рассматривается педагогическим коллективом как основной фактор, определяющий эффективность обучения.

Информация о работе Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной работе учителей начальных классов