Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:48, курсовая работа
В условиях современной природной и социально-экологической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. В настоящее время она является первой по актуальности среди множества других проблем обучения и воспитания школьников.
В педагогике имеется следующий взгляд на составляющие здоровья: физическое здоровье - это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде. Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого составляет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. А социальное здоровье определяется как моральное самообладание, адекватная самооценка своего “я”, самоопределение личности в относительных социальных условиях микро- и макросреды.
Поскольку
сегодня актуально формировать
потребность к ведению
Анализ изученной нами литературы показал, что лишь во второй половине прошлого века, в основном в рамках гуманистической психологии, ученые, например, такие, как Э. Фромм, А. Маслоу, В. Франкл, Г. Олпорт, обратились к исследованию проблемы здоровой личности. В последствии появились разработки психологических концепций здоровья, а в дальнейшем и психолого-педагогические [25].
ВОЗ выделяет три фактора, обусловливающие формирование здоровья – это окружающая среда (природная, социальная, культурная), генотип человека (в широком смысле слова понимаемый как совокупность наследуемых особенностей индивидуума) и внутренний мир человека (культура, дух) [13].
В соответствии с данными факторами можно в качестве основных направлений работы педагогов по сбережению здоровья школьников выделить такие, как:
-
формирование у детей знаний
о собственном здоровье и
-
формирование устойчивого
-
создание условий медико-
-
оказание психологической
Следует отметить то, что методы и формы организационной работы должны быть ориентированы, с одной стороны, на активизацию ресурсов личности, а с другой – на активизацию ресурсов педагогической и социальной среды.
Решение проблемы здоровья некоторые ученые, педагоги видят в деятельности образовательных учреждений, призванных сохранять и укреплять здоровье не только обучающихся, но и учителей, так как социально- психологическое здоровье учащихся зависит главным образом от психологического здоровья педагога и его возможностей быстро, эффективно восстанавливать свое душевное благополучие. В настоящее время идет активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс современных технологий с позиции гуманизации образования, личностно ориентированного обучения, что позволяет педагогу взглянуть на проблемы школы не только с точки зрения образовательного процесса, но и с позиции сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.
Среди
комплекса мер психолого-
Анализ литературных источников показал, что в настоящее время существует несколько определений, связанных с понятиями “технология”, “образовательные технологии”, “здоровьесберегающие технологии”, “здровьесберегающие образовательные технологии”, “здоровьеформирующие технологии”, “здоровьесберегающая педагогика”, “здоровьесберегающие мероприятия”. Понятие определения “здоровьесберегающие технологии” появилось относительно недавно, в связи с этим отсутствует единый подход к трактовке данного термина. В психолого-педагогическом словаре “технология обучения” понимается как совокупность форм, методов, приемов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса.
Так, по мнению Н. К. Смирнова, “здоровьеформирующие образовательные технологии” следует понимать как психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание культуры здоровья у учащихся, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, а также формирование представления о здоровье как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни [20].
Исследователь
В. Д. Сонькин под
Разнообразные
подходы к пониманию
Технологии обучения здоровью включают в себя гигиеническое обучение, обучение жизненным навыкам, профилактику употребления психоактивных веществ, половое воспитание. Воспитание культуры здоровья – это технология воспитания личностных качеств, которые способствуют сохранению здоровья, формированию представления о здоровом образе жизни как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни, ответственному отношению к собственному здоровью и здоровью других людей, физическое воспитание. Так, например, к учебным программам по обучению культуре здоровья можно отнести такие, как “Азбука здоровья” Г. К. Зайцевой, “Здоровье” под редакцией В. Н. Касаткиной и другие [20].
Здоровьесберегающая деятельность в процессе образования должна вестись по трем направлениям: педагогическому, физиолого-валеологическому и психическому. В настоящее время более полно и научно обоснована проблема здоровьесберегающих технологий как педагогическое явление, что нашло отражение в работах Н.К. Смирнова. С точки зрения этого ученого, правильно говорить не о здоровьесберегающих технологиях, а о «здоровьеформирующих технологиях», под которыми он понимает психолого-педагогические технологии, программы, методы, направленные на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формированию представления о здоровье как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни [17].
Одной из современных является концепция здоровьеформирующего образования Ю. В. Науменко, которая построена на принципе целостности рассмотрения самого понятия “здоровье” и интегративности всех существенных подходов к решению данной проблемы. В основе данной концепции лежит определение здоровья, зафиксированное в уставе ВОЗ [13].
Актуальным на данное время является активный поиск модели, которая включала бы в себя все формы здоровьесберегающего образования. В качестве примера можно привести такую концепцию, как “Школа здоровья”, которая разработана И. В. Кузнецовой. И как частные примеры: программа воспитательной работы классного руководителя “Школа здоровья и радости” Т. В. Артемихиной, программа реализации воспитательной работы “Гармония здоровья”, которая была использована в одной из школ России. В России с начала 2006 года начали действовать четыре национальных проекта, среди которых особое место заняли “Здоровье” и “Образование”, предусматривающий профилактический подход. Разработана региональная педагогическая система непрерывного физического воспитания, ориентированная на развитие научного познания физической культуры и направленная на развитие школьников и сохранение их здоровья.
Итак,
в данном параграфе мы рассмотрели
следующие понятия, связанные с
проблемой сбережения здоровья: здоровье,
технологии, здоровьесберегающие
1.2. Изучение опыта учителей начальной школы по формированию у младших школьников потребности в здоровом образе жизни
Формирование у младших школьников потребности в здоровом образе жизни – это длительный процесс, который должен характеризоваться систематичностью, последовательностью, целенаправленностью. Так, решение проблемы формирования у младших школьников потребности в здоровом образе жизни требует системного и целенаправленного воздействия на такие структуры психики ребенка, как сознание, чувства, поведение. Младший школьник должен знать, что такое здоровый образ жизни, из чего он складывается, какова его значимость, какими пуртями и средствами его реализовать. Помимо знаний, младший школьник должен хотеть стремиться к здоровому образу жизни, то есть должен быть мотивирован на соответствующий образ жизнедеятельности и уметь реализовать свою потребность, для чего необходимо сформировать у него соответствующие практические умения и навыки.
В психолого-педагогической литературе в определенной мере разработаны пути и средства формирования у школьников потребности в здоровом образе жизни, но необходимы более глубокие исследования этого вопроса относительно младшего школьного возраста.
Определенные достижения в решении данной проблемы сложились в педагогической практике, так, многие учителя начальных классов разрабатывают свои программы по формированию у детей потребности в здоровом образе жизни, применяют свой комплекс педагогических средств: форм, методов, приемов работы в данном направлении.
Готовясь к собственному исследованию мы поставили задачу изучить опыт учителей по формированию у младших школьников потребности в здоровом образе жизни, выделить в этом опыте положительные стороны и недостатки, проанализировать содержание, формы и методы работы.
Нами изучен опыт четырех учителей школ Российской Федерации, представленный на страницах периодической печати, в частности в таких журналах, как “Начальная школа”, “Методист”.
Представим далее результаты проведенного нами анализа.
Коллектив учителей начальной общеобразовательной школы № 39 г. Сургута, Тюменской области приоритетным для себя направлением деятельности определили сохранение и укрепление здоровья учащихся. Педагогический коллектив четко осознает, что эффективность учебного процесса во многом определяется степенью учета психологических и физических особенностей детей. Здоровье, которое понимается как интегральная характеристика развития, как высокий уровень адаптированности к среде, рассматривается педагогическим коллективом как основной фактор, определяющий эффективность обучения.