Использование средств пластилинографии для развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 14:28, реферат

Краткое описание

Предлагается:
- перспективное планирование обучения детей пластилинографии на учебный год по всем возрастным группам, конспекты занятий;
- интерактивные формы работы с кадрами и родителями по обучению пластилинографии.

Файлы: 1 файл

опыт.docx

— 37.80 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

ОПИСАНИЕ ОПЫТА

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В опыте работы представлены теоретические и практические материалы по развитию у детей дошкольного возраста творческих способностей средствами пластилинографии.

Предлагается:

- перспективное планирование  обучения детей пластилинографии  на учебный год по всем возрастным  группам, конспекты занятий;

- интерактивные формы  работы с кадрами и родителями  по обучению пластилинографии.

С помощью представленного материала показано, как развивать у детей умения и навыки по пластилинографии, творческие способности при работе в данной технике.

Опыт будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, родителям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«… как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (Сухомлинский В. А)

 

 

 

     Дошкольный возраст является наиболее актуальным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими.  Дети  одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изотворчестве, и не удивительно, ведь продукт их деятельности – картины, изделия  можно хранить, экспонировать, изучать, как свидетельство талантливости маленького автора.         

В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития талантливой, творческой личности. В целом ряде исследований и методических разработок (Т.Н. Доронова, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, А.И.Савенков, Е.А.Флёрина, Н.Б.Халезова, Б.П.Юсов, С.Г.Якобсон, Н.П.Сакулина) показаны различные аспекты творчески развивающего потенциала рисования, лепки, и других видов художественной деятельности.          

  Намечаются новые пути в развитии художественной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленной на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке. 

         Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так  и развитию личности ребенка в целом. Одним из них является применение нетрадиционной техники – пластилинографии.

                       «Пластилинография» («графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла). Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Предметный материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изображение базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами.  Изделия близки и понятны ребенку – это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, древние и сказочные животные, обитатели подводного царства. 

Техника пластилиновой графики в лепке уникальна. Дети с удовольствием придумывают новые, интересные темы для картин. Первые успехи обязательно вызовут  у детей желание создавать композиции в собственном, самостоятельном творчестве, с удовольствием принимать участие  в конкурсах и побеждать, так как эта техника является необычной, привлекающей к себе внимание и интерес. 

         Я считаю, что развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ к развитию творческих способностей, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: Развитие творческих способностей у дошкольников средствами пластилинографии.

         Задачи:

 - Выявить особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

  - Охарактеризовать направления и технологию организации художественно- творческой   деятельности с использованием пластилинографии.

 - Способствовать развитию интереса к пластилинографии.

- Содействовать обогащению и расширению изобразительных навыков

- Побуждать к проявлению  индивидуальности, своих способностейв  изобразительной деятельности

- Содействовать дальнейшему  развитию личности дошкольников, формированию мотивов их изобразительной  деятельности, способствовать развитию  самоуважения, и чувства самоценности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прогнозируемые результаты:

 

  • Дети овладеют нетрадиционными способами создания композиций из пластилина, рисования пластилином.
  • В работах детей будут преобладать новизна и оригинальность.
  • У детей будут хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки, координация рук, мелкая моторика.
  • Дети смогут выполнять задания самостоятельно, без помощи педагога (самостоятельно выбирают тему, умеют планировать свою работу, выбирают выразительные средства изображения, доводят начатое дело до конца).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«В творчестве нет правильного пути,

 нет неправильного  пути, есть только

 свой собственный путь».

«Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей»  (Р.С.Немов) Современное общество нуждается в творческих людях ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей, и то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Именно творческая деятельность, по мнению Л.С. Выготского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающему его и видоизменяющим свое настоящее.

Проблема развития творческих способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования. Об этом свидетельствует большое количество публикуемых статей, методических пособий, сборников игр и упражнений, как по развитию различных психических процессов, так и по развитию разных видов способностей в этом возрасте.

Актуальность изучения проблемы творчества в психолого-педагогической науке объясняется, прежде всего, возникшим противоречием между социальным заказом общества на творческую личность, недостаточной разработанностью общих основ, теории и методологии творчества. Необходимость формирования творческих способностей обусловливается тем, что она определяет продуктивную направленность личности, творческую индивидуальность, является базовым детерминантом социального творчества и заключает в себе концептуальные принципы креативного обучения и воспитания.

В настоящее время разрабатываются и внедряются программы по развитию творческих способностей, мышления и воображения в воспитательно-образовательную работу дошкольного учреждения, включая в себя игровые приемы, но этот процесс еще остается не на должном уровне.

Решить проблему облегчения для детей доступа к внутренним творческим ресурсам можно, опираясь на идею Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. Как известно, при определенной внешней помощи любой ребенок делает значительно больше, чем может сделать самостоятельно. Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольника вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем.

В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития талантливой, творческой личности. Н.А.Ветлугина, Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Г.Г.Григорьева исследовали значение изобразительной деятельности для развития творческих способностей дошкольников. Они отметили, что при выполнении творческих заданий в изобразительной деятельности у ребенка возникает  необходимость  комбинировать самостоятельно свои впечатления, находить вариативные решения при  выполнении заданий, широко использовать свой опыт.

           Намечаются новые пути в развитии художественной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленной на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке.

   Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так  и развитию личности ребенка в целом. Центральным моментом работы по развитию творческих способностей является развитие у детей умения выделять и при помощи особых средств оформлять, воплощать в пластичном материале различные образы окружающего мира.

          Для развития творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, я  предлагаю использовать нетрадиционную технику работы с пластилином - «Пластилинографию», использовать  возможности пластилинографии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Одним  из наиболее близких и естественных  для ребёнка-дошкольника видов  деятельности, является изобразительная  деятельность.      

       В процессе  изобразительной деятельности дошкольники  усваивают целый ряд графических  и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы  и явления окружающего мира. Данная  деятельность развивает  мелкую  моторику  пальцев рук, их мускулатуры, координации движений, благоприятно влияет на развитие речи (т. к. проекция кисти руки находится в непосредственной близости с речевой зоной в головном мозге), снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.

      Изобразительное  творчество дает широкие возможности  для познания прекрасного, для  развития у детей эмоционально-эстетического  отношения к действительности.

      Изобразительная  деятельность в детском саду - эффективное средство познания  действительности. Данная деятельность  помогает развитию и формированию  зрительных восприятий, воображения, памяти, пространственных представлений, чувств и других психических  процессов. Формируются такие свойства  личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.

         Творчество предполагает авторизацию  общественного опыта и выражается  в создании уникального продукта (рисунка, скульптурной фигурки или  композиции).

Наличие самостоятельной творческой деятельности – свидетельство состоявшегося художественного развития ребёнка, поскольку она возникает по его инициативе, отвечает его интересам и протекает без прямого руководства взрослого. Наличие самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе самих детей, говорит о влиянии правильно организованного обучения, хороших традиций быта детского сада, благоприятной атмосферы в семье.

       Намечаются  новые пути в развитии художественной  деятельности, которые позволяют  отойти от традиционных штампов  работы, направленной на овладение  детьми только лишь определенных  навыков в рисовании и лепке. Эти новые подходы позволяют  разнообразить изобразительную  деятельность через внедрение  новых методов работы, которые  дают толчок развитию, как творческому  потенциалу ребенка, так  и развитию  личности ребенка в целом.

      Центральным  моментом работы по развитию  творческих способностей является  развитие у детей умения выделять и при помощи особых средств оформлять, воплощать в пластичном материале различные образы окружающего мира. Развитию творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей,  способствует использование нетрадиционной техники работы с пластилином - «Пластилинография».

Техника пластилиновой живописи уникальна. Дети с удовольствием открывают и самостоятельно придумывают новые цвета и оттенки, используя пластилиновую палитру. Поиск цветов и оттенков сближает лепку с рисованием красками.

     «Пластилинография» («графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого  осуществляется исполнение замысла). Принцип данной нетрадиционной  техники заключается в создании  лепной картины с изображением  выпуклых, полуобъёмных объектов  на горизонтальной поверхности. Предметный материал художественно-творческой  деятельности  представляет собой  последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изображение базируется  на уже изученном, содержит знакомые  формы и выполняется уже известными  ребенку приемами, но при этом  дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами.

  Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Информация о работе Использование средств пластилинографии для развития творческих способностей детей дошкольного возраста