Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 14:28, реферат
Предлагается:
- перспективное планирование обучения детей пластилинографии на учебный год по всем возрастным группам, конспекты занятий;
- интерактивные формы работы с кадрами и родителями по обучению пластилинографии.
Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми (Г.Н.Давыдова).
Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей, так как способствуют:
- развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление,
- развитию воображения, творческих способностей;
-развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей,
- развитию самостоятельности, произвольности поведения;
- реализовывать впечатления, знания, эмоциональное состояние в творчестве.
Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют в другой деятельности (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.) .
Виды нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинографии:
- прямая пластилинография- изображение лепной картины на горизонтальной
поверхности;
- обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной картины с
обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура);
- контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с
использованием «жгутиков»;
- многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины с на
горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев;
- модульная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной
поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков;
- мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной
поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина;
- фактурная пластилинография - изображение больших участков картины на горизонтальной и придание им фактуры (барельеф, горельеф, контррельеф).
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
При использовании данной техники я опиралась на времена года, праздники, интересы детей, соблюдение следующих принципов.
1.Принцип развивающего обучения.
«Обучение только тогда хорошо когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития»
Л. С. Выгодский
Придерживаясь данного принципа, я стараюсь дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие.
2. Принцип воспитывающего обучения.
Обучая технике «Пластилинография» воспитываю у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность.
Обучая технике пластилинографии, закрепляю у детей знания по цветовосприятию, развиваю эстетический вкус.
3.Принцип свободы выбора.
Я предоставляю детям возможность самим решить, как будет оформлена их картина, предоставляю им возможность выбрать подходящий на их взгляд материал. Может быть, поэтому все поделки получаются разными, красивыми, интересными.
При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности.
4.Принцип личностно – ориентированного обучения заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности, позволяет строить индивидуализированный подход к особо одаренным детям.
В соответствии с этим, научила детей с различным уровнем творческого развития, следующим важным умениям:
- самостоятельно приобретать новые и творчески использовать имеющиеся знания;
- принимать самостоятельные и ответственные решения;
- планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать ее результаты, т.е. рефлексировать свою деятельность;
- строить с детьми отношения сотрудничества.
5.Принцип интеграции.
Художественная деятельность взаимосвязана:
- с различными видами изобразительного искусства (жанрами живописи, декоративно-прикладным искусством, скульптурой, архитектурой);
- с разными видами деятельности детей (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового материала).
6.Принцип обогащения сенсорно-
Работу по формированию навыков по пластилинографии проводила в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставила определённые задачи.
Освоить приемы надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца; выработать правильную постановку пальца; овладеть приемом отщипывания маленького кусочка пластилина, скатывания шарика между двумя пальцами, жгутиков, косичек, выполнение рельефа, наложение деталей; научиться работать на ограниченном пространстве.
Научиться не выходить
за контур рисунка, размазывать
пальцем пластилин по всему
рисунку, использовать несколько
цветов пластилина, использовать
вспомогательные предметы (косточки,
перышки, горошки и т.д.) для придания
большей выразительности
Научиться самостоятельно
решать творческие задачи, выбирать
рисунок для работы, самостоятельно
выполняют задания, активно перерабатывая
их, опираясь на имеющийся опыт
и свое отношение к
Для успешного освоения навыков пластилинографии использовала следующие приемы:
Воспроизведение движений в воздухе.
Совместные (или «пассивные») действия.
Работа детей на общем фоне. Для этого организуется коллективная деятельность: дети на больших листах бумаги (фон) выполняют работу с общим сюжетом. Сначала на своих рабочих местах делают «заготовки», а потом подходят к фону.
Стихи, загадки подбирались к теме и помогали изображению характерных особенностей объекта.
Игровая задача в используемых приемах – своеобразная формулировка цели предстоящих игровых действий. В условиях игрового действия рождается воображаемая ситуация. Внешнее выражение действий может быть представлено по-разному: моторным, практическим действием, изобразительным действием (ритмичным движениям пальца размазывать кусочки пластилина); звукоподражанием. Обучая детей пластилинографии, необходимо учитывать, что содержание игровых задач и игровых действий должно соответствовать знаниям детей об окружающем и их интересам.
В конце деятельности следует педагогическая оценка. Оценке подлежит как результат решения учебной задачи, так и ход ее выполнения.
Создание образа в воображении – наиболее трудный путь, требующий большого объема знаний и впечатлений, богатой эмоциональной гаммы душевных переживаний, умения удивляться, наблюдать. Поэтому важно пополнять внутренний потенциал детской фантазии, обогащая ее новыми впечатлениями до тех пор, пока не появится ощущение избытка эмоций и желание поделиться своим состоянием с окружающими. Тогда наступает тот неповторимый миг вдохновения, когда дети в творческом порыве создают «шедевры», единственные и неповторимые.
Результативность опыта
Работая с детьми в нетрадиционной технике – пластилинографии, можно отметить более высокий уровень развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Дети научились быстро и самостоятельно комбинировать свои впечатления, создавать новые произведения, находить вариативные решения при выполнении заданий, использовать и комбинировать различные техники для создания образа, использовать свой прошлый опыт. Их работы стали более оригинальными, выразительными, необычными, что является показателем развития творческих способностей.
Для высокого уровня стало очевидным наличие целой системы сложных умений:
Результаты деятельности позволили сформулировать следующие выводы:
1. Дошкольный возраст является сенситивным для развития творческих способностей. Но для их развития недостаточно традиционного подхода, а требуется систематическое использование и нетрадиционных методов и приемов.
2. Уровень развития творческих способностей наиболее заметен в свободной изобразительной деятельности.
4. Применение нетрадиционных
материалов и техник
Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание.