Использование наглядности при обучении диалогической речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:30, курсовая работа

Краткое описание

Использование наглядности при обучении диалогической речи на иностранном языке - одна из острых проблем современной педагогической науки.
Объектом исследования является обучение диалогической речи.
Предметом исследования является иллюстративные опоры как средство обучения диалогической речи.
Цель данной курсовой работы состоит в разработке серии упражнений с использованием опор для развития у школьнВведение………………………………………………………………………3
1.Лингводидактическая характеристика диалогической речи…………….5
2.Наглядность при обучении диалогической речи……………………......10
3. Проблема использования опор при формировании речевых навыков..15
4. Иллюстративные опоры, как особый вид опор…………………….…...18
5. Примеры упражнений по обучению диалогической речи……………...23
Заключение…………………………………………………………….……..26
Цель данной курсовой работы состоит в разработке серии упражнений с использованием опор для развития у школьников навыков диалогической речи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Конкретизировать представления о характере диалогической речи;
- Рассмотреть принцип наглядности при обучении диалогической речи;
- Проанализировать проблемы использования опор в теории и практике обучения иностранному языку;
Список литературы…………………………………………………….…….28
иков навыков диалогической речи.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
1.Лингводидактическая характеристика диалогической речи…………….5
2.Наглядность при обучении диалогической речи……………………......10
3. Проблема использования опор при формировании речевых навыков..15
4. Иллюстративные опоры, как особый вид опор…………………….…...18
5. Примеры упражнений по обучению диалогической речи……………...23
Заключение…………………………………………………………….……..26
Список литературы…………………………………………………….…….28

Файлы: 1 файл

готовый вариант.doc

— 1.11 Мб (Скачать)

Восприятие - это отражение  предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.  Без ощущений невозможно восприятие. Однако, кроме ощущений, восприятие включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний.  Процесс восприятия протекает в связи с другими психическими процессами личности: мышлением, речью, чувствами, волей.

Образ, складывающийся в  результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную  работу сразу нескольких анализаторов (зрительного, слухового, кожного и  мышечного)

Зрительное  восприятие - совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира. [8]

Иллюстрации следует  использовать также для облегчения правильного понимания неизвестных  слов, обозначающих данные предметы или  явления. Иллюстрации должны раскрывать содержание, заменяющее основной текст, т.е. являться самостоятельным источником информации. Если  иллюстрация связана с текстом, то она должна быть равнозначна тексту, должна помочь выразить мысль, изложенную в тексте, компенсировать то, что трудно выразить словами. Работа с иллюстрациями должна быть организована на основе заданий репродуктивного, проблемного и творческого характера.

В соответствии с особенностями  восприятия к иллюстративным опорам предъявляются определенные требования.

Плакат – броское, как правило, крупноформатное, изображение, сопровождаемое кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. Плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным и хорошо восприниматься. Для текста важным является шрифт, расположение, цвет. В плакатах используется также фотография в сочетании с рисунком и живописью.

       Чертеж – «графическое изображение на бумаге геометрических образов (точек, линий, поверхностей, тел) и их совокупностей, выполненное чертами (линиями, штрихами)». Чертеж предназначен для максимального точного изображения конструкции машины, механизма, оборудования, прибора и их составных частей. Рисунки в виде чертежей и схем выполняются чернилами, тушью или пастой черного цвета на белой непрозрачной бумаге.

Схема - это изображение, передающее с помощью специальных условных обозначений и без соблюдения масштаба основную идею какого-то устройства, предмета, сооружения или процесса и показывающее взаимосвязь их основных элементов.

Фотография - особенно убедительное средство для наглядного подтверждения достоверности проведенных исследований. Она применяется тогда, когда надо дать четкое и подробное описание применяемых в ходе научных исследований экспериментальных установок, приборов, а также состояний отдельных образцов материалов или элементов на различных этапах проведения таких исследований. Фотография незаменима и тогда, когда надо с документальной точностью изобразить предмет исследования или изучаемое явление со всеми их индивидуальными особенностями.

Диаграмма - один из способов графического изображения зависимости между величинами. Диаграммы составляются для наглядного изображения и используются при анализе значительного объема данных.

Таблица должна содержать материал, предназначенный для длительного  показа или многократного к нему обращения, требующий группировки, сравнения, обобщения, показа функциональных сторон изучаемых объектов, разъясняющий действия и операции, приемы и способы их выполнения, применяемые при обучении. Объекты в таблице необходимо хорошо скомпоновать и методически правильно расположить в зависимости от восприятия отдельных участков таблицы. При этом следует учитывать, что лучше воспринимаются объекты, расположенные в левом верхнем углу, в середине верхней части таблицы (при вертикальном расположении объектов) и в левой стороне (при горизонтальном расположении объектов); хуже воспринимаются объекты, помещенные в правом нижнем углу таблицы. Объекты  надо располагать, исходя из методики подачи новой информации, т.е. от простого к сложному. Объекты, которые несут сравнительно самостоятельную, отличную от других информацию, следует графически разделить. Количество объектов должно быть оптимальным для таблицы, которая предъявляется учащимся на небольшую часть урока. Известно, что оптимальное число объектов в таблицах такого вида - 7+/-2. Для акцентирования внимания и быстрого и качественного усвоения основного содержания таблицы наиболее эффективными являются следующие способы: а) контрастный цвет, заключенный в черную рамку; б) контрастный цвет; в) черная или цветная рамка; г) увеличение размера объекта (данные приведены в порядке убывания эффективности). Уменьшение размера одного объекта по сравнению с другими, одновременно расположенными в таблице, не является способом выделения этого объекта. Учебная таблица должна легко читаться обучающимися, сидящими за последними столами. Не следует применять в таблице большое количество цветов, чтобы не создавать пестроты, которая приводит к утомлению зрения обучающихся. Наименьшее утомление глаз вызывают желтый, желто-зеленый, зеленый и светлые ахроматические цвета. Цвета ярко-красные и ярко-оранжевые являются более "напряженными" и в большей степени привлекают внимание наблюдателя.

Картины - это изоиздания, которые воспроизводят оригиналы искусства или фотографии с текстом или без него. Картины должны быть хорошо видны со всех мест классной комнаты. Иллюстрации к литературным художественным произведениям должны знакомить учащихся с лучшими произведениями зарубежной живописи, графики, наиболее точно раскрывающими авторский замысел писателя и художника. Репродукции художественных картин к урокам развития речи должны обеспечивать материал для обучения разным жанрам изложений и сочинений, облегчать формирование умений и навыков связной речи, стимулировать поиск наиболее выразительных языковых средств. Картины к урокам развития речи должны содержать материал для обучения учащихся разным жанрам изложения и сочинений, облегчать формирование умений и навыков связной речи, стимулировать поиск наиболее выразительных средств. Демонстрационные картины размером свыше 30x40 см должны печататься на бумаге и наклеиваться на картон.

Рисунки для раздаточного материала, служащие средством создания речевой  ситуации, должны быть выразительны по содержанию и выполнены в реалистической или условной манере. Учебные рисунки (основной вид изобразительного материала для уроков русского языка) должны давать точный комментарий к лексическому значению слова или стимулировать употребление определенных слов, синтаксических конструкций, построение связных высказываний. По страноведческой тематике целесообразно использовать фотографии. Они обладают большей информативной емкостью и доступностью.

Карта - это символическое изображение  местности и предназначены как  для работы со всеми обучающимися одновременно (настенные), так и для индивидуальной работы обучающихся (атласы и настольные карты). Для облегчения зрительного восприятия береговые линии морей, озер, речной сети, абрисные линии, оконтуривающие какой-нибудь элемент содержания на тематической карте (тектоническая область, карта почв и др.), должны быть достаточно генерализованы и утолщены (реки). Фоновая раскраска должна быть яркой, контрастной, но, в то же время, согласованной с раскраской карт, издаваемых научными институтами (геологические, почвенные карты, карты растительности и т. д.). Врезные карты, цветные рисунки (фотографии, слайды) целесообразно помещать на картах в том случае, если они дополняют основное содержание карты и хорошо читаются.

Графики - это иллюстрации, на которых результаты обработки числовых данных исследований отображаются через условные изображения величин и их отношений посредством геометрических фигур, точки и линии графически. Графики, как правило,  содержат вспомогательные элементы. К ним относятся:

  • подрисуночная подпись;
  • словесные пояснения условных знаков и смысла отдельных элементов графика;
  • оси координат, шкалу с масштабами для каждой из них и силовые сетки;
  • числовые данные, дополняющие и уточняющие величину нанесенных на график показателей.

Часто к иллюстративной наглядности прибегают для придания процессу обучения ситуативного характера. Это очень важная функция наглядности. Особо хочется отметить в этом плане условно-речевые упражнения для формирования грамматических навыков. Если, к примеру, дается установка: «Согласны ли вы со мной?», а затем подаются реплики: «Эта книга очень интересна», «Это платье старомодно» и т. п., то первую фразу следует сопроводить показом какой-то книги, а вторую — картинки с изображением платья. Иначе фразы лишаются ситуативной отнесенности и упражнение, несмотря на речевую установку, останется формальным, чисто условным, а не условно-речевым.

5.Примеры упражнений  по обучению диалогической речи.

В данном параграфе представлена серия упражнений по обучению диалогической  речи старшеклассников c использованием различных опор.       Опытно-экспериментальная работа проводилась в учебно-воспитательном комплексе «Бекар» , г. Новороссийска, на базе 9 класса. В экспериментальном обучении принимали участие 15 учащихся. Предварительного отбора учеников не проводилось, поэтому контингент учеников характеризовался различным уровнем владения языком, общим показателем которого могут служить оценки за предыдущий учебный год. Из 15 учащихся оценку «отлично» имеют 5 учеников, «хорошо» - 6, «удовлетворительно» - 4, исходя из этого средний бал успеваемости группы по иностранному языку – 4,1. Таким образом, проверка предложенной серии упражнений по обучению диалогической речи с использованием различных опор проверялась в естественных условиях учебного процесса без какого – либо отбора испытуемых .

 

 

 

Exercise 1.Transform the given text into a dialogue and act it out.

Mother warned Sylvia that it was a dangerous job. Sylvia admitted that it was dangerous but explained that she loved risk and excitement. Her mother begged her to think about it again and advised her to look for a job at a bank. Sylvia refused to sit behind a desk for nine hours a day. Her mother complained that Sylvia always had to be different.

        Exercise 2. Look at the pictures, choose one of them and then dramatize it. Pay special attention to the feelings and emotions of these people.

 

 

 

 

Exercise 3.  Make up a dialogue according to the following scheme.

        Theme: My personal attitude to global issues.

 

  Pupil 1

Pupil 2

opinion

qualifying question

explanation

doubt

supposition

overinterrogation

supposition +conviction

agreement


 

Exercise 4 . Imagine that you are going to interview a foreigner who lives in your country. Make a list of questions you would like to ask. What might a foreigner say about your country? Discuss his preferences (about climate, sights, culture and traditions, cuisine etc.).

Example:

A:What do you like about living here?

        B: I love the cuisine!

Work in pairs. Use the following conversational formulas of agreement and disagreement.

Perfectly true! Very nicely put! I (can’t) accept this point of view. I won’t deny it. Far from it!  I differ from you. It stands to reason. I wouldn’t go so far.  Иллюстративные опоры являются достаточно эффективными средством, снимающим трудности при обучении говорению и должны соответствовать всем требованиям, предъявляемым к опорам. Количество и выбор опор определяются в зависимости от конкретных условий обучения. В основе выбора опоры лежит :

    1. Возраст и уровень общей образованности обучаемых.
    2. Уровень владения языком всего класса и отдельных учеников.
    3. Особенности речевой ситуации.
    4. Характер речевого задания/ степень понимания речевой задачи всеми участниками общения.
    5. Индивидуальные особенности личности обучаемых.[15,c.177]

 

Показатели обученности  учащихся.

       

Таблица 1

 

№ упражнения

Оценка, соответствующая уровню знаний учащегося

Кол-во учащихся

% соотношения

Средний балл

% качества

1

5

3

26

3,8

76

4

7

48

3

5

26

2

5

4

33

4

80

4

7

47

3

4

20

3

5

4

33

4,1

81

4

8

52

3

3

15

4

5

5

40

4,2

84

4

8

51

3

2

9


 

 

        Согласно таблице, процент качества  выполнения заданий увеличивается,  что говорит об эффективности  используемой методики. Опыт использования  принципа наглядности показал  положительную динамику в совершенствовании навыков и умений  диалогической речи.

 

 

 

 

Заключение

Проблема использования  средств наглядности при обучении иностранному языку стоит достаточно остро. Многие школьные учебники, а  их становиться год от года все  больше, перегружены различными фотоиллюстрациями, графическими изображениями, таблицами и схемами, которые, подчас, не помогают учащимся, а, наоборот, отвлекают их от сути изложенного материала.

       В  данной курсовой работе приводятся  содержание и результаты проведенного нами исследования проблеме эффективного использования принципа наглядности при обучении диалогической речи.            

Информация о работе Использование наглядности при обучении диалогической речи