Использование интернет-технологий в школьном курсе химии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:26, дипломная работа

Краткое описание

Отличительные черты развития современной школы – это информатизация образования. Проявление доступных информационных технологий повлекло за собой необходимость использования компьютерной техники и мультимедиа устройств при проведении занятий практически по всем учебным дисциплинам в том числе и химии. Способствуя развитию способностей учащихся, информационные технологии, в то же время, отвечают их интересам и запросам. В результате возникло довольно большое количество экспериментальных учебных программ, которые активно используют компьютеры.

Оглавление

Стр.
Введение 3
1 Информатизация современной школы (литературный обзор) 4
Некоторые общие принципы пользователя
4
1.2 Cетевые ресурсы для самостоятельной работы учеников
5
1.3 Cетевые ресурсы для учителей 8
1.4 Cетевые ресурсы для проведения классных занятий 11
2 Проведение Интернет - занятий (обсуждение результатов)
2.1 Выбор темы урока и ресурсов
2.2 Особенности Интернет - химии
2.3 План-конспект урока химии (для учащихся 11-го класса)

Выводы
22
Список литературы

Файлы: 1 файл

пед диплом .doc

— 811.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Ростовский государственный университет» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Химический  факультет 
 
 
 

ВЫПУСКНАЯ  КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  РАБОТА

по дополнительной специальности «Преподаватель» 

на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ХИМИИ» 
 
 
 
 
 
 
 

Студент 5 курса

Буров О.Н. 

Научный руководитель,

ассистент, канд. хим. наук

Сердюк  О.В. 

Рецензент

доцент, канд. хим. наук

Клецкий М.Е. 

Нормоконтролер

Богатырева  Н. К. 
 

Ростов-на-Дону

2006 

Содержание

  Стр.
Введение  3
1  Информатизация современной школы (литературный обзор) 4
    1. Некоторые общие принципы пользователя
4
      1.2 Cетевые ресурсы для самостоятельной работы учеников
5
       1.3 Cетевые ресурсы для учителей 8
       1.4  Cетевые ресурсы для проведения классных занятий 11

2 Проведение  Интернет - занятий  (обсуждение результатов)

    2.1 Выбор темы  урока и ресурсов 

    2.2 Особенности  Интернет - химии

    2.3 План-конспект  урока химии (для учащихся 11-го класса)

14

14

15

16

    Выводы
22
    Список литературы

    Приложения

23

25

Введение

 

   Отличительные черты развития современной школы  – это информатизация образования. Проявление доступных информационных технологий повлекло за собой необходимость использования  компьютерной техники и мультимедиа устройств при проведении занятий практически по всем учебным дисциплинам в том числе и химии. Способствуя развитию способностей учащихся, информационные технологии, в то же время, отвечают их интересам и запросам. В результате возникло довольно большое количество экспериментальных учебных программ, которые активно используют компьютеры. Наиболее часто преподаватели привлекают Интернет – технологии как наиболее доступный и дешевый вариант проведения занятия. Использование сетевых ресурсов не требует покупки дорогостоящих и, зачастую, сложных образовательных программ, а также дополнительных навыков и умений от учителя и учащихся. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Информатизация современной школы

(литературный  обзор)

    1. Некоторые общие принципы пользователя

   Сегодня учителя химии могут найти  в сети Интернет несколько сотен  сайтов(электронных страниц), которые  можно использовать для работы со школьниками  и собственного самообразования. Эти сетевые ресурсы сильно различаются по степени достоверности содержащихся на них информации, качеству исполнения и удобству использования. Во всемирной паутине сетевые ресурсы постоянно меняются: появляются новые, модифицируются либо исчезают старые. Для большей надежности при работе с сетевым ресурсом  рекомендуется использовать сайты, солидных организаций. Наиболее крупный, надежный и достоверный Интернет-ресурс  “ChemNet”, принадлежащий химическому факультету Московского государственного университета. Отличительной чертой надежных Интернет-ресурсов является наличие ссылок на  ресурсы с близкой тематикой, или на первоисточники информации. В целом, в русскоязычном Интернете традиционна низка культура цитирования, несмотря на то, что именно в Интернет наиболее удобно пользоваться гиперссылками на страницы-первоисточники. Наиболее ненадежными являются страницы, имеющие сетевых «близнецов» (т.е. такие страницы, которые полностью идентичны по содержанию, но  незначительно отличаются в оформлении). Обычно они имеют коммерческую направленность и содержат непроверенную, но злободневную информацию. Как ни странно, на сегодняшний день в большинстве школ более опытными пользователями ПК являются не учителя, а дети. И если учитель предлагает учащимся для работы полезный, как ему кажется, сетевой ресурс, то следует тщательным образом проверить страницы на наличие нежелательных баннеров или всплывающей рекламы. Рекламные ссылки опасны не только содержанием: при случайном нажатии на одну из них может возникнуть целый каскад окон, которые могут нарушить стабильность работы операционной системы. Так же не следует рекомендовать школьникам ресурсы, содержащие коллекции рефератов. Большинство рефератов по химии - это интеллектуальный мусор: малодостоверные и скучные. При использовании  готового реферата учащийся не узнает ничего нового: учащиеся вообще их не читают или читают только отдельные абзацы, создавая  неполное или даже неверное представление о теме. Чтобы окончательно убедиться в достоверности сетевого ресурса, необходимо внимательно прочитать на нем ту информацию, которая хорошо знакома, либо которую можно сравнить с имеющимися под рукой надежными, многократно переизданными учебниками и справочниками. 

    1. Сетевые ресурсы для самостоятельной работы учеников

   Наиболее  крупным  источником химической информации в русскоязычном Интернете является  www.chem.msu.ru, принадлежащий химическому факультету МГУ. «Школьной» химии там не много, зато много информации для учащихся-интеллектуалов: это и углубленные лекции по химии и олимпиады различных годов.  Даже восьмиклассники смогут найти  для себя что-нибудь интересное, например, из истории химии.

   Одним из наиболее простых и удобных  для самостоятельной работы учащихся (в том числе и дома) является «электронный учебник Основы химии» http://hemi.wallst.ru/  факультета естественных наук Новосибирского государственного университета. Этот домен представляет собой интерактивный учебник по общей и неорганической химии для учащихся 8-11 классов. Разделы «Строение атома» и «Химическая связь» превосходят по качеству и стилю изложения большинство имеющихся школьных и вузовских учебников. В этом учебнике представлены и довольно интересные задачи, решения которых так же можно увидеть в соответствующих разделах. На сайте присутствует довольно много дополнений: периодические таблицы, таблицы растворимости и электроотрицательностей. Этот учебник будет полезен для учащихся естественно-научного профиля и студентов нехимических ВУЗов.

   «Продолжением»  этого сайта можно назвать электронный учебник для средней школы Органическая химия http://www.chemistry.ssu.samara.ru/ или http://cnit.ssau.ru/organics/index.htm Самарского государственного университета. В нем представлены разделы: «Теоретические основы органической химии», «Углеводороды», «Кислород - и Азотсодержащие соединения», ВМС. Материал изложен в доступной манере, проиллюстрирован большим количеством интерактивных рисунков, является прекрасным дополнением к школьному учебнику и вполне способен его заменить. Для закрепления материала предложен раздел «Игротека», где можно собрать какую-либо молекулу или провести реакцию и раздел «Как решать задачи», где в доступной форме объяснены решения некоторых задач.

   Неорганической  и занимательной химии просвещенна  «химическая страничка» Ярославского Центра телекоммуникаций и информационных систем в образовании http://www.edu.yar.ru/russian/cources/chem/ . На сайте содержаться как химические олимпиады для сильных учеников, так и достаточно интересная информация о различных минералах, драгоценных камнях и металлах. Так же на сайте представлена неплохая интерактивная периодическая таблица, содержащая полную информацию об элементах. У ресурса есть небольшой недостаток: безобидные занимательные опыты перемешаны с довольно опасными экспериментами, выполнять которые должен учитель в химическом классе, но не учащийся в домашних условиях. Однако безусловный плюс – наличие словаря химических терминов,  часть терминов используется в описании опытов или свойств элементов, что поднимает химическую культуру учащихся

   Очень качественный on-line репетитор предлагает компания 1С: http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?10;3 этот ресурс представляет собой полный учебник – репетитор по всей школьной химии. В нем собраны материалы по общей, неорганической и органической химии. Все материалы разобраны достаточно подробно и просто для восприятия школьником, сопровождаются довольно большим количеством иллюстративного материала. Можно рекомендовать школьникам, находящимся на домашнем обучении. Недостаток – необходимость регистрации на сайте.

   Один  из наиболее крупных порталов по научно-популярной и «школьной» химии содержит портал http://www.alhimik.ru. Для учащихся будет интересен раздел «Кунсткамера» http://www.alhimik.ru/kunst.html, посвященный истории химии, великим химикам и алхимии. Он наиболее интересен для начинающих изучать химию (8 класс). Здесь же приведены «Химические диковины», которые заинтересуют не только школьника, но и любого образованного человека. В этом разделе приведены примеры «бытовой» химии и «очеловеченной» химии. Другой раздел для юных химиков – «Веселая химия» http://www.alhimik.ru/fun/fun.htm

   Здесь есть разделы, посвященные занимательным опытам (шоу-химия http://www.alhimik.ru/show/index.html#1.1), которые любой ученик может выполнить дома. Эти опыты просты в исполнении и безопасны. Там же приведены ссылки на обучающие развлекательные программы, которых не так уж и много на сегодняшний день. И, наконец, самый интересный раздел «Химия на каждый день» http://www.alhimik.ru/apteka/apt0N.html#1.3, содержащий рубрику домашняя аптечка. В этом разделе рассказывается о химизме некоторых простых и часто используемых препаратов, приведены описания правильного применения препаратов, приведены сведения об открытии лекарственных веществ и много другой полезной и интересной информации.

   Примером  еще одного on-line учебника является сайт http://www.distedu.ru/mirror/_chem/www.anriintern.com/chemistry/default.htm

Здесь собран материал по очень узкой области школьной химии – химии галогенов и халькогенов, так же присутствует информация по общей химии. На сайте размещена простая периодическая таблица. Представлен ряд задач по общей химии. Портал можно использовать только как дополнение к основному учебнику по обозначенным темам. К недостаткам можно отнести малое количество наглядного материала и полное отсутствие интерактивности.

   Достаточно  качественный портал по химии представляет КM.ru : http://www.chem.km.ru/. Здесь собраны сведения о всех элементах и приведены опыты для домашнего химика. Достаточно интересен раздел, посвященный истории химии или открытию периодического закона, приведены старые таблицы, составленные самим Менделеевым. Все это сочетается с разнообразными современными таблицами и справочным материалом. В разделе «В помощь школьнику» имеются примеры решения задач и экзаменационные билеты по химии. На сайте представлены тесты и материалы для подготовки к ЕГЭ. Для сильных школьников будет интересен раздел «Олимпиады». Портал достаточно информативен и может быть использован для самообразования учащихся.

    В оn-line  справочнике по всей школьной химии http://www.krugosvet.ru/cMenu/23_00.htm , здесь собраны статьи, касающиеся не только школьных определений, но и всех веществ, изучаемых в школе. Он прекрасно подойдет для выполнения различных домашних заданий. (8)

 Интересный  для любопытных школьников сайт  http://www.chemexperiment. narod.ru/ не представляет большого педагогического интереса. Здесь представлены два раздела: «Интересные опыты», посвященный простым и безопасным опытом, которые можно провести дома, и «Кристаллы», в котором приведены методики выращивания в домашних условиях крупных кристаллов. Сайт качественно оформлен - красивые иллюстрации и дружелюбно написанные методики делают его достаточно привлекательным для школьника. 

    1. Сетевые ресурсы для учителей

   Большая часть сетевых ресурсов направлена на повышение уровня учителей: они содержат описание различных методик уроков, описание новых и хорошо известных демонстрационных и занимательных опытов. Часть ресурсов содержит свежую химическую информацию, хорошо дополняющую учебные пособия. Большое количество информации именно для учителя содержит портал МГУ http://www.chem.msu.su/rus/school_edu/, где присутствуют разделы с методическими указаниями к трудным для восприятия школьника занятиям, приведены статьи, которые помогут выбрать комплект учебников, и познакомят с тенденциями современного химического образования. Так же интересен раздел, посвященный типичным ошибкам, которые школьники допускают на едином государственном экзамене и задачам олимпиадного уровня.

   Уже упомянутый портал http://www.alhimik.ru содержит прекрасный обзор литературы на все случаи жизни. Вся подборка систематизирована, что в русскоязычном Интернете встречается довольно редко. Учителю полезно будет ознакомиться с детской и популярной  частью портала («Веселая химия» и «Химия на каждый день»).

Информация о работе Использование интернет-технологий в школьном курсе химии