Использование интернет-технологий в школьном курсе химии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:26, дипломная работа

Краткое описание

Отличительные черты развития современной школы – это информатизация образования. Проявление доступных информационных технологий повлекло за собой необходимость использования компьютерной техники и мультимедиа устройств при проведении занятий практически по всем учебным дисциплинам в том числе и химии. Способствуя развитию способностей учащихся, информационные технологии, в то же время, отвечают их интересам и запросам. В результате возникло довольно большое количество экспериментальных учебных программ, которые активно используют компьютеры.

Оглавление

Стр.
Введение 3
1 Информатизация современной школы (литературный обзор) 4
Некоторые общие принципы пользователя
4
1.2 Cетевые ресурсы для самостоятельной работы учеников
5
1.3 Cетевые ресурсы для учителей 8
1.4 Cетевые ресурсы для проведения классных занятий 11
2 Проведение Интернет - занятий (обсуждение результатов)
2.1 Выбор темы урока и ресурсов
2.2 Особенности Интернет - химии
2.3 План-конспект урока химии (для учащихся 11-го класса)

Выводы
22
Список литературы

Файлы: 1 файл

пед диплом .doc

— 811.00 Кб (Скачать)

    4 Ход урока: 

Время,

мин.

Этап

урока

Деятельность  учителя Деятель ность учащихся
1 Организа

ционный

момент

 
Приветствие. Установление отсутствующих (причины).
 
Привет ствуют
3 Целепола гание Сегодня мы проведем занятие в кабинете информатики. Урок пройдет в форме лекции. Темой его будет «Строение атома и атомные орбитали». Ознакомление учащихся с планом лекции:

1. S–орбитали как представители

Записывают  тему и план
 
    3 Целепола гание планетарной модели строения атома

2. p–орбитали наиболее значимые для формирования жизни

3. d–орбитали отвечают за химические свойства многих элементов

4. f-орбитали и химическая экзотика

5 сравнение различных  орбиталей

Записывают  тему и план
25  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Изложе ние нового материала  
 
 
 
 
 
 
 
Для начала обратимся к истории. В 1911 году Резерфорд провел работу по рассеиванию веществом α-частиц (ядер атомов гелия), которая показала, что в положительно заряженном ядре в очень малом объеме сосредоточена почти вся масса атома. По современным оценкам радиус ядра составляет ~10-12 см, однако на основании целого ряда данных известно, что радиусы атомов составляют ~10-8 см. Таким образом, атом состоит из группы электронов, распределенных в шаре диаметром несколько десятков нанометров, и плотного положительно заряженного ядра, расположенного в центре шара.

Запустите ярлык start на рабочем столе, в появившейся таблице выберите электронную конфигурацию 1s. Как вы видите (рис 1), эта орбиталь полностью соответствует планетарной модели Резерфорда. Однако, если перейти к другим энергетическим подуровням, то картина резко меняется. 

 
 
 
Слушают 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Запускают программу, рассмат ривают орбитали

25  
Изложе ние нового материала
Для s-орбиталей возникают новые сферические  слои. Нажмите кнопку назад и выберете конфигурацию 2s. Слева от изображения орбитали появилась надпись Display Regions и под ней 2 «галочки» , если убирать их справа налево, то размер сферы уменьшается. Нажмем кнопку назад и выберем 3s и 4s орбитали, количество концентрических сфер увеличится до 3 и 4, соответственно. Это объясняет наука  волновая механика. Для малых тел нельзя точно сказать, где оно находиться и куда направляется, можно установить вероятность его нахождения в том или ином месте. Тот объем пространства, в котором нахождение электрона наиболее вероятно и называется атомной орбиталью. У nS-орбиталей есть еще некоторое необычное свойство. Электрон может спокойно перемещаться по поверхности любой из сфер, но он не может находиться в некотором пространстве между сфер. Т.е. он движется не прямолинейно или по круговой орбите, а способен проваливаться сквозь пространство. Это объясняется тем, что электрон не только частица, но и волна.

Еще сильнее  от планетарной модели строения атома  отклоняются p-орбитали, которые уже вообще не похожи на круговые орбиты. Щелкните по ссылке 2px, 2py или 2pz. p-Орбитали отдаленно напоминают восьмерки (рис 2).

Рассматривают орбитали 
 
 
 
 
 
 

слушают 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рассматривают орбитали

25  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Изложе ние нового материала  
 
 
 
 
 
 
 
Хотя эта восьмерка и является разорванной это одна орбиталь. Электрон пребывает на обеих частях орбитали с одинаковой вероятностью. Электрон на такой орбитали может не перепрыгивать между двумя половинками, а просто быстро между ними перемещаться. Вернитесь назад  и перейдите к любой 3p-орбитали. У такой орбитали появилась внутренняя часть, которая в точности повторяет внешнюю часть «восьмерки».  Причем, внутри сфер восьмерки одного размера электрон перемещается «нормально», а между частями разных восьмерок он проваливается сквозь пространство. В области слева опять появилась Display Regions и «галочки», соответствующие разным частям орбитали. При их удалении можно будет рассмотреть интересующую часть пространства более подробно. Вернемся назад и перейдем к 4p-орбиталям (рис 3), здесь картина усложнилась до предела: уже 3 вложенных «восьмерки». Тем не менее «правила игры» не изменились: внутри сфер восьмерки одного размера электрон перемещается «нормально», а между частями разных восьмерок он проваливается сквозь пространство.

Теперь  перейдем к тем орбиталям, которые  играли решающую роль в неорганической химии – к d-орбиталям

Рассматривают составные части орбиталей 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рассматривают составные части орбиталей 
 
 
 

25 Изложе ние нового материала  
Для начала щелкнем  по любой 3d-орбитали кроме 3dz2, эти орбитали подобны двум скрещенным восьмеркам (рис 4). Такие орбитали важнее в химии переходных металлов, поскольку для них они являются валентными. Электрон «спокойно» может перемещаться  между четвертинками такой орбитали. Четыре d-орбитали абсолютно одинаковы, но одна уникальна щелкните по ссылке 3dz2. Эта орбиталь больше похожа на рассмотренные ранее p-орбитали, чем на d. Как вы видите (рис 5), это p-орбиталь, на которую насадили тороид. Своеобразная p-орбиталь с «пончиком» посередине. Электрон на такой орбитали перескакивает из «восьмерки» в тороид, но внутри восьмерки или тороида он способен перемещаться «нормально». Не смотря на свой странный вид, эта орбиталь довольно часто участвует в образовании химической связи d-элементов.

При переходе к следующему энергетическому уровню внешний вид орбиталей, как обычно, усложняется (рис.6). Появляется дополнительный четырехлистник, вложенный в основной. Тоже произойдет и с 4dz2.

Теперь  коснемся химической экзотики – строения f-орбиталей. Вернитесь назад  и последовательно просмотрите каждую

  f-орбиталь. Существует 3 разновидности f-орбиталей: 

Рассмат ривают орбитали и их составля ющие 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рассмат ривают составные части орбиталей 
 
 
 
 
 

25 Изложе ние нового материала  
1. орбиталь подобна 3dz2с тем лишь отличаем, что тороида уже 2;

2. «шестилепестковая роза»;

3. представляет собой двухслойную d-орбиталь.

Рассматривают орбитали
8 Закрепле ние  материала Составление конспекта лекции. Модели строения атома: модель Резерфорда (предполагает наличие четкой орбиты, по которой движется электрон), современная модель строения (предполагает, что электрон перемещается в атоме свободно по некоторой орбитали). Термины: атомная орбиталь – тот объем пространства, в котором пребывание электрона наиболее вероятно. Нарисовать внешний вид s-,p- и d-орбиталей. Составляют  конспект лекции
3 Заключи тельный  этап Разъяснения домашнего  задания, подведение итогов урока. Записывают  задание
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Выводы

   Таким образом, при проведении интернет–занятий необходимо:

   1. тщательным образом подобрать надежный сетевой ресурс по интересующей теме;

   2. убедиться в том, что на учебных компьютерах установлено программное обеспечение, позволяющее работать со всеми страницами выбранного портала;

   3. во время занятия оказывать своевременную помощь учащимся при возникновении затруднений с пользованием компьютером.

При этом рекомендуется максимальным способом  обезопасить учебный процесс от возможных сбоев со связью, при возможности сделать доступными в автономном режиме максимальное число страниц или разделов ресурса.  

   Проведение  интернет–занятий помогает учащимся лучше усваивать новый материал, и пробуждает интерес к химии как науке, которая может быть представлена новыми технологиями, а не «архаикой», собирающей пыль на полке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Загорский В.В. Интернет – ресурсы для учителя// Химия в школе.-2003.-9.-С.2-7.
  2. Органическая химия [электронный ресурс]: электронный учебник для средней школы/ Самарский государственный университет; Дерябина Г.И., Кантария Г.В., Соловов А.В., 2005-.-Режим доступа: http://www.chemistry.ssu.samara.ru/about.htm. - Загл. с экрана
  3. Химическая страничка Ярославского университета [электронный ресурс]: химическая страничка/ Ярославский Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании, 2003-.- Режим доступа: http://www.edu.yar.ru/russian/cources/chem/. - Загл. с экрана
  4. 1C: Репетитор – Он – Лайн [электронный ресурс]: репетитор по химии, версия: 1.0/ АОЗТ «1С», 2001-.-Режим доступа: http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?10;3 - Загл. с экрана
  5. Алхимик [электронный ресурс]: химический портал, Аликберова, Л.Ю., 2005-.- Режим доступа: http://alhimik.ru/. - Загл. с экрана
  6. Химия  [электронный ресурс]: курс химии, Зибинский М.Б. -С-Пб,  2000-. - Режим доступа: http://www.distedu.ru/mirror/_chem/www.anriintern.com/ chemistry/default.htm. -  Загл. с экрана
  7. Мир химии [электронный ресурс]: мир химии/ Кирилл и Мефодий, 2001-. - Режим доступа: http://www.chem.km.ru/. - Загл. с экрана
  8. Кругосвет [электронный ресурс]: энциклопедия /Кругосвет, ред.- Добровольский А.В., 2005-.-Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/ about.htm. - Загл. с экрана
  9. Я иду на  урок химии [электронный ресурс]: материалы к уроку/ Химия, Первое сентября, 2002-.- Режим доступа: http://him.1september.ru/urok/. -  Загл. с экрана
  10. Раритетные издания [электронный ресурс]: электронные версии редких книг/ наука и техника, 2004-.- Режим доступа: http://n-t.ru/ri/.- Загл. с экрана
  11. Chemistry and decisions making [электронный ресурс]: General Chemistry Case Studies/ Kennesaw State University; Hermes M, 2005-.- Режим доступа: http://chemcases.com/.- Загл. с экрана
  12. Common Molecules[электронный ресурс]: Common molecules collection/ The Trustees of Indiana University, 2004-.- Режим доступа: http://www.reciprocalnet.org/edumodules/commonmolecules/index.html.- Загл. с экрана
  13. Открытая химия [электронный ресурс]: электронный учебник/ Физикон, 2001-2002-.- Режим доступа: http://www.college.ru/chemistry/course/ content/chapterh/section1/paragraph1/theory.html.- Загл. с экрана
  14. Химия [электронный ресурс]: Учебно - информационный сайт по химии/ Азербайджан, 2002-.- Режим доступа: http://chemistry.aznet.org/chemistry/ link10.htm.- Загл. с экрана
  15. Virtual Chemistry Experiments and Exercises [электронный ресурс]: Chemistry Experiments and Exercises/ David N. Blauch, 2003-.- Режим доступа: http://www.chm.davidson.edu/ChemistryApplets/.- Загл. с экрана
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение

  Рисунок  1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Информация о работе Использование интернет-технологий в школьном курсе химии