Использование игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить особенности использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников.
Для решения поставленной цели, а также в соответствии с выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие взаимосвязанные задачи:
Проанализировать особенности использования игр с природным материалом;
Рассмотреть знания о неживой природе в дошкольном возрасте (группа «Почемучки»);
Эмпирически проверить гипотезу.

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические основы использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников 6
1.1 Использование игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Психологические механизмы использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников. 10
1.3 Особенности использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников.13
2. Пути и средства использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников19
2.1 Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня развития использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников 19
2.2 Создание педагогических условий для использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников 25
2.3 Сравнительный анализ результатов контрольного и формирующего эксперимента 31
Заключение 32
Список использованных источников: 34

Файлы: 1 файл

Использование игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников.doc

— 349.00 Кб (Скачать)

Таблица 11

Результаты  методики диагностирующей уровень  развития знаний о растительном мире детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента.

Имя ребенка

Кол-во набранных баллов

Уровень развития знаний о растительном мире

1

Олег

6

н

2

Арина

9

с

3

Данил

8

С

4

Илья

5

н

5

Полина

6

н

6

Азамат

7

н

7

Руслан

9

с


 

Продолжение таблицы 11

Имя ребенка

Кол-во набранных баллов

Уровень развития знаний о растительном мире

8

Эдик

8

с

9

Ирина

6

н

10

Лиза

8

с


Высокий уровень – 0 детей (0%);

Средний уровень – 5детей (50%);

Низкий уровень – 5детей (50%).

Таблица 12

Анализ  результатов по методике.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

0

50

50


 

Проанализировав результаты исследования, можно прийти к выводу, что уровень развития знаний о растительном мире детей старшего дошкольного возраста повысился и в процессе беседы с детьми было отмечено, что объем знаний о растениях несколько увеличился.

Таблица 13

Результаты  методики диагностирующей уровень экологического отношения к миру природы детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента.

Имя ребенка

Кол-во набранных  баллов

Уровень экологического отношения к миру природы

1

Олег

3

н

2

Арина

10

с

3

Данил

6

н

4

Илья

5

н

5

Полина

9

с

6

Азамат

4

н

7

Руслан

4

н

8

Эдик

8

с

9

Ирина

8

с

10

Лиза

7

н


 

Высокий уровень – 0 детей (0%);

Средний уровень – 4 детей (40%);

Низкий уровень – 6 детей (60%).

Таблица 14

Анализ результатов  по методике.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

0

40

60


 

Анализируя результаты проведенной методики, можно сделать  вывод о том, что показатель экологического отношения к миру природы детей  старшего дошкольного возраста остался  на низком уровне, но у детей изменилось отношение к миру природы в лучшую сторону. Дети стали более внимательно относиться к миру природы.

Исходя из проведенного исследования на контрольном этапе  эксперимента, сделаем сравнительный  анализ уровня развития экологических  знаний старших дошкольников, рассчитав  средний балл по группе и полученные результаты отразила в таблице.

Таблица 15

Результаты  исследования уровня экологических  знаний детей старшего дошкольного  возраста с нарушением интеллекта на контрольном этапе эксперимента.

Имя ребенка

Оценка в баллах

Уровень развития знаний о животных

Оценка в баллах

Уровень развития знаний о растительном мире

Оценка в баллах

Уровень экологического отношения  к миру природы

1

Олег

5

н

6

н

3

н

2

Арина

10

с

9

с

10

с

3

Данил

11

с

8

с

6

н

4

Илья

5

н

5

н

5

н

5

Полина

9

с

6

н

9

с

6

Азамат

4

н

7

н

4

н

7

Руслан

5

с

9

с

4

н

8

Эдик

7

н

8

с

8

с

9

Ирина

8

с

6

н

8

с

10

Лиза

8

с

8

с

7

н


 

Средний балл по группе: 7,2- н; 7,2- н; 6,4- н.

Анализ результатов  диагностики экологической воспитанности  старших дошкольников на контрольном  этапе эксперимента показывает, что  независимо от того, что уровень  развития экологических знаний у  детей остался на низком уровне, но все-таки объем знаний о животных и о растениях увеличился. Кроме того, в процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание большинства детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга.

2.3 Сравнительный анализ результатов контрольного и формирующего эксперимента

Таблица 16

Сравнительные данные по уровню развития экологических  знаний детей старшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапе эксперимента.

 

Высокий

Средний

Низкий

Констатирующий

0

17

83

Формирующий 

0

30

70


 

Сравнивая результаты констатирующего  и контрольного эксперимента, можно  сделать вывод о том, что уровень развития экологических знаний детей старшего дошкольного возраста повысился. Особую заботу дети стали проявлять за обитателями Уголка природы. Большинство детей, которые испытывают активный интерес, желание, стремление участвовать в работе, ухаживают за животными не только во время своего дежурства в Уголке природы, но и помогают другим детям в другие дни. Так же большой интерес у детей вызывают аквариумные рыбки.

На занятиях по экологии дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес к жизни птиц и насекомых.

Стали бережнее относится к деревьям, муравейникам и другим живым существам во время прогулок в лес. Теперь все дети знают, что человек и природы неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.

 

Заключение

 

На этапе дошкольного  детства складывается начальное  ощущение окружающего мира: ребенок  получает эмоциональное впечатления  о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

В ходе констатирующего  эксперимента были определены критерии уровня экологической воспитанности старших дошкольников, подобран диагностический материал и оборудование и проведена диагностика уровня экологической воспитанности детей в экспериментальной и контрольной группах.

На основании полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, а также анализа  и обобщения психолого-педагогической и научно-методической литературы, была выстроена программа действий по обогащению экологических знаний дошкольников и формированию у них экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам. Для определения эффективности проделанной работы в ходе формирующего эксперимента, нами был проведен контрольный эксперимент.

Анализ результатов  диагностики экологической воспитанности  старших дошкольников в контрольном  эксперименте показал, что уровень  сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы повысился.

Разработанный комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности старших  дошкольников на занятиях и в повседневной жизни показал свою эффективность: уровень экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы дошкольников повысился.

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое  воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в дошкольном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.

Постановка цели и  задач экологического воспитания позволила  определить содержание воспитательного  процесса. Выделены основные этапы  сущности процесса воспитания, тенденции и формы экологического воспитания.

Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость, стабильность, умение применять экологические  знания.

Показателями воспитанной  личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. Они позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения природы.

 

Список использованных источников:

 

  1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.. 1992.
  2. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом. – СПб: НОУ «Союз», 2005. – 103 с.
  3. Богуславская З.М. «Психологические особенности познавательной деятельности дошкольников в условиях дидактической игры» - в книге «Психология и педагогика игры дошкольника», М., 1966.
  4. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду», М., 1991.
  5. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983. – 192с., ил.
  6. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Воронеж, 2004
  7. Боровская Л. А. Экологическая направленность экскурсии в условиях города. М. Просвещение, 1991.
  8. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/Сост. А.К.
  9. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. – М, 1984. – 312 с.
  10. Живая душа природы. Этические беседы по экологии для детей дошкольного возраста. – Мозырь, 2001.
  11. Журнал "Дошкольное воспитание", № 7, 2005.
  12. Журнал «Пралеска» № 8, №12, 2006.
  13. Каленникова Т. Г. Природа и ты: вопросы и задания по экологии. - Минск: Народная асвета, 1989.
  14. Маневцева Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. СПб, 1998.
  15. Менджерицкая Д.В. «Воспитателю о детской игре», М., Просвещение, 1982.
  16. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – М: Просвещение, 2001. – 352 с.
  17. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в дошкольном возрасте. – М., 2001. – 214 с.
  18. Николаева С.Н. Типовая модель экологического воспитания // Дошкольное воспитание. - № 4. - 2004. – С. 12-16.
  19. Николаева Н. Эколог в детском саду: Программа повышения квалификации дошкольных работников Н. Николаева. М.: Мозаика Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. 120 с.
  20. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная психология). – М.: Просвещение, 2002. – 374 с.
  21. Панько Е.А. и др. Пралеска: программа дошкольного образования. - Минск: НИО; Аверсэв, 2007. – 320 с.
  22. Панько Е.А. и др. Работаем по программе «Пралеска». – Минск: НИО; Аверсэв, 2007. – 304 с.
  23. Саморукова П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. - М., Просвещение, 1999. – 314 с.
  24. Стреха Е.А. Игры с природными материалами в экологическом воспитании дошкольников. – Минск: Зорны верасень, 2007. – 80 с.
  25. Реймер Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: Словарь-справочник/Н.Ф. Реймер. М.: Просвещение, 1992.- 384 с.
  26. Удальцова. Дидактические игры. М. 1967. Пособие для студентов заочников дошкольных факультетов педагогического института.
  27. Фокина В. Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 7. – С. 5-10.
  28. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Учпедгиз, 1999. – 321 с.

Информация о работе Использование игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников