Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:02, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников.
Для решения поставленной цели, а также в соответствии с выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие взаимосвязанные задачи:
Проанализировать особенности использования игр с природным материалом;
Рассмотреть знания о неживой природе в дошкольном возрасте (группа «Почемучки»);
Эмпирически проверить гипотезу.
Введение 3
1 Теоретические основы использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников 6
1.1 Использование игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Психологические механизмы использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников. 10
1.3 Особенности использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников.13
2. Пути и средства использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников19
2.1 Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня развития использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников 19
2.2 Создание педагогических условий для использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников 25
2.3 Сравнительный анализ результатов контрольного и формирующего эксперимента 31
Заключение 32
Список использованных источников: 34
№ |
Имя ребенка |
Кол-во набранных баллов |
Уровень развития знаний о растительном мире |
1 |
Олег |
6 |
н |
2 |
Арина |
9 |
с |
3 |
Данил |
8 |
С |
4 |
Илья |
5 |
н |
5 |
Полина |
6 |
н |
6 |
Азамат |
7 |
н |
7 |
Руслан |
9 |
с |
Продолжение таблицы 11
№ |
Имя ребенка |
Кол-во набранных баллов |
Уровень развития знаний о растительном мире |
8 |
Эдик |
8 |
с |
9 |
Ирина |
6 |
н |
10 |
Лиза |
8 |
с |
Высокий уровень – 0 детей (0%);
Средний уровень – 5детей (50%);
Низкий уровень – 5детей (50%).
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
0 |
50 |
50 |
№ |
Имя ребенка |
Кол-во набранных баллов |
Уровень экологического отношения к миру природы |
1 |
Олег |
3 |
н |
2 |
Арина |
10 |
с |
3 |
Данил |
6 |
н |
4 |
Илья |
5 |
н |
5 |
Полина |
9 |
с |
6 |
Азамат |
4 |
н |
7 |
Руслан |
4 |
н |
8 |
Эдик |
8 |
с |
9 |
Ирина |
8 |
с |
10 |
Лиза |
7 |
н |
Высокий уровень – 0 детей (0%);
Средний уровень – 4 детей (40%);
Низкий уровень – 6 детей (60%).
Таблица 14
Анализ результатов по методике.
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
0 |
40 |
60 |
Анализируя результаты проведенной методики, можно сделать вывод о том, что показатель экологического отношения к миру природы детей старшего дошкольного возраста остался на низком уровне, но у детей изменилось отношение к миру природы в лучшую сторону. Дети стали более внимательно относиться к миру природы.
Исходя из проведенного исследования на контрольном этапе эксперимента, сделаем сравнительный анализ уровня развития экологических знаний старших дошкольников, рассчитав средний балл по группе и полученные результаты отразила в таблице.
№ |
Имя ребенка |
Оценка в баллах |
Уровень развития знаний о животных |
Оценка в баллах |
Уровень развития знаний о растительном мире |
Оценка в баллах |
Уровень экологического отношения к миру природы |
1 |
Олег |
5 |
н |
6 |
н |
3 |
н |
2 |
Арина |
10 |
с |
9 |
с |
10 |
с |
3 |
Данил |
11 |
с |
8 |
с |
6 |
н |
4 |
Илья |
5 |
н |
5 |
н |
5 |
н |
5 |
Полина |
9 |
с |
6 |
н |
9 |
с |
6 |
Азамат |
4 |
н |
7 |
н |
4 |
н |
7 |
Руслан |
5 |
с |
9 |
с |
4 |
н |
8 |
Эдик |
7 |
н |
8 |
с |
8 |
с |
9 |
Ирина |
8 |
с |
6 |
н |
8 |
с |
10 |
Лиза |
8 |
с |
8 |
с |
7 |
н |
Анализ результатов
диагностики экологической
Высокий |
Средний |
Низкий | |
Констатирующий |
0 |
17 |
83 |
Формирующий |
0 |
30 |
70 |
Сравнивая результаты констатирующего и контрольного эксперимента, можно сделать вывод о том, что уровень развития экологических знаний детей старшего дошкольного возраста повысился. Особую заботу дети стали проявлять за обитателями Уголка природы. Большинство детей, которые испытывают активный интерес, желание, стремление участвовать в работе, ухаживают за животными не только во время своего дежурства в Уголке природы, но и помогают другим детям в другие дни. Так же большой интерес у детей вызывают аквариумные рыбки.
На занятиях по экологии
дети стали более внимательными.
Они с интересом слушают
Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес к жизни птиц и насекомых.
Стали бережнее относится к деревьям, муравейникам и другим живым существам во время прогулок в лес. Теперь все дети знают, что человек и природы неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
В ходе констатирующего эксперимента были определены критерии уровня экологической воспитанности старших дошкольников, подобран диагностический материал и оборудование и проведена диагностика уровня экологической воспитанности детей в экспериментальной и контрольной группах.
На основании полученных
в ходе констатирующего эксперимента
результатов, а также анализа
и обобщения психолого-
Анализ результатов
диагностики экологической
Разработанный комплекс
мероприятий по повышению уровня
экологической воспитанности
Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в дошкольном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.
Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы экологического воспитания.
Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость, стабильность, умение применять экологические знания.
Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. Они позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения природы.