Использование игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить особенности использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников.
Для решения поставленной цели, а также в соответствии с выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие взаимосвязанные задачи:
Проанализировать особенности использования игр с природным материалом;
Рассмотреть знания о неживой природе в дошкольном возрасте (группа «Почемучки»);
Эмпирически проверить гипотезу.

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические основы использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников 6
1.1 Использование игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Психологические механизмы использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников. 10
1.3 Особенности использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников.13
2. Пути и средства использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников19
2.1 Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня развития использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников 19
2.2 Создание педагогических условий для использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников 25
2.3 Сравнительный анализ результатов контрольного и формирующего эксперимента 31
Заключение 32
Список использованных источников: 34

Файлы: 1 файл

Использование игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников.doc

— 349.00 Кб (Скачать)

В связи с этим детям  с низкими показателями уровня развития представлений о животных необходимо провести коррекционные занятия.

 

Методика 2. Представители мира растений

Направлена на определение характерных особенностей растительного мира.

Таблица 3

Результаты  методики диагностирующей уровень  развития знаний о растительном мире детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента.

Имя ребенка

Кол-во набранных баллов

Уровень развития знаний о растительном мире

1

Олег

2

н

2

Арина

8

с

3

Данил

8

с

4

Илья

4

н

5

Полина

7

н

6

Азамат

1

н

7

Руслан

3

н

8

Эдик

8

с

9

Ирина

5

н

10

Лиза

8

с


 

Высокий уровень  – 0 детей (0%);

Средний уровень  – 4 детей (40%);

Низкий уровень – 6 детей (60%).

Таблица 4

Анализ  результатов по методике

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

0

40

60


 

Исходя из табличных  и графических данных, нами были выявлены следующие результаты: 60% детей  имеют низкий уровень представлений о растительном мире. Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы; не может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор, а также затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями и не сформированы практические умения и навыки ухода за комнатными растениями.

 

Методика 3. Экологическое отношение к миру природы.

Методика  направлена на определение экологически правильного отношения дошкольников к природным явлениям и объектам.

Таблица 5

Результаты  методики диагностирующей уровень  экологического отношения к миру природы детей старшего дошкольного  возраста на констатирующем этапе эксперимента.

Имя ребенка

Кол-во набранных баллов

Уровень отношения к миру природы

1

Олег

1

н

2

Арина

8

с

3

Данил

4

н

4

Илья

3

н

5

Полина

8

с

6

Азамат

3

н

7

Руслан

2

н

8

Эдик

8

с

9

Ирина

5

н

10

Лиза

4

н


 

Высокий уровень – 0 детей (0%);

Средний уровень –3 детей (30%);

Низкий уровень – 7 детей (70%).

Таблица 6

Анализ  результатов по методике

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

0

30

70


 

Анализ данных по данной методике показал, что 70% детей имеют низкий уровень экологического отношения к миру природы. Они затрудняются отвечать на поставленные вопросы. Не имеют представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы и не понимают взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений и с трудом выражают свое отношение к проблеме.

Исходя из проведенного исследования на констатирующем этапе эксперимента сделаем сравнительный анализ уровня развития экологических знаний старших дошкольников, рассчитав средний балл по группе и полученные результаты отразим в таблице.

Таблица 7

Результаты  исследования уровня экологических  знаний детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента.

Имя ребенка

Оценка в баллах

Уровень развития знаний о животных

 

Оценка в  баллах

Уровень развития знаний о растительном мире

Оценка в баллах

Уровень отношения  к миру природы

1

Олег

4

н

2

н

1

н

2

Арина

8

с

8

с

8

с

3

Данил

8

с

8

с

4

н

4

Илья

3

н

4

н

3

н

5

Полина

8

н

7

н

8

с

6

Азамат

5

н

1

н

3

н

7

Руслан

8

н

3

н

2

н

8

Эдик

8

с

8

с

8

с

9

Ирина

5

н

5

н

5

н

10

Лиза

8

с

8

с

4

н




Средний балл по группе: 6,5- н; 5,4- н; 4,6- н.

На основании исследования на констатирующем этапе эксперимента мы пришли к выводу, что:

1. Уровень знаний дошкольников о мире животных – 6,5 балла.

2. Уровень знания о растительном мире – 5,4 балла.

3. Дошкольники показали низкий уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы – 4,6 балла.

Таким образом, проанализировав  результаты констатирующего этапа  эксперимента показывают, что уровень  сформированности экологических знаний у детей находится на низком уровне, поэтому детям необходима коррекционная помощь педагогов в повышении уровня экологических знаний.

2.2 Создание педагогических условий для использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников

Работая с картотекой дидактических игр, педагогу необходимо соблюдать следующие правила:

1. Внимательно прочитать  тему и цель, соотнести с последовательностью  вопросов и описанием игры  уровнем развития детей дошкольного  возраста с нарушением интеллекта.

2. Изучить описание, оценить его с точки зрения образовательных, воспитательных позиций, применимости в данных условиях.

3. Проявить творчество, внимание к каждому действию, и, конечно, результату.

 

Старшие дошкольники  под руководством педагога овладевают не только фактами, но и достаточно лежащими в основе природных явлений в том случае, если перед детьми поставлены интересные и понятные задачи, и обеспечивается возможность действовать с объектами природы и наблюдать за ними.

Методические рекомендации для воспитателя, для формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста. Наблюдение и беседа с детьми.

Приступая к разработке комплекса мероприятий на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни  дошкольников, педагогу необходимо изучить  программу по экологическому воспитанию.

При составлении комплекса  занятий в ДОУ и самостоятельной  деятельности дошкольников учитывались  результаты по каждой из методик констатирующего  эксперимента. Особое внимание уделялось  развитию тех экологических знаний, в освоении которых дошкольники испытывали затруднения.

В работе с дошкольниками  по их экологическому воспитанию и  обучению необходимо использовать интегрированный  подход, при взаимосвязи занятий, игр, наблюдений, бесед на прогулке, экскурсии в природу, праздник.

Большое значение придается исследовательской деятельности детей - проведению опытов, наблюдений. В процессе обучения обращается внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно.

Большое внимание уделялось  общению детей с природой: с  деревьями, птицами, насекомыми. Нельзя привить эмоциональное отношение  к природе по книгам и рисункам. Общение с природой - это новый вид деятельности в детском саду. Именно общение с природой позволяет развить у детей положительно-эмоциональное отношение к растениям и животным, развивать нравственные и эстетические чувства.

Уголок природы может  сыграть в этом важную роль, так как его обитатели постоянно находятся рядом с детьми. Детей надо научить общаться с ними: почаще подходить и смотреть на них; говорить им добрые приятные слова, не ожидая ответа; животных называть по кличке, предлагать им корм с руки; млекопитающих поглаживать, почесывать, брать осторожно в руки. Во всех возрастных группах воспитатель, прежде всего, сам демонстрирует правильное общение с обитателями уголка природы, хвалит ребят, у которых это получается. Время от времени уточняет: растения и животные - не люди, разговаривать и отвечать словами не могут, но им нравится, когда на них смотрят и ласково с ними разговаривают.

Содержанием проводимых с дошкольниками экскурсий являлось обследование близлежащей местности  для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений. Во время экскурсии дети собирали природный материал для коллекций, исследовали растения, почву, воду, камни и т.д.

Прогулка с детьми по специально разработанному маршруту и беседа с детьми.

Главное в  такой прогулке:

1. Выбрав маршрут, сделать  рисунок, чертеж, отметив места  наблюдений, рассматривания живых  объектов.

2. Разносторонние знания  воспитателя, о растениях, насекомых,  деревьях, а также органично введенные в рассказ правила взаимоотношения человека с природой.

3. Умение показать, задержать  внимание детей, заинтересовать  выбранным объектом.

4. Объектами экологической  тропы могут быть: памятники природы  -редкие для данной местности растения; лекарственные травы, специально выращенные на участке; уголок леса, где дети будут упражняться в правилах поведения в природе; питомник, где можно выращивать сеянцы и саженцы; участок для труда - уголок со столами, скамейками с навесом от солнца и дождя для изготовления сувениров из природного материала.

5. Прогулка по экологической  тропе должна побудить каждого  ребенка задавать свои «почему», а значит пробудить интерес  к неизведанному или же открыть  новое в уже известном. 

Большое значение придавалось ведущей форме деятельности дошкольников - игре (дидактические игры экологического содержания). Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам живой природы.

После разработки комплекса  мероприятий, на занятиях в ДОУ и  в повседневной жизни, по повышению  уровня экологической воспитанности  старших дошкольников и апробации  разработанного нами комплекса на дошкольниках, провели контрольный эксперимент.

Цель контрольного эксперимента - проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий - на занятиях и в повседневной жизни - по повышению уровня экологического воспитания старших дошкольников.

Для определения эффективности  проделанной работы, нами был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте.

Таблица 9

Результаты  методики, диагностирующей уровень  развития знаний о животных детей  старшего дошкольного возраста с  на контрольном этапе эксперимента.

Имя ребенка

Кол-во набранных баллов

Уровень развития знаний о животных

1

Олег

5

н

2

Арина

10

с

3

Данил

11

с

4

Илья

5

н

5

Полина

9

с

6

Азамат

4

н

7

Руслан

5

с

8

Эдик

7

н

9

Ирина

8

с

10

Лиза

8

с


Высокий уровень – 0 детей (0%);

Средний уровень – 6 детей (60%);

Низкий уровень – 4 детей (40%).

Таблица 10

Анализ  результатов по методике

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

0

60

40


 

Проанализировав полученные результаты, можно прийти к выводу, что уровень развития представлений о животных у детей в группе повысился.

Информация о работе Использование игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников