Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:02, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников.
Для решения поставленной цели, а также в соответствии с выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие взаимосвязанные задачи:
Проанализировать особенности использования игр с природным материалом;
Рассмотреть знания о неживой природе в дошкольном возрасте (группа «Почемучки»);
Эмпирически проверить гипотезу.
Введение 3
1 Теоретические основы использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников 6
1.1 Использование игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Психологические механизмы использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников. 10
1.3 Особенности использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников.13
2. Пути и средства использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников19
2.1 Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня развития использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников 19
2.2 Создание педагогических условий для использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников 25
2.3 Сравнительный анализ результатов контрольного и формирующего эксперимента 31
Заключение 32
Список использованных источников: 34
В связи с этим детям с низкими показателями уровня развития представлений о животных необходимо провести коррекционные занятия.
Методика 2. Представители мира растений
Таблица 3
Результаты методики диагностирующей уровень развития знаний о растительном мире детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента.
№ |
Имя ребенка |
Кол-во набранных баллов |
Уровень развития знаний о растительном мире |
1 |
Олег |
2 |
н |
2 |
Арина |
8 |
с |
3 |
Данил |
8 |
с |
4 |
Илья |
4 |
н |
5 |
Полина |
7 |
н |
6 |
Азамат |
1 |
н |
7 |
Руслан |
3 |
н |
8 |
Эдик |
8 |
с |
9 |
Ирина |
5 |
н |
10 |
Лиза |
8 |
с |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
0 |
40 |
60 |
Исходя из табличных и графических данных, нами были выявлены следующие результаты: 60% детей имеют низкий уровень представлений о растительном мире. Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы; не может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор, а также затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями и не сформированы практические умения и навыки ухода за комнатными растениями.
Методика 3. Экологическое отношение к миру природы.
Таблица 5
Результаты методики диагностирующей уровень экологического отношения к миру природы детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента.
№ |
Имя ребенка |
Кол-во набранных баллов |
Уровень отношения к миру природы |
1 |
Олег |
1 |
н |
2 |
Арина |
8 |
с |
3 |
Данил |
4 |
н |
4 |
Илья |
3 |
н |
5 |
Полина |
8 |
с |
6 |
Азамат |
3 |
н |
7 |
Руслан |
2 |
н |
8 |
Эдик |
8 |
с |
9 |
Ирина |
5 |
н |
10 |
Лиза |
4 |
н |
Высокий уровень – 0 детей (0%);
Средний уровень –3 детей (30%);
Низкий уровень – 7 детей (70%).
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
0 |
30 |
70 |
Анализ данных по данной методике показал, что 70% детей имеют низкий уровень экологического отношения к миру природы. Они затрудняются отвечать на поставленные вопросы. Не имеют представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы и не понимают взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений и с трудом выражают свое отношение к проблеме.
Исходя из проведенного исследования на констатирующем этапе эксперимента сделаем сравнительный анализ уровня развития экологических знаний старших дошкольников, рассчитав средний балл по группе и полученные результаты отразим в таблице.
№ |
Имя ребенка |
Оценка в баллах |
Уровень развития знаний о животных |
Оценка в баллах |
Уровень развития знаний о растительном мире |
Оценка в баллах |
Уровень отношения к миру природы |
1 |
Олег |
4 |
н |
2 |
н |
1 |
н |
2 |
Арина |
8 |
с |
8 |
с |
8 |
с |
3 |
Данил |
8 |
с |
8 |
с |
4 |
н |
4 |
Илья |
3 |
н |
4 |
н |
3 |
н |
5 |
Полина |
8 |
н |
7 |
н |
8 |
с |
6 |
Азамат |
5 |
н |
1 |
н |
3 |
н |
7 |
Руслан |
8 |
н |
3 |
н |
2 |
н |
8 |
Эдик |
8 |
с |
8 |
с |
8 |
с |
9 |
Ирина |
5 |
н |
5 |
н |
5 |
н |
10 |
Лиза |
8 |
с |
8 |
с |
4 |
н |
На основании исследования на констатирующем этапе эксперимента мы пришли к выводу, что:
1. Уровень знаний дошкольников о мире животных – 6,5 балла.
2. Уровень знания о растительном мире – 5,4 балла.
3. Дошкольники показали низкий уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы – 4,6 балла.
Таким образом, проанализировав результаты констатирующего этапа эксперимента показывают, что уровень сформированности экологических знаний у детей находится на низком уровне, поэтому детям необходима коррекционная помощь педагогов в повышении уровня экологических знаний.
Работая с картотекой дидактических игр, педагогу необходимо соблюдать следующие правила:
1. Внимательно прочитать
тему и цель, соотнести с
2. Изучить описание, оценить его с точки зрения образовательных, воспитательных позиций, применимости в данных условиях.
3. Проявить творчество, внимание к каждому действию, и, конечно, результату.
Старшие дошкольники под руководством педагога овладевают не только фактами, но и достаточно лежащими в основе природных явлений в том случае, если перед детьми поставлены интересные и понятные задачи, и обеспечивается возможность действовать с объектами природы и наблюдать за ними.
Методические рекомендации для воспитателя, для формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста. Наблюдение и беседа с детьми.
Приступая к разработке комплекса мероприятий на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни дошкольников, педагогу необходимо изучить программу по экологическому воспитанию.
При составлении комплекса
занятий в ДОУ и
В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению необходимо использовать интегрированный подход, при взаимосвязи занятий, игр, наблюдений, бесед на прогулке, экскурсии в природу, праздник.
Большое значение придается исследовательской деятельности детей - проведению опытов, наблюдений. В процессе обучения обращается внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно.
Большое внимание уделялось
общению детей с природой: с
деревьями, птицами, насекомыми. Нельзя
привить эмоциональное
Уголок природы может сыграть в этом важную роль, так как его обитатели постоянно находятся рядом с детьми. Детей надо научить общаться с ними: почаще подходить и смотреть на них; говорить им добрые приятные слова, не ожидая ответа; животных называть по кличке, предлагать им корм с руки; млекопитающих поглаживать, почесывать, брать осторожно в руки. Во всех возрастных группах воспитатель, прежде всего, сам демонстрирует правильное общение с обитателями уголка природы, хвалит ребят, у которых это получается. Время от времени уточняет: растения и животные - не люди, разговаривать и отвечать словами не могут, но им нравится, когда на них смотрят и ласково с ними разговаривают.
Содержанием проводимых
с дошкольниками экскурсий
Прогулка с детьми по специально разработанному маршруту и беседа с детьми.
Главное в такой прогулке:
1. Выбрав маршрут, сделать рисунок, чертеж, отметив места наблюдений, рассматривания живых объектов.
2. Разносторонние знания
воспитателя, о растениях,
3. Умение показать, задержать
внимание детей,
4. Объектами экологической тропы могут быть: памятники природы -редкие для данной местности растения; лекарственные травы, специально выращенные на участке; уголок леса, где дети будут упражняться в правилах поведения в природе; питомник, где можно выращивать сеянцы и саженцы; участок для труда - уголок со столами, скамейками с навесом от солнца и дождя для изготовления сувениров из природного материала.
5. Прогулка по экологической
тропе должна побудить каждого
ребенка задавать свои «почему»
Большое значение придавалось ведущей форме деятельности дошкольников - игре (дидактические игры экологического содержания). Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам живой природы.
После разработки комплекса мероприятий, на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни, по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников и апробации разработанного нами комплекса на дошкольниках, провели контрольный эксперимент.
Цель контрольного эксперимента - проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий - на занятиях и в повседневной жизни - по повышению уровня экологического воспитания старших дошкольников.
Для определения эффективности проделанной работы, нами был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте.
№ |
Имя ребенка |
Кол-во набранных баллов |
Уровень развития знаний о животных |
1 |
Олег |
5 |
н |
2 |
Арина |
10 |
с |
3 |
Данил |
11 |
с |
4 |
Илья |
5 |
н |
5 |
Полина |
9 |
с |
6 |
Азамат |
4 |
н |
7 |
Руслан |
5 |
с |
8 |
Эдик |
7 |
н |
9 |
Ирина |
8 |
с |
10 |
Лиза |
8 |
с |
Высокий уровень – 0 детей (0%);
Средний уровень – 6 детей (60%);
Низкий уровень – 4 детей (40%).
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
0 |
60 |
40 |