Использование игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить особенности использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников.
Для решения поставленной цели, а также в соответствии с выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие взаимосвязанные задачи:
Проанализировать особенности использования игр с природным материалом;
Рассмотреть знания о неживой природе в дошкольном возрасте (группа «Почемучки»);
Эмпирически проверить гипотезу.

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические основы использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников 6
1.1 Использование игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Психологические механизмы использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников. 10
1.3 Особенности использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников.13
2. Пути и средства использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников19
2.1 Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня развития использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников 19
2.2 Создание педагогических условий для использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников 25
2.3 Сравнительный анализ результатов контрольного и формирующего эксперимента 31
Заключение 32
Список использованных источников: 34

Файлы: 1 файл

Использование игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников.doc

— 349.00 Кб (Скачать)


Министерство образования  Республики Беларусь

Учреждение образования

«Белорусский государственный  педагогический университет

имени Максима Танка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему «Использование игр с природными материалами  в процессе экологического воспитания дошкольников»

 

Факультет дошкольного  образования

(кафедра общей и  дошкольной педагогики)

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 3 курса, 303 группы

Факультета дошкольного образования

Екатерина Николаевна

Научный руководитель:

Расолько Ольга Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2010

 

Содержание:

 

Введение

 

Экологическое содержание в образовательной системе детских  садов включает взаимоотношения  человека и общества, взаимоотношения  между людьми и окружающей социальной и природной средой.

Установление разумных взаимоотношений человека и окружающей среды во многом зависит от формирования экологической культуры, несущей в себе эстетический аспект. Эта культура должна влиять на все стороны взаимодействия людей друг с другом и природой.

Проблема человека, его  отношения к природе, к другому  человеку и самому себе во все времена являлась актуальной. Это объединяет философов мира разных поколений (Демокрит, Платон, Аристотель, И.Кант, В.С.Соловьёв, В.И.Вернадский и др.).

Значение природы как  воспитательного фактора раскрывали в своих трудах и педагоги-классики Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцди, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский. Они подчёркивали возможность гармоничного развития личности в условиях максимального приближения к природе.

В настоящее время исследования экологических проблем осуществляются в различных научных отраслях. Взаимодействие экологического, эстетического и нравственного воспитания в целостном учебно-воспитательном процессе рассматривают С.Н.Глазачев, И.Д.Зверев, А.Н.Захлебный, Б.Т.Лихачёв, Л.П.Печко, Т.С.Комарова и др.

В основе формирования экологической  культуры у детей лежит эколого-эстетическое воспитание подрастающего поколения.

Дошкольный возрастной период, по признанию педагогов и  психологов - это важный этап в развитии психики ребёнка, в котором закладываются основы для формирования новых психических образований. Поэтому, экологическое воспитание надо начинать с познания красоты природы. Экологическое воспитание должно нести не только научные знания об окружающем мире, но и быть обязательно эстетически окрашено. Это способствует формированию у детей дошкольного возраста художественно-эстетического восприятия окружающего мира. (Исследования Т.С.Комаровой.)

Использование дидактической  игры в учебно-воспитательном процессе дошкольных учреждений вызвано, прежде всего, тем, что игра является ведущей деятельностью в этом возрасте. Вместе с тем исследований, направленных на изучение проблемы использования дидактических игр в эколого-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста почти нет.

Знания, приобретённые путём непосредственной игры, направляемой педагогом (то есть дидактической игры), помогает сформировать у ребёнка правильное «миропредставление», включающее его в окружающий мир не как хозяина, а как участника естественного процесса его развития.

Актуальность данной работы заключается в том, что именно в дошкольном возрасте ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей, ведь именно первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Следовательно, экологическое воспитание дошкольников имеет огромное значение в дошкольном возрасте.

Цель исследования –  изучить особенности использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников.

Объект исследования – экологическое воспитание дошкольников. Предмет исследования – использование игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников.

Гипотеза исследования – использование игр с природными материалами способствует повышению  уровня знаний дошкольников о неживой  природе, а значит, является эффективным  средством экологического воспитания дошкольников.

 

Для решения поставленной цели, а также в соответствии с выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие взаимосвязанные задачи:

  1. Проанализировать особенности использования игр с природным материалом;
  2. Рассмотреть знания о неживой природе в дошкольном возрасте (группа «Почемучки»);
  3. Эмпирически проверить гипотезу.

 

 

Методологическую  основу исследования составили:

  1. положения педагогов и психологов о формировании личности ребёнка в процессе воспитания и обучения (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец и др.);
  2. положения современной теории игры, включающие обоснование педагогического значения игры при ознакомлении детей дошкольного возраста с окружающей средой и их развитии (Д.Б.Эльконин, Р.И.Жуковская, Н.Я.Михайленко, АЛ.Усова, А.К.Бондаренко и др.);
  3. положение психологии и педагогики о значении формирования эстетического восприятия действительности в развитии личности ребёнка (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.ПЛеонтьев, Н.КВолков, Н.П.Сакулина, С.Л. Рубенштейн, Л.А.Венгер, Т.С.Комарова и др.);
  4. положения о роли дидактической игры в процессе воспитания и обучения дошкольников (А.П.Усова, Е.И.Тихеева, А.И.Сорокина, Л.В.Артёмова, Т.С.Комарова, Г.Г.Григорьева, Н.Я.Михайленко и др.)

При проведении исследования были применены следующие  методы:

 

  • изучение и анализ теоретической литературы по философии, психологии и педагогике, рассматривающей игровую деятельность, её значение в формировании личности ребенка;
  • констатирующее наблюдение;
  • опытно-экспериментальная работа с детьми;
  • диагностические методы исследования.

 

1 Теоретические основы использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников

1.1 Использование игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников в психолого-педагогической литературе

 

Игра как некое социальное явление, как средство воспитания и обучения сегодня привлекает внимание почти всех современных учёных, психологов, педагогов. Опираясь на исследования учёных и специалистов в этих областях, рассмотрим как при помощи дидактической игры, можно объяснить ребёнку явления окружающего мира, сформировать эстетическое восприятие окружающего.

Использование дидактической  игры для обогащения экологических  представлений следует с учетом тех представлений, которые могут  быть сформированы у детей старшего дошкольного возраста:

  • о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах;
  • о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы);
  • о человеке как части живой природы;
  • о культуре поведения в природе.

Повышение интереса к  дидактической игре и природным  объектам, которые обыгрываются, способствует также введению элемента соревнования, как индивидуального, так и командного, а также проблемных ситуаций.

При проведении дидактических игр необходимо учитывать следующее:

  • у дошкольников должен быть сформирован широкий круг представлений об объектах природы;
  • игры лучше проводить в естественной среде;
  • дидактические игры дадут наилучший воспитательный результат, если будут проводиться с небольшой подгруппой детей (5-7 человек). Это позволяет налаживать тесный эмоциональный контакт с дошкольниками, вызывать их на откровенный разговор, дает возможность высказаться с одной стороны, а с другой - препятствует утомляемости, не задерживает ход игры.
  • игры направленные на развитие эмоционального отношения к природе, как и игры для обогащения экологических представлений, целесообразно использовать вариативно в зависимости от уровня экологической воспитанности старших ребят.

Работа с природным  материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережливого, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

Чтобы дети не были гостями  в природной мастерской, а стали  в ней хозяевами, задумаемся над  тем, чем являются их встречи с природой в этой мастерской - забавой, заполнением свободного времени или интересным делом. Изготовление игрушек, поделок из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства.

На важность использования  природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А.С. Макаренко. Он указывал, что материалы (глина, дерево, бумага и т.д.) «ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру… В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в тоже время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии».

С прогулки дети часто  приносят желуди, шишки, ветки; с экскурсии к водоему – красивые камушки, ракушки. Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала.

Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при играх с природным материалам и также при создании поделок из природного материала.

Игры с природным  материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камешки, ракушки) позволяют закрепить знания детей об окружающей их природной среде, формируют мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). Воспитатель организует такие игры во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями, семенами.

Игры с природным  материалом требуют от ребенка ловких действий, и если в начале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки, к учебной деятельности в школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкость, точности в выполнении  действий.

Большое влияние оказывают игры с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Если проследить путь работы с детьми по изготовлению поделок из природного материала, то можно заметить, что вначале ребята рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления; затем после усвоения этого процесса задания усложняются: воспитанникам показывают рисунок или фотографию игрушки, которую нужно сделать, и, наконец, они без предварительного анализа изготовляют поделку по заданию или по собственному замыслу.

Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание.

Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

Благоприятный эмоциональный  настрой детей во время игр, изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе игры, создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносят малышам незабываемые поделки из ракушек, рогоза! Любимой игрушкой детей становится какой-нибудь забавный веселый человечек, изготовленный своими руками. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.

Игры с природным  материалом способствуют развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Не так-то просто сделать игрушку: её изготовление требует определенных волевых усилий. Когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Под руководством взрослого ребенок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно у него формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

В процессе игр с природным материалом создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в старшем дошкольном возрасте приобретают значительную побудительную силу. Каждый ребенок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле.

В процессе общения с природой в  игровой форме, у детей развивается  эмоциональная отзывчивость, формируется умение и желание видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; желание участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность природы каждого объекта, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

В самых различных системах обучения игре отводится особое место. Ребёнок  от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребёнка – не просто интересное времяпровождение, она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств.

В своей работе используем игры экологического содержания: настольно – печатные «Зоологическое лото», «Четыре времени года» и т.д.; словесные игры «Что за птица?», «Съедобное – несъедобное» и т.д.; подвижные игры природоведческого характера «Солнышко и дождик», «Мыши и кот» и т.д.; творческие игры природоведческого содержания. Основная особенность творческих игр: они организуются по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно.

Информация о работе Использование игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников