Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:02, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников.
Для решения поставленной цели, а также в соответствии с выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие взаимосвязанные задачи:
Проанализировать особенности использования игр с природным материалом;
Рассмотреть знания о неживой природе в дошкольном возрасте (группа «Почемучки»);
Эмпирически проверить гипотезу.
Введение 3
1 Теоретические основы использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников 6
1.1 Использование игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Психологические механизмы использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников. 10
1.3 Особенности использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников.13
2. Пути и средства использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников19
2.1 Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня развития использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников 19
2.2 Создание педагогических условий для использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников 25
2.3 Сравнительный анализ результатов контрольного и формирующего эксперимента 31
Заключение 32
Список использованных источников: 34
а) пространства (водного, земного, космического, воздушного);
б) объектов и явлений окружающего жира (растений, животных, звуков, дождя, снега, воды, формы и т. д.);
в) человека и его отношений к действительности.
Игры с природным материалом рано входят в жизнь ребенка. Ребенок, только научившись ходить, тянется к лопатке, пытается копать снег, песок, любит играть с водой. Природные факторы близки и интересны детям.
К.Д. Ушинский писал: «Дети не любят игрушек неподвижных, законченных, хорошо сделанных, которых они не могут изменить по своему желанию… лучшая игрушка для ребенка та, которую он может заставить измениться самым разнообразным образом… для детей лучшая игрушка – куча песка».
Родители сами делают выбор, чем
играет их ребенок. Можно купить приставку
и усадить ребенка перед
Благодаря своим разнообразным возможностям природные факторы во взаимодействии и объединении с готовыми игрушками способствуют возникновению всех видов игр: сенсорно-дидактических, манипуляционных, строительных, сюжетно-ролевых, подвижных.
Игры с природным материалом имеют неограниченный диапазон влияния на развитие личности ребенка. Они обеспечивают чувственный опыт ребенка, развивают анализаторы, сенсорные способности. Способы чувственного познания, умение выделять те или иные качества предметов развиваются в процессе содержательной интересной деятельности, прежде всего в игре. Развивается мышление, логические операции, умение обобщать, делать выводы. Развивается наблюдательность и интерес к естественным факторам.
Во время игры дети приобретают знания путем самостоятельного поиска, исследовательной деятельности.
Благодаря природным факторам значительно богаче становится содержание сюжетно-ролевых игр. У детей развиваются умения взаимодействовать с другими, доводить начатое дело до конца.
Формируются лучшие нравственные качества, такие как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, уверенность в собственных силах.
Развивается речь, потому что в этих играх особенную роль играет рука. Рука как осязательный орган дополняет комплекс ощущений и делает представление о материалах и их свойства полнее.
Во время игры с природным материалом совершенствуются умения пользоваться игрушками-орудиями: совком, ведром, сачком т.д. Развиваются художественные способности, эстетические вкусы, фантазия, творческое воображение.
Некоторые из природных факторов имеют оздоровительное значение. Существует принцип «терапия песком», который предложил Кары Густав Юнг, основатель аналитической терапии. Именно потребность человека «возиться» с песком и его структура подсказали великому Юнгу эту идею.
По мнению парапсихологов, песок впитывает негативную энергию. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наконец игры с природным материалом дарят детям большое эмоциональное наслаждение, повышают жизненный тонус, способствуют поднятию настроения.
Если игры с природным
материалом проходят без направлений
взрослого, то часто бывают однообразными
и малосодержательных. Взрослым следует
знать виды игр с природным
материалом, их содержание, вариативность,
проявлять собственное
Игры с естественным материалом природы. На прогулках широко применяются игры детей с естественным материалом.
В многочисленных играх с песком, водой, снегом, камешками дети знакомятся с качеством и свойствами природных материалов, накапливают чувственный опыт. Так, например, они узнают, что вода бывает холодной и теплой, разливается, в ней тонут камни, плавают щепки и легкие игрушки, что сухой снег рассыпается, а из мокрого можно лепить и т. д.
В ходе игры с природным материалом (снегом, водой, песком) воспитатель, беседуя с детьми, помогает им усвоить некоторые свойства материала, например: «Коля взял сухой песок, он рассыпается» или «Тоня положила в формочку мокрый песок, у нее вышел хороший пирожок».
Забавляясь такими игрушками, как вертушки, стрелы, мельницы, дети знакомятся с действием ветра, воды и усваивают ряд фактов, которые в дальнейшем помогут им понять простейшие физические законы (плавание предметов в воде, движение в воздухе и др.).
Гуляя в лесу, полезно обращать внимание на сучки, сухие ветки, корни, которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Постепенно дети начинают присматриваться к природному материалу и отыскивать в нем сходное со знакомыми предметами. Это очень радует их и способствует развитию наблюдательности, воображения.
Выводы
1. Ознакомление с окружающим в дидактических играх играет важную роль в умственном развитии ребенка – дошкольника.
2. Формирование знаний об окружающем мире в процессе дидактической игры возможно в условиях педагогического процесса под руководством взрослого.
3. Для проведения данной работы необходимо использование различных методов и приемов:
4. Для поддержания интереса и развития познавательной активности необходимо использовать игры различной вариативности.
5. Целью экологического образования является, становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, обеспечивающего его выживание и развитие, - направлены на формирование и развитие экологического сознания личности.
Констатирующий эксперимент.
Работа воспитателя многогранна. В процессе работы с детьми использую различные формы, виды, содержания работы, но вся его деятельность (здесь имеется в виду именно роль и место воспитателя в системе взаимодействия всех участников образовательного процесса в целом) направлена на всестороннее и гармоничное развитие детей.
Хотелось бы заметить, что работа по экологическому воспитанию детей следует рассматривать как одно из направлений работы воспитателя, но следует сказать, что проводимая работа в данном направлении является важной и актуальной на современном этапе развития человечества, учитывая сложившуюся экологическую обстановку, которая стала результатом разрушительной деятельности человека, что привело к нарушению хрупкого равновесия в экосистеме.
В экологическом образовании
дошкольника есть важный момент - проведение
диагностики экологической
Опытно-экспериментальная работа была проведена на базе ДУ «Детские-ясли-сад №424».
В ходе коррекционно-развивающего
обучения с детьми проводились занятия
по направлениям «Ознакомление с
окружающим и развитие речи», «Социальное
развитие и ознакомление с окружающим».
Эти занятия носят
Обследование уровня развития экологических знаний детей старшего дошкольного возраста проводилось по методическому пособию С.Николаевой «Экологические вспомогательные игры в природе». Пособие отражает биоцентрический взгляд на природу, прослеживает взаимосвязь организма со средой обитания в разных аспектах как закономерные проявления морфофункциональной приспособленности любимых растений и животных к среде, как смену форм приспособительной взаимосвязи организма со средой в процессе его онтогенетического развития, как сходство разных живых существ, проживающих в однородной среде. Решить эти вопросы можно при наличии в жизненном пространстве детей (в помещении и на участке ДОУ) в достаточном количестве самих объектов природы - растений и животных.
Экологические знания - это не самоцель, это лишь средство формирования отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувственной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности.
Целью констатирующего эксперимента являлось определение уровня развития экологических знаний у старших дошкольников.
Задачи констатирующего эксперимента:
1) определить критерии уровня развития экологических знаний старших дошкольников с нарушением интеллекта;
2) подобрать диагностический материал и оборудование;
3) провести диагностику
уровня развития экологических
знаний у детей старшего
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой природе.
Отсюда следует, что
диагностику экологической
Критерии сформированности экологических знаний о живой природе:
1) знания о мире животных;
2) знания о растительном мире.
Методика 1. Представители мира животных
Таблица 1
Результаты методики, диагностирующей уровень развития знаний о животных детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе.
№ |
Имя ребенка |
Кол-во набранных баллов |
Уровень развития знаний о животных |
1 |
Олег |
4 |
н |
2 |
Арина |
8 |
с |
3 |
Данил |
8 |
с |
4 |
Илья |
3 |
н |
5 |
Полина |
8 |
с |
6 |
Азамат |
5 |
н |
7 |
Руслан |
8 |
с |
8 |
Эдик |
8 |
с |
9 |
Ирина |
5 |
н |
10 |
Лиза |
8 |
с |
высокий |
средний |
низкий |
0 |
60 |
40 |
Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что развитие представлений о животных у 40% детей в группе находится на низком уровне. Эти дети часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам. Не аргументируют свой выбор. Не соотносят представителей фауны со средой обитания. Затрудняются назвать характерные признаки. На поставленные вопросы отвечать затрудняются, а если и отвечают, то в основном неверно. Не проявляют интереса и не выражают свое отношение к животным, птицам и насекомым.