Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 10:17, курсовая работа
Цель работы – выявить эффективность использования метода дискуссии для формирования коммуникативных навыков на уроках английского языка.
Для реализации поставленной цели будут решены следующие задачи:
Рассмотрение общего представления о дискуссии;
Рассмотрение понятия о коммуникативных навыках;
Выявление особенностей применения метода дискуссии на старшем этапе обучения;
Формулирование методических рекомендаций по учету особенностей использования метода дискуссии в учебно- воспитательной работе.
Введение 3
Глава 1. Дискуссия как форма речевой деятельности. 6
1.1 Понятие и виды дискуссии. 6
1.2 Дискуссия как метод формирования коммуникативных навыков. 12
Выводы по первой главе 15
Глава 2. Включение в урок метода дискуссии для развития речевых способностей. 16
2.1 Планирование урока-дискуссии в старших классах. 16
2.2 Рекомендации учителям по ведению дискуссии на уроках английского языка 22
Выводы по второй главе 27
Заключение 28
Список использованной литературы 29
Проанализировав материал, представленный во второй главе, можно заключить, что: дискуссия является довольно-таки сложным процессом, требующим от преподавателя повышенного внимания, но его эффективность как метода для формирования коммуникативных навыков оправдывает те усилия, которые преподавателю нужно приложить для его проведения.
Урок-дискуссия содержит следующие компоненты: введение, основная часть, заключение. Кроме того, целесообразно вводить дополнительные уроки до проведения дискуссии, если ребята ещё не знакомы с этим видом речевой деятельности, и ознакомить их с необходимыми правилами. Преподаватель так же должен учитывать многие психологически и социальные факторы как для обеспечения активности и интереса участников дискуссии, так и для поддержания порядка. Ему нужно с должным вниманием отнестись к теме дискуссии, к выбранным для употребления языковых клише и к вокабуляру в целом. Если все организационные моменты учтены, тогда учащиеся получают отличную возможность практиковать свои навыки в говорении и аудировании, учатся правильно высказывать свою мысль на иностранном языке, погружаются в атмосферу настоящей языковой ситуации, когда они могут говорить и мыслить спонтанно, как это бывает в реальной жизни. Таким образом, дискуссия – отличный метод для развития навыков говорения и общения, который может быть осуществлен на уроках по иностранному языку.
Подводя итоги данной работы, мы пришли к следующим выводам.
Изучение теоретических материалов и
анализ специальной литературы, посвящённых
проблеме использования дискуссии на
уроках иностранного языка для развития
коммуникативных навыков показало, что,
хотя в последнее время ведётся активная
исследовательская работа в этой области,
еще нет единого мнения по поводу его практического
осуществления и проблема продолжает
оставаться актуальной, требуя особенного
и усиленного внимания со стороны современных
методистов.
Анализ использования метода проблемного обучения и дискуссии для обучения старшеклассников не только целесообразно, но и необходимо, т. к. этот вид речевой деятельности обеспечивает приобретение тех умений и навыков, которые действительно помогут ученикам высказывать свою точку зрения на английском языке, внимательно слушать мнение других людей, выявлять проблемные моменты в различных темах как во время урока, так и за его рамками..
На основании работы можно сказать, что гипотеза была подтверждена – дискуссия как метод проведения урока действительно развивает коммуникативные навыки школьников. Такой вывод можно сделать, основываясь на том, что объектом произвольного внимания является не языковая форма, а определение мысли, темы, главных фактов, использование полученной информации в реальных ситуациях. На наш взгляд, обучение естественному, современному иностранному языку возможно лишь при условии использования ситуаций, когда человек может выразить свою мысль на этом языке, когда он способен понять ту главную идею, которую хотят донести до него другие люди. Чтобы учащиеся говорили на иностранном языке, необходимо создать им условия для развития спонтанной речи, естественную ситуацию общения, поэтому дискуссия в преподавании иностранного языка может внести свой вклад в расширение коммуникативной компетенции ученика.
Методика формирования навыка говорения через развитие умений высказывать и аргументировать собственное мнение, выражать согласие или несогласие (или умений вести дискуссию) с использованием ranking exercise.
Цель: формирование навыка говорения.
Дидактическое обеспечение: раздаточный материал с заданием, демонстрационный материал с языковыми формулами (необходимыми для ведения дискуссии).
Время выполнения: 20-25 минут еженедельно в течение двух месяцев.
Форма занятий: индивидуальная, парная, групповая.
Инструкция:
Важные дополнения:
Выводы и рекомендации:
Методика формирования навыков использования различных типов вопросов.
Цель: отработка умений и навыков использования различных типов вопросов в получении и передачи информации.
Дидактическое обеспечение: опорная таблица по видовременным формам английского глагола, карточки с упражнениями по данному типу вопросов.
Время выполнения: 20 минут еженедельно в течение двух месяцев.
Форма занятий: индивидуальная, групповая.
Возрастная группа: учащиеся 10-11 класса
Инструкция:
Важные дополнения:
Выводы и рекомендации:
Урок английского языка в старших классах.
Тема: "A Job for Life"
Цель урока: обобщение и систематизация умений и навыков на основе монологических и диалогических высказываний по теме в форме дискуссии.
Развивающий аспект: развитие воображения, умения высказывать свою точку зрения, личное отношение к поставленной проблеме; умения аргументировать свое высказывание, определить и сформулировать собственные пути решения проблемы.
Воспитательный аспект: воспитание толерантного отношения учащихся друг к другу, способности к сотрудничеству и умению общаться.
Пособия: диаграммы, таблицы, компьютерные презентации, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
I. Greeting. Warm-up
1. Saying compliments
T: Hello, everybody. The subject of our lesson today is “A Job for Life”. We are going to have a lesson-discussion, a business game where various jobs will be discussed. You know that people must be tolerant to each other, so let’s start with saying compliments.
(Учащиеся передают друг другу небольшой глобус и говорят комплименты)
e.g. P1: You look wonderful today!
P2: Thanks, you are very kind. Jane, your smile is so charming!
P3: Thanks a lot. I’m pleased to hear that. You have very beautiful eyes!
P4: You look pretty!
P5: I like your hairstyle!
P6: Your dress is wonderful and very fashionable!
P7: You have a very kind face!
2. “Hot chair” game
T: What should we take into consideration while choosing a profession?
Is character important? I think, yes. We’ll play a psychological game which is called “a hot chair”.
The game is simple. One of you will sit down on the chair, the others
will speak honestly about his(her) traits of character. Then our psychologist
(name) will give her comments.
P1. Sits down on the “hot chair”
Pupils speak in turn. E.g. I think you are (communicative and sociable)
In my opinion you are (generous and amiable)
I am sorry to say, but you are (a bit lazy, you should be more hard-working)
You are …, but sometimes you are …etc
active |
friendly |
loyal |
sincere |
(После того, как учащиеся высказались по поводу характера своего одноклассника, ученик, выступающий в роли психолога, дает совет о том, какую профессию следует выбрать учащемуся).
Psychologist: I would advise you to become a … because you are…
If you like a job which involves offering a service to other people
you are supposed to choose (you will be probably choose, you are likely
to choose) the general service category (practical, nature, scientific,
outdoor active, computational, social, artistic).
P1. I think I have an aptitude for working with figures and solving mathematical problems and I am interested in knowing how and why things work. So I think I can work in a scientific or computational field.
Ps: I strongly advise you to become a doctor.
P2: I'm afraid I can't. I wouldn' t like to work with people.
Ps: Would you like to go to University?
P3: I'd love to .But I'm not quite sure what course to take.
Ps: Perhaps you could take up a profession of a driver?
P4: I like working with machines. – Of course, very often, but I haven't decided yet.
Ps: It might be a good idea to try yourself in a profession of a teacher.
P5: I'm afraid that's not my line. I'm thinking of becoming a photographer.
II. Speech skills (Презентация)
l. Ha доске даются основные понятия данной темы.
A job, A profession, An occupation, A career
Учащиеся дают определение каждому из понятий.
A job – is the work that a person does regularly in order to earn money.
A profession – is a job that requires special training, often a university education and brings a rather high social status.
An occupation – is a job or profession.
A career – is the series of jobs that a person does in his or her life usually in one and the same field.
2. Беседа в режиме Т – Р1, Р2.... с использованием тематической лексики
Вопросы для беседы:
- Where can people look for a job? (Exchange, market)
- What kind of jobs can people have? (Full-time, part-time, regular, odd jobs)
- What prospects can jobs offer? (Earn money, be job satisfied, friendly atmosphere, good conditions, training, travel)