Использование дискуссии на уроках иностранного языка как средства развития умения говорения в старших классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 10:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – выявить эффективность использования метода дискуссии для формирования коммуникативных навыков на уроках английского языка.
Для реализации поставленной цели будут решены следующие задачи:
Рассмотрение общего представления о дискуссии;
Рассмотрение понятия о коммуникативных навыках;
Выявление особенностей применения метода дискуссии на старшем этапе обучения;
Формулирование методических рекомендаций по учету особенностей использования метода дискуссии в учебно- воспитательной работе.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Дискуссия как форма речевой деятельности. 6
1.1 Понятие и виды дискуссии. 6
1.2 Дискуссия как метод формирования коммуникативных навыков. 12
Выводы по первой главе 15
Глава 2. Включение в урок метода дискуссии для развития речевых способностей. 16
2.1 Планирование урока-дискуссии в старших классах. 16
2.2 Рекомендации учителям по ведению дискуссии на уроках английского языка 22
Выводы по второй главе 27
Заключение 28
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa.doc

— 285.00 Кб (Скачать)

 

Выводы по второй главе

Проанализировав материал, представленный во второй главе, можно заключить, что: дискуссия является довольно-таки сложным процессом, требующим от преподавателя повышенного внимания,  но его эффективность как метода для формирования коммуникативных навыков оправдывает те усилия, которые преподавателю нужно приложить для его проведения.

Урок-дискуссия содержит следующие компоненты: введение, основная часть, заключение. Кроме того, целесообразно вводить дополнительные уроки до проведения дискуссии, если ребята ещё не знакомы с этим видом речевой деятельности, и ознакомить их с необходимыми правилами. Преподаватель так же должен учитывать многие психологически и социальные факторы как для обеспечения активности  и интереса участников дискуссии, так и для поддержания порядка. Ему нужно с должным вниманием отнестись к теме дискуссии, к выбранным для употребления языковых клише и к вокабуляру в целом. Если все организационные  моменты учтены, тогда учащиеся получают отличную возможность практиковать свои навыки в говорении и аудировании, учатся правильно высказывать свою мысль на иностранном языке, погружаются в атмосферу настоящей языковой ситуации, когда они могут говорить и мыслить спонтанно, как это бывает в реальной жизни. Таким образом, дискуссия – отличный метод для развития навыков говорения и общения, который может быть осуществлен на уроках по иностранному языку.

 

Заключение

Подводя итоги данной работы, мы пришли к следующим выводам. 
Изучение теоретических материалов и анализ специальной литературы, посвящённых проблеме использования дискуссии на уроках иностранного языка для развития коммуникативных навыков показало, что, хотя в последнее время ведётся активная исследовательская работа в этой области, еще нет единого мнения по поводу его практического осуществления и проблема продолжает оставаться актуальной, требуя особенного и усиленного внимания со стороны современных методистов. 

Анализ использования метода проблемного обучения и дискуссии для обучения старшеклассников  не только целесообразно, но и необходимо, т. к. этот вид речевой деятельности обеспечивает приобретение тех умений и навыков, которые действительно помогут ученикам  высказывать свою точку зрения на английском языке, внимательно слушать мнение других людей, выявлять проблемные моменты в различных темах  как во время урока, так и за его рамками..

На основании работы можно сказать, что гипотеза была подтверждена – дискуссия как метод проведения урока действительно развивает коммуникативные навыки школьников. Такой вывод можно сделать, основываясь на том, что объектом произвольного внимания является не языковая форма, а определение мысли, темы, главных фактов, использование полученной информации в реальных ситуациях. На наш взгляд, обучение естественному, современному иностранному языку возможно лишь при условии использования ситуаций, когда человек может выразить свою мысль на этом языке, когда он способен понять ту главную идею, которую хотят донести до него другие люди. Чтобы учащиеся говорили на иностранном языке, необходимо создать им условия для развития спонтанной речи, естественную ситуацию общения, поэтому дискуссия в преподавании иностранного языка может внести свой вклад в расширение коммуникативной компетенции ученика.

 

Список использованной литературы:

  1. Громушкина, А. Первое сентября. – Москва: Издательский центр «Первое Сентября», 2013. – 42 с.
  2. Жукова, Т.В. Дискуссия как форма преподавания общественных дисциплин в вузе // Организация УД: проблемы и перспективы. Доклады всероссийской научной конференции. – Наб. Челны, 1997. – 221 с.
  3. Заремская, С.И., Слободчиков, А.А. Развитие инициативной речи учащихся: (На материале английского языка). Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1983. – 127 с.
  4. Зинченко, Я.Р. Методология исследований политического дисукрса: актуальные проблемы содержательного анализа общественно-политических текстов / Выпуск 5 под общей редакцией И.Ф. Ухвановой-Шмыговой. – Минск: Издательский Центр БГУ, 2008. – 251 с.
  5. Игнатова, Т.И. Английский язык. Интенсивный курс. – М.: Высшая школа, 1987. – 213 с.
  6. Иосифов Н.Ю., Практический курс для интенсивного изучения английского языка. – М.: Тропа, 1991. – 131 с.
  7. Коваленко, Л.И. Пособие по развитию навыков английской устной и письменной речи./ Л.И. Коваленко, О.А. Нехай, В.А. Сорокина. - Минск: Вышейшая школа, 1983. – 202 с.
  8. Колкер, Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку: Учебное пособие для студентов филологического факультета высших педагогических учебных заведений./ Я.М.Колкер, Е.С.Устинова, Т.М. Еналиева. – М.: изд. центр «Академия», 2004. – 264 с.
  9. Конышева, А.В. Современные методы обучения английскому языку / 3е изд. – Мн.: ТетраСистемс, 2005. – 176 с.
  10. Павлоцкий, В.М. READ.LEARN.DISCUSS.: пособие по английскому языку. – СПб.: Агентство ИГРЕК, 1995. – 156 с.
  11. Пароятникова, А.Д. Английский язык для гуманитарных факультетов университетов./ М.Ю. Полевая, А.Д. Пароятникова. - М.: Высшая школа, 1990. – 189 с.
  12. Поляков, О.Г. Английский язык для специальных целей: теория и практика: учебное пособие. – М.: НВИ-ТЕЗАРУС, 2003. – 188 с.
  13. Синявская, Е.В. Английский язык в ситуациях общения./ Т.Ю. Полякова, Л.А. Гальперина, Е.С. Улановская.  - М.: Высшая школа, 1990. – 205 с.
  14. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов педагогических вузов и учителей. – М.: Просвещение, 2003, - 239 с.
  15. Угляренко, Н.В. Методическое пособие преподавателя по развитию навыков аудирования и устной речи. – Киев: Вища школа. Издательство при Киевском университете, 1980. – 32 с.
  16. Ханникова, Л.Н. Интенсивный курс английской разговорной речи. – М.: Соваминко, 1991. – 160с.
  17. Шадурский, В.Г. Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам. – Минск: Издательский центр БГУ, 2011. — 191 с.
  18. Шаргородская, Е.И. Школьное образование./Е.И. Шаргородская, М.А. Боровик. - Л.: Просвещение, 1975. – 314 с.

 

Приложение 1.

Методика формирования навыка говорения через развитие умений высказывать и аргументировать собственное мнение, выражать согласие или несогласие (или умений вести дискуссию) с использованием ranking exercise.

Цель: формирование навыка говорения.

Дидактическое обеспечение: раздаточный материал с заданием, демонстрационный материал с языковыми формулами (необходимыми для ведения дискуссии).

Время выполнения: 20-25 минут еженедельно в течение двух месяцев.

Форма занятий: индивидуальная, парная, групповая.

Инструкция:

  1. Учитель предлагает учащимся коммуникативную задачу (2 мин).
  2. Индивидуально учащийся знакомятся с раздаточным материалом и принимает собственное решение (4 мин).
  3. Учитель предлагает обсудить принятые решения в парах, акцентируя внимание учащихся на речевые клише (демонстрационный материал), например, I think …, Let me see …, I don’t agree …(6 мин).
  4. Принятое в паре решение обсуждается в классе и по возможности вся группа должна прийти к общему мнению (8 мин).

Важные дополнения:

  1. Для стимулирования обсуждения учащимся предлагается задание, в котором необходимо расположить определенные элементы в порядке их значимости или согласно личным предпочтениям говорящего (ranking exercise). Принятие решения при этом будет базироваться либо на системе ценностей учащегося («Хороший учитель», «Престижная профессия») либо на его энциклопедических знаниях и умениях логически мыслить («Необитаемый остров»).
  2. Предлагаемые задания позволяют отрабатывать речевые клише, используемые носителями английского языка, для выражения согласия или несогласия, высказывания и аргументирования собственного мнения.

Выводы и рекомендации:

  1. Данная методика является результативной
  2. Наиболее высокий результат достигается при условии точного выполнения инструкции
  3. Достижение результатов реально при минимальных временных затратах, что исключает перегрузку учащихся.
  4. Возможна организация разновозрастных групп.

 

Приложение 2.

Методика формирования навыков использования различных типов вопросов.

Цель: отработка умений и навыков использования различных типов вопросов в получении и передачи информации.

Дидактическое обеспечение: опорная таблица по видовременным формам английского глагола, карточки с упражнениями по данному типу вопросов.

Время выполнения: 20 минут еженедельно в течение двух месяцев.

Форма занятий: индивидуальная, групповая.

Возрастная группа: учащиеся 10-11 класса

Инструкция:

  1. Учащийся получает модель построения данного типа вопроса.
  2. Учащимся раздаются карточки с предложениями, к которым они должны задать вопросы по данной схеме.
  3. Учащимся предлагается составить диалог, в котором необходимо использовать данный тип вопроса.

Важные дополнения:

  1. На занятиях учитель меняет тип вопроса, который необходимо отработать.
  2. По мере отработки различных вопросов растет степень трудности заданий.

Выводы и рекомендации:

  1. Данная методика является результативной.
  2. Наиболее высокий результат достигается при условии точного выполнения инструкции.
  3. Достижение результатов реально при минимальных временных затратах, что исключает перегрузку учащихся.
  4. Возможна организация разновозрастных групп.

Приложение 3.

Урок английского языка в старших классах.

Тема: "A Job for Life"

Цель урока: обобщение и систематизация умений и навыков на основе монологических и диалогических высказываний по теме в форме дискуссии.

Развивающий аспект: развитие воображения, умения высказывать свою точку зрения, личное отношение к поставленной проблеме; умения аргументировать свое высказывание, определить и сформулировать собственные пути решения проблемы.

Воспитательный аспект: воспитание толерантного отношения учащихся друг к другу, способности к сотрудничеству и умению общаться.

Пособия: диаграммы, таблицы, компьютерные презентации, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

I. Greeting. Warm-up

1. Saying compliments

T: Hello, everybody. The subject of our lesson today is “A Job for Life”. We are going to have a lesson-discussion, a business game where various jobs will be discussed. You know that people must be tolerant to each other, so let’s start with saying compliments.

(Учащиеся передают друг другу небольшой глобус и говорят комплименты)

e.g. P1:  You look wonderful today!

P2:  Thanks, you are very kind. Jane, your smile is so charming!

P3:  Thanks a lot. I’m pleased to hear that. You have very beautiful eyes!

P4:  You look pretty!

P5:  I like your hairstyle!

P6: Your dress is wonderful and very fashionable!

P7:  You have a very kind face!

2. “Hot chair” game

T: What should we take into consideration while choosing a profession?  
Is character important? I think, yes.  We’ll play a psychological game which is called “a hot chair”. The game is simple. One of you will sit down on the chair, the others will speak honestly about his(her) traits of character. Then our psychologist (name) will give her comments.

P1. Sits down on the “hot chair”

Pupils speak in turn. E.g. I think you are (communicative and sociable)

In my opinion you are (generous and amiable)

I am sorry to say, but you are (a bit lazy, you should be more hard-working)

You are …, but sometimes you are …etc

active 
calm 
capable 
careful 
charming 
cheerful  
clever  
efficient 
independent, 
naughty 
warm 
caring 
easy-going

friendly 
good-humored 
hard-working 
helpful 
intelligent 
interesting 
kind 
lively 
talkative 
funny 
 loving 
hospitable 
reliable

loyal 
open-minded 
nice 
patient 
polite 
practical 
punctual  
serious 
responsible 
rude 
close 
getting  along well 
enthusiastic  

sincere 
sympathetic 
tactful 
trustworthy 
wise  
witty 
unselfish 
generous 
 creative 
shy 
conservative 
polite 
generous


(После того, как учащиеся высказались по поводу характера своего одноклассника, ученик, выступающий в роли психолога, дает совет о том, какую профессию следует выбрать учащемуся).

Psychologist: I would advise you to become a … because you are… 
If you like a job which involves offering a service to other people you are supposed to choose (you will be probably choose, you are likely to choose) the general service category (practical, nature, scientific, outdoor active, computational, social, artistic).

P1. I think I have an aptitude for working with figures and solving mathematical problems and I am interested in knowing how and why things work. So I think I can work in a scientific or computational field.

Ps: I strongly advise you to become a doctor. 

P2: I'm afraid I can't. I wouldn' t like to work with people.

Ps: Would you like to go to University? 

P3: I'd love to .But I'm not quite sure what course to take. 

Ps: Perhaps you could take up a profession of a driver? 

P4: I like working with machines.  – Of course, very often, but I haven't decided yet. 

Ps: It might be a good idea to try yourself in a profession of a teacher.

P5: I'm afraid that's not my line. I'm thinking of becoming a photographer.

II. Speech skills (Презентация)

l. Ha доске даются основные понятия данной темы.

A job, A profession,  An occupation, A career

Учащиеся дают определение каждому из понятий.

A job – is the work that a person does regularly in order to earn money.

A profession – is a job that requires special training, often a university education and brings a rather high social status. 

An occupation – is a job or profession.

A career – is the series of jobs that a person does in his or her life usually in one and the same field.

2. Беседа в режиме Т – Р1, Р2.... с использованием тематической лексики

Вопросы для беседы:

- Where can people look for a job? (Exchange, market)

- What kind of jobs can people have? (Full-time, part-time, regular, odd jobs)

- What prospects can jobs offer? (Earn money, be job satisfied, friendly atmosphere, good conditions, training, travel)

Информация о работе Использование дискуссии на уроках иностранного языка как средства развития умения говорения в старших классах