Использование дискуссии на уроках иностранного языка как средства развития умения говорения в старших классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 10:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – выявить эффективность использования метода дискуссии для формирования коммуникативных навыков на уроках английского языка.
Для реализации поставленной цели будут решены следующие задачи:
Рассмотрение общего представления о дискуссии;
Рассмотрение понятия о коммуникативных навыках;
Выявление особенностей применения метода дискуссии на старшем этапе обучения;
Формулирование методических рекомендаций по учету особенностей использования метода дискуссии в учебно- воспитательной работе.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Дискуссия как форма речевой деятельности. 6
1.1 Понятие и виды дискуссии. 6
1.2 Дискуссия как метод формирования коммуникативных навыков. 12
Выводы по первой главе 15
Глава 2. Включение в урок метода дискуссии для развития речевых способностей. 16
2.1 Планирование урока-дискуссии в старших классах. 16
2.2 Рекомендации учителям по ведению дискуссии на уроках английского языка 22
Выводы по второй главе 27
Заключение 28
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa.doc

— 285.00 Кб (Скачать)

Приёмы введения в дискуссию

  • Изложение проблемы посредством описания конкретного случая, анализа нравственных проблемных ситуаций. Лучший материал — ситуации, взятые из художественных произведений, фильмов, публицистики, а также жизненные ситуации, аналогичные тем, которые возникают в практической деятельности, межличностном взаимодействии самих детей, ситуации из их жизни (с вымышленными героями).
  • Демонстрация кинофильма или сюжета.
  • Инсценировка, ролевое проигрывание какого-либо эпизода.
  • Приглашение и представление экспертов (люди, осведомлённые в теме обсуждения).
  • Использование значимых (сенсационных) новостей.
  • Стимулирующие вопросы (типа «What?», «How?», «Why?», «What would change?», «What would happen if...?»).
  • Альтернативный выбор. Участникам предлагается самостоятельно сделать выбор из нескольких предложенных ведущим.

Также существует прием «коммуникация с подстраховкой», например, коммуникативная подстановочная таблица [15, с. 32]:

It’s difficult to be

One shouldn’t be

It’s natural to be

One can (can’t) be

A teacher should be

surprised at

content with

indifferent to

pleased with

accustomed to

 

 

    being

laughed at

ignored

told lies

treated like a child

ordered about


Подобные таблицы могут применяться для создания речевых конструкций, что порой облегчает для учеников задачу выразить свою мысль.

Или же другая таблица, с помощью которой дети могут научиться выражать причинно-следственные связи.

-I believe going to parties is a waste of time

-Few people are good listeners

-I am rather disappointed

 

because

that’s why

so

my views on life are often misunderstood.

you can seldom enjoy intellectual talk at parties.

there’s so much to do at home


Практика показывает, что в таблицы укладывается множество грамматических явлений, которые можно с лёгкостью использовать для устного выражения мысли. Например, структура see/hear sb do sth может быть предложена для отработки в чисто формальной таблице:

I

We

They

saw

heard

made

 

the

Boy

Guests

Old woman

take off their coats

go upstairs

come into the room


Но можно предложить и иную таблицу, которая стимулировала бы выражение собственных мыслей:

I’m glad

It’s a pity

It’s strange

It’s natural

 

we

I

never

seldom

sometimes

often

 

hear

see

girls smoke cigarettes

young people sing folk songs

teacher shout at their pupils

men give flowers to women


При работе с этой таблицей учащийся принимает двойное смысловое решение: о частотности упоминаемых фактов и об их желательности или естественности. Эта таблица предлагает речевую задачу и тем самым облегчает переход к речевой практике.

Примеры установок, заданий на формирование ответной реакции в учениках для подготовки их к уроку-дискуссии [6, с. 22]:

  1. Работая в парах, ученики задают друг другу различные вопросы. Задача состоит в том, чтобы не использовать в ответах слова «Да» или «Нет», а отвечать полными предложениями.
  2. На основе прочитанного или прослушанного текста составить верные, ложные и спорные высказывания. Обсудить их в парах или в группах и выбрать самые интересные комментарии к утверждениям.
  3. Составить диалог на заданную тему по схеме:

Ученик 1

Ученик 2

Мнение

Уточняющий вопрос

Разъяснение

Сомнение

Уверенность, аргумент

Несогласие, контраргумент

Предложение

Переспрос

Повторное предложение с убеждением

Согласие


  1. Написать 3 предложения с использованием таблицы:

Some foods

A dog bite

Burns

can

may

cause

result in

lead to

bad teeth

rabies

death


Для того, чтобы во время дискуссии поддерживать и стимулировать активность учащихся и объективно оценить участие каждого из них в работе, учитель может использовать различные способы поощрения. Например, во время урока ученики могут зарабатывать баллы (карточки различного цвета) как за ответы, так и заданные вопросы, использование лексики, употребление коммуникативных клише и так далее. В конце урока баллы суммируются и выставляется оценка.

Как правило, при оценивании умения ученика вести дискуссию высший бал получает тот, кто демонстрирует:

- грамотную аргументацию своей  позиции;

- умение передавать и запрашивать  информацию различными способами;

- разнообразие речевых формул;

-толерантность;

- готовность к совместному решению  возникающих проблем;

- готовность идти на разумный  компромисс;

2.2 Рекомендации учителям  по ведению дискуссии на уроках  английского языка

Как уже было сказано, позиция преподавателя в дискуссии чрезвычайно сложна: он должен поддерживать остроту выступлений участников, учить логично отстаивать свою точку зрения и прислушиваться к мнению других. Поэтому преподавателю зачастую бывает нелегко быстро сориентироваться в таком методе работы. Для того, чтобы дискуссии на уроках являлись эффективным методом коммуникации и изучения языка, необходимо учитывать следующие моменты.

Для учеников наивысшую степень трудности представляет выражение мыслей и чувств средствами неродного языка. Здесь говорящий должен владеть не только синтаксико-морфологическим строем языка, но и сложной системой сочетаемости слов. Говорящий следит за тем, что его речь должна быть непрерывной, иметь последовательность изложения, ясность оформления мыслей, богатство языковых средств. Кроме того, речь должна быть правильной и не иметь слов-паразитов. Чтобы устная речь соответствовала перечисленным требованиям, нужно обеспечить тренировку в употреблении лексики по теме, речевых клише, научить выстраивать своё высказывание по определённой схеме [8, с. 145].

При обучении неподготовленной речи необходимо учить комбинационно-неподготовленной речи, экспромтности, спонтанности. Учащихся надо побуждать говорить используя уже усвоенные или только предварительно объясненные, но еще неусвоенные иноязычные слова и грамматические конструкции.

Обучающиеся иностранному языку не должны бояться ошибок в речи – лучше начать говорить с ошибками с тем, чтобы впоследствии их исправить, чем вообще не говорить.

Навык устной речи на иностранном языке развивается лишь в том случае, если осуществляется постоянная практика говорения.

Некоторыми рекомендациями для того, чтобы сделать выступление более совершенным, могут являться [11, с. 124].

- коррекция высказывания путем  переформулирования или переструктурирования;

- совместное завершение неполных  высказываний;

- объяснение отдельных незнакомых  слов или выражений;

- употребление комментирующих  и эмоционально-оценочных восклицаний;

- сознательное замедление темпа  говорения;

- использование невербальных средств общения, таких как мимика, жесты, демонстрация и др.

При подготовке к организуемой  на уроке дискуссии, целесообразно составление вокабулярной карты (vocabulary mapping) и постоянное ее расширение в ходе работы над темой, выделя тематически важную лексику, связанную с предметом общения, субъектами, вовлеченными в деятельность в рамках темы, видами и местом деятельности.

При организации дискуссии нельзя забывать о правилах ее ведения и правилах поведения в процессе общения.

  1. Выступления должны проходить организованно, каждый участник может выступать только с разрешения ведущего, повторные выступления могут быть только отсроченными, недопустима перепалка между участниками.
  2. Каждое высказывание должно быть подкреплено фактами.
  3. В обсуждении следует предоставить каждому участнику возможность высказаться.
  4. Каждое высказывание, позиция должны быть рассмотрены.
  5. В ходе обсуждения недопустимо «переходить на личности», навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания.

Тема учебной дискуссии должна быть спорной, неоднозначной, должна содействовать активному вовлечению студентов в диалог, в обсуждение. При этом ученики должны иметь определенные знания по теме. Без знаний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной, неточной. Тема должна соответствовать дидактическим и воспитательным задачам. Например, при проведении занятий по обучению языку, можно предложить темы: «Роль литературного языка в современном мире», «Культура речи. Проблема ответственности личности за культуру речи», «Публичное выступление. Искусство и умение»

Одной из целей проведения дискуссии является обучение ребят высказывать свою точку зрения спокойно, в дружелюбной манере. Участники дискуссии должны суметь привести аргументы «за» и «против» обсуждаемой идеи и иногда постараться убедить других участников.

Время выступления каждого участника ограничено, это значит, что ученики должны уметь четко формулировать свою мысль и выражать ее лаконично.

В плане подготовки учащихся к ведению дискуссии могут быть предложены следующие виды работы:

  1. Ответы на дискуссионные вопросы;
  2. Аргументированные ответы на вопросы;
  3. Высказывание по поводу серии дискуссионных вопросов;
  4. Выбор одного из контрастирующих подходов к проблеме.

В нашей практике иногда применяется метод так называемого «провоцирования», когда в целях оживления дискуссии преподаватель высказывает точку зрения, явно противоречащую мнению большинства участников дискуссии.

Иногда возникает необходимость прервать дискуссию, чтобы дать участникам возможность продумать до конца ряд вопросов.

Приёмы, стимулирующие активность участников,  
повышающие эффективность группового обсуждения[14, с. 148]:

  • Вопросы, побуждающие школьника к углублению мысли. Как ты пришёл к такому ответу? Как можно показать, что это верно? И т.д.
  • Предостережение от чрезмерных обобщений, чтобы сделать обсуждение более содержательным, не уйти от темы. Когда это будет верно? При каких условиях наиболее выражено? Где и в каких ситуациях это чаще всего происходит? И т.д.
  • Уточняющие вопросы стимулируют чётче высказывать мысль, аргументировать её. Ты сказал, что это лучше. Чем лучше? В чём именно это проявляется? Что ты имеешь в виду, когда говоришь...? И т.д.
  • Парафраз – повторение высказывания с новой интонацией. Стимулирует переосмысление сказанного, развитие мысли.
  • Редакция – повторение наиболее значимой, с позиции ведущего, части высказывания. Позволяет направить обсуждение в нужное русло, держаться темы.
  • Информативное, краткое высказывание ведущего (образ, реплика, похвала, поддержка и т.д.) помогает вести обсуждение, вносящее новую информационную струю, побуждающее к дальнейшей работе.
  • Демонстрация непонимания побуждает участников повторить, уточнить суждение. Я не совсем понимаю, что вы имеете в виду. Уточните, пожалуйста и т.д.
  • «Сомнение» позволяет отсеивать слабые и непродуманные высказывания. Так ли это? Это всё? Вы уверены в вашем тезисе? И т.д.
  • «Проблематизация» – требование объяснить, обосновать, доказать высказанные суждения. Повышает продуктивность, осознанность и основательность высказываний. Обоснуйте ваше высказывание. Объясните, почему это так. Что это значит?
  • «Альтернатива». Ведущий предлагает и обосновывает тезис, утверждение, противоположный высказанному, акцентирует внимание на иной точке зрения, противоположном подходе. Приём тренирует навыки разностороннего рассмотрения вопроса, активизирует мыследеятельность школьников.
  • «Доведение до абсурда». Ведущий соглашается с высказанным утверждением, а затем доводит его до абсурда.
  • «Нет-стратегия», или «отрицание» всех высказываний участников. Ведущий говорит «нет», не утруждая себя доказательствами. Нет, это не так. Такого не бывает. Этого не может быть.
  • На вступительном этапе можно ввести специальную роль «судьи», который будет следить за поведением участников дискуссии, за соблюдением ими правил (если они обсуждались и приняты). У него будет право наказывать участников – «предупреждение», лишение слова на какое-то время и т.д.
  • Вопрос к группе. В ходе дискуссии один из участников задаёт вопрос ведущему. Последний может обратиться с этим вопросом к группе (вопрос-эстафета) или к самому этому участнику (вопрос-эхо).
  • Резюмирование. По мере того как обсуждение отдельных пунктов завершается, ведущий должен подвести некоторый итог сказанному, при необходимости обратить внимание на спорные моменты. Цель его не в том, чтобы привести всех к единому мнению, а лишь в том, чтобы подвести итог сказанному.

Информация о работе Использование дискуссии на уроках иностранного языка как средства развития умения говорения в старших классах