Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 10:17, курсовая работа
Цель работы – выявить эффективность использования метода дискуссии для формирования коммуникативных навыков на уроках английского языка.
Для реализации поставленной цели будут решены следующие задачи:
Рассмотрение общего представления о дискуссии;
Рассмотрение понятия о коммуникативных навыках;
Выявление особенностей применения метода дискуссии на старшем этапе обучения;
Формулирование методических рекомендаций по учету особенностей использования метода дискуссии в учебно- воспитательной работе.
Введение 3
Глава 1. Дискуссия как форма речевой деятельности. 6
1.1 Понятие и виды дискуссии. 6
1.2 Дискуссия как метод формирования коммуникативных навыков. 12
Выводы по первой главе 15
Глава 2. Включение в урок метода дискуссии для развития речевых способностей. 16
2.1 Планирование урока-дискуссии в старших классах. 16
2.2 Рекомендации учителям по ведению дискуссии на уроках английского языка 22
Выводы по второй главе 27
Заключение 28
Список использованной литературы 29
Приёмы введения в дискуссию
Также существует прием «коммуникация с подстраховкой», например, коммуникативная подстановочная таблица [15, с. 32]:
It’s difficult to be One shouldn’t be It’s natural to be One can (can’t) be A teacher should be |
surprised at content with indifferent to pleased with accustomed to |
being |
laughed at ignored told lies treated like a child ordered about |
Подобные таблицы могут применяться для создания речевых конструкций, что порой облегчает для учеников задачу выразить свою мысль.
Или же другая таблица, с помощью которой дети могут научиться выражать причинно-следственные связи.
-I believe going to parties is a waste of time -Few people are good listeners -I am rather disappointed |
because that’s why so |
my views on life are often misunderstood. you can seldom enjoy intellectual talk at parties. there’s so much to do at home |
Практика показывает, что в таблицы укладывается множество грамматических явлений, которые можно с лёгкостью использовать для устного выражения мысли. Например, структура see/hear sb do sth может быть предложена для отработки в чисто формальной таблице:
I We They |
saw heard made |
the |
Boy Guests Old woman |
take off their coats go upstairs come into the room |
Но можно предложить и иную таблицу, которая стимулировала бы выражение собственных мыслей:
I’m glad It’s a pity It’s strange It’s natural |
we I |
never seldom sometimes often |
hear see |
girls smoke cigarettes young people sing folk songs teacher shout at their pupils men give flowers to women |
При работе с этой таблицей учащийся принимает двойное смысловое решение: о частотности упоминаемых фактов и об их желательности или естественности. Эта таблица предлагает речевую задачу и тем самым облегчает переход к речевой практике.
Примеры установок, заданий на формирование ответной реакции в учениках для подготовки их к уроку-дискуссии [6, с. 22]:
Ученик 1 |
Ученик 2 |
Мнение |
Уточняющий вопрос |
Разъяснение |
Сомнение |
Уверенность, аргумент |
Несогласие, контраргумент |
Предложение |
Переспрос |
Повторное предложение с убеждением |
Согласие |
Some foods A dog bite Burns |
can may |
cause result in lead to |
bad teeth rabies death |
Для того, чтобы во время дискуссии поддерживать и стимулировать активность учащихся и объективно оценить участие каждого из них в работе, учитель может использовать различные способы поощрения. Например, во время урока ученики могут зарабатывать баллы (карточки различного цвета) как за ответы, так и заданные вопросы, использование лексики, употребление коммуникативных клише и так далее. В конце урока баллы суммируются и выставляется оценка.
Как правило, при оценивании умения ученика вести дискуссию высший бал получает тот, кто демонстрирует:
- грамотную аргументацию своей позиции;
- умение передавать и
- разнообразие речевых формул;
-толерантность;
- готовность к совместному
- готовность идти на разумный компромисс;
Как уже было сказано, позиция преподавателя в дискуссии чрезвычайно сложна: он должен поддерживать остроту выступлений участников, учить логично отстаивать свою точку зрения и прислушиваться к мнению других. Поэтому преподавателю зачастую бывает нелегко быстро сориентироваться в таком методе работы. Для того, чтобы дискуссии на уроках являлись эффективным методом коммуникации и изучения языка, необходимо учитывать следующие моменты.
Для учеников наивысшую степень трудности представляет выражение мыслей и чувств средствами неродного языка. Здесь говорящий должен владеть не только синтаксико-морфологическим строем языка, но и сложной системой сочетаемости слов. Говорящий следит за тем, что его речь должна быть непрерывной, иметь последовательность изложения, ясность оформления мыслей, богатство языковых средств. Кроме того, речь должна быть правильной и не иметь слов-паразитов. Чтобы устная речь соответствовала перечисленным требованиям, нужно обеспечить тренировку в употреблении лексики по теме, речевых клише, научить выстраивать своё высказывание по определённой схеме [8, с. 145].
При обучении неподготовленной речи необходимо учить комбинационно-неподготовленной речи, экспромтности, спонтанности. Учащихся надо побуждать говорить используя уже усвоенные или только предварительно объясненные, но еще неусвоенные иноязычные слова и грамматические конструкции.
Обучающиеся иностранному языку не должны бояться ошибок в речи – лучше начать говорить с ошибками с тем, чтобы впоследствии их исправить, чем вообще не говорить.
Навык устной речи на иностранном языке развивается лишь в том случае, если осуществляется постоянная практика говорения.
Некоторыми рекомендациями для того, чтобы сделать выступление более совершенным, могут являться [11, с. 124].
- коррекция высказывания путем переформулирования или переструктурирования;
- совместное завершение
- объяснение отдельных
- употребление комментирующих
и эмоционально-оценочных
- сознательное замедление темпа говорения;
- использование невербальных средств общения, таких как мимика, жесты, демонстрация и др.
При подготовке к организуемой на уроке дискуссии, целесообразно составление вокабулярной карты (vocabulary mapping) и постоянное ее расширение в ходе работы над темой, выделя тематически важную лексику, связанную с предметом общения, субъектами, вовлеченными в деятельность в рамках темы, видами и местом деятельности.
При организации дискуссии нельзя забывать о правилах ее ведения и правилах поведения в процессе общения.
Тема учебной дискуссии должна быть спорной, неоднозначной, должна содействовать активному вовлечению студентов в диалог, в обсуждение. При этом ученики должны иметь определенные знания по теме. Без знаний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной, неточной. Тема должна соответствовать дидактическим и воспитательным задачам. Например, при проведении занятий по обучению языку, можно предложить темы: «Роль литературного языка в современном мире», «Культура речи. Проблема ответственности личности за культуру речи», «Публичное выступление. Искусство и умение»
Одной из целей проведения дискуссии является обучение ребят высказывать свою точку зрения спокойно, в дружелюбной манере. Участники дискуссии должны суметь привести аргументы «за» и «против» обсуждаемой идеи и иногда постараться убедить других участников.
Время выступления каждого участника ограничено, это значит, что ученики должны уметь четко формулировать свою мысль и выражать ее лаконично.
В плане подготовки учащихся к ведению дискуссии могут быть предложены следующие виды работы:
В нашей практике иногда применяется метод так называемого «провоцирования», когда в целях оживления дискуссии преподаватель высказывает точку зрения, явно противоречащую мнению большинства участников дискуссии.
Иногда возникает необходимость прервать дискуссию, чтобы дать участникам возможность продумать до конца ряд вопросов.
Приёмы, стимулирующие активность участников,
повышающие эффективность группового
обсуждения[14, с. 148]: