Использование дискуссии на уроках иностранного языка как средства развития умения говорения в старших классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 10:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – выявить эффективность использования метода дискуссии для формирования коммуникативных навыков на уроках английского языка.
Для реализации поставленной цели будут решены следующие задачи:
Рассмотрение общего представления о дискуссии;
Рассмотрение понятия о коммуникативных навыках;
Выявление особенностей применения метода дискуссии на старшем этапе обучения;
Формулирование методических рекомендаций по учету особенностей использования метода дискуссии в учебно- воспитательной работе.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Дискуссия как форма речевой деятельности. 6
1.1 Понятие и виды дискуссии. 6
1.2 Дискуссия как метод формирования коммуникативных навыков. 12
Выводы по первой главе 15
Глава 2. Включение в урок метода дискуссии для развития речевых способностей. 16
2.1 Планирование урока-дискуссии в старших классах. 16
2.2 Рекомендации учителям по ведению дискуссии на уроках английского языка 22
Выводы по второй главе 27
Заключение 28
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa.doc

— 285.00 Кб (Скачать)

“Аквариум”

Эта разновидность дискуссии применяется для обсуждения спорных, противоречивых вопросов, для формирования умения учащихся отстаивать и аргументировать свою позицию. В то же время она активно используется как метод социально-психологического обучения, так как позволяет ее участникам отрефлексировать свое поведение в процесса дискуссионного общения, проанализировать ход взаимодействия участников на межличностном уровне и откорректировать его.

Дискуссия включает следующие этапы:

  1. подготовительный – ведущий представляет проблему и делит класс на микрогруппы, которые располагаются по кругу. Группы обсуждают проблему и определяют свою точку зрения на нее. От каждой группы выбирается представитель, который будет отражать и отстаивать позицию группы перед другими участниками;
  2. “аквариумное” обсуждение проблемы – представители микрогрупп собираются в центре аудитории и обсуждают проблему, представляя и отстаивая интересы своей группы. Остальные участники наблюдают за ходом дискуссии, занимая позицию аналитиков, оценивающих содержание и форму выступлений, степень их убедительности, особенности стиля общения дискутирующих, но вмешиваться в ход дискуссии им запрещается. Однако, преподаватель может выделить специальное время на вопросы к участникам “аквариумного” обсуждения.
  3. анализ хода и результатов дискуссии может проводиться в один или два этапа, в зависимости от цели дискуссии. Если необходим анализ характера взаимодействия в “аквариумной” группе, преподаватель просит ее участников оценить степень своей удовлетворенности или неудовлетворенности. Затем “аналитикам” предоставляется возможность оценить ход и результаты дискуссии, характер взаимодействия ее участников. И, наконец, преподаватель систематизирует выводы учащихся и подводит общий итог совместной деятельности.

“Вертушка”

Специфика данной дискуссии заключается в том, что учащиеся обсуждают проблему в группах сменного состава, работая на разных этапах обсуждения в разном составе и над разными аспектами проблемы. При этом, на каждом этапе участник дискуссии занимает новую позицию: он может быть ведущим дискуссии, 10м выступающим, 2-м выступающим и т.д. Таким образом, обеспечивается максимальная активность и включенность каждого в обсуждение всех аспектов проблемы, формируются коммуникативные и организаторские умения и навыки.

1.2 Дискуссия как метод формирования коммуникативных навыков.

Основные задачи школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Данные задачи невозможно решить только средствами традиционного подхода к преподаванию, при котором ученик остается объектом обучения. Необходим переход к такой стратегии, при которой ученик превращается в субъект образовательного процесса, то есть не только получает знания, передающиеся преподавателем, но и сам умеет сам их добывать и пользоваться ими в жизни.

Что же такое коммуникативные навыки? Коммуникативные навыки – это навыки общения. Сюда обычно относят легкость установления контакта, поддержание разговора, навыки синтонного общения, умение договариваться и настаивать на своих законных правах.

Коммуникативный метод впервые выдвинул положение о том, что общению следует обучать только через общение. Это означает практическую ориентацию урока. И здесь же следует добавить, что именно общение является важнейшим условием правильного воспитания. Общение служит каналом, по которому осуществляется познание, средством, развивающим индивидуальность, инструментом воспитания необходимых черт личности, способом передачи опыта и развития умения общаться [16, с. 42].

Именно гуманитарные дисциплины призваны наиболее полно подготовить ученика к социализации, успешной жизни в обществе. Чтобы гуманитарные дисциплины стали практикоориентированными, необходимо использование элементов деятельностного подхода, включая такие инновации, как развитие критического мышления, интерактивная организация занятий, проектирование, проблемное обучение.

Одно из важнейших мест в развитии критического мышления принадлежит учебной дискуссии, как групповому, так и двустороннему диалогу. Это должна быть дискуссия с конкретным содержанием, где ученики осознают глубину обсуждаемой проблемы, актуализируют и переосмысливают полученные ранее знания. В результате организации взаимодействия, выполнения коллективной задачи вырабатывается общий подход, согласование, формируется навык соблюдения принятых правил и процедур совместной деятельности. Цель дискуссии не столько в том, чтобы разрешить проблему, а скорее в том, чтобы углубить ее. В результате применения учебной дискуссии: происходит обмен информацией, развивается критическое и рефлексивное мышление, создаются необходимые для общего развития интеллекта, расширяются границы восприятия за счет разных подходов к одному и тому же предмету или явлению, за счет несовпадения мнений, формируется коммуникативная и дискуссионная культура, в процессе поиска группового соглашения, ученик обретает поведенческий опыт, социальная ценность которого огромна для всей его последующей жизни, ученик может сопоставить свое «Я» с другими (самодиагностика), обогащается эмоциональный опыт, так как группа – это богатейшее поле эмоционального напряжений.

Широкое применение метода дискуссии при решении проблемных ситуации развивает логическое, самостоятельное и критическое мышление учащихся, вооружая их важнейшими для личной и общественной деятельности умениями отстаивать свою и опровергать чужую точку зрения,  убеждать и переубеждать. Следовательно, для эффективности процесса обучения неподготовленной устной речи необходимо единство таких мотивов, как осознание студентами своих успехов в овладении речью и ее языковом обогащении, стремлении к удовлетворению познавательных потребностей, интерес к решению проблемных вопроса и осознании своего духовного роста. В этом плане дискуссия является высокоэффективным видом речевой деятельности.

Следует отметить, что дискуссия являются аналитической деятельностью, в процессе которой у участников формируются следующие умения [3, с.89]:

- умение критически мыслить;

- умение отделить важную информацию  от второстепенной;

- умение определить и вычленить  проблему;

- умение определить причины  и возможные последствия;

- умение делать выводы и заключения;

- умение определить факты и  мнения;

- умение эффективно решать проблемы;

- умение оценивать доказательства;

- умение работать в команде;

- умение формировать и высказывать  собственное мнение;

- умение выражать свои мысли корректно по отношению к другим.

В сфере владения языком, заметны следующие положительные моменты:

- использование машинально языковых  клише;

- запоминание слов по теме  в результате их  многократного  повтора и прослушивания;

- более свободное выражение своих мыслей;

- развитие навыка спонтанного  говорения;

- развитие умения говорения  при повышенном эмоциональном  напряжении;

Дискуссия, как форма ведения спора, отличается от простой логической аргументации, которая лишь проверяет вещи на предмет последовательности с точки зрения аксиом, а также от спора о фактах, в котором интересуются только тем, что произошло или не произошло. Хотя и логическая последовательность, и фактическая точность, как впрочем, и эмоциональная апелляция к публике являются важными элементами убеждения. В то время как кто-то высказывает свою точку зрения, остальные учащиеся выступают в роли слушателей, что способствует совершенствованию навыков восприятия речи на слух [3].

 

Выводы по первой главе

В первой главе работы рассматривались разные виды дискуссии и то, каким образом дискуссия формирует определенные навыки мышления, говорения и работы в группе.

Проведя анализ определений и видов дискуссий, можно заключить, что дискуссия – это обсуждение спорного вопроса, проблемы, важной характеристикой которого, отличающей её от других видов спора, является аргументированность.  Дискуссия предполагает умение высказывать свою точку зрения на проблему, выслушивать собеседников, представлять доказательства и уважительно относиться к мнению других. Различные виды дискуссии могут быть использования для проведения урока по иностранному языку с целью формирования коммуникативных навыков.

Далее был рассмотрен вопрос о конкретных положительных моментах, наблюдаемых в речи учеников в результате участия в дискуссиях на уроках иностранного языка. Дискуссия является довольно-таки сложным процессом, охватывающим многие аспекты общения. Участники данного процесса прибегают как к вербальным, так и невербальным средствам общения, что помогает им лучше контролировать свою мимику и жесты. Во время дискуссии ученики активно используют языковые клише, учатся формировать и высказывать свои мысли и работать в команде.  Кроме того, являясь аналитическим процессом, дискуссия позволяет участникам улучшить свои навыки в выявлении проблемы, построении логических связей, в критическом мышлении.

Таким образом, дискуссия может быть очень эффективным способом формирования коммуникативных навыков на уроках иностранного языка.

 

Глава 2. Включение в урок  метода дискуссии для развития речевых способностей.

2.1 Планирование урока-дискуссии  в старших классах.

На современном этапе учебные программы по иностранному языку включают множество актуальных тем, которые вызывают живой интерес у учащихся. Задача преподавателя заключается в том, чтобы умело организовать обсуждение проблем, при этом уделяя внимание таким аспектам языка, как фонетика, лексика и грамматика. Одной из самых удачных форм организации занятия, практической целью которого является совершенствование навыков говорения, можно с уверенностью назвать дискуссию. Работа по дискуссионным ситуациям становится основной формой проведения практических занятий в старших классах [8].

Содержание и структура дискуссии

Чаще всего выделяют следующие этапы дискуссии: подготовительный, или вводную часть, основную часть и заключение. Вводная часть – необходимый этап группового обсуждения, когда школьники эмоционально и интеллектуально настраиваются на предстоящее общение. Вводная часть строится так, чтобы актуализировать у участников имеющиеся представления, ввести необходимую информацию и проявить интерес к предстоящей теме обсуждения. Идут ориентация и адаптация к самой проблеме, друг к другу, вырабатывается установка на совместное решение конкретных задач, группы знакомятся с правилами поведения в ходе дискуссии [12].

Примерный перечень правил работы для участников дискуссии:

  • «Свобода слова». Каждый участник должен иметь возможность высказать своё мнение, даже если оно отлично от мнения группы.
  • «Без потерь». Каждое высказывание, дополнение и уточнение должны быть учтены и внимательно рассмотрены.
  • Обсуждаются идеи, а не личности. В ходе обсуждения недопустимо «переходить на личности», навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания и т.д.
  • Правило поддержки. Важно быть внимательным к высказываниям другого, стараться понять смысл его мнения, поддерживать тех, кому сложно говорить публично.
  • Правило цели. Говори кратко, ясно и чётко. Говори по теме, старайся отражать суть разбираемой проблемы.
  • Критикуя – предлагай.

В дискуссии важно хорошее начало. Вступление не должно быть вялым или нейтральным; не должно оставлять аудиторию равнодушной (лучше отрицательная реакция, чем никакая); слишком длинным или слишком коротким. Вступление должно создать благоприятную и психологически комфортную обстановку (размещение участников, стиль отношений, интонация и жесты ведущего); учитывать ситуацию, время и место; опираться на актуальные проблемы, интересы, мотивы участников (опираться на события, взятые из жизни); использовать по возможности зрительные и слуховые эффекты [12].

Эффективность основной части дискуссии зависит от выбранной формы: от чёткости соблюдения регламента, от доброжелательного восприятия участниками друг друга и ведущего, от корректности участников, от включённости всех в групповую работу и их активности. Всё это, в первую очередь, зависит от ведущего.

Перед ведущим стоят задачи:

  • создать доброжелательную атмосферу;
  • стимулировать и поддерживать активное обсуждение;
  • включать в дискуссию всех участников;
  • управлять ходом дискуссии: следить за соблюдением правил и регламента, активизировать и поддерживать рассуждения участников, снимать напряжённую обстановку и не допускать перехода на личности.

Заключительный этап предполагает выработку единых или компромиссных позиций, решений, плана дальнейших действий. На этом этапе происходит групповой анализ вклада каждого участника в работу группы, сопоставляются намеченные цели и полученные результаты, выявляются плюсы и минусы работы, эффективность и продуктивность совместного обсуждения [12].

Задачи, стоящие перед ведущим:

  • проанализировать и оценить дискуссию, подвести итоги;
  • обобщить все представленные позиции, помочь участникам обсуждения прийти к согласованному мнению, сформировать общее видение проблемы в группе;
  • отметить вклад в общую работу конкретных участников;
  • настроить на дальнейшую работу в этом коллективе.

Тема дискуссии

Тема дискуссии должна быть интересна участникам, отражать их интересы, жизненные проблемы, соответствовать возрасту школьников. Важно, чтобы она носила проблемный характер, содержала в себе противоречие, дилемму. Только при этом условии, возможно провести дискуссию-спор, сделать обсуждение острым, показать различные взгляды на одну и ту же проблему, стимулировать ребят на отстаивание собственного мнения, или актуализировать самостоятельные рассуждения о правильности собственной позиции её сильных и слабых сторонах.

Информация о работе Использование дискуссии на уроках иностранного языка как средства развития умения говорения в старших классах