Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 10:17, курсовая работа
Цель работы – выявить эффективность использования метода дискуссии для формирования коммуникативных навыков на уроках английского языка.
Для реализации поставленной цели будут решены следующие задачи:
Рассмотрение общего представления о дискуссии;
Рассмотрение понятия о коммуникативных навыках;
Выявление особенностей применения метода дискуссии на старшем этапе обучения;
Формулирование методических рекомендаций по учету особенностей использования метода дискуссии в учебно- воспитательной работе.
Введение 3
Глава 1. Дискуссия как форма речевой деятельности. 6
1.1 Понятие и виды дискуссии. 6
1.2 Дискуссия как метод формирования коммуникативных навыков. 12
Выводы по первой главе 15
Глава 2. Включение в урок метода дискуссии для развития речевых способностей. 16
2.1 Планирование урока-дискуссии в старших классах. 16
2.2 Рекомендации учителям по ведению дискуссии на уроках английского языка 22
Выводы по второй главе 27
Заключение 28
Список использованной литературы 29
“Аквариум”
Эта разновидность дискуссии применяется для обсуждения спорных, противоречивых вопросов, для формирования умения учащихся отстаивать и аргументировать свою позицию. В то же время она активно используется как метод социально-психологического обучения, так как позволяет ее участникам отрефлексировать свое поведение в процесса дискуссионного общения, проанализировать ход взаимодействия участников на межличностном уровне и откорректировать его.
Дискуссия включает следующие этапы:
“Вертушка”
Специфика данной дискуссии заключается в том, что учащиеся обсуждают проблему в группах сменного состава, работая на разных этапах обсуждения в разном составе и над разными аспектами проблемы. При этом, на каждом этапе участник дискуссии занимает новую позицию: он может быть ведущим дискуссии, 10м выступающим, 2-м выступающим и т.д. Таким образом, обеспечивается максимальная активность и включенность каждого в обсуждение всех аспектов проблемы, формируются коммуникативные и организаторские умения и навыки.
Основные задачи школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Данные задачи невозможно решить только средствами традиционного подхода к преподаванию, при котором ученик остается объектом обучения. Необходим переход к такой стратегии, при которой ученик превращается в субъект образовательного процесса, то есть не только получает знания, передающиеся преподавателем, но и сам умеет сам их добывать и пользоваться ими в жизни.
Что же такое коммуникативные навыки? Коммуникативные навыки – это навыки общения. Сюда обычно относят легкость установления контакта, поддержание разговора, навыки синтонного общения, умение договариваться и настаивать на своих законных правах.
Коммуникативный метод впервые выдвинул положение о том, что общению следует обучать только через общение. Это означает практическую ориентацию урока. И здесь же следует добавить, что именно общение является важнейшим условием правильного воспитания. Общение служит каналом, по которому осуществляется познание, средством, развивающим индивидуальность, инструментом воспитания необходимых черт личности, способом передачи опыта и развития умения общаться [16, с. 42].
Именно гуманитарные дисциплины призваны наиболее полно подготовить ученика к социализации, успешной жизни в обществе. Чтобы гуманитарные дисциплины стали практикоориентированными, необходимо использование элементов деятельностного подхода, включая такие инновации, как развитие критического мышления, интерактивная организация занятий, проектирование, проблемное обучение.
Одно из важнейших мест в развитии критического мышления принадлежит учебной дискуссии, как групповому, так и двустороннему диалогу. Это должна быть дискуссия с конкретным содержанием, где ученики осознают глубину обсуждаемой проблемы, актуализируют и переосмысливают полученные ранее знания. В результате организации взаимодействия, выполнения коллективной задачи вырабатывается общий подход, согласование, формируется навык соблюдения принятых правил и процедур совместной деятельности. Цель дискуссии не столько в том, чтобы разрешить проблему, а скорее в том, чтобы углубить ее. В результате применения учебной дискуссии: происходит обмен информацией, развивается критическое и рефлексивное мышление, создаются необходимые для общего развития интеллекта, расширяются границы восприятия за счет разных подходов к одному и тому же предмету или явлению, за счет несовпадения мнений, формируется коммуникативная и дискуссионная культура, в процессе поиска группового соглашения, ученик обретает поведенческий опыт, социальная ценность которого огромна для всей его последующей жизни, ученик может сопоставить свое «Я» с другими (самодиагностика), обогащается эмоциональный опыт, так как группа – это богатейшее поле эмоционального напряжений.
Широкое применение метода дискуссии при решении проблемных ситуации развивает логическое, самостоятельное и критическое мышление учащихся, вооружая их важнейшими для личной и общественной деятельности умениями отстаивать свою и опровергать чужую точку зрения, убеждать и переубеждать. Следовательно, для эффективности процесса обучения неподготовленной устной речи необходимо единство таких мотивов, как осознание студентами своих успехов в овладении речью и ее языковом обогащении, стремлении к удовлетворению познавательных потребностей, интерес к решению проблемных вопроса и осознании своего духовного роста. В этом плане дискуссия является высокоэффективным видом речевой деятельности.
Следует отметить, что дискуссия являются аналитической деятельностью, в процессе которой у участников формируются следующие умения [3, с.89]:
- умение критически мыслить;
- умение отделить важную
- умение определить и вычленить проблему;
- умение определить причины и возможные последствия;
- умение делать выводы и
- умение определить факты и мнения;
- умение эффективно решать
- умение оценивать
- умение работать в команде;
- умение формировать и
- умение выражать свои мысли корректно по отношению к другим.
В сфере владения языком, заметны следующие положительные моменты:
- использование машинально
- запоминание слов по теме в результате их многократного повтора и прослушивания;
- более свободное выражение своих мыслей;
- развитие навыка спонтанного говорения;
- развитие умения говорения при повышенном эмоциональном напряжении;
Дискуссия, как форма ведения спора, отличается от простой логической аргументации, которая лишь проверяет вещи на предмет последовательности с точки зрения аксиом, а также от спора о фактах, в котором интересуются только тем, что произошло или не произошло. Хотя и логическая последовательность, и фактическая точность, как впрочем, и эмоциональная апелляция к публике являются важными элементами убеждения. В то время как кто-то высказывает свою точку зрения, остальные учащиеся выступают в роли слушателей, что способствует совершенствованию навыков восприятия речи на слух [3].
В первой главе работы рассматривались разные виды дискуссии и то, каким образом дискуссия формирует определенные навыки мышления, говорения и работы в группе.
Проведя анализ определений и видов дискуссий, можно заключить, что дискуссия – это обсуждение спорного вопроса, проблемы, важной характеристикой которого, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Дискуссия предполагает умение высказывать свою точку зрения на проблему, выслушивать собеседников, представлять доказательства и уважительно относиться к мнению других. Различные виды дискуссии могут быть использования для проведения урока по иностранному языку с целью формирования коммуникативных навыков.
Далее был рассмотрен вопрос о конкретных положительных моментах, наблюдаемых в речи учеников в результате участия в дискуссиях на уроках иностранного языка. Дискуссия является довольно-таки сложным процессом, охватывающим многие аспекты общения. Участники данного процесса прибегают как к вербальным, так и невербальным средствам общения, что помогает им лучше контролировать свою мимику и жесты. Во время дискуссии ученики активно используют языковые клише, учатся формировать и высказывать свои мысли и работать в команде. Кроме того, являясь аналитическим процессом, дискуссия позволяет участникам улучшить свои навыки в выявлении проблемы, построении логических связей, в критическом мышлении.
Таким образом, дискуссия может быть очень эффективным способом формирования коммуникативных навыков на уроках иностранного языка.
На современном этапе учебные программы по иностранному языку включают множество актуальных тем, которые вызывают живой интерес у учащихся. Задача преподавателя заключается в том, чтобы умело организовать обсуждение проблем, при этом уделяя внимание таким аспектам языка, как фонетика, лексика и грамматика. Одной из самых удачных форм организации занятия, практической целью которого является совершенствование навыков говорения, можно с уверенностью назвать дискуссию. Работа по дискуссионным ситуациям становится основной формой проведения практических занятий в старших классах [8].
Содержание и структура дискуссии
Чаще всего выделяют следующие этапы дискуссии: подготовительный, или вводную часть, основную часть и заключение. Вводная часть – необходимый этап группового обсуждения, когда школьники эмоционально и интеллектуально настраиваются на предстоящее общение. Вводная часть строится так, чтобы актуализировать у участников имеющиеся представления, ввести необходимую информацию и проявить интерес к предстоящей теме обсуждения. Идут ориентация и адаптация к самой проблеме, друг к другу, вырабатывается установка на совместное решение конкретных задач, группы знакомятся с правилами поведения в ходе дискуссии [12].
Примерный перечень правил работы для участников дискуссии:
В дискуссии важно хорошее начало. Вступление не должно быть вялым или нейтральным; не должно оставлять аудиторию равнодушной (лучше отрицательная реакция, чем никакая); слишком длинным или слишком коротким. Вступление должно создать благоприятную и психологически комфортную обстановку (размещение участников, стиль отношений, интонация и жесты ведущего); учитывать ситуацию, время и место; опираться на актуальные проблемы, интересы, мотивы участников (опираться на события, взятые из жизни); использовать по возможности зрительные и слуховые эффекты [12].
Эффективность основной части дискуссии зависит от выбранной формы: от чёткости соблюдения регламента, от доброжелательного восприятия участниками друг друга и ведущего, от корректности участников, от включённости всех в групповую работу и их активности. Всё это, в первую очередь, зависит от ведущего.
Перед ведущим стоят задачи:
Заключительный этап предполагает выработку единых или компромиссных позиций, решений, плана дальнейших действий. На этом этапе происходит групповой анализ вклада каждого участника в работу группы, сопоставляются намеченные цели и полученные результаты, выявляются плюсы и минусы работы, эффективность и продуктивность совместного обсуждения [12].
Задачи, стоящие перед ведущим:
Тема дискуссии
Тема дискуссии должна быть интересна участникам, отражать их интересы, жизненные проблемы, соответствовать возрасту школьников. Важно, чтобы она носила проблемный характер, содержала в себе противоречие, дилемму. Только при этом условии, возможно провести дискуссию-спор, сделать обсуждение острым, показать различные взгляды на одну и ту же проблему, стимулировать ребят на отстаивание собственного мнения, или актуализировать самостоятельные рассуждения о правильности собственной позиции её сильных и слабых сторонах.