Использование дискуссии на уроках иностранного языка как средства развития умения говорения в старших классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 10:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – выявить эффективность использования метода дискуссии для формирования коммуникативных навыков на уроках английского языка.
Для реализации поставленной цели будут решены следующие задачи:
Рассмотрение общего представления о дискуссии;
Рассмотрение понятия о коммуникативных навыках;
Выявление особенностей применения метода дискуссии на старшем этапе обучения;
Формулирование методических рекомендаций по учету особенностей использования метода дискуссии в учебно- воспитательной работе.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Дискуссия как форма речевой деятельности. 6
1.1 Понятие и виды дискуссии. 6
1.2 Дискуссия как метод формирования коммуникативных навыков. 12
Выводы по первой главе 15
Глава 2. Включение в урок метода дискуссии для развития речевых способностей. 16
2.1 Планирование урока-дискуссии в старших классах. 16
2.2 Рекомендации учителям по ведению дискуссии на уроках английского языка 22
Выводы по второй главе 27
Заключение 28
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa.doc

— 285.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ЕЛАБУЖСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) КАЗАНСКОГО (ПРИВОЛЖСКОГО) ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

ФАКУЛЬТЕТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

КАФЕДРА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСКУССИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ ГОВОРЕНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ

 

 

 

Выполнил(а): студент 033 группы

Пронина М.А.

_____________________ (подпись)

Научный руководитель:

К.ф.н., старший преподаватель Морозова О.А.

Оценка________________________   

______________________________

(дата, подпись)

                                                                  

 

 

Елабуга – 2015

 

Содержание

 

Введение

Программа по иностранному языку для общеобразовательных школ ставит перед преподавателями задачу сформировать у учеников умение свободного общения на иностранном языке. В методической литературе последних лет вопросы эффективного обучения неподготовленной устной речи рассматривались неоднократно. Представляется, что недостатком работы над экспрессивной речью на уроках иностранного языка является ограниченный вид речевых действий, которыми ученики овладевают в процессе обучения. Как показывают наблюдения, основными речевыми действиями на занятиях по практике устной речи являются: пересказ, констатация фактов, ответы на вопросы, описание. Ученики плохо умеют вести спор, доказывать, противоречить, убеждать, уговаривать. Следовательно, в целях эффективного обучения экспрессивной иноязычной речи представляется необходимым побуждать и стимулировать учеников к разнообразным речевым действиям, выражающим мысли, чувства и волю говорящего.

Известно, что при порождении речи большое значение имеет мотив, стимулирующий речевое высказывание. Доказано, что степень мотивации – это степень заинтересованности, вызывающая активность. 

В процессе обучения иноязычной устной речи выделяют шесть основных компонентов объекта мотивации. Это стремление обучаемых: 1) к максимальному языковому обогащению своей речи путем активизации нового языкового материала в речи; 2) к максимальному употреблению иностранного языка в качестве средства коммуникации; 3) к развитию общеречевых умению; 4) к освоению новых видов работы и к усовершенствованию выполнения ранее освоенных; 5) к расширению и углублению идейно-предметного содержания речи; 6) к усложнению мыслительных операций, осуществляемых средствами иностранного языка.

Действуя в постоянной взаимосвязи, эти компоненты составляют тот эмоционально-волевой настрой, который является необходимой предпосылкой прогрессирующего, т.е. усложняющегося обучения устной речи. Одним из эффективных способов создания как внешней общеучебной мотивации, так и внутренней естественной мотивации речевого акта учеников является метод дискуссии. Проблемная заострённость, которая свойственна дискуссии, является стимулирующим толчком к творческому высказыванию. Дискуссия является такой организационной нормой, которая ведет к органическому слиянию обучения разговорным темам и развитию неподготовленной речи.

Актуальность использования  дискуссии для развития речевых способностей заключается в его функциональности. Под функциональностью подразумевается его практическая направленность, вовлечение всех участников процесса и связь с действительностью, выходящей за рамки урока.

Не смотря на это, использование дискуссии в практической деятельности ограничено. Причины этого могут быть разные. Позиция преподавателя в дискуссии чрезвычайно сложна: он должен поддерживать остроту выступлений, учить логично отстаивать свою точку зрения и прислушиваться к мнению других. Для учителей неопытных и не знакомых с учениками в полной мере такая задача может казаться невыполнимой.  Кроме того, мало разработанных методик обучения ведению дискуссии, поэтому проблему использования дискуссии на старшем этапе обучения можно считать требующей дальнейшего изучения.

Объект данного исследования  –  обучение говорению на старшем этапе.

Предмет исследования – использование метода дискуссии для обучения говорению.

Цель работы – выявить эффективность использования метода дискуссии для формирования коммуникативных навыков на уроках английского языка.

Для реализации поставленной цели будут решены следующие задачи:

  1. Рассмотрение общего представления о дискуссии;
  2. Рассмотрение  понятия о коммуникативных навыках;
  3. Выявление особенностей применения метода дискуссии на старшем этапе обучения;
  4. Формулирование методических рекомендаций по учету особенностей использования метода дискуссии в учебно- воспитательной работе.
  5. Разбор заданий для учащихся старших классов, направленных на использование метода дискуссии на уроке.;

Гипотеза исследования – использование метода дискуссии на уроках иностранного языка в школе является важным фактором при формировании коммуникативных навыков у учащихся старших классов.

При написании работы был использован сопоставительный метод –  проходило исследование методических материалов и точек зрения исследователей в рамках проблемы, обозначенной в названии курсовой работы;

Работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

В первой главе рассматриваются основные определения понятия «дискуссия»,  также определяется его специфика как вида речевой деятельности.

Во второй главе раскрываются особенности и результативность использования метода дискуссии при формировании навыков говорения на уроках иностранного языка в средней школе.

Практическая значимость исследования была доказана на практике,  на примере 10 «б» класса СОШ № 10 города Елабуга.

 

Глава 1. Дискуссия как форма речевой деятельности.

1.1 Понятие и виды дискуссии.

Дискуссия (от лат. discussio – рассмотрение, исследование) - одна из самых эффективных интерактивных технологий организации мыслительной групповой деятельности с целью интенсификации процесса принятия решений посредством обсуждения вопроса или проблемы. В процессе дискуссии учащиеся активно включаются в поиск истины, создаются условия для открытого выражения мыслей учащихся, их отношений к проблеме. Метод дискуссии активно используется в социально-психологических тренингах, деловых играх, анализе различных ситуаций и решении задач. Дискуссия как своеобразная технология включает в себя различные методы и приемы обучения [3, с. 53].

Обучающий эффект дискуссии определяется при помощи предоставления ученику возможности получать информацию от собеседников, демонстрировать и повышать свою компетентность, высказывать свои взгляды на обсуждаемую проблему, применять собственные знания в процессе решения учебных задач.

Развивающий эффект дискуссии связан с повышением коммуникативной и творческой активности учащихся, их включенности в учебный процесс, развитием способности анализировать информацию, аргументировать, логически выстраивать доказательства своих идей.

Влияние на личностное становление учащегося обусловлено созданием благоприятных условий для проявлений индивидуальности и самоопределения в существующих точках зрения и выбора собственной позиции, ценностно-ориентирующей направленностью дискуссии, формированием умения находить точки соприкосновения и взаимодействовать с другими, сопоставлять свою позицию с позициями оппонентов, уважать их убеждения.

С коммуникативной точки зрения дискуссия всегда полилогична. Но полилог различается по характеру. Использование того или иного типа дискуссии зависит от целей дискуссии и характера обсуждаемой проблемы [8, С. 11].

- Разногласие-разногласие, спор, защита каждым учеником своей позиции. Дискуссия-спор основана на принципе противостояния с целью не только решить проблему, но и побудить учащихся задуматься над собственными представлениями и суждениями, определить свою позицию и аргументировано ее отстаивать, осознавая право других быть индивидуальностью и иметь свою точку зрения. Применяется для рассмотрения сложных проблем, не имеющих однозначного решения.

- Многогласие-согласие, диалог с целью совместного решения проблемы. Дискуссия-диалог основана по принципу «индивидуальных вкладов» и достижения консенсуса на основе согласования различных точек зрения. Чаще всего используется для обсуждения проблем, решение которых может быть достигнуто путем группового взаимодействия и взаимодополнения.

Существуют разногласия по поводу сходства и различия дискуссии и спора: от рассмотрения спора  как необходимого элемента любой дискуссии или отдельного ее типа до их противопоставления. Безусловно, важно, чтобы спор не велся ради стремления отстоять свою точку зрения и, во что бы то ни стало, победить. Аргументированность является важной характеристикой дискуссии, отличающей ее от других видов спора. Обсуждая спорную проблему, каждая сторона аргументирует свою позицию, оппонируя мнению собеседника.

В логической теории и теории аргументации дискуссия исследуется не со стороны её психологической или социологической функции, а по содержанию, по аргументационному арсеналу. В соответствии с классификацией аргументации, предложенной ещё Аристотелем, различают четыре разновидности дискуссии [4]:

  • Аподиктическая дискуссия — дискуссия с целью достижения истины. Такая дискуссия соблюдает логические правила вывода.
  • Диалектическая дискуссия — дискуссия, которая претендует лишь на достижение правдоподобия.
  • Эристическая дискуссия — дискуссия с целью склонить оппонента к своему мнению (либо спор ради спора).
  • Софистическая дискуссия (софистический спор) — дискуссия с целью победить любым путем. В такой дискуссии используются логические уловки — софизмы (в том числе основанные на манипулировании смыслом слова), введение собеседника в заблуждение и т. д.

Так как дискуссия активно разрабатывается не только как технология обучения, но и как способ организации коллективной творческой внеучебной деятельности учащихся, в современной педагогической практике накопилось множество вариантов организации дискуссии. Многообразие ее видов определяется разнообразием целей, содержания и количеством участников. Так, кроме дискуссий, организуемых в виде обсуждения проблемы небольшой группой, существуют такие, которые обеспечивают эффективное проведение дискуссии в достаточно многочисленной ученической группе путем ее разделения на малые группы и организации обсуждения в них, а затем – координации результатов деятельности малых групп [11, C.107].

“Круглый стол”

Дискуссия направлена на обсуждение какой-либо актуальной темы, требующей всестороннего анализа. Как правило, перед участниками не стоит задача полностью решить проблему, они ориентированы на возможность рассмотреть ее с разных сторон, собрать как можно больше информации, осмыслить ее, обозначить основные направления развития и решения, согласовать свои точки зрения, научиться конструктивному диалогу. Поскольку дискуссия организуется в прямом смысле за круглым столом, в ней могут принять участие 15-25 человек.

“Дебаты”

Дискуссия в ролевой форме дебатов представляет собой разновидность дискуссии-спора и применяется для обсуждения сложной и противоречивой проблемы, по которой существуют резко противоположные точки зрения. Цель дискуссии – научить учащихся аргументировано и спокойно отстаивать свою точку зрения и постараться убедить оппонентов, используя имеющуюся информацию по проблеме.

Этапы дебатов:

  1. ведущий предлагает на выбор участникам две или несколько возможных точек зрения на проблему. Позиции могут иметь ролевой характер и имитировать разнообразные подходы к решению данной проблемы представителей разных профессиональных и социальных групп, политических партий, объединений и т.д.;
  2. учащиеся выбирают, какую точку зрения они будут отстаивать и объединяются в микрогруппы, численный состав которых может быть разным;
  3. определяются правила дискуссии, продолжительность обсуждения в группах и регламент выступления группы в дебатах;
  4. организуется обсуждение проблемы в микрогруппах: распределяются роли между членами каждой группы; выстраивается система аргументов для убеждения оппонентов; продумываются ответы на возможные вопросы; решается вопрос о том, как распорядиться предоставленным временем;
  5. ведущий по очереди предоставляет группам слово, определяя регламент выступления;
  6. в завершении дебатов проводится совместный анализ результатов дискуссии.

“Эстафета”

Дискуссия направлена на организацию последовательного обсуждения предложенных вопросов и аспектов одной темы в малых группах с последующим анализом и согласованием различных подходов и принятием коллективного решения.

Алгоритм дискуссии:

  1. группы располагаются в пространстве аудитории по кругу. Каждой группе выдается лист бумаги с вопросом, проблемой и дается время на обсуждение данной проблемы. Дискуссия в микрогруппе заканчивается записью общего решения на листе бумаги с вопросом (проблемой);
  2. затем каждый такой лист передается по часовой стрелке следующей группе, которая обсуждает новый вопрос, также фиксируя свое мнение на этом листе. Процедура повторяется столько раз, сколько предложено вопросов, проблем и сколько создано групп;
  3. по окончании работы каждой группе возвращается выданный первоначально лист и дается время на анализ и консолидацию (согласование) записанных на нем точек зрения или решений;
  4. группы озвучивают результаты своей работы;
  5. подводятся итоги, анализируется работа групп учащимися и преподавателем.

Информация о работе Использование дискуссии на уроках иностранного языка как средства развития умения говорения в старших классах