Инновации в деятельности педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 00:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель: исследовать проблему инноваций в педагогической деятельности.
Задачи курсовой работы:
- изучить источники информации по данной проблеме;
- дать полное определение и раскрыть сущность понятий педагогической инноватики;
- изучить взгляды научных исследователей данной проблемы;
- подвести итоги исследования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
Глава 1. Инновационные процессы в педагогике……………………………….6
Инновационная деятельность как педагогическая проблема …………….…6
Инновационная направленность педагогической деятельности .…………18
Глава 2. Внедрение инноваций в педагогическую деятельность …………… 28
2.1 Информационная карта о внедрении педагогической инновации……...…28
2.2 Сравнительные характеристики традиционного и инновационного образовательных учреждений………………………………………………...40 Заключение…………………………………………………………………..…48
Список использованных источников………………………………………….....50
Приложение………………………………………………………………………….52

Файлы: 1 файл

innovatsii_v_deyatelnosti_pedagoga_v_s.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

Стажировка с выполнением  должностной роли — активный метод  обучения, при котором "моделью" выступает сфера профессиональной деятельности, сама действительность, а имитация затрагивает в основном исполнение роли (должности). Главное условие стажировки — выполнение под контролем учебного мастера (преподавателя) определенных действий в реальных производственных условиях.

Имитационный тренинг предполагает отработку определенных профессиональных навыков и умений по работе с различными техническими средствами и устройствами. Имитируется ситуация, обстановка профессиональной деятельности, а в качестве "модели" выступает само техническое средство (тренажеры, приборы и т. д.).

Игровое проектирование является практическим занятием, в  ходе которого разрабатываются инженерные, конструкторские, технологические, социальные и другие виды проектов в игровых  условиях, максимально воссоздающих реальность. Этот метод отличается высокой степенью сочетания индивидуальной и совместной работы обучаемых. Создание общего для группы проекта требует, с одной стороны, от каждого знания технологии процесса проектирования, а с другой — умения вступать в общение и поддерживать межличностные отношения с целью решения профессиональных вопросов.

Технологии  проектного обучения

Игровое проектирование может перейти в реальное проектирование, если его результатом будет решение  конкретной практической проблемы, а  сам процесс будет перенесен в условия действующего предприятия или в учебно-производственные мастерские. Например, работа по заказу предприятий, работа в конструкторских ученических бюро, изготовление товаров и услуг, относящихся к сфере профессиональной деятельности обучаемых. Технология проектного обучения рассматривается как гибкая модель организации учебного процесса в профессиональной школе, ориентированная на творческую самореализацию личности обучаемого путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг. Результатом проектной деятельности являются учебные творческие проекты, выполнение которых осуществляется в три этапа.

Учебный творческий проект состоит из пояснительной записки и самого изделия (услуги).

В пояснительной записке  должны быть отражены:

•  выбор и обоснование темы проекта, историческая справка по проблеме проекта, генерирование и развитие идей, построение опорных схем размышления;

•  описание этапов конструирования объекта;

•  выбор материала для объекта, дизайн-анализ;

•  технологическая последовательность изготовления изделия, графические материалы;

•  подбор инструментов, оборудования и организация рабочего места;

•  охрана труда и техника безопасности при выполнении работ;

•  экономическое и экологическое обоснование проекта и его реклама;

•  использование литературы;

•  приложение (эскизы, схемы, технологическая документация).

К проектируемому изделию  предъявляются такие требования, как технологичность, экономичность, экологичность, безопасность, эргономичность, эстетичность и др.

Технология проектного обучения способствует созданию педагогических условий для развития креативных способностей и качеств личности учащегося, которые нужны ему  для творческой деятельности, независимо от будущей конкретной профессии.

Компьютерные  технологии

Компьютерные технологии обучения — это процессы сбора, переработки, хранения и передачи информации обучаемому посредством компьютера. К настоящему времени наибольшее распространение получили такие технологические направления, в которых компьютер является:

•  средством для предоставления учебного материала учащимся с целью передачи знаний;

•  средством информационной поддержки учебных процессов как дополнительный источник информации;

•  средством для определения уровня знаний и контроля за усвоением учебного материала;

•  универсальным тренажером для приобретения навыков практического применения знаний;

•  средством для проведения учебных экспериментов и деловых игр по предмету изучения;

•  одним из важнейших элементов в будущей профессиональной деятельности обучаемого.

На современном этапе  во многих профессиональных учебных  заведениях разрабатываются и используются как отдельные программные продукты учебного назначения, так и автоматизированные обучающие системы (АОС) по различным учебным дисциплинам. АОС включает в себя комплекс учебно-методических материалов (демонстрационных, теоретических, практических, контролирующих), компьютерные программы, которые управляют процессом обучения.

С появлением операционной системы Windows в сфере профессионального  обучения открылись новые возможности. Прежде всего, это доступность диалогового  общения в так называемых интерактивных  программах. Кроме того, стало осуществимым широкое использование графики (рисунков, схем, диаграмм, чертежей, карт, фотографий). Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных системах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание.

Возросшая производительность персональных компьютеров сделала возможным достаточно широкое применение технологий мультимедиа. Современное профессиональное обучение уже трудно представить без этих технологий, которые позволяют расширить области применения компьютеров в учебном процессе.

Новые возможности в системе профессионального образования открывает гипертекстовая технология. Гипертекст (от англ. hypertext — "сверхтекст"), или гипертекстовая система, — это совокупность разнообразной информации, которая может располагаться не только в разных файлах, но и на разных компьютерах. Основная черта гипертекста — это возможность переходов по так называемым гиперссылкам, которые представлены либо в виде специально сформированного текста, либо определенного графического изображения. Одновременно на экране компьютера может быть несколько гиперссылок, и каждая из них определяет свой маршрут "путешествия".

Современную гипертекстовую обучающую систему отличает удобная  среда обучения, в которой легко  находить нужную информацию, возвращаться к уже пройденному материалу и т. п.

Автоматизированные обучающие  системы, построенные на основе гипертекстовой технологии, обеспечивают лучшую обучаемость  не только благодаря наглядности  представляемой информации. Использование  динамического, т. е. изменяющегося, гипертекста  позволяет провести диагностику обучаемого, а затем автоматически выбрать один из возможных уровней изучения одной и той же темы. Гипертекстовые обучающие системы представляют информацию так, что и сам обучаемый, следуя графическим или текстовым ссылкам, может использовать различные схемы работы с материалом.

Применение компьютерных технологий в системе профессионального  образования способствует реализации следующих педагогических целей:

•  развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной профессиональной деятельности;

•  реализация социального заказа, обусловленного потребностями современного общества;

•  интенсификация образовательного процесса в профессиональной школе.

Инновационные технологии обучения, отражающие суть будущей  профессии, формируют профессиональные качества специалиста, являются своеобразным полигоном, на котором учащиеся могут отработать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным.

Задачи инновационного проекта

Развить у учащихся:          

- коммуникативные умения с ориентацией на пороговый уровень владения

иностранным языком и  выше;

- информационные умения, в том числе умения поиска, систематизации, обработки и интерпретации  информационного материала с  целью его дальнейшего использования  в решении различных коммуникативных задач;

- умение соединять  знания, полученные из других  изучаемых предметов на интегративной  основе;

- учебные умения, умения  обобщать, выделять главное, анализировать,  сопоставлять, находить сходное  и различное, устанавливать взаимосвязи, умения интегрировать знания в соответствии с речевой учебной задачей;

- мотивацию учения, направленную  на понимание, которое достигается  в процессе собственного анализа  и синтеза, абстрагирования и  обобщения;

- умения самостоятельной  работы и формирование способности к самооценке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Обращение к анализу  проблем инноваций педагогической деятельности с неизбежностью выдвигает задачу оценки и разработки теоретических основ формирования инновационной деятельности учителя. Эта задача имеет глубокий социально-педагогический смысл, так как от ее решения зависит успех преобразований в системе образования, перспективы развития школы. Выявление ведущих тенденций, принципов, психолого-педагогических условий инновационной деятельности составило цель данного исследования.

Сегодня у нас в стране происходит становление науки о педагогических нововведениях. Выделение этой науки в самостоятельную отрасль началось с общественно-педагогического движения, с возникновения противоречия между имеющейся потребностью в быстром развитии школы и неумением педагогов ее реализовать. Возрос массовый характер применения нового. В связи с этим обострилась потребность в новом знании, в осмыслении новых понятий «новшество», «новое», «инновационный процесс» и др.

Динамика развития инновационной  деятельности учителя в системе его подготовки в педагогическом вузе раскрывается в функциональных компонентах. Исследование позволило выявить ряд ведущих тенденций инновационной подготовки: тенденция зависимости формирования инновационного поведения от степени развития профессиональной свободы, ее творческой самореализации; тенденция открытости, обращенности к педагогическому наследию; тенденция создания гибких саморазвивающихся систем профессиональной подготовки.

Одной из тенденций развития инновационных технологий является также включение в учебный процесс не только познавательной, но и эмоционально-личностной сферы человека.

Подготовка учителя  к инновационной деятельности эффективна, если она разворачивается в адекватных учебных формах и решает две взаимосвязанные задачи: формирование инновационной готовности к восприятию новшества и обучение умениям действовать по-новому.

Одна из важных тенденций  инновационной подготовки учителя в вузе состоит в пересмотре самой концепции организации учебно-познавательной деятельности студентов и руководства ею. В практике вузовского образования осуществляется перенос акцента с обучающей деятельности на преобразовательную, реализация принципа инновационности, открытости педагога культуре и обществу, введение полифонии педагогической деятельности. Диалогизм, полифония выступают как структурообразующие начала инновационной деятельности.

Введение инновационных  проектов в школах помогает учить  и воспитывать учащихся в духе времени. Помогает подготовить ребят к дальнейшим трудностям связанных с их образовательным уровнем каждый учитель должен идти в ногу со временем, чтобы не отстать от своих учеников. Именно поэтому он должен находиться в постоянном поиске новых и интересных способов обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников.

 

  1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М.: Просвещение, 2000. – 151с.
  2. Комплекс методик изучения и обобщения педагогического опыта на диагностической основе / Под ред. Я.С. Турбовского. – М.: Академия, 1999. – 118с.
  3. Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика. – 2004. – С.11-21
  4. Лазарев В.С. Системное развитие школ. – М.: Высш. шк, 2002. – 278с.
  5. Маркова Е.С. Использование проектной работы в элективных курсах при изучении английского языка на профильном уровне (Х-Х1 классы) // Иностранные языки в школе. – 2005. – №5.– с.23-27
  6. Мартиросян Б.П. Оценка инновационной деятельности школы. – М.:Просвещение, 2003. – 156с.
  7. Муханова Е.Б. Буржуазные концепции управления инновационными процессами // Вопросы экономики. – 2003. – №6. – С. 15-19.
  8. Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку . – М.: ООО Издательство АСТ, 2004. – 203с.
  9. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
  10. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2005. – 220с.
  11. Полякова Н.Н., Верещагина Ю.Б. перспективные школьные технологии // Завуч. – 2005. – №5. – С. 38-58
  12. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. – М.:Высш. шк., 2006. – 115с.
  13. Сафонова В.В. Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык. Программа элективного курса «British Cultural Studies». Х-Х1 классы (профильный уровень). – М.: НИЦ «Еврошкола», 2004. – 189c.
  14. Сафонова В.В. и др. Английский язык. Учебник для Х-Х1 классов школ с углубленным изучением английского языка. В 2-х частях. – М.: Просвещение, АО «Московский учебник», 2001. – 211c.
  15. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М.: ИЧП Изд-во «Магистр», 1999. – 224 с.
  16. Управление развитием инновационных процессов в школе / Под. Ред. Т.И. Шамовой и П.И. Третьяковой. – М.:Академия, 2003. – 280с.
  17. Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс. – М.Просвещение, 2004. – 320с.
  18. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. – М.: Высш. шк, 1999. – 218с.

Информация о работе Инновации в деятельности педагога