Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 00:12, курсовая работа
Цель: исследовать проблему инноваций в педагогической деятельности.
Задачи курсовой работы:
- изучить источники информации по данной проблеме;
- дать полное определение и раскрыть сущность понятий педагогической инноватики;
- изучить взгляды научных исследователей данной проблемы;
- подвести итоги исследования.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
Глава 1. Инновационные процессы в педагогике……………………………….6
Инновационная деятельность как педагогическая проблема …………….…6
Инновационная направленность педагогической деятельности .…………18
Глава 2. Внедрение инноваций в педагогическую деятельность …………… 28
2.1 Информационная карта о внедрении педагогической инновации……...…28
2.2 Сравнительные характеристики традиционного и инновационного образовательных учреждений………………………………………………...40 Заключение…………………………………………………………………..…48
Список использованных источников………………………………………….....50
Приложение………………………………………………………………………….52
Анализ специальной литературы и опыта деятельности школ свидетельствует о недостаточной интенсивности применения педагогических новшеств в практике работы учебных заведений. Можно выделить как минимум две причины нереализованности педагогических инноваций. Смысл первой причины состоит в том, что инновация, как правило, не проходит необходимой профессиональной экспертизы и апробации; смысл второй причины заключается в том, что внедрение педагогических нововведений предварительно не подготовлено ни в организационном, ни в техническом, ни, самое главное, в личностном, психологическом, отношении.
Четкое представление
о содержании и критериях педагогических
инноваций, владение методикой их применения
позволяет как отдельным
Одной из основных причин
подобной ситуации является отсутствие
в школах инновационной среды - определенной
морально-психологической
Диагностическая методика изучения инновационной деятельности учителя. Технологически проблема создания, освоения и внедрения педагогических новшеств может решаться на основе концепции диагностического изучения педагогического опыта, разработанной научным коллективом под руководством Я.С. Турбовского [2,с.16]. Использование диагностической методики позволяет выявить сильные стороны в деятельности педагогов, их запросы и потребности, в целом вести целенаправленную работу по развитию профессионально-педагогической культуры, создавая условия для проявления инициативы и творчества каждого учителя.
Центральная идея концепции диагностического изучения состоит в том, что в опыте каждого учителя или коллектива школы во взаимодействии присутствуют элементы как положительного, опережающего, так и отрицательного опыта и что конкретность, эффективность в работе по формированию профессионально-педагогической культуры требует четкого и конкретного выявления положительных и отрицательных характеристик деятельности.
Диагностическая методика изучения инновационных процессов предусматривает:
· систематическое изучение профессионально-педагогических интересов, потребностей, ценностных ориентаций учителей, формирующихся на основе преодоления реальных трудностей педагогической деятельности;
· поиск путей, концепций, технологий передового педагогического опыта, направленных на удовлетворение интересов и потребностей педагогов;
· выбор соответствующих особенностям личности учителя видов освоения и внедрения педагогических инноваций (показ, описание, открытые занятия, изучение литературы, подготовка докладов, участие в экспериментальной работе и др.).
Вывод по первой главе:
В первой главе мы изучили содержание новой дисциплины «педагогическая инноватика». После изучении информации по данной теме, было установлено, что на сегодняшний день нет ни одной единственно правильной трактовки понятий «инновация», «инновационный процесс», а также и трактовки самой дисциплины «педагогической инноватики». Как и в любой другой науке в педагогической инноватике возможны различные определения ее оснований, и их столкновения будут способствовать расширению знаний. Поэтому дискуссии продолжаются и, соответственно, продолжается и развитие данной дисциплины.
Вторая часть первой главы посвящена изучению теории инновационного обучения. Мы изучили взгляды на данную проблему многих научных исследователей. Практически у всех их присутствует идея равенства ученика и учителя.
Такая организация инновационного обучения способствует выращиванию индивидуальности, обретению автономности и самостоятельности. По своей психологической роли такое обучение развивает продуктивную личность.
При организации вузовского
обучения необходимо, чтобы учебно-профессиональная
задача выступала как
Глава 2.Внедрение инноваций в педагогическую деятельность.
2.1 ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
о внедрении педагогической
инновации
город Магнитогорск Челябинской области
МОУ «Многопрофильный лицей №1» города
Магнитогорска
Наименование инновации |
«Информатизация
учебно-воспитательного |
1. Сущностная характеристика инновации |
В связи с новыми условиями образовательной
деятельности - переход на реализацию четырех ступеней
образования в лицее (подготовительное
предшкольное образование, начальное,
основное, полное среднее общее образование),
возникла проблема совершенствования
содержания лицейского образования, создания
единого образовательного пространства. Недостаточный уровень
эффективности традиционных технологий,
изучение предметов на углубленном и профильном
уровнях диктует необходимость поиска
новых обучающих моделей, позволяющих
максимально интенсифицировать учебно-воспитательный
процесс. |
2. Направление внедрения инновации |
- содержание образования; |
3. Год начала внедрения инновации |
Октябрь 2007 года |
4. Текущий этап развития инновации |
II этап – активного формирования опыта |
5. Результаты внедрения инновации |
Индикативные показатели
инновационной деятельности |
6. Позитивные эффекты реализации инновации |
В ходе поэтапной реализации
задач внедрения инновации в
лицее разрабатываются |
7. Представление результатов
внедрения инновации (с |
1. Публичный отчёт
перед общественностью и |
8. Оценка возможностей распространения инновации |
Наличие материальных и
методических ресурсов, позволяющих
осуществлять программы интегрированных,
практико-ориентированных |
9. Руководители и активные участники работы по внедрению инновации |
Хохлов Александр
Викторович, директор лицея, «Почётный работник
общего образования»; |
10. Юридический адрес ОУ, контактные телефоны, сайт, Е-mail |
455026, г. Магнитогорск
Челябинской области, пр. К. Маркса,
106 |
2.2. Сравнительные характеристики традиционного и инновационного образовательных учреждений (Таблица 1)
Современные инновационные технологии в педагогике
В условиях образовательных
реформ особое значение в профессиональном
образовании приобрела
К инновационным технологиям обучения относят: интерактивные технологии обучения, технологию проектного обучения и компьютерные технологии.
Интерактивные технологии обучения
В психологической теории обучения интерактивным называется обучение, основывающееся на психологии человеческих взаимоотношений. Технологии интерактивного обучения рассматриваются как способы усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимоотношений и взаимодействий педагога и обучаемого как субъектов учебной деятельности. Сущность их состоит в том, что они опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, но, прежде всего, на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение. При этом процесс обучения организуется таким образом, что обучаемые учатся общаться, взаимодействовать друг с другом и другими людьми, учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа производственных ситуаций, ситуационных профессиональных задач и соответствующей информации.
В интерактивных технологиях обучения существенно меняются роли обучающего (вместо роли информатора — роль менеджера) и обучаемых (вместо объекта воздействия — субъект взаимодействия), а также роль информации (информация не цель, а средство для освоения действий и операций).
Все технологии интерактивного обучения делятся на неимитационные и имитационные. В основу классификации положен признак воссоздания (имитации) контекста профессиональной деятельности, ее модельного представления в обучении.
Неимитационные технологии не предполагают построения моделей изучаемого явления или деятельности. В основе имитационных технологий лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, т. е. воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе.
Рассмотрим некоторые формы и методы технологий интерактивного обучения.
Проблемная лекция предполагает постановку проблемы, проблемной ситуации и их последующее разрешение. В проблемной лекции моделируются противоречия реальной жизни через их выражение в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции — приобретение знаний учащимися при непосредственном действенном их участии. Среди смоделированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала. Постановка проблемы побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых.
Семинар-диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Семинар-диспут проводится в форме диалогического общения его участников. Он предполагает высокую умственную активность, прививает умение вести полемику, обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли. Функции действующих лиц на семинаре-диспуте могут быть различными.
Учебная дискуссия — один из методов проблемного обучения. Она используется при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на вопрос, при этом предполагаются альтернативные ответы. С целью вовлечения в дискуссию всех присутствующих целесообразно использовать методику кооперативного обучения (учебного сотрудничества). Данная методика основывается на взаимном обучении при совместной работе учащихся в малых группах. Основная идея учебного сотрудничества проста: учащиеся объединяют свои интеллектуальные усилия и энергию для того, чтобы выполнять общее задание или достичь общей цели (например, найти варианты решения проблемы).
Технология работы учебной группы при учебном сотрудничестве может быть следующей:
• постановка проблемы;
• формирование малых групп (микрогрупп по 5-7 человек), распределение ролей в них, пояснения преподавателя об ожидаемом участии в дискуссии;
• обсуждение проблемы в микрогруппах;
• представление результатов обсуждения перед всей учебной группой;
• продолжение обсуждения и подведение итогов.
"Мозговой штурм"
ставит своей целью сбор как
можно большего количества
Основные принципы и правила этого метода — абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик и даже шуток.
Дидактическая игра выступает важным педагогическим средством активизации процесса обучения в профессиональной школе. В процессе дидактической игры обучаемый должен выполнить действия, аналогичные тем, которые могут иметь место в его профессиональной деятельности. В результате происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ее развитие. Технология дидактической игры состоит из трех этапов.
Вовлечение в дидактическую игру, игровое освоение профессиональной деятельности на ее модели способствует системному, целостному освоению профессии.