Инновации в деятельности педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 00:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель: исследовать проблему инноваций в педагогической деятельности.
Задачи курсовой работы:
- изучить источники информации по данной проблеме;
- дать полное определение и раскрыть сущность понятий педагогической инноватики;
- изучить взгляды научных исследователей данной проблемы;
- подвести итоги исследования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
Глава 1. Инновационные процессы в педагогике……………………………….6
Инновационная деятельность как педагогическая проблема …………….…6
Инновационная направленность педагогической деятельности .…………18
Глава 2. Внедрение инноваций в педагогическую деятельность …………… 28
2.1 Информационная карта о внедрении педагогической инновации……...…28
2.2 Сравнительные характеристики традиционного и инновационного образовательных учреждений………………………………………………...40 Заключение…………………………………………………………………..…48
Список использованных источников………………………………………….....50
Приложение………………………………………………………………………….52

Файлы: 1 файл

innovatsii_v_deyatelnosti_pedagoga_v_s.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

Анализ специальной  литературы и опыта деятельности школ свидетельствует о недостаточной интенсивности применения педагогических новшеств в практике работы учебных заведений. Можно выделить как минимум две причины нереализованности педагогических инноваций. Смысл первой причины состоит в том, что инновация, как правило, не проходит необходимой профессиональной экспертизы и апробации; смысл второй причины заключается в том, что внедрение педагогических нововведений предварительно не подготовлено ни в организационном, ни в техническом, ни, самое главное, в личностном, психологическом, отношении.

Четкое представление  о содержании и критериях педагогических инноваций, владение методикой их применения позволяет как отдельным учителям, так и руководителям учебных  заведений объективно оценивать и прогнозировать их внедрение. Забвение инноваций, как и торопливость в их внедрении, не раз приводило школу к тому, что рекомендованное чаще сверху нововведение по прошествии некоторого (непродолжительного) времени забывалось или отменялось приказом и распоряжением.

Одной из основных причин подобной ситуации является отсутствие в школах инновационной среды - определенной морально-психологической обстановки, подкрепленной комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс школы. Отсутствие такой инновационной среды проявляется в методической неподготовленности учителей, в их слабой информированности по существу педагогических нововведений. Наличие благоприятной инновационной среды в педагогическом коллективе снижает коэффициент сопротивления учителей нововведениям, помогает преодолеть стереотипы в профессиональной деятельности. Инновационная среда находит реальное отражение в отношении учителей к педагогическим инновациям.

Диагностическая методика изучения инновационной деятельности учителя. Технологически проблема создания, освоения и внедрения педагогических новшеств может решаться на основе концепции диагностического изучения педагогического опыта, разработанной  научным коллективом под руководством Я.С. Турбовского [2,с.16]. Использование диагностической методики позволяет выявить сильные стороны в деятельности педагогов, их запросы и потребности, в целом вести целенаправленную работу по развитию профессионально-педагогической культуры, создавая условия для проявления инициативы и творчества каждого учителя.

Центральная идея концепции  диагностического изучения состоит  в том, что в опыте каждого  учителя или коллектива школы  во взаимодействии присутствуют элементы как положительного, опережающего, так и отрицательного опыта и что конкретность, эффективность в работе по формированию профессионально-педагогической культуры требует четкого и конкретного выявления положительных и отрицательных характеристик деятельности.

Диагностическая методика изучения инновационных процессов предусматривает:

·    систематическое изучение профессионально-педагогических интересов, потребностей, ценностных ориентаций учителей, формирующихся на основе преодоления реальных трудностей педагогической деятельности;

·    поиск путей, концепций, технологий передового педагогического опыта, направленных на удовлетворение интересов и потребностей педагогов;

·    выбор соответствующих особенностям личности учителя видов освоения и внедрения педагогических инноваций (показ, описание, открытые занятия, изучение литературы, подготовка докладов, участие в экспериментальной работе и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по первой главе:

В первой главе мы изучили  содержание новой дисциплины «педагогическая  инноватика». После изучении информации по данной теме, было установлено, что на сегодняшний день нет ни одной единственно правильной трактовки понятий «инновация», «инновационный процесс», а также и трактовки самой дисциплины «педагогической инноватики». Как и в любой другой науке в педагогической инноватике возможны различные определения ее оснований, и их столкновения будут способствовать расширению знаний. Поэтому дискуссии продолжаются и, соответственно, продолжается и развитие данной дисциплины.

Вторая часть первой главы посвящена изучению теории инновационного обучения. Мы изучили  взгляды на данную проблему многих научных исследователей. Практически  у всех их присутствует идея равенства ученика и учителя.

Такая организация инновационного обучения способствует выращиванию  индивидуальности, обретению автономности и самостоятельности. По своей психологической  роли такое обучение развивает продуктивную личность.

При организации вузовского обучения необходимо, чтобы учебно-профессиональная задача выступала как исследовательская  в контексте значимой проблемной ситуации. Наряду с предметно-содержательными  учебными результатами (предметные знания, умения, конкретные решения проблем и т.д.) особым результатом профессионального обучения должен стать рефлексивно осмысленный опыт поисковой деятельности, где присутствовали бы мотивы освоения нового опыта, расширения познавательных возможностей, элемент состязательности (в том числе и с самим собой).

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Внедрение  инноваций в педагогическую деятельность.

2.1 ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА 
о внедрении педагогической инновации 
город Магнитогорск Челябинской области 
МОУ «Многопрофильный лицей №1» города Магнитогорска

 

Наименование инновации

«Информатизация учебно-воспитательного процесса как  основа совершенствования содержания образования»

1. Сущностная характеристика  инновации

В связи с новыми условиями образовательной деятельности - переход на реализацию четырех ступеней образования в лицее (подготовительное предшкольное образование, начальное, основное, полное среднее общее образование), возникла проблема совершенствования содержания лицейского образования, создания единого образовательного пространства. Недостаточный уровень эффективности традиционных технологий, изучение предметов на углубленном и профильном уровнях диктует необходимость поиска новых обучающих моделей, позволяющих максимально интенсифицировать учебно-воспитательный процесс.  
 
Методическое сопровождение эксперимента: 
- единая методическая тема «Совершенствование форм и методов личностно-ориентированного образования»; 
- научно-методический семинар по проблемам современного образования; 
- приоритетная задача – повышение качества лицейского образования в переходный период до 2010 г. 
Основные идеи инновационной деятельности 
- формирование содержания образования и комплекса методик с опорой на интеграционные процессы в науке, культуре на основе применения ИКТ. 
- усиление практической и прикладной направленности обучения с целью расширения возможностей социализации личности ученика. 
- актуализация внутрипредметных и межпредметных связей на основе использования инновационных (в том числе информационных) педагогических технологий. 
Методологическими подходами в реализации инновационного опыта являются: 
- системный подход как общенаучная основа исследования; 
- деятельностный подход направлен на обеспечение эффективности процесса обучения, воспитания и развития личности учащегося; 
- информационный подход как связующее звено между педагогическими системами; 
- личностно-ориентированный подход, реализация принципов которого способствует формированию и развитию нравственной, самодостаточной, творческой личности. 
Цель инновационной деятельности 
1. Модернизация основных компонентов образовательной практики (содержание обучения, условий, технологий и др.). 
2. Овладение средствами информационных технологий. 
3. Организация практико-ориентированного обучения. 
4. Подготовка учащихся к продолжению образования. 
Содержание инновационной деятельности 
Новизна инновации заключается в создании системы внедрения инновационных (в т.ч. информационных) методов и способов деятельности, обеспечивающих осуществление интеграции содержания образования и способствует решению задач модернизации образовательного процесса средствами ИКТ. 
Содержание инновационной деятельности заключается в разработке образовательных программ:  
- предшкольного образования;  
- элективных и профильных спецкурсов (интегрированных с дополнительным образованием) и отработке авторских методик преподавания этих курсов; 
- в апробировании и внедрении образовательной программы «Гармония» в начальной школе (лицей является экспериментальной площадкой по проблеме совершенствования содержания образования).  
 
Этапы инновационной деятельности 1 этап – аналитико-диагностический, 2006-2007 уч.г. Цель: анализ состояния образовательного процесса как исходный компонент педагогического проектирования инновационной деятельности. 
II этап – содержательно-процессуальный, 2007-2009 г.г. Цель: создание совокупности условий, способствующих реализации инновационного опыта, разработка и внедрение образовательных программ УМК, форм организации УВП.  
III этап – аналитико-корректирующий, 2009-2010г.г. Цель: проведение ито-говой диагностики результатов инновационной деятельности и эффективности функционирования выбранных условий повышения качества образования. 
 
Прогнозируемые результаты внедрения инновации для реализации приоритетной образовательной задачи 
«Повышение качества образования в лицее»  
Индикативные показатели и уровень предполагаемых изменений  
с 1 января 2008 года к маю 2010 года 
 
1. Качество условий образовательного процесса: 
   а) повышение уровня оснащённости компьютерной техникой: 
      - увеличение количества компьютерных классов и кабинетов, лабораторий, оснащённых АРМ – на 78%.; 
      - увеличение количества АРМ полной комплектации – на 78%; 
      - увеличение количества компьютеров – на 98%; 
      - уменьшение числа учеников на 1 компьютер – на 50%; 
      - уменьшение количества педагогов на 1 компьютер – на 60%; 
      - увеличение количества ЦОР – на 96%. 
   б) увеличение библиотечного фонда – на 15%, в т.ч. методической – на 25%; 
   в) увеличение средств внебюджетного финансирования – на 33%; 
   г) повышение уровня педагогического мастерства: 
       - повышение квалификационных категорий: 
         высшая – на 25%; 
         I категория – на 16%; 
      - увеличение числа кандидатов наук – на 40%; 
      - владение ИКТ на уровне обобщения на 25%; 
      - увеличение числа педагогов, занимающихся инновационной и экспериментальной деятельностью – до 65%. 
   2. Повышение качества содержания образования: 
      - увеличение количества программ и содержания новых курсов обучения, разработанных на основе принципа интегрирования с ИКТ – в 2 раза; 
   3. Повышение качества результатов образовательного процесса: 
      - повышение качественной успеваемости по инновационным программам – с 8-10%; 
      - повышение результатов итоговой аттестации – на 7-10%; 
      - увеличение количества выпускников, набравших на ЕГЭ 80 и более баллов от общего числа выпускников – на 12%; 
      - увеличение количества учащихся, обучающихся по индивидуальным учебным планам – на 25%; 
      - увеличение количества учащихся, обучаемых в дистанционной форме – на 11%; 
      - увеличение количества участников конкурсов, олимпиад, конференций, НОУ – на 10%, из них призёров – на 30%; 
      - увеличение количества участников, занимающихся исследовательской деятельностью – на 150%; 
      - увеличение количества учащихся, владеющих ИКТ на профильном и углублённом уровне – на 50%.

2. Направление внедрения  инновации

- содержание образования; 
   - технология обучения.

3. Год начала внедрения  инновации

Октябрь 2007 года

4. Текущий этап развития  инновации

II этап – активного  формирования опыта

5. Результаты внедрения  инновации

Индикативные показатели инновационной деятельности  
(подробная информация дана в таблице индикативных показателей в Приложении к Программе развития лицея)

6. Позитивные эффекты реализации инновации

В ходе поэтапной реализации задач внедрения инновации в  лицее разрабатываются программы  курсов на основе интегрирования предметов  общего образования и дополнительного, элективных курсов профильного и  углубленного обучения с применением ИКТ, полнее удовлетворяются образовательные потребности учащихся, увеличивается процент учащихся, владеющих ИКТ и выбирающих специальности, связанные с информационными технологиями, наблюдается развитие мотивов познавательной деятельности и познавательных потребностей лицеистов. 
 
Повышение качества содержания образования на основе внедрения и апробации инновационных программ обучения: 
   - разработана концепция развития лицея, Программа развития лицея, Образовательная программа; 
   - разработана программа научно-методического семинара для педагогов лицея;  
   - разработана и внедряется программа предшкольного образования; 
   - внедряется программа «Гармония» для начальной школы; 
   - введено обучение социально-правового профиля; 
   - введено обучение информатики с 3-его класса; 
   - введено обучение иностранному языку со 2-го класса; 
   - введено обучение второму иностранному языку с 7-ого класса; 
   - разработаны программы спецкурсов по дополнительному образованию с 1 по 11 классы; 
   - разработана программа по информатизации образовательного процесса в лицее; 
   - разработан курс по краеведению (6-7кл); 
   - авторская программа «Проектные технологии» (интегрирован. курс). 
 
Элективные курсы: 
   - «Основы менеджмента» (на английском языке); 
   - «Компьютерный английский»; 
   - «Основы предпринимательской деятельности»; 
   - «Начала математического моделирования: решение задач в электронных таблицах»; 
   - «Избранные вопросы математики». 
 
Повысился уровень качественной успеваемости учащихся на 5% по сравнению с прошлым годом, а успеваемость по инновационным программам курсов составляет от 57 до 66 % . Повысился рейтинг лицея по ЕГЭ с 78-го на 53 место по области, с 11 на 10 место по городу. 98% выпускников 11 классов поступили в вузы, из них 72% на бюджетной основе (ср. 64% в прошлом году). Окончили лицей с золотой медалью 6 чел., с серебряной – 9 человек. Лицеисты показали стабильные результаты в городских предметных олимпиадах 2007 года: 44 призовых места, 2008г.- 46. 
 
Улучшились условия обучения в связи с получением средств на поддержку школ-победителей конкурса: оборудованы ИКТ предметные лаборатории по химии, биологии, лингафонный кабинет; сократилось число учащихся на один компьютер с 16 до 12; приобретена мини-АТС для обеспечения связи двух корпусов лицея, получено оборудование кабинета информатики; сто процентов выпускников 9 и 11 классов владеют ИКТ компетенциями. Улучшаются условия оздоровления учащихся: приобретено оборудование в тренажерный зал (на средства поддержки).  
 
В течение 2007 года 15 педагогов лицея повысили свою квалификационную категорию, повысили уровень владения ИКТ – 15 человек. Всего в лицее владеют ИКТ компетенциями 100% педагогов. В Фестивале идей и инноваций в области образования (2007г.) приняли участие 10 педагогов лицея, из них стали победителями регионального этапа 3 человека и один - победителем федерального этапа. Продолжается этап разработки и внедрения инновационных интегрированных с ИКТ курсов педагогами лицея, формируется персональная база данных по инновационной деятельности.

7. Представление результатов  внедрения инновации (с указанием  наименования мероприятий, печатной  и др. продукции, сроков)

1. Публичный отчёт  перед общественностью и Учредителем  – октябрь 2006г., январь 2008г. 
2. Публикации в СМИ. 
3. Публикации педагогов в журнале «Лицей», на сайте лицея, на сайте городского методического центра. 
4. Тематические педагогические советы лицея – 2005-2008 годы. 
5. Обобщение опыта педагогов на заседаниях предметных кафедр. 
6. Городской семинар для заместителей директоров школ по УВР по теме: «Информатизация учебно-воспитательного процесса – основа совершенствования содержания образования». Открытые уроки, мастер-классы. 
7. Городской семинар для учителей экономики и основ предпринимательской деятельности (декабрь 2007г.). 
8. Городской семинар для учителей иностранного языка (ноябрь 2007г.). 
9. I Всероссийская конференция руководителей инновационных учебных заведений в г. Санкт-Петербурге. Сборник тезисов конференции «Инновационное среднее образование в России. Сущность и перспективы»; Хохлов А.В., директор МЛ №1 «Формирование управленческой команды инновационного образовательного учреждения»; Зелепукина Н.В.: «Концептуальная модель личностно-ориентированного обучения в лицее». 
10. Участие в конкурсе педагогических инициатив «Фестиваль идей и инноваций в области образования-2007». 
11. VI Всероссийская заочная научно-практическая конференция «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования» (ноябрь 2007г., Москва-Челябинск).

8. Оценка возможностей распространения инновации

Наличие материальных и  методических ресурсов, позволяющих  осуществлять программы интегрированных, практико-ориентированных курсов обучения с применением ИКТ. 
1. Необходимый период времени для освоения опыта – 1 год. 
2. Требования к уровню подготовленности членов педагогического коллектива, осваивающих опыт – педагоги-предметники, имеющие не менее 5 лет педагогического стажа, владеющие ИКТ на уровне применения и обобщения опыта, психологически и теоретически под готовленные к участию в инновационной деятельности. 
3. Требования к материально-технической базе: наличие не менее 1 кабинета информатики с полным комплектом мультимедийного оборудования. 
4. Требования к наличию программно-методического обеспечения: УМК по элективным курсам, спецкурсам, по предметам профильного уровня и ЦОР. 
5. Необходимый объём финансирования освоения новшества – 500 тыс. рублей (при отсутствии материально-технической базы).

9. Руководители и активные  участники работы по внедрению  инновации

Хохлов Александр  Викторович, директор лицея, «Почётный работник общего образования»; 
Зелепукина Наталья Владимировна, зам. директора по НМР, КПН, «Почётный работник общего образования»; 
Васильева Любовь Винеровна, зам. директора по ВР, КПН. 
Педагоги лицея: 
Казармщикова Л.В., Кимайкина И.Н., Озерова Е.Г., Голованова Л.А., Захарченко Ю.В., Мингазеева Л.А., Хорев А.А. и др.

10. Юридический адрес  ОУ, контактные телефоны, сайт, Е-mail

455026, г. Магнитогорск  Челябинской области, пр. К. Маркса, 106 
Тел./факс: 26-52-10 
e-mail: maglicey@mail.ru 
Cайт: http:// www. maglicey.ru


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Сравнительные характеристики традиционного и инновационного образовательных учреждений (Таблица 1)

Современные инновационные  технологии в педагогике

В условиях образовательных  реформ особое значение в профессиональном образовании приобрела инновационная  деятельность, направленная на введение различных педагогических новшеств. Они охватили все стороны дидактического процесса: формы его организации, содержание и технологии обучения, учебно-познавательную деятельность.

К инновационным технологиям  обучения относят: интерактивные технологии обучения, технологию проектного обучения и компьютерные технологии.

Интерактивные технологии обучения

В психологической теории обучения интерактивным называется обучение, основывающееся на психологии человеческих взаимоотношений. Технологии интерактивного обучения рассматриваются  как способы усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимоотношений и взаимодействий педагога и обучаемого как субъектов учебной деятельности. Сущность их состоит в том, что они опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, но, прежде всего, на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение. При этом процесс обучения организуется таким образом, что обучаемые учатся общаться, взаимодействовать друг с другом и другими людьми, учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа производственных ситуаций, ситуационных профессиональных задач и соответствующей информации.

В интерактивных технологиях  обучения существенно меняются роли обучающего (вместо роли информатора  — роль менеджера) и обучаемых (вместо объекта воздействия — субъект взаимодействия), а также роль информации (информация не цель, а средство для освоения действий и операций).

Все технологии интерактивного обучения делятся на неимитационные и имитационные. В основу классификации  положен признак воссоздания (имитации) контекста профессиональной деятельности, ее модельного представления в обучении.

Неимитационные технологии не предполагают построения моделей  изучаемого явления или деятельности. В основе имитационных технологий лежит  имитационное или имитационно-игровое моделирование, т. е. воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе.

Рассмотрим некоторые  формы и методы технологий интерактивного обучения.

Проблемная лекция предполагает постановку проблемы, проблемной ситуации и их последующее разрешение. В проблемной лекции моделируются противоречия реальной жизни через их выражение в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции — приобретение знаний учащимися при непосредственном действенном их участии. Среди смоделированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала. Постановка проблемы побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых.

Семинар-диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Семинар-диспут проводится в форме диалогического общения его участников. Он предполагает высокую умственную активность, прививает умение вести полемику, обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли. Функции действующих лиц на семинаре-диспуте могут быть различными.

Учебная дискуссия —  один из методов проблемного обучения. Она используется при анализе  проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ  на вопрос, при этом предполагаются альтернативные ответы. С целью вовлечения в дискуссию всех присутствующих целесообразно использовать методику кооперативного обучения (учебного сотрудничества). Данная методика основывается на взаимном обучении при совместной работе учащихся в малых группах. Основная идея учебного сотрудничества проста: учащиеся объединяют свои интеллектуальные усилия и энергию для того, чтобы выполнять общее задание или достичь общей цели (например, найти варианты решения проблемы).

Технология работы учебной  группы при учебном сотрудничестве может быть следующей:

•  постановка проблемы;

•  формирование малых групп (микрогрупп по 5-7 человек), распределение ролей в них, пояснения преподавателя об ожидаемом участии в дискуссии;

•  обсуждение проблемы в микрогруппах;

•  представление результатов обсуждения перед всей учебной группой;

•  продолжение обсуждения и подведение итогов.

"Мозговой штурм"  ставит своей целью сбор как  можно большего количества идей, освобождение учащихся от инерции  мышления, активизацию творческого  мышления, преодоление привычного  хода мыслей при решении поставленной проблемы. "Мозговой штурм" позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в учебной группе.

Основные принципы и  правила этого метода — абсолютный запрет критики предложенных участниками  идей, а также поощрение всевозможных реплик и даже шуток.

Дидактическая игра выступает  важным педагогическим средством активизации  процесса обучения в профессиональной школе. В процессе дидактической  игры обучаемый должен выполнить  действия, аналогичные тем, которые  могут иметь место в его профессиональной деятельности. В результате происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ее развитие. Технология дидактической игры состоит из трех этапов.

Вовлечение в дидактическую  игру, игровое освоение профессиональной деятельности на ее модели способствует системному, целостному освоению профессии.

Информация о работе Инновации в деятельности педагога