Ходьба у малышей

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:37, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе также рассмотрела методические рекомендации по проведению физкультурных занятий с учетом возрастных особенностей детей младшего до-школьного возраста. Следует также заметить, что к развитию ребенка нужно под-ходить планомерно, уделяя внимание всем видам упражнений: основные виды движений, общеразвивающие и игровые упражнения, упражнения спортивного характера, а также нельзя забывать об утренней гимнастике и занятиям с детьми на улице.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………… ……3
ГЛАВА I. Теоретические основы развития правильной ходьбы у детей дошкольного возрас-та……………………………..………………………….…………..…….6 1.1. Общая характеристика ходьбы ………………………………….…………........6 1.2. Особенности развития ходьбы у детей младшего дошкольного возраста…..8 1.3. Педагогические условия формирования навыков правильной ходьбы в условиях ДОУ…………………………………………………………………………13
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальное изучение ходьбы у детей младшего до-школьного возраста ……..…………………………………………………….……..16 2.1. Цель, задачи и содержание констатирующего этапа исследования………….16 2.2. Система работы по формированию навыков правильной ходьбы у детей младшего дошкольного возраста ……………………………………………………20 2.3.Эффективность работы опытно- экспериментальной работы……………….. 27 Заключе-ние……………………………………………………………………………32
Библиографический список………………………..………………………………...35
Приложение……………..………………………………………………………….…38

Файлы: 1 файл

ходьба.doc

— 301.00 Кб (Скачать)

II. Уровень понимания многосторонней  ценности исходного положения. 

Следующая диаграмма показывает уровень  устойчивого интереса к выполнению физических упражнений. Если на начало эксперимента детей, оцененных на «5» было 76,5%, то к концу эксперимента их стало 86,7%. Оцененных на «4» балла 23,5%, в конце 13,5%.                                                                                                                       III. Уровень устойчивого интереса к выполнению физических упражнений. Следующая диаграмма показывает уровень сформированности контроля и самоконтроля. Достичь таких результатов помогли следующие мероприятия: организация дежурства, проведение самостоятельных занятий, занятия с карточками-картинками. Если на начало эксперимента детей, оцененных на «5» баллов было 0%, то к концу - 41,07%. Оцененных на «4» балла было 47,07%, а к концу - 39,13%. Оцененных на «3» балла было 52,93%, а к концу - 19,8%.

IV. Уровень сформированности контроля  и самоконтроля.

Подводя итог, как уже ранее говорилось, нами была составлена карта сформированности самостоятельности и на основе новых полученных данных была составлена следующая диаграмма:

Уровень сформированности самостоятельности старших дошкольников.

Как видно из этой карты уровень  самостоятельности вырос.

Сравним показатели экспериментальной  группы с контрольной группой:

Наглядно видно, что дети контрольной  группы, где не вилась экспери-ментальная работа, лишь чуть-чуть сдвинулись показатели сформированной самостоятельности.

Контрольный этап эксперимента показал  все достоинства и недостатки нашей практической работы по формированию самостоятельности на физкультурных занятиях. Во время нашей работы с детьми они получили богатейший запас знаний, о способах выполнения, о том, что исходное положения очень важно, научились планировать свою деятельность, научились дежурить, оценивать себя и других. Наряду с познавательными мероприятиями мы проводили мероприятия, воспитывающего характера, где ребята узнали о том, как и где можно использовать физические упражнения кроме физкультурных занятий. Для достижения поставленной цели мы использовали следующие методики: беседа, наблюдение, анкетирование, рассказ воспитателя, анализ творческих работ воспитанников, тестирование, анализ теоретических источников. Поставленные нами задачи в теоретической главе в соответствии с целью и проблемой исследования достигнуты. Мы пришли к выводу, что наша гипотеза подтверждается: если формировать у детей знания о способах выполнения упражнения, последовательности выполнения, особенностей планирования и т.д., можно добиться высокого уровня проявления самостоятельности на физкультурных занятиях. Итак, анализируя ответы детей, их работу на мероприятиях и занятиях, мы сделали вывод, что педагогические условия, созданные нами в ходе практической работы, являются наиболее эффективными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Формирование двигательной программы (ходьбы вперед) у детей младшего дошкольного возраста с подачей звукового сигнала в начале движения - наиболее сложное задание, чем при его подаче в ходе выполнения движения. Очевидно, что сенсорная коррекция в ходе выполнения двигательного действия (в динамике) осуществляется гораздо быстрее, чем в статическом положении, когда ребенок готовится к выполнению ходьбы. Появление сигнала (раздражителя) перед началом движения вызывает сбой в планируемой двигательной программе и требует времени для перестройки двигательных действий. Это зависит от двигательного опыта и возраста ребенка. Формирование двигательной программы, включающей в себя нескольких компонентов: шаги, ориентировку в пространстве, реакцию на сигнал хлопушкой и другие. Положительный эффект методики развития двигательных качеств дошкольников возможен лишь при постепенности, систематичности и комплексности применения физических упражнений, оздоровительных сил природы, гигиенических и социально-бытовых факторов. Крупнейший педагог и педиатр Е.А. Аркин в книге «Дошкольный возраст» подчеркнул, что физическая культура дошкольника состоит не только в выполнении мышечных упражнений, усвоении гигиенических навыков и укрепления здоровья. Он считал, что физическая культура в дошкольном возрасте есть «культура чувств, внимания, воли, красоты, культуры всего характера» Аркин Е.А. Человеческое тело создано для прямохождения. Наши кости, мышцы, внутренние органы, нервы функционируют оптимальным образом в вертикальном положении, в процессе стояния или ходьбы. В преддверии ходьбы тазобедренный сустав находится в развернутом кпереди положении, и его правильное ориентирование связано с прогрессом в ходьбе в течение первых лет жизни. Изменение угла и вращение головки бедра связаны с активным движением во время вытягивания бедра и наружного вращения, а также с весовой нагрузкой. Весовая нагрузка и ходьба также предоставляют необходимые условия для правильного развития стопы и колена.                                                                        Для эффективного формирования двигательных действий у детей до школьного возраста необходимо учитывать биомеханические характеристики структуры движений, в частности, длительность формирования двигательных программ, уровень психофизического развития и физической подготовленности, степень развитие координационных способностей. Для формирования рациональной структуры двигательного действия ребенка на занятиях необходимы упражнения с целевой точностью при различных статодинамических условиях ребенка и «цели» в пространстве (статичное положение ребенка и «цели»; ребенок перемещается, «цель» статична; статичное положение ребенка, «цель» подвижна; перемещается ребенок и «цель»). Для этого необходимо применять тренажерные устройства, в которых «цель» обеспечивает обратную связь. В качестве «цели» как ориентира в пространстве необходимо использовать различные по размеру, цвету, форме предметы с дидактической (познавательной, информационной) символикой, а также «цели», при соприкосновении с которыми появляется звук, загорает ся свет и т.п.                                                                                                                                                  Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком. Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как и них дети проводят большую часть дня. С этой целью предусмотрены занятия по физической культуре, которые следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Комплексы упражнений должны быть увлекательными, а также предусматривать физиологически и педагогически необходимую и оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность ребенка в движении.            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические  труды / под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. В 2 т. Т. 1. - М.: Педагогика, 2000. - 232 с.  
2. Андреева, С Р . Эндоэкология, физическая культура и состояние здоровья дошкольников / С Р . Андреева, Т.В. Волосникова, А.А. Танеев и др.. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2003. - №3.-С 49-51.  
3. Аршавский, И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития / И.А. Аршавский. - М.: Наука, 2002. - 270 с.  
4. Бабанкова, И.К. Лонгитудинальный эффект использования различных методических подходов к организации физкультурных занятий с дошкольниками: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.К. Бабанкова. - Минск: Изд-во БГАФК, 2002. - 20 с.  
5. Бальсевич, В.К. Что нужно знать о движениях человека : Родительский лекторий / В.К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, - 2007. - N 2. - 46-50.  
6. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность / Н.А. Бернштейн. - М.: Наука, 2000.-495 с.  
7. Биомеханика: учебно-методическое пособие /Н.Б. Кичайкина, И.М. Козлов, А.В. Самсонова; Под ред. Н.Б. Кичайкиной. — СПб.: Изд-во СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2008. - 160 с.  
8. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям / М.М. Боген. - М.: Физкультура и спорт, 2005.-192 с.  
9. Боген, М.М. Методологические основы теории обучения двигательным действиям / М.М. Боген // Теория и практика физ. культуры, - 2005. - № 3. -С. 48-52.  
10. Бутин, И.М. Развитие физических способностей детей / И.М. Бутин, А.Д. Викулов. - М.: Владос, 2002. - 80 с.  
11. Вавилова Е.Н., "Учите бегать, прыгать, лазать, метать", М., 2003 г. 
12. Вавилова Е.Н Укрепляйте здоровье детей. М 2006г. 128с. 
13. Викулов А.Д, Бутин И.М Развитие физических способностей детей. Популярное пособие для детей. Ярославль 2004г.176с. 
14. Вильчковский Э. С. Физическое воспитание дошкольников в семье. - К.: Рад. шк., 2007. - 128 с.: ил. 
15. Гербова В. В., Иванкова Р.А., Казакова Р.Г. Воспитание детей в детском саду 2001 г. 217с. 
16. Глазырина Л.Д Физическая культура дошкольникам. Старший возраст. М 2001.257с. 
17. Гришин В.Г, Осипов Н.Ф Малыши открывают спорт. М 2005 г. 168 с. 
18. Дошкольное воспитание . 9,2002г стр 5. 
19. Дошкольное воспитание 10, с18-21. 
20. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. изд 3-е переработанное. Ред. В.И Логинова, Т.И Бабаева, Н.А Ноткина. М 2000г. 244 с. 
21. Кенеман А.В. Хухлаева Д.В Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М 2007г.271с. 
22. Козлова С.А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика.М.2008г.416 с. 
23. Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста. Методические рекомендации. М 2003г.27 с. 
24. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / Под ред. М. В. Антроповой, М. М. Кольцовой. — М.: Педагогика, 2003.

25. Новоселова С.Л., Обухова Л.Ф. Истоки: Базисная программа развития ребенка.- М.,2005

26. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду.- М.: Просвещение,2006,- 304

27. Первомайский Г. Воспитание самостоятельности//Д/в.-2005,-№8,с.50-52

28. Погорелов А., Полтавцева Н.В. Игра- путь к у3му и сердцу.

29. Полтавцева Н.В. О программе знаний физической культуры для дошкольников//Д\В.-2007.-№5

30. Потехина Н.В. Подвижные игры детей//Д/в.-2005.-№8,с.50-52  
31. Петроченко Г.Г Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе. Минск 2002г. 
32. Стрельцов В.П. КАКАЯ ФИЗКУЛЬТУРА НУЖНА ДОШКОЛЬНИКУ? http://www.budo.by/.                                                                                                                        33. Рубинштейн С.А. Проблемы общей психологии.- М,2001. 
34. Хухлаева Т.В Теория и методика физического воспитания дошкольников. М 2008. 
35. Хухлаева Г. В. Занятия по физической культуре с детьми 2 - 4 лет в малокомплектном детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2002. - 192 с.: ил.                                                                                                                                        36. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды/Под. ред. В.В.Давыдова.- М.,1989 Александров В.И. с соавт. Словарь-справочинк физкультурно-спортивных терминов и понятий. Новосибирск. 1999, с. 401-402.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                  ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

№ 1—без предметов

1. «Выше-выше». И. п.— стоя прямо, ноги слегка расставлены,  руки опущены. Размахивать расслабленными руками  вперед  и  назад,  с  каждым  разом поднимая  их  все    выше.    Повторить   в среднем темпе 3—4 раза.

2. «Стал  маленьким».    И.   п.— стоя прямо, ноги слегка расставлены, ступни параллельны,    руки    опущены.    Низко присесть,   затем    встать.    Повторить   в среднем темпе 3—4 раза.

3. «Качание деревьев». И. п.— стоя прямо, ноги врозь, руки подняты в стороны. Наклониться влево, затем вправо,  не опуская  рук. Повторить в среднем темпе 4—6 раз.

4. «Покажи ладошки». И.   п.— стоя прямо, ноги слегка расставлены, ступни параллельны, руки опущены. Вытянуть обе руки  вперед ладонями  вверх,  затем спрятать их за спину. Повторить   в среднем темпе 5—6 раз.

5. «Птицы клюют». И.  п.— стоя прямо, ноги слегка расставлены, руки опущены.  Присесть,  постукивая   пальцами о колени, и выпрямиться. Повторить   в среднем темпе 2—3 раза.

6. «Намотай нитку». И. п.— стоя прямо,   ноги  врозь,   руки    согнуты   перед грудью, пальцы сжаты в кулаки. Делать круговые движения кистями, как бы наматывая   нитку   на   клубок.    Повторить быстро по 10—15 раз каждой рукой.

7. «Достань носки ног». И. п.— стоя прямо, ноги врозь, руки опущены. Наклониться    вперед,    стараясь    достать пальцами носки ног. Повторить в среднем темпе 4—6 раз.

8. «Покажи, как петух машет крыльями». То же и. п. Поднимать руки в стороны, затем хлопать ими   по   бедрам. Проделать быстро 5—6 раз.

9. «Цапля». Ходить по комнате, поочередно высоко поднимая то одну, то другую ногу. Выполнять 30—40 секунд.

10. «Паровоз». Ходить по комнате, делая  попеременные движения  согнутыми    руками    («колеса   вертятся»)    и приговаривая: «Чух! Чух! Чух!» Продолжительность — 20—30 секунд.

№2 — с резиновым мячом

1. «Посмотри на мяч». И. п.— стоя прямо, ноги врозь, впереди в опущенных руках большой мяч. Поднять мяч над головой, смотря на него, и опустить вниз. Повторить медленно 3—5 раз.

2. Приседание с мячом. И. п.— стоя прямо, ступни параллельны, впереди в опущенных   руках  мяч.   Присесть,   коснуться   мячом  пола,   выпрямиться.   Повторить в среднем темпе 4—5 раз.

3. Наклоны к мячу. И. п.— сидя на полу  ноги  врозь,  в  руках  мяч.  Наклониться вперед,   положить   мяч   между стопами,    выпрямиться.     Наклониться, взять  мяч,  выпрямиться.   Повторить   в медленном темпе 4—6 раз.

4. Отталкивание мяча руками. И. п.—стоя прямо, ноги врозь, руки опущены.Станьте напротив ребенка; держа большой мяч  на одной руке,  приближайте его к нему. Он двумя руками должен столкнуть мяч с вашей руки. Повторите 3—5 раз.

5. Отталкивание мяча ногами. И. п. — сидя  на полу согнув ноги   и   опираясь руками сзади. Вы подкатываете мяч   к ногам ребенка, а он отталкивает его от себя   обеими    ногами.    Повторите   4—6 раз (рис. 1).

6. Ходьба по комнате. И. п.— стоя прямо, держа мяч руками сзади - внизу, ходить по комнате, обращая внимание на  осанку — плечи должны  быть   развернуты,  спина   слегка   прогнута.   Выполнять 30—40 секунд.

№ 3—с гимнастической палкой

1. «Тянись за палкой». Держите палку высоко над головой ребенка и предложите ему достать ее обеими руками. Повторите 3—5 раз.

2. Ходьба с палкой. Ходить по комнате, заложив палку за спину и удерживая ее на сгибе рук. Выполнять 30—40 секунд.

3. Поднимание палки вверх. И. п. — стоя прямо,  ноги врозь, держа  палку внизу горизонтально перед собой. Поднять палку прямыми руками вверх над головой, посмотреть на нее и опустить. Повторить медленно 4—6 раз.

4. Катание палки по полу. И. п.— сидя на пятках. Прокатывать обеими руками палку по полу влево и вправо. Повторить 4—6 раз.

5. Пролезание под палкой. Проползти   под   палкой,  удерживаемой   взрослым горизонтально,  невысоко над полом. Повторить 2—3 раза.

6. «Верхом на палочке». Бегать по комнате, держа  палку между  ногами. Выполнять 30—40 секунд.

7. Ходьба с палкой на плече. Ходить по комнате, поставив палку вертикально к правому   плечу.   Выполнять   30—40 секунд.

Информация о работе Ходьба у малышей