Ходьба у малышей

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:37, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе также рассмотрела методические рекомендации по проведению физкультурных занятий с учетом возрастных особенностей детей младшего до-школьного возраста. Следует также заметить, что к развитию ребенка нужно под-ходить планомерно, уделяя внимание всем видам упражнений: основные виды движений, общеразвивающие и игровые упражнения, упражнения спортивного характера, а также нельзя забывать об утренней гимнастике и занятиям с детьми на улице.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………… ……3
ГЛАВА I. Теоретические основы развития правильной ходьбы у детей дошкольного возрас-та……………………………..………………………….…………..…….6 1.1. Общая характеристика ходьбы ………………………………….…………........6 1.2. Особенности развития ходьбы у детей младшего дошкольного возраста…..8 1.3. Педагогические условия формирования навыков правильной ходьбы в условиях ДОУ…………………………………………………………………………13
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальное изучение ходьбы у детей младшего до-школьного возраста ……..…………………………………………………….……..16 2.1. Цель, задачи и содержание констатирующего этапа исследования………….16 2.2. Система работы по формированию навыков правильной ходьбы у детей младшего дошкольного возраста ……………………………………………………20 2.3.Эффективность работы опытно- экспериментальной работы……………….. 27 Заключе-ние……………………………………………………………………………32
Библиографический список………………………..………………………………...35
Приложение……………..………………………………………………………….…38

Файлы: 1 файл

ходьба.doc

— 301.00 Кб (Скачать)

2.2.  Система работ по формированию навыков ходьбы у детей младшей дошкольной группы

    Чтобы обеспечить разумное чередование активных движений и отдыха, педагог внимательно следит за деятельностью всей группы в течение дня: не упускает возможности привлечь к подвижным играм, спортивным развлечениям воспитанников, засидевшихся за рисованием, книгами, шашками, переключить на спокойные игры внимание тех, кто длительное время был занят ездой на велосипеде, прыжками со скакалкой, игрой в классы. Как и в предыдущих группах, самостоятельная двигательная деятельность мальчиков и девочек не должна значительно отличаться. И тем и другим полезны самые разнообразные физические упражнения и игры. Рассмотрим, в каких движениях дети могут проявлять самостоятельность. Дети могут самостоятельно перестраиваться в колонну, круг, из колонны в пары, в звенья, как на месте, так и при передвижении. Самостоятельно строятся в два или круг, ходьба, бег развиты хорошо, но при индивидуальных заданиях дети теряются. Нельзя давать для самостоятельного выполнения прыжки, упражнения на равновесие, так как они могут привести к большой травме. Исходя из этого, были предложены следующие этапы формирования самостоятельности:

I ЭТАП

Подражают объектам окружающего мира по собственной инициативе и по поручению  взрослых. Главное достижение - произвольное управление движениями. Дети должны знать принцип называния различных способов подлезания. Понимать значимость устойчивости стойки от положения ног. Умение руководствоваться планом действий, рассказывать последовательность действий, самостоятельно расставлять картинки.

II ЭТАП

Уметь оценивать правильность выполнения движений у других, а потом у  себя. Умения: выполнение без помощи и указания взрослых. Выполнение движений разучиваемых в специальной организованной обстановке по плану, предложенному взрослым. Уметь по словесному указанию внести изменения в выполнение. Ориентироваться в новых способах выполнения знакомых движений на основе общих способов.

 Достижением является: дети способны понять поставленную задачу и самостоятельно выполнить указания педагога.

III ЭТАП

Дети должны уметь ставить двигательную задачу по собственной инициативе, выбирать способ ее решения, но пока что в обстановке близко предшествующей. Умения: дети должны пользоваться двигательными движениями для решения задач, которые требуют не изолированного движения, а цепи двигательных действий; использования движений в сюжетно-ролевых играх.

IV ЭТАП

Дети владеют выбором способа  выполнения в зависимости от ситуации и своих индивидуальных особенностей.                                                                                                     Умения: действовать известными способами в измененных условиях; выбор способа подлезания, метания в зависимости от высоты, цели; выбор способа с учетом индивидуальных условий.

Особенности сформированности самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста (цели, задачи, методика, результаты констатирующего эксперимента)

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ДОУ №75, г.Чебоксары . Для эксперимента мы взяли 2 группы:

- экспериментальную, ей была  младшая группа №2;

- контрольная группа, ей была  группа №3.

Цель:  Выявить уровень сформированности у детей знаний, умений действовать самостоятельно на физкультурных занятиях.

Задача:

- выявить  знания о том, что такое «самостоятельность» для детей;

- определить  содержание и объем самостоятельности

- выработать  критерии уровня самостоятельности.

Проблемная ситуация №1:

Гуляя в лесу, вам пришлось прыгать  через ручейки, один из которых был  узкий, а другой широкий. Как вы будете прыгать?

Проблемная ситуация №2:

Вы на физкультурном занятии  и вас просят провести комплекс общеразвивающих упражнений. С чего вы начнете?   Почти все ребята начинали упражнения для плечевого пояса, а затем сразу же переходили на туловище. Дети плохо понимали значение исходного положение для выполнения упражнения и последовательность действий. Таким образом, проанализировав ответы детей на проблемные ситуации, мы решили, для создания полной картины формирования самостоятельности, раздать им задания. Обобщая результаты ребят, мы составили карту сформированности самостоятельности у детей младшей группы.

Для составления карты были предложены диагностические задания такого типа как:                                                                                                                                                      1. задание на выявление глубины физических знаний;                                                              2. на понимание многосторонней ценности исходного положения при вы-полнении упражнений.  Все результаты оценивались по 5 бальной шкале. Всего было 3 вопроса, поэтому максимальный балл был равен 15. Приложение №2.

 Проанализировав  ответы, можно сделать выводы:

- на «3»  балла было оценено 9 - это 53%;

- на «4»  балла было оценено 6 - это 35,24%;

- на «5»  баллов было оценено 2 - это  11,76%.

 на выявление уровня устойчивого  интереса к выполнению физических  упражнений на физкультурных занятиях . Было предложено детям ответить на 4 вопроса, которые также оценивались по 5 балльной шкале:

- на «3» балла - это 0%;

- на «4» балла - это 23,5%;

- на «5» баллов - это 76,5%.

 на выявление уровня самоконтроля  и контроля других. Необходимо  было оценить товарищей и заметить ошибки, которые они делали преднамеренно . Проанализировав ответы детей можно сделать выводы:

- на «3» балла было оценено  9 - это 52,93%;

- на «4» балла было оценено  8 - это 47,07%;

-на «5» баллов - это 0%.

Это значит, что из всех показателей  самоконтроль занимает самый низкий уровень.

Также было проведено наблюдение, в котором замерялись следующие показатели:

- по собственной инициативе;

- действует сознательно;

- организует игры;

- замечает ошибки у других  и у себя;

- знает пособия, их место расположения  и пользование ими.

Оценив результаты диагностических  заданий можно сделать вывод, что самостоятельность сформирована плохо. Поскольку было 5 показателей, то максимальное количество баллов равно 25:

25-21 - высокий уровень (В);

20-16 - средний уровень (С);

15 и ниже - низкий уровень (Н).

Приведем описание уровней сформированности самостоятельности на физкультурных занятиях.

Высокий уровень - ярко проявляются  все показатели, глубокие физические знания, сформированы разнообразные  умения, понимание многосторонней ценности исходного положения, проявляется активность на занятиях, знают все пособия и их применение, убеждены в необходимости физкультурных занятий.

Средний уровень - наличие у детей  определенных физических знаний, недостаточно глубокие и систематичные знания, небольшой арсенал умений, плохо понимают ценности исходного положения, не проявляют активности, интерес не устойчивый, путаются в инвентаре и пособиях.

Низкий уровень - низкая степень  осознания физических упражнений и  игр, не проявляют заметного интереса, имеют поверхностные элементарные знания.

Констатирующий эксперимент

Цель: выявить уровень физической подготовленности, определить уровень  использования народных игр для решения задач по физическому воспитанию.Для решения поставленной цели, всю работу я провела с двумя группами детей: контрольной и экспериментальной. Сначала я провела беседу с руководителем физического воспитания с целью выявления, используются ли ею народные игры. В ходе беседы я выявила, что занятия по физическому воспитанию проводятся в системе. Также я пронаблюдала занятия физкультурного работника с целью определения методики работы руководителя физического воспитания. В ходе наблюдения я выяснила, что не у всех детей сформированы двигательные умения и навыки. Это связано с тем, что руководитель физического воспитания не дает четких указаний, а так же не достаточно умело может организовывать детей на выполнение действий.

Для определения уровня сформированности двигательных умений и навыков физических, я провела диагностирование.

I. Определить уровень сформированности  быстроты в беге на 30 метров.

Ход: Дети бегут дистанцию 30 метров, с низкого старта. Бег измеряется в секундах.

Анализ: При проведении я учитывала  время бега в каждой из попыток, качественные особенности положения туловища, координации рук и ног, прямолинейность бега.

Уровни

Группа 

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий   уровень

Общий балл

Средний балл

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

КГ

0

0

3

35

3

35

9

0,9

ЭГ

2

11

3

35

6

53

11

1,1

Разница

+2

+11

0

0

+3

+22

+2

+0,2


 

II. Определить уровень сформированности  навыков прыжков в длину с  места.

Ход: Прыжок выполняется в заполненную  песком яму. Измерение длины прыжка производится от линии отталкивания до места приземления с точностью до 1 см.

Анализ: Измерение длины прыжка производится от линии отталкивания до места приземления пятки. При  этом мной были зафиксированы качественные показатели по основным элементам движения: подготовка к прыжку, отталкивание, взмах руками, «полет», приземление, сохранение равновесия. По итогам показателей распределила на различные уровни.

Уровни

Группа 

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий   уровень

Общий балл

Средний балл

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

КГ

4

25

8

50

4

25

20

2,0

ЭГ

2

13

10

75

2

12

20

2,0

Разница

-2

-12

+2

+25

-23

-13

0

0


Таким образом, уровень сформированности навыков прыжков в длину с места из общей группы детей основной процент составляют дети со среднем уровнем. 

   2.3.Эффективность работы опытно- экспериментальной работы

Самостоятельная двигательная деятельность побуждает двигательное творчество детей, способствует овладению новыми видами движений. Поэтому чрезвычайно важны поиски новых форм и содержания ролевых игр («Запуск ракеты», «Пожарные на учении», «Спортивные состязания» и т. п.). Размещение оборудования на участке также должно быть продумано соответствующим образом. Пособия надо периодически менять, подбирать так, чтобы поддерживать у детей интерес к разным видам движений. В педагогическом руководстве физической культурой в повседневной жизни надо избегать чрезмерной регламентации деятельности ребенка, предоставлять ему больше самостоятельности, не стеснять инициативу, стремление к двигательному творчеству, развивать его организаторские способности. Воспитатель поддерживает самостоятельную организацию детьми многих подвижных игр, особенно тех, которые содержат соревновательный момент (в том числе городки, кольцеброс, баскетбол, футбол, хоккей, волейбол). В своей самостоятельной деятельности на прогулках дети все более широко применяют освоенные навыки и умения. Они по собственной инициативе организуют игры на лыжах, коньках, а также игры на воде. В езде на велосипеде и самокате старшие дошкольники самостоятельно соблюдают в игровой ситуации пра-вила дорожного движения. Большинство существующих программ подготовки детей к самостоятельным занятиям нацелены на развитие начальных учебных навыков (усидчивость, мелкая моторика, умение выполнять требования педагога и т.д.). При этом занятия имитируют ситуацию обучения в школе: дети, сидя за партами или столами, занимаются учебной или предучебной деятельностью.                                                      В ходе предлагаемых занятий ребенок начинает ощущать свое Я через телодвижения. При этом реализуется принцип так называемого `сопряженного воздействия`: применяемые упражнения позволяют добиваться конкретных изменений в физической сфере (например, физического качества быстроты), которые, в свою очередь, способствуют направленным изменениям в психической сфере (например, быстроте восприятия информации и принятия решения).

Занятия объединены в 4 цикла:

1. `Я и мое тело` (самопознание  через движение).

2. `Я расту и развиваюсь` (формирование  и развитие психомоторных качеств).

3. `Я и другие люди` (формирование  и развитие коммуникативных навыков).

4. `Если будет трудно` (формирование  навыков поведения в сложных  ситуациях).

Для реализации поставленных задач  используются упражнения (физические, дыхательные, мимические, психомоторные), игры (подвижные, спортивные), творческие этюды и др. Описание игр и упражнений, приводятся в приложении.         Программа предназначена для работы с детьми 3-4 лет в условиях детских дошкольных учреждений и может быть реализована силами воспитателей, инструкторов по физическому воспитанию и психологов. Занятия лучше всего проводить в спортивном зале. Количество занятий предполагает их еженедельную организацию в течение учебного года.

ЦЕЛЬ: Выяснить характер и направленность изменений в развитии детей в связи с использованием отобранных методов педагогического воздействия.

ЗАДАЧИ:

1. Оценить результативность проделанной  работы;

2. определить уровень самостоятельности  на данный момент;

3. провести сравнительный анализ  результатов контрольного и констатирующего эксперимента.

В ходе контрольного эксперимента для  определения уровня сформированности самостоятельности мы использовали задания, аналогичные заданиям констатирующего эксперимента (см. ПРИЛОЖЕНИЕ №3). Ребята приняли активное участие в решении данных заданий, доказывали свои ответы примерами. Для большой убедительности достаточно высоких результатов по данному вопросу была составлена диаграмма на определение глубины физических знаний. По этой диаграмме можно сказать, что дети пополнили и углубили свои знания в области физической культуры.Если на начало эксперимента детей, оцененных на «3» балла было 7 человек, что составило 41,17%, то к концу их не стало вообще. Увеличилось количество детей, оцененных на «4» балла: на начало эксперимента их было 8 человек, что составило 47, 07%, а к концу - 13 человек, что составило 76, 5%.оцененных на «5» баллов было 2 человека, что составило 11, 76%, а к концу эксперимента - 23,5%.                                                                                                                   I. Уровень глубины физических знаний воспитанников старшей группы №2 ДОУ №75.В достижение таких высоких результатов нам помогли конспекты разработанных нами занятий.Следующий график показывает уровень понимания многосторонней ценности исходного положения. По этому графику можно сказать, что дети осознали многостороннюю ценность исходного положения, осознали, что именно от него зависит все дальнейшее действие. Увеличилось количество воспитанников, знания которых были оценены по данному критерию на «4» и «5». Если в начале эксперимента их было 8 человек, то к концу их стало 15.

Информация о работе Ходьба у малышей