Содержание
Введение…………………………………………………………………………
……3
ГЛАВА I.
Теоретические основы развития правильной
ходьбы у детей дошкольного возраста……………………………..………………………….…………..…….6
1.1. Общая характеристика ходьбы ………………………………….…………........6
1.2. Особенности развития ходьбы у детей
младшего дошкольного возраста…..8
1.3. Педагогические условия формирования
навыков правильной ходьбы в
условиях ДОУ…………………………………………………………………………13
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальное
изучение ходьбы у детей младшего
дошкольного возраста ……..…………………………………………………….……..16
2.1. Цель, задачи и содержание констатирующего
этапа исследования………….16
2.2. Система работы по формированию навыков
правильной ходьбы у детей
младшего дошкольного возраста ……………………………………………………20
2.3.Эффективность работы опытно- экспериментальной
работы……………….. 27 Заключение……………………………………………………………………………32
Библиографический список………………………..………………………………...35
Приложение……………..………………………………………………………….…38
Введение
Положительные эмоции, эмоциональная
насыщенность занятий являются
основными условиями при обучении детей
движениям. Подражание рождает эмоции,
которые активизируют ребенка. Кроме того,
заинтересованность положительно действует
на двигательную активность детей, особенно
малоподвижных и инертных. Освоение движений
хорошо влияет и на развитие речи ребенка.
Совершенствуется понимание речи взрослого,
расширяется словарь активной речи. Вот
почему так справедливо отмечал выдающийся
советский педагог В. А. Сухомлинский:
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота
о здоровье — это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит
их духовная жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои
силы».Поэтому крайне важно правильно
поставить физическое воспитание именно
в этом возрасте, что позволит организму
малыша накопить силы и обеспечит в будущем
не только полноценное физическое, но
и умственное развитие.
Я выбрала данную тему потому как считаю,
что гармоничное развитие любого государства
невозможно без крепких всесторонне развитых
людей, составляющих его общество. А такие
важные данные человека как сила, воля,
выдержка, здоровье, жизнерадостность,
физическая активность прививаются именно
в детском возрасте, как бы ни был красив
цветок, а если его не поливать в зародыше,
расцвести ему не будет суждено никогда.
В данной работе также рассмотрела
методические рекомендации по проведению
физкультурных занятий с учетом возрастных
особенностей детей младшего дошкольного
возраста. Следует также заметить, что
к развитию ребенка нужно подходить планомерно,
уделяя внимание всем видам упражнений:
основные виды движений, общеразвивающие
и игровые упражнения, упражнения спортивного
характера, а также нельзя забывать об
утренней гимнастике и занятиям с детьми
на улице. Актуальность. Одной из главных задач
дошкольной педагогики является всестооннее
развитие личности ребёнка в процессе
освоения социального опыта. Нормальное
развитие ребенка возможно при условии
достаточной двигательной активности,
полного удовлетворения потребности ребенка
в движениях. Движения у детей дошкольного
возраста имеют свои особенности и постоянно
изменяются по своим количественным и
качественным показателям. Хорошо организованная
работа по физическому воспитанию помогает
каждому ребенку быстрее освоить основные
движения (С.Я. Лайзане, 2002). Движения способствуют
физическому развитию и оздоровлению
ребёнка: развивают физические качества,
укрепляют опорно-двигательный аппарат.
Содействуют формированию красивой, правильной
осанки, обогащению сенсорного опыта,
нравственно-волевому развитию детей,
самоутверждению личности ребёнка (А.И.
Быкова, 1962). Правильно организованное
физическое воспитание способствует развитию
у детей логического мышления, памяти,
инициативы, воображения, самостоятельности.
Дети становятся более внимательными
и наблюдательными, более дисциплинированными.
У них укрепляется воля и вырабатывается
характер (Е.Н. Вавилова, 1986). Кенеман А.В.,
Хухлаева Д.В., Ноткина Н.А. утверждают,
что к концу третьего года у ребенка развивается
двигательная память, позволяющая самостоятельно
воспроизводить выполненные ранее движения.
В исследованиях Гуськовой Т., Ермак Н.
говорится о том, самостоятельность - это
качество, преломляемое поведение на разных
этапах жизни ребенка: в 2-3 года стремление
к самостоятельности; к четырем годам
затухание этого стремления. Поэтому необходимо
постоянно заниматься с ребенком, чтобы
развитие самостоятельности полностью.Обучение
на занятиях физической культуры являются
основой работы по физическому воспитанию
в детском саду. Регулярное повторение
и логическая преемственность занятий
являются предпосылками успеха, поэтому
только правильное планирование физического
воспитания позволит обеспечить наиболее
успешное овладение детьми основных движений
и поможет в совершенствовании у дошкольников
двигательных навыков. Объект исследования – навыки правильной
ходьбы у детей младшего дошкольного возраста
в условиях ДОУ. Предмет исследования: процесс формирования
навыков ходьбы у детей младшего дошкольного
возраста.
Цель исследования: выявить педагогические
условия обученю ходьбе детей младшего
дошкольного возраста. Объект исследования: процесс основных
видов движений при обучении ходьбе
детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1)Изучить и проанализировать научно-методическую
литературу по теме исследования.
2)Разработать и опробовать систему работ
по формированию навыков ходьбы у детей
младшей группы.
Теоретико-методологической
основой являются ведущие положения представленные
в трудах Вавиловой Е.Н., Евстратовой В.Д,
Осинцевой В.В., в которых подробно рассматриваются
теоретические и методические положения
обучения ходьбе.
В работе
использовались следующие методы исследования:
- Анализ научно- методической литературы;
-Эксперимент;
-Методы определения уровня основных видов
движений;
Экспериментальное исследование проходило
в ДОУ 75 г. Чебоксары возраст детей 3-4 года
(младшая группа). Исследование проходило
в детском саду № 75, г. Чебоксары.
ГЛАВА I. Теоретические
основы развития правильной ходьбы
у детей дошкольного возраста
1.1 Общая характеристика ходьбы
Ходьба
– основной способ передвижения
человека. Она относится к
циклическим движениям. Цикл движений
при ходьбе состоит из чередующихся
шагов правой и левой ногой. Последовательность
этих движений такова: перенос вперед
одной ноги, в то время как другая опирается
на почву, опора о почву обеими ногами.
Затем начинается новый цикл в той же последовательности.
При этом сокращение мышц чередуется с
относительно продолжительным их расслаблением.
Это позволяет ходить относительно длительное
время без утомления. Цент тяжести
при ходьбе перемещается в трех направлениях:
в направлении движения всего тела
( поступательное движение); вверх-вниз
(вертикальные колебания); вправо-влево
(боковые раскачивания). Вертикальные
колебания происходят при переносе одной
ноги вперед во время опоры на другую.
Чем длиннее шаг, тем более они заметны.
Боковые раскачивания наблюдаются при
передаче опоры с одной ноги на другую
и особенно сильны при широкой расстановке
стоп.
Движение плечевого пояса и рук способствуют
сокращению равновесия при ходьбе. Движения
эти ритмичны и согласуются с движением
ног: при выносе правой ноги вперед
правая рука отводится назад и наоборот,
при выносе левой ноги вперед левая рука
отводится назад. Амплитуда движения
рук зависит от высоты подъема колена,
ширины шага, темпа ходьбы.
Существует большое количество видов
ходьбы.
Основные виды ходьбы
1. Обычная ходьба в умеренном темпе. При
такой ходьбе нога ставится на опору с
пятки, затем перекатом через ступни на
носок переходит в отталкивание.
2. Ходьба на носках. Выполняется на более
прямых ногах. Шаги короткие, туловище
выпрямлено, подтянуто. Нога ставится
на переднюю часть стопы, пятка не касается
поверхности.
3. Ходьба высоко поднимая колени. Движения
энергичные, четкие. Нога ставится сначала
на переднюю часть, затем на всю стопу.
Шаги короткие, но уверенные.
4. Ходьба широким шагом. Движения несколько
замедленные. Сохраняется обычная при
ходьбе координация движений рук и ног.
Нога ставится перекатом с пятки на носок.
5. Ходьба с перекатом с пятки на носок.
Выполняется этот вид ходьбы ярко выраженной
постановки ноги на пятку, плавным и одновременно
энергичным перекатом на носок, слегка
пружиня при этом и стараясь приподняться
повыше.
6. Ходьба в полуприседе и приседе. Выполняется
на полусогнутых или полностью согнутых
в коленях ногах. При ходьбе в полуприседе
нога ставится на переднюю часть стопы,
а при ходьбе в приседе – на всю стопу.
7. Ходьба скрестным шагом. В этом виде
ходьбы одна нога выносится вперед и ставится
перед другой немного в сторону. Продвижение
вперед незначительное.
8. Ходьба выпадами. Выносимая вперед нога
ставится согнутой в колене на вю стопу.
Остающаяся сзади нога стоит на носке.
Ходьба может совершаться одним
ребенком, маленькими группами и всей
группой; в различных построениях
(шеренгой, в колонку по одному, по два,
по три, четыре и т.д.); в разных направлениях
(вперед, назад- спиной вперед, по кругу,
змейкой, зигзагом, боком- вправо, влево,
врассыпную).
Ходить можно по прямой местности
и по холмистой (спускаться с горки
и подниматься в горку).
При ходьбе можно изменять положение
рук (на пояс, в стороны, к плечам и т.д.)
и выполнять дополнительные задания: ходить
с предметом на голове, перешагивать через
предметы и т.д.
Все виды ходьбы
можно выполнять в разном темпе:
медленном, среднем и быстром, а также
с ускорением и на скорость.
Ходьба
– одно из первых движений, которым
овладевает ребенок после умения
ползать. В ходьбе активно участвует
весь опорно-двигательный аппарат ребенка,
одновременно в работу включается до
56% мышц тела. При соблюдении правильной
техники ходьбы значительно укрепляются
мышцы туловища, спины и живота, тренируются
мелкие мышцы стопы, формируется правильная
осанка. Кроме того, при ходьбе тренируются
дыхательная и сосудистая системы, активнее
происходит обмен веществ. Во время ходьбы
группой детей воспитывается согласованность
движений, организованность, умение ориентироваться
на площадке, в разнообразных и часто меняющихся
условиях местности. Каждый из указанных
видов ходьбы по-разному влияет на организм
человека. Ходьба с высоким подниманием
колена, широким шагом способствует
развитию всех основных групп мышц, связок,
суставов, а также усиливает работу
сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Ходьба на носках, пятках, краях стоп укрепляет
мышцы, связки стопы и предупреждает
развитие плоскостопия. Ходьба в различных
построениях (в колонну по одному, по два,
четыре) и в различных направлениях (змейкой,
по кругу) согласовывать свои движения
с движениями других детей, действовать
в коллективе. При выполнении ходьбы в
различных темпах у детей развивается
быстрота двигательных реакций. Обычная
ходьба не связана с большой физиологической
нагрузкой на организм и используется
для успокоения организма.
1.2. Особенности развития
ходьбы у детей младшего
дошкольного возраста.
В возрасте 3-4
лет продолжается физическое
развитие ребенка довольно интенсивно,
хотя и медленнее по сравнению с предыдущими
годами, увеличиваются масса тела (в среднем
за год на 2 — 2,8 кг) и рост (на 7 — 8 см), изменяются
пропорции тела (рост тела увеличивается
в основном за счет длины ног), что придает
ребенку стройность, происходят постепенное
окостенение скелета и совершенствование
функций всех органов, ребенок становится
физически более выносливым. Увеличивается
предел работоспособности нервной сиcтемы,
что обусловливает удлинение периода
активного бодрствования: ребенок 3 лет
может бодрствовать без утомления 6—б1/2
ч. Но все же дети и в этом возрасте не способны
на длительное ожидание, они не могут долго
сидеть или сохранять одну и ту же позу.
Ребенок быстро утомляется от однообразных
действий, например если его заставляют
идти в одном направлении, не меняя темпа
движений. Он легко возбуждается, если
бездействует. Ребенок сохраняет в памяти
событие, которое произошло год назад.
Продолжается развитие основных движений
(ходьба, бег, лазание, бросание). Это развитие
идет главным образом в направлении улучшения
их качества — все большей согласованности
и умения управлять своими движениями
в соответствии с окружающими условиями.
Совершенствуются и движения рук — при
правильном воспитании ребенок может
почти самостоятельно одеться, раздеться,
умыться, овладевает некоторыми тонкими
движениями кисти рук, пальцев: начинает
рисовать карандашом, застегивать пуговицу,
пускать волчок и т. д. Совершенствуется
речь ребенка. Быстро увеличивается словарный
запас, который к 3-му году жизни достигает
1200—1300 слов; обогащается состав речи —
ребенок употребляет почти все части речи,
хотя и не всегда правильно. Происходит
расширение функций речи. Речь уже служит
основным средством общения не только
со взрослыми, но и с детьми. В этом возрасте
ребенок начинает планировать свою деятельность.
Играя, рисуя, строя, дети все чаще обозначают
сделанное ими словами: «Дом построил»
или «Смотри, много яблочек сделал», а
затем и заранее определяют, что именно
будут делать. Например, сказав: «Я нарисую
самолет», ребенок старается нарисовать
именно самолет. Появляются и новые виды
деятельности: манипулирование карандашом,
глиной переходит в изобразительную деятельность.
Ребенок не только понимает, что при помощи
карандаша, глины можно что-то изобразить,
но и сам уже во второй половине 3-го года
жизни начинает рисовать и лепить. Постепенно
развивается конструктивная деятельность:
играя кубиками, ребенок не только воспроизводит
показанные ему взрослыми постройки, но
и пытается сам строить знакомые ему предметы.
Дети любят рассматривать картинки, при
этом они много говорят, спрашивают, с
интересом и вниманием слушают то, что
им рассказывают взрослые. Формируется
и избирательное отношение к детям, начинают
складываться «детские коллективы» (пока
еще неустойчивые и малочисленные), когда
тот или иной ребенок предпочитает играть
с каким-то определенным ребенком или
даже с 2—3 детьми. Ребенок начинает понимать,
что хорошо («Я ему дал яблоко»,— говорит
он,— желая подчеркнуть, что он хорошо
сделал) и что плохо («Нехорошая собачка,
она домик сломала»), что можно делать,
а что нельзя («Нельзя отнимать, надо попросить»).
Но, конечно, все эти нравственные качества
еще очень неустойчивы. Обогащаются и
становятся разнообразными эмоциональные
переживания детей (они радуются, сердятся,
смущаются, обижаются и др.).
На третьем году жизни у детей появляется
ускоренная и быстрая ходьба, причем она
очень своеобразна и индивидуальна, каждый
ребенок ходит в удобном ему темпе, в соответствии
со своими возможностями. Поэтому нецелесообразно
на занятиях по физической культуре проводить
ходьбу под счет, удары бубна или под музыку
— малышам она не под силу. Умение ходить
хорошо закрепляют игровые подражательные
упражнения, например «Пройди, как мышка»,
«Пройди, как солдат» и т. д. Любая двигательная
деятельность при перемещении в пространстве
способствует развитию равновесия. Ходьба
по прямой, остановка, смена направления
(особенно в первом полугодии второго
года жизни) требуют затраты усилия для
сохранения равновесия. Детям рекомендуется
ходьба с изменением темпа и направления,
с переступанием через предметы, которые
стоят на полу. Дошкольникам всех возрастных
групп рекомендуется ходьба с гимнастической
палкой на плечах, лопатках, за спиной
и перед грудью, с мешочком на голове, а
также с фиксированным положением рук
(руки на поясе, в стороны, за головой).
Эти виды ходьбы широко применяются в
утренней гимнастике. Детям также полезна
ходьба с ускорением и замедлением темпа,
ходьба на носках и пятках, внутренней
и внешней сторонах стоп, с высоким подниманием
бедра. Эти упражнения выполняются в виде
имитационных упражнений: пройти, как
косолапый мишка, лошадка, цапля, лисичка
и т. д. Такие виды имитационной ходьбы
целесообразно чередовать с обыкновенной
ходьбой. Все эти упражнения способствуют
развитию мышц опорно-двигательного аппарата
и профилактике плоскостопия . Изучение
вопросов, связанных с организацией движений
ребенка, - одна из задач психофизиологии,
дифференциальной биомеханики, теории
и методики физического воспитания и развития
ребенка . Важнейшим понятием, связанным
с положением тела в пространстве и со
всей совокупностью двигательных действий,
является "схема тела", которая используется
в качестве понятия, позволяющего объяснить,
каким образом человек воспринимает пространство,
время и планирует свои движения. У детей
с 3 до4 лет формируется схема (психофизиологическая
модель) собственного тела. Формирование
этой функциональной системы происходит
под влиянием как биологической, так и
социальной программы развития. Развитие
двигательной функции напрямую влияет
на позитивные изменения в организме детей.
В этот период формируются основные двигательные
умения и навыки, накапливается двигательный
опыт. "Схема тела" "ориентируется"
на двигательную задачу в конкретных условиях
и "позволяет" в чувственной форме
характеризовать ощущение скорости различными
частями тела, темп движений .
При соблюдении правильной техники ходьбы
значительно укрепляются мышцы туловища,
спины и живота, тренируются мелкие мышцы
стопы, формируется правильная осанка.
Кроме того, при ходьбе тренируются дыхательная
и сердечно-сосудистая системы, активнее
происходит процесс обмена веществ. Во
время ходьбы группой детей воспитывается
согласованность движений, организованность,
умение ориентироваться на площадке, в
разнообразных и часто меняющихся условиях
местности .
Ходьба представляет собой циклическое
движение умеренной интенсивности, т.
е. происходит повторение одних и тех же
циклов двигательных действий (шаги правой
и левой ногой). Руки двигаются поочередно
в направлении вперед назад согласованно
с движениями ног. В процессе ходьбы происходит
постоянное чередование напряжения и
расслабления мышц, что обеспечивает длительную
работоспособность нервно-мышечного аппарата
на высоком уровне. Поэтому ходьба может
широко использоваться в физическом развитии
детей разных возрастов.
Величина нагрузки при ходьбе зависит
от скорости движения и условий выполнения.
Так, при медленной ходьбе по относительно
ровной поверхности (грунтовой или асфальтовой
дорожке) интенсивность нагрузки незначительна.
Но она заметно увеличивается, если повысить
темп движения, включить преодоление спусков
и подъемов или двигаться по дорожкам
с разным грунтом (песчаным, травянистым).
Предельная нагрузка на стопы человека
равна его двойному весу. Это значит, например,
что при массе ребенка 10 кг его стопы выдерживают
нагрузку до 20 кг.
При кажущейся простоте движений в ходьбе
ребенок не может сразу овладеть правильными
навыками, особенно на начальном этапе,
когда малышу трудно сохранять равновесие
из-за колебаний общего центра тяжести
(он раскачивается, туловище излишне наклоняет
вперед). Поэтому ребенок двигается быстро,
мелкими шагами: стопа ставится на опору
вся целиком, без переката с пятки на носок,
ребенок как бы «шлепает». Шаги неуверенные,
неравномерные. Плохо согласованы движения
рук и ног, руки мало участвуют в движении.
Эти особенности ходьбы ребенка вызваны
слабостью мышц, участвующих в движении,
плохой согласованностью их работы, более
высоким, чем у взрослого, расположением
центра тяжести тела. Слабо выраженный
свод стопы, отсутствие умения при движении
напрягать или расслаблять соответствующие
мышцы не выполняет рессорной функции
стопы, делая шаги ребенка тяжелыми .
Несмотря на все это, с первых моментов
овладения ходьбой дети с удовольствием
используют этот способ передвижения.
Педагоги заметили, что малыши как бы ищут
дополнительные трудности, намеренно
усложняют движения, например переступают
через камешки, ветки, пробираются через
кусты, поднимаются на горку, ступеньки,
т. е. дети сами пытаются найти способ для
совершенствования осваиваемых движений.
1.3. Педагогические условия формирования
навыков правильной ходьбы в
условиях ДОУ
Обучение ребенка движениям
осуществляются в соответствии с закономерностями
формирования двигательных умений и навыков.
Они условно представляют собой последовательный
переход от знаний и представлений о действии
к умению выполнять его, а затем от умения
к навыку.
Нервная система играет важнейшую роль
в формировании двигательных навыков.
Исследования, выполненные под руководством
П.К.Анохина, показали, что некоторые действия
ребенка жестко запрограммированы и запускаются
как автоматическая последовательность;
другие — вариабельные и видоизменяются
в процессе Реализации. Нервные центры,
находящиеся на разных эволюционных уровнях,
но предназначенные для выполнения одного
и того Же действия, созревают почти одновременно.
Центры, организую щие одну и ту же функцию,
объединяются в функциональную систему.
В этом заключается принцип системогенеза,
сформулированный П.К.Анохиным: для каждой
функциональной системы есть свои сроки
созревания, поэтому участки мозга, находящиеся
на одном уровне, могут созревать неодновременно,
если они относятся к различным функциональным
системам.
В любом действии можно выделить три функциональных
компонента: ориентировочный, собственно
исполнительный и контрольный. Они тесно
между собой связаны и представлены одновременно
в процессе выполнения действия. Объединяет
их «функциональная система поведенческого
акта». Под этим подразумевается целостная
совокупность функциональных механизмов
и процессов, которая складывается в ходе
и в результате построения действия при
ведущей роли высших отделов центральной
нервной системы и обеспечивает консолидацию
всех систем организма, участвующих в
его осуществлении (в том числе физиологических
механизмов программирования действия,
эффекторных и обратных связей в управлении
движениями, систем сличения параметров
действия с заданной программой, выявления
рассогласований и коррекции действия).
Эффективность обучения двигательным
действиям зависит от того, насколько
соблюдается в нем объективная последовательность
действия и соответствующих компонентов
функциональной системы в целом.
При формировании двигательного действия
возникает первоначальное двигательное
умение. Оно представляет собой действие,
не доведенное до значительной степени
автоматизации.
Такие известные психологи как Леонтьев
А.С., Божович Л.И., Рубинштейн С.А. объясняют
это тем, что на пороге дошкольного возраста
ребенок переживает «кризис трех лет».
Отделение себя от других людей, сознание
собственных возможностей через чувство
овладения телом, ощущение себя источником
воли приводят к появлению нового типа
отношения ребенка с взрослым. Он начинает
себя сравнивать с взрослым и хочет пользоваться
теми же правами, что и взрослые: выполнять
такие же действия, быть таким же независимым
и самостоятельным. Желание быть самостоятельным
выражается не только в предлагаемых взрослым
формах, но и в упорном стремлении поступить
так, а не иначе. Ребенок чувствует себя
источником своей воли. Ощущение себя
источником воли - важный момент в развитии
самопостижении. Когда ребенок начинает
чувствовать себя способным действовать
самостоятельно достаточно успешно, он
стремиться сделать «сам». «Кризис трех
лет» возникает в результате отдельных
достижений в личностном развитии ребенка.
Общение взрослого с ребенком дает ему
возможность начать осознавать себя как
отдельного человека. Потребность ребенка
действовать самостоятельно со средствами
и предметами находится в зависимости
от той позиции, которую занимает взрослый
во взаимодействии с ребенком. Резкое
возрастание самостоятельности иногда
становится причиной конфликта взрослого
и ребенка. К сожалению, взрослые не всегда
учитывает потребность ребенка освободиться
от опеки, и пересекают каждую кажущуюся
им активность. Поэтому основой и необходимым
условием для формирования самостоятельности
является правильная организация сферы
детского сада; исключительно важна атмосфера
доверия, дружелюбия, выдержанность и
т.д. Стремление к самостоятельности возникает
и развивается от уровня овладения ребенком
навыками и умением в области физического
воспитания, т.е. обучения умениям является
решающим при формировании самостоятельности.
Также важную роль играет условие правил:
выполнение упражнений, организация и
проведение игр, нравственные правила,
гуманность, доброжелательность, уступка.
В психологии считается, что степень развития
самостоятельности определяется возможностью
перехода к более сложной деятельности.
Дошкольный возраст является прямым продолжением
раннего возраста в плане общей сензитивности.
Это период овладения социальным пространством
человеческих отношений через общение
с близкими взрослыми, а также через игровые
и реальные отношения со сверстниками.
Ребенок стремится к реализации своего
«я», стремясь подтвердить свою самостоятельность.
У ребенка формируются основы ответственного
отношения к результатам своих действий.
Формирование самостоятельности, по мнению
Выготского Л.С., во многом зависит от уровня
сформированности памяти, мышления, развития
внимания, речи и т.д. благодаря этому ребенок
умеет подчинять свои действия той или
иной задаче, добиваться цели, преодолевая
возникшие трудности. Он овладевает
умением контролировать свою позу. Управление
своим телом дается нелегко ребенку.
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальное изучение
ходьбы у детей младшего дошкольного
возраста
2.1.Цель, задачи и содержание констатирующего
этапа исследования С детьми младшего дошкольного возраста
рекомендуется несколько раз в день, не в строго определенное время, проводить
физические упражнения в виде кратковременных
имитационных движений и игр, объединенных
в комплексы из 6—8—10 упражнений. Исключение
составляют занятия утром после сна, а
также после дневного сна — они совершенно
обязательны и проводятся всегда в одно
и то же время. Упражнения, состоящие из
разнообразных подражательных движений,
развивают творческую фантазию. Они интересны
детям и мало утомительны. В теплое
время года лучше всего заниматься во
дворе, саду, парке, в холодное время —
в хорошо проветренной комнате, на чистом
коврике (который ежедневно вытряхивают
и используют только для занятий), при
открытой форточке. Напомним, что одежда
не должна стеснять движений. Ни в коем
случае не разрешайте детям заниматься
в тугих лифчиках, в тесной обуви, так как
это мешает движениям, ограничивает дыхание
и затрудняет кровообращение. Перед тем
как начать занятия, объясните последовательно
содержание каждого упражнения. Делайте
это четким, бодрым голосом. Старайтесь,
чтобы объяснение было кратким, так как
внимание у детей, особенно в 3—4-летнем
возрасте, бывает обычно неустойчивым
и они не могут сосредоточиться на продолжительном
объяснении. Больше показывайте, как надо
выполнять упражнения. Показывать надо
«зеркальным» способом, то есть, стоя напротив
ребенка, например, поднимать правую руку,
если ему надо поднять левую, и наоборот.
Стремитесь каждому упражнению придумать
легко запоминающееся название, чтобы
ребенок по первому слову уже знал, что
ему нужно делать. Учитывая, что координация
движений у дошкольников, особенно у 3—4-летних,
еще несовершенна, не требуйте от них абсолютно
правильно го выполнения упражнений. Важно,
чтобы выполнялись основные элементы
движений. Физические упражнения в форме
игры увлекают детей, вызывают положительные
эмоции. Но очень важно, чтобы они, о чем
мы уже говорили, соответствовали возрасту
и развитию каждого ребенка. Повторим,
что при выполнении упражнений надо возможно
больше разнообразить исходные положения
(стоя, сидя, лежа, на четвереньках и т.
п.). Используя в занятиях флажки, мячи,
обручи, палки, мешочки, веревки, проверяйте,
соответствуют ли они по размерам и весу
возрасту и физическому развитию ребят.
Исключительно важное значение имеет
правильная дозировка упражнений, так
как дети младшего возраста при нарушении
этого требования быстро устают и могут
потерять интерес к занятиям. Начинайте
с минимальной дозировки и всегда следите
за тем, чтобы ребенок, увлекаясь, не переходил
указанных границ и не переутомлялся.
Продолжительность занятий для детей
3 лет — 15—18 минут, для 4-летних—18—20 минут,
а для 5—6-летних — 20—25 минут. В занятия
со старшими по возрасту включается большее
число упражнений, повышается темп выполнения
движений и число повторений. Темп может
быть медленный, средний или быстрый. Обычно,
если движение сопровождается углубленным
дыханием, темп медленный (раз и... два и...);
бег и прыжки, как правило, выполняются
в быстром темпе (раз... раз... раз... раз...);
средний темп регулируется счетом: раз,
два, раз, два. Во время физических упражнений
дыхание ребенка всегда должно быть свободным,
произвольным. Напоминаем о том, что не
следует добиваться сознательной его
регуляции и согласования с движениями.
Нельзя допускать затяжек дыхания. Важно
воспитывать естественную привычку дышать
носом. Очень полезны упражнения и игры,
требующие усиленного выдоха: игры с пушинками,
легкими бумажными изделиями, поднимающимися
в воздух от дуновения, пускание мыльных
пузырей и пр.
Обычно комплекс упражнений (приложение
№1) начинается с более легких движений,
которые постепенно усложняются, а заканчивается
занятие очень легкими упражнениями и
ходьбой. Учитывая быструю утомляемость
дошкольников, хорошо после наиболее трудных
упражнений делать кратковременные паузы
(отдых 30—40 секунд).
Ежедневные физические упражнения с детьми
от 3 до 4 лет хорошо проводить в форме организованных
занятий в течение 15—30 минут, а также в
виде утренней гимнастики. При выборе
упражнений и методики важно учитывать
и индивидуальные особенности каждого
ребенка. В дошкольном возрасте дети отличаются
очень большой неуравновешенностью, возбудимостью,
поэтому для них полезны физические упражнения
и подвижные игры, во время которых они
приучаются управлять своей активностью,
сдерживать свои порывы.
Одна из главных задач физического воспитания
дошкольников — совершенствование у них
основных движений - ходьбы — и развитие
необходимых для этого качеств и навыков.
Совершенствование навыка ходьбы достигается
не сразу. Объяснить это можно следующим:
у ребенка 3—4 лет сравнительно короткие
ноги при слабо развитой мускулатуре и
значительном весе головы и туловища,
а также недостаточная гибкость стоп,
что препятствует четкости движений, затрудняет
сохранение равновесия в вертикальном
положении при движении вперед. К этому
присоединяется, раскачивание туловища,
разведение рук, шарканье ногами, с чем
необходимо упорно бороться. Для детей
этого возраста характер на неустойчивость
темпа ходьбы, им трудно соблюдать указанное
направление.
Систематическое проведение физических
упражнений способствует совершенствованию
навыка ходьбы. Обязательно включайте
ее в каждое занятие. Простейшими упражнениями
будут, например, передвижение по уменьшенной
площади опоры, доске, полоске, начерченной
на полу, перешагивание через низкие препятствия.
Формирование двигательных действий должно
осуществляться на основе повторения
физических упражнений с целевой точностью.
Повторение упражнений (приложение №1)
для детей 3-4-х лет составляет 5-6 раз по
3-4 серии на занятии, для детей 4-5 лет - 8-10
раз по 3-4 серии и для детей 5-6 лет - 10-12 раз
по 4- 5 серий. На каждом этапе обучения
необходимо провести предварительный
анализ выполнения детьми двигательных
действий и установить основные ошибки.
Важно определить, в какой фазе движений
они происходят и установить ориентиры
(«цели») таким образом, чтобы, касаясь
ее той или иной частью тела, ребенок осуществлял
верное движение (по амплитуде и величине
угла в суставе). При этом он будет сам
информирован по ходу выполнения движения
о верном его выполнении. Объем упражнений
при различных вариантах перемещения
в пространстве ребенка и «цели» на разных
этапах обучения в разных возрастных группах
различен. На первом этапе первоначального
разучивания используются варианты статичности
положения «цели» и ребенка.
Целью исследования было изучение особенностей
пространственно -временной организации
и коррекции двигательной программы ходьбы
вперед со стороны "схемы тела" у
детей 3 лет при различных условиях сенсорного
потока раздражителей. Исследование
проводилось на базе дошкольного образовательного
учреждений №73 (ДОУ) г.Чебоксары. В экспериментах
приняли участие дети 3 - 3,5 лет (54 чел.).
С целью сохранения ребенку комфортного
психологического климата помощь в проведении
экспериментов оказывали воспитатели
ДОУ. Временные параметры ходьбы регистрировались
с помощью пятиканального электрохронометра.
Детям на правую и левую ногу надевали
контактные подпятники, которые замыкались
при опоре и размыкались при переносе
ноги. С помощью электрохронометра регистрировались
время каждого шага и время реакции на
сигнал. Ребенок в удобной для него руке
держал кнопку выключателя электрохронометра.
Звуковой сигнал подавался экспериментатором
с помощью хлопушки, подключенной к электрохронометру.
В первом эксперименте сигнал подавался
под третий шаг после начала ходьбы; во
втором - перед началом движения.
Первый эксперимент. Ребенку давалась
установка идти вперед после команды экспериментатора
(воспитателя ДОУ) и нажать на кнопку выключателя,
как только он услышит сигнал хлопушкой,
при этом продолжая движение вперед. Сигнал
для определения времени реакции (ВР) в
ходе выполнения двигательного задания
подавался перед постановкой ноги, завершающей
3-й шаг. Каждый ребенок выполнял двигательное
задание 4 раза, что позволило исключить
возможные ошибки в расчетах.
Второй эксперимент. В этом эксперименте
ребенку давалась установка идти вперед
не после команды экспериментатора (воспитателя
ДОУ), а по сигналу хлоушкой, при этом нажать
на кнопку выключателя и одновременно
начать ходьбу вперед. Каждый ребенок
выполнял по 4 попытки.