Формирование у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

Важным условием успешной адаптации младших школьников в среднем звене является формирование коммуникативных умений в учебной деятельности.
Особенно бурно протекает адаптационный период в 5-м классе. Происходит снижение
благополучных детей.
качество обучение в целом почти у всех детей, падает дисциплина, появляется нервозность в отношениях между детьми, вплоть до неадекватных выходок со стороны даже вполне

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности, как условие их успешной адаптации в среднем звене.
1.1. Содержание понятия « коммуникативные умения» в учебной деятельности младших школьников.
1.2. Классификация коммуникативных умений
1.3. Особенности формирования у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности, как условие их успешной адаптации в среднем звене.
1.4. Критерии выявления уровней сформированности у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности как условие их успешной адаптации в среднем звене.

Глава 2. организация опытно-экспериментальной работы по формированию у младших школьников коммуникативных умений в учебном процессе как условие их успешной адаптации в среднем звене.
2.1. Задачи содержания и этапы опытно-экспериментальной работы по формированию у младших школьников коммуникативных умений в учебном процессе как условие их успешной адаптации в среднем звене.
2.2. Апробация педагогических условий формирования у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности, как условие их успешной адаптации в среднем звене.
2.3. Анализ результатов опытно-эксперемнтальной работы по формированию у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности, как условие их успешной адаптации в среднем звене.

Заключение.

Список использованной и цитируемой литературы.

Файлы: 1 файл

кур.раб..doc

— 227.00 Кб (Скачать)

   - игры учебного характера;

   - игры, имитирующие телевизионные игры;

    -  детские игры;

     - ролевые игры.

«Авторская сказка»              

«Цветик-семицветик»

«Угадай, кто я?»              

«Испорченный телефон»

«Фраза по кругу»              

«Магазин»

«Слово как магнит»             

«Дикторы»

«Истории навыворот»             

Предметная игра «Что? Где? Когда?»

«От первого лица»             

«Цепочка»             

«Слушай и повторяй за мной»             

«Восстановить историю»             

6. Особая роль в формировании коммуникативных умений отводится индивидуальному разговору. Это своего рода внутренний монологический ответ. Для этого на начальном этапе используется план по теме, затем только опорные слова, затем только первое или только последнее слово. Такая внутренняя подготовка ребёнка способствует снятию напряжения, волнения и способствует дальнейшему формированию монологического ответа у доски.

       Краткое сообщение             

- Сообщить фактическую информацию: Кто? Что делать? Какой (-ая, -ое, ие)? Зачем? – сочетая предложения в правильной логической последовательности

       Рассказ             

- рассказывать о себе, о герое произведения.

- выражать при этом своё мнение, свою оценку.

      Описание             

Описывать природу, внешность, поведение и т.д.

      Характеристика             

Дать характеристику и обосновывать высказывание.

    7. Развивать у учащихся интерес к чтению, стимулировать свободное говорение учащихся, стремление к творческому осмыслению прочитанной литературы, воспитывать уверенность в себе, способность привлечь к себе внимание своими умениями поможет такое упражнение как «Книжная ярмарка». Лучше всего это упражнение использовать в самом начале изучения учебной темы. Учащимся предлагается выбрать ту или иную книгу и прочитать её. Для прочтения отводится одна-две недели. После прочтения выбранных книг на одном из уроков проводится так называемая книжная ярмарка, в ходе которой учащиеся представляют прочитанные книги. Представление книги длится 5 минут. Этого времени достаточно, чтобы сконцентрироваться на самом главном в представлении. Ребята могут не только рассказать о прочитанной книге, но и познакомить сверстников с её автором.

Ребята рассказывают о прочитанной книге в парах друг другу или в группах, а затем по рекомендации групп знакомят весь класс с любимой или понравившейся книгой.

 

         Таблица 2. Степень сформированности коммуникативных умений  учащихся 4 кл.        (конец год).

 

Имя уч-ся

Интеллектуально-познавательная подготовленность

Сформированность самостоятельности и готовности к самоорганизации

Успешность адаптации ученика к новой ситуации

коллективизм

Сформированность культуры отношения к своему здоровью

Ср. бал

1

Лида М.

5

5

4

4

5

4,6

2

Саша П.

5

5

4

4

5

4,6

3

Андрей К.

3

4

2

3

3

3,0

4

Дима В

5

5

4

4

5

4,6

5

Алена П.

5

5

4

4

5

4,6

6

Сережа Г.

3

3

3

4

2

3,0

7

Ксения К.

5

5

4

4

4

4,4

8

Алеша Р.

3

4

4

4

4

3,8

9

Максим В.

4

5

4

4

4

4,2

10

Катя Г.

2

4

4

4

4

3,6

 

Средн. бал.

4.0

4, 5

3,7

3,9

4,0

 

 

От 1 балла до 3 баллов – низкий уровень;

От 3 баллов до 4 баллов – средний уровень;

От 4 баллов до 5 баллов – высокий уровень.

       Таким образом, мы смогли определить, что 40% учащихся имеют средний уровень сформированности коммуникативных умений, 60% - высокий уровень, 0% учащихся имеют низкий уровень сформированности коммуникативных умений. Обратить внимание, что не достигли высокого уровня учащиеся по следующим параметрам:

- успешность адаптации человека к новой ситуации (3,7 б.);

  - коллективизм (3,9 б.).

 

 

 

4. Результаты опытно-экспериментальной работы.

Цель: выявить, как изменился уровень сформированности коммуникативных умений у выпускников начальной школы.

Диаграмма 1. Уровень роста степени сформированности коммуникативных умений младших школьников.

     Таким образом, из диаграммы в результате коррекционной работы видна тенденция роста степени сформированности коммуникативных умений младших школьников.

     Выявлено, что учащиеся, находившиеся на низком уровне сформированности коммуникативных умений перешли все на средний уровень, а 10%  учащихся из среднего уровня перешли на высокий уровень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 2. Уровень роста степени сформированности коммуникативных умений у младших школьников.

 

 

  Из диаграммы видно:

  1)  что в результате опытно-эксперементальной работы по всем параметрам выявлены положительные показатели сформированности коммуникативных умений

   2) что наибольший прирост произошел по следующим параметрам:

  - успешность адаптации человека к новой ситуации на 0,7 б.;

  - сформированность самостоятельности и готовности к самоорганизации на 0,7 б.

  3) что по параметрам: успешность адаптации человека к новой ситуации и коллективизм учащиеся не достигли высокого уровня сформированности коммуникативных умений.

     Необходимо продолжить работу по повышению уровня сформированности коммуникативных умений школьников в среднем звене.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

- Проблема формирования коммуникативных умений у младших школьников очень актуальна, но недостаточно изученная. Ученые выделяют различные классификации коммуникативных умений. Все они формируются в процессе общения, который имеет сложную структуру.

- Коммуникативные умения имеют определенные возрастные рамки, то есть для определенного возраста характерны определенные коммуникативные умения. Таким образом, для младшего школьного характерны умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вести себя в конфликтной ситуации. Это наиболее обобщенные и значимые умения для младшего школьника, активное формирование которых поможет преуспеть в обучении и окажется хорошим фундаментом для успешной адаптации их в среднем звене.

-  Учебная деятельность является наиболее эффективным средством формирования коммуникативных умений, так как развивает коммуникативные умения учащихся, мыслительные способности, дарования, склонности детей, расширяет их кругозор, воспитывает в них высокие нравственные качества, развивает межличностные, коллективные отношения. 

- Для наиболее успешного формирования коммуникативных умений необходимо выявить уровень их развития у ребенка, и на основе полученных данных определить средства, с помощью которых можно проводить коррекцию определенных умений.

На этом  основании можно утверждать о подтверждении гипотезы данного исследования.


Использованная и цитируемая литература

 

 

1. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации/ Агафонова И.Н. // Начальная школа. – 1999.-2-12 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. для вузов по специальности «Психология»/ Андреева Г.М. – 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Изд-во МГУ,2006-429 с.

3. Андриенко Е.В. Социальная психология./ Андриенко Е.В. – М.:2001- 333 с.

4.Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе./ Аникеева Н.П. – М.: 1990 -255 с.

5. Асмолов А.Г. “Психология личности”./ Асмолов А.Г. - М.: 1990 -189 с.

6.Батаршев А.В. Диагностика способности к общению./ Батаршев А.В. – СПб.: Питер, 2006.-

244 с.

7.Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения/ Блонский П.П. // Т.2 . - М.:2005 -200с.

8.Бодалев А.А. Личность и общение. / Бодалев А.А. – М.: 1983. - 356 с.

9.Бодалев А.А. Психология общения: Избранные психологические труды./ .Бодалев А.А. – 2-е издание. – М: 2002.-180 с.

10.Буева Л.П. Человек: деятельность и общение./ Буева Л.П. – М.: 1988 .- 278 с.

11. Вердербер Р. Психология общения./ Вердербер Р. М.: 2003.- 429 с.

12.Гришанова И.А. Механизмы формирования коммуникативной успешности младших школьников.( Текст) / И.А. Гришанова// Ярославский педагогический вестник.- 2008. - № 4.-

20-23 с.

13.   Дмитриева Н.Я., Аргинская И.И и др. Обучаем по системе Л.В.Занков. Первый год

          обучения./ Дмитриева Н.Я., Аргинская И.И и др. – М. : Просвещение, 1993.-353 с.

14.   Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для ВУЗов. / Зимняя И.А. //

Из-во: «Логос», 2002.-384 с.

15. КружилинаТ.В. Подготовка младших школьников к успешной адаптации в среднем звене./ КружилинаТ.В. // «Начальная школа» №9 2009.-1-4 с.

16. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника:/ Кузнецова Л.В. //Книга для учителей. - М.: Просвещение, 1993-266 с.

17. Леонтьев А.А. Психология общения./ Леонтьев А.А.  - М.: 1999.

18. Лисина М.И. Общение с взрослыми у детей.// Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии/ Под ред. В.В.Давыдова. М.: 1978.-480 с.

19. Мелибурда Е.Л. Ты – Мы: психологические возможности улучшения общения./

Мелибурда Е.Л. –М., 1986 – 160 с.

20. Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах/ Макарова Н.Н. // «Начальная школа» №7, 2008- 3- 7 с.

21. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. / Мудрик А.В. – М.: Педагогика, 1984. -112 с.

22. Немов Р.С. Психология учебник/. Немов Р.С.// Т. 1-2. - М.: ВЛАДОС, 1999-410 с.

23.Немов Р.С. Психология. /Немов Р.С. Кн. 1 изд. – М.: ВЛАДОС, 1999.- 389 с.

24. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология./ . Петровский А.В., Ярошевский М.Г. - М.: AKADEMA 2000.-255 с.

25. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психологический словарь./ Петровский А.В., Ярошевский М.Г. - М., 1990.-456 с.

26.Петрусинский В.В. Игры – обучение, тренинг, досуг. / Петрусинский В.В. – М.: Новая школа, 1994.-125 с.

27. Полуэктова Н.М., Яковлева Н.В. Психодиагностика и формирование

коммуникативных качеств личности./ Полуэктова Н.М., Яковлева Н.В. – Ленинград, 1989. –

249 с.

28. Сухомлинский П.Р. Сердце отдаю детям./ Сухомлинский П.Р. - Киев: Рязанская школа, 2008-365 с.

29. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. / Фельдштейн Д.И. М.:1989-262 с.

30. Филиппова Ю.В Общение. Дети 7-10 лет/Художник Янаев В.Х. – Ярославль: Академия развития, 2002- 142 с.

31. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Фопель К. / Пер. с нем.; В 4-х томах т. 3, 4. 2-е изд. стер. – М.: Генезис,2003 – 511 с.

32. Эльконин Д.Б Психология игры./ Эльконин Д.Б – 2-е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999- 333 с.

 

6

 



Информация о работе Формирование у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности