Формирование у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

Важным условием успешной адаптации младших школьников в среднем звене является формирование коммуникативных умений в учебной деятельности.
Особенно бурно протекает адаптационный период в 5-м классе. Происходит снижение
благополучных детей.
качество обучение в целом почти у всех детей, падает дисциплина, появляется нервозность в отношениях между детьми, вплоть до неадекватных выходок со стороны даже вполне

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности, как условие их успешной адаптации в среднем звене.
1.1. Содержание понятия « коммуникативные умения» в учебной деятельности младших школьников.
1.2. Классификация коммуникативных умений
1.3. Особенности формирования у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности, как условие их успешной адаптации в среднем звене.
1.4. Критерии выявления уровней сформированности у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности как условие их успешной адаптации в среднем звене.

Глава 2. организация опытно-экспериментальной работы по формированию у младших школьников коммуникативных умений в учебном процессе как условие их успешной адаптации в среднем звене.
2.1. Задачи содержания и этапы опытно-экспериментальной работы по формированию у младших школьников коммуникативных умений в учебном процессе как условие их успешной адаптации в среднем звене.
2.2. Апробация педагогических условий формирования у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности, как условие их успешной адаптации в среднем звене.
2.3. Анализ результатов опытно-эксперемнтальной работы по формированию у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности, как условие их успешной адаптации в среднем звене.

Заключение.

Список использованной и цитируемой литературы.

Файлы: 1 файл

кур.раб..doc

— 227.00 Кб (Скачать)

Важную роль в процессе общения играет речь. Она должна быть нетороплива, образна, убедительна. Всякое высказывание должно содержать в себе вполне понятную мысль. Наиболее часто встречаются четыре недостатка речи по ее форме:

- чрезмерная торопливость (собеседник просто не успевает улавливать смысл такой речи)

- неправильно построение фраз

- обилие лишних слов (засорение речи)

-наличие жаргонных слов и выражений.

Анализируя общение как коммуникативный обмен, Л.А Петровская выделяет целый спектр коммуникативных умений, и, прежде всего, называет умение выслушать собеседника, которое довольно важно в современном общении.

Одной из важнейших составляющих любого межличностного общения также является способность партнеров обмениваться сведениями друг о друге. В социальной психологии этот феномен называется межличностная обратная связь. Навык использования обратной связи с определенными характеристиками является необходимым коммуникативным умением.

Для систематизации коммуникативных умений часто используют функциональную характеристику структуры общения Г.М Андреевой (3 группы):

- первая группа соответствует коммуникационной стороне общения и включает понятия о целях, мотивах, средствах и стимулах общения, умении ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать высказывания, суждения.

- вторая группа соответствует перцептивной стороне общения и включает понятия об эмпатии, рефлексии, саморефлексии, коммуникативном воспитании и его возможностях, умение слушать и слышать, правильно интерпретировать информацию, понимать подтексты, прогнозировать возможные реакции партнеров в процессе общения.

- третья группа – интерактивная сторона общения, которая включает понятия о соотношении рационального и эмоционального факторов в общении, самоорганизацию общения, умение проводить беседу, собрание, переговоры, увлечь за собой, сформулировать требование, приказ, умение поощрять, наказывать, общаться в конфликтных ситуациях.

М.В Белянина предлагает такую классификацию коммуникативных умений:

1) вербальные коммуникативные умения – умения выразительно говорить и читать, правильно интонировать свою речь, выражать в словах мысли и чувствах;

2) невербальные умения – умения владеть своими психофизическими состояниями, снимать эмоциональное напряжение и т.д.

Л.А Аухадеева, рассматривая коммуникативную деятельность, предположила, что каждой из сторон коммуникативной деятельности соответствует владение блоком определенных умений. Под коммуникативными умениями автор понимает не только обмен информацией, а все умения, необходимые в общении. Коммуникативные умения включают в себя три взаимосвязанные группы:

1) социально-психологические – умения строить взаимоотношения в деятельности и общении. Основное назначение этой группы – выработка стратегии и построение плана действия, ориентированного на психолого-педагогическое воздействие на коллектив и его членов целью достижения стоящих перед ним задач;

2) коммуникативно-организаторские (оперативные) осуществляют последовательность выполнения этапов управленческого цикла планирование, инструктирование и контроль:

3)интегрированные коммуникативные умения позволяют ориентироваться в ситуации

общения, управлять своим поведением, слушать и понимать партнера.

Анализ научной литературы позволил выявить, что авторы выделяют различные классификации коммуникативных умений. Определенные коммуникативные умения могут быть характерны для определенного возраста, они формируются и совершенствуются в процессе общения и различных его видах и формах.


1.3. Особенности формирования у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности, как условие их успешной адаптации в среднем звене.

 

         В младшем школьном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие люди. Если в конце дошкольного возврата, потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у младшего школьника она уже становится одной из главных. В 7-10 лет ребенок точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает их общество.

          Общение школьников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих от общения с взрослыми:

- первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах с взрослыми.

        Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.

- вторая яркая черта общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия с взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, характеризуют значительно более высокой адекватной направленностью.

        В общении со сверстниками у ребенка наблюдается в 9 - 10 раз больше экспрессивно - мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева. В младшем возрасте школьники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии с взрослым. При этом преобладают:

- действенные умения;

- риторические умения;

- умение вести диалог;

- умение слышать и слушать и вести спор;

- умение вставать на точку зрения другого;

- умение работать сообща для достижения общей цели., эмоциональная насыщенность контактов младших школьников связана с тем, что сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению и значимость общения, которая выражает степень напряженности в общении и меру устремленности к партнеру, значительно выше в сфере взаимодействия со сверстником, чем с взрослым.

- третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и не регламентированности.

Если в общении с взрослым даже самые несмелые дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстником школьник использует самые неожиданные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никаким образцам: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы. Подобная свобода позволяет предположить, что общество сверстников помогает ребенку проявить свое самобытное начало. Однако нерегламентированность и раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остаются отличительной чертой общения детей младшего школьного возраста. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из - за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка наиболее важно его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. Инициативу взрослого они принимают и поддерживают примерно в два раза чаще. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения с другими детьми, чем с взрослыми. Такая несогласованность коммуникативных действий часто порождает конфликты, протесты, обиды среди детей. Перечисленные особенности отражают специфику конфликтов среди детей младшего школьного возраста. Однако содержание общения существенно изменяется от 7- к 10 годам. На протяжении младшего школьного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание потребности, мотивы и средства общения. Эти изменения могут протекать плавно, постепенно, однако в них наблюдаются качественные сдвиги, как бы переломы:

- первый перелом внешне проявляется в резком возрастании значимости других детей в жизни ребенка. Если к моменту своего возникновения и в течении от одного – двух месяцев его пребывания в школе его потребность в общении со сверстником занимает достаточно скромное место, у более старших детей эта потребность выдвигается на первое место, теперь они начинают явно предпочитать общество других детей, взрослому или одиночной игре.

- второй перелом внешне выражен менее четко, однако он не менее важен; он связан с проявлением избирательных привязанностей, дружбы с возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми.

      Таким образом, формирование коммуникативных умений младших школьников являются необходимым условием для успешной адаптации в среднем звене.

1.3.Критерии выявления уровней сформированности у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности как условие их успешной адаптации в среднем звене.

 

        Весь период обучения в начальной школе должен стать временем подготовки к успешной адаптации в среднем звене, когда уже можно закладывать в сознание детей мысль, что многое в жизни зависит от их позиции, поведения, взаимоотношений с окружающими людьми (сверстниками и взрослыми) т.е. от коммуникативных умений школьников. Формировать коммуникативные умения важно в учебной деятельности, что позволит успешно адаптироваться младшим школьникам в среднем звене.

        Сформированность коммуникативных умений младших школьников определяется следующими критериями:

  1. Интеллектуально-познавательная подготовленность выпускников начальной школы. Выделим несколько уровней такой подготовленности:

- самый элементарный заключается в том, что ученик должен хорошо владеть программным материалом. Адаптационный период очень усложняется для тех учеников, которые не защищены знаниями, умениями и навыками в пределах программы начальной школы.

- второй уровень подразумевает отношение ребенка к полученным знаниям: как он эти знания соотносит с самим собой, понимает ли он, зачем учиться, что ему нужно знать и уметь, чтобы быть успешным учеником. Это свидетельствует о сформированности субъективной позиции ребенка в учебной деятельности.

- третий уровень предполагает сформированный у ребенка «образ Я ученика» - личностное новообразование, которое отражает уровень объективного, адекватного и реалистического представления человека о себе как об ученике. Данное новообразование, устойчивое и динамическое, является основой для становления качества, называемого «ученичество», и его сформированность есть гарантия того, что человек будет успешным учеником независимо от того, в каком возрасте берется за учение и какую цель преследует.

2. Сформированность самостоятельности и готовности к самоорганизации.

С первого дня пребывания ребенка в школе учитель начальных классов должен ставить перед собой задачу – развить у детей максимальный уровень самостоятельности. Так как у него не будет теперь учителя_няньки, готового предупредить любой неверный шаг («Сверху отступите две клеточки»; «Помойте руки»; «Поздоровайтесь, дети» и т.д.). Чем раньше дети научатся быть самостоятельными, тем легче им будет учиться, т.е. учить себя.

3. Успешность адаптации человека к новой ситуации в любом возрасте.

Это умение строить отношения с разными людьми, способность принимать их такими, какие они есть, понимать их прощать, просить о помощи, вступать в полемику, отстаивать свою точку зрения и т.д.Умение строить отношения с людьми является одним из факторов, способствующих успешной подготовке к адаптации младших школьников в среднем звене. Общение становится особой школой социальных отношений. Ребенок пока бессознательно открывает для себя существование различных стилей общения. Кроме того бессознательно он пробует эти стили, исходя из своих собственных волевых возможностей и определенной социальной смелости.

Неблагополучное положение в системе внутриклассного общения может сделать ребенка конфликтным. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из_за неумения организовать общение или быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости, замкнутости. Такие дети боятся смотреть в глаза собеседнику, часто имеют привычку грызть ногти, непроизвольно подергивают головой, плечами, порой болезненно реагируют на слова окружающих. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот факт не стал тормозом на пути развития личности.

4. Сформированность детского коллектива с отношениями взаимопомощи, поддержки, уважения и заботы друг о друге.

Положительный опыт общения в классе, с учителем, с родителями формирует умения младшего школьника, влияет на его открытость для общения с окружающим миром. Это в свою очередь является одной из предпосылок для успешной адаптации ученика в среднем звене. В классе, где царят отношения взаимопонимания, взаимоуважения и заботы, дети сами не позволят одноклассникам вести себя вызывающе.

5. Сформированность культуры отношения к своему здоровью.

  Крепкая нервная система,  определенный запас жизненных сил, развитая волевая сфера.

    Таким образом, младших школьников можно и нужно готовить к адаптации в среднем звене, причем учащиеся с первых дней обучения в школе (как и их родители) должны быть посвящены в эту проблему, осознавать ее важность и принимать активное участие в формировании своих адаптивных качеств.

        Выделенные критерии выступают основанием для оценивания уровней адаптации  младших школьников в среднем звене в зависимости от отношения ребенка к школе, динамики и результата усвоения учебного материала, участия в общественной жизни и социального статуса в коллективе, от сформированности культуры отношения к своему здоровью.

     Высокий уровень адаптации предполагает положительное отношение ребенка к школе и к учебной деятельности, адекватную реакцию на предъявляемые требования, глубокое, полное и сознательное усвоение учебного материала; самостоятельность в организации своего учебного труда и в познавательной деятельности, высокий уровень самоорганизации; сформированные коммуникативные умения, способность принимать людей такими, какие они есть, понимать их и приходить им на помощь; благоприятный социальный статус в коллективе, умение сотрудничать и сохранять индивидуальность; культуру отношения к своему здоровью и уровень здоровья, соответствующий генотипу ребенка.

Информация о работе Формирование у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности