Формирование у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

Важным условием успешной адаптации младших школьников в среднем звене является формирование коммуникативных умений в учебной деятельности.
Особенно бурно протекает адаптационный период в 5-м классе. Происходит снижение
благополучных детей.
качество обучение в целом почти у всех детей, падает дисциплина, появляется нервозность в отношениях между детьми, вплоть до неадекватных выходок со стороны даже вполне

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности, как условие их успешной адаптации в среднем звене.
1.1. Содержание понятия « коммуникативные умения» в учебной деятельности младших школьников.
1.2. Классификация коммуникативных умений
1.3. Особенности формирования у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности, как условие их успешной адаптации в среднем звене.
1.4. Критерии выявления уровней сформированности у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности как условие их успешной адаптации в среднем звене.

Глава 2. организация опытно-экспериментальной работы по формированию у младших школьников коммуникативных умений в учебном процессе как условие их успешной адаптации в среднем звене.
2.1. Задачи содержания и этапы опытно-экспериментальной работы по формированию у младших школьников коммуникативных умений в учебном процессе как условие их успешной адаптации в среднем звене.
2.2. Апробация педагогических условий формирования у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности, как условие их успешной адаптации в среднем звене.
2.3. Анализ результатов опытно-эксперемнтальной работы по формированию у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности, как условие их успешной адаптации в среднем звене.

Заключение.

Список использованной и цитируемой литературы.

Файлы: 1 файл

кур.раб..doc

— 227.00 Кб (Скачать)

      При среднем уровне адаптации ребенок положительно относится в школе, ее посещение не вызывает у него отрицательных впечатлений, учебный материал он понимает и усваивает преподробном наглядном изложении, однако неудачи переживает эмоционально, обнаруживает признаки тревожности; может быть сосредоточенным и внимательным при внешнем контроле взрослого, самостоятельным – в случае полной уверенности в своем знании или умении, чувствует себя неуверенно в ситуациях, требующих принятия самостоятельного решения; коммуникативные умения в знакомой ситуации проявляет ярко, в незнакомой – неуверен и скован; его социальный статус в коллективе вполне благоприятен, но часто такой ребенок оказывается в ситуации ведомого, не всегда может проявить принципиальность и требовательность по отношению к нарушителям дисциплины; состояние его здоровья подвержено влиянию внешней среды, культура отношения к своему

здоровью требует дальнейшего формирования.

        При низком уровне адаптации у ребенка наблюдается отрицательное или индифферентное отношение к школе, доминирует подавленное настроение; ребенок усваивает учебный материал фрагментарно, проявляет неуверенность в знаниях и умениях; не может самостоятельно работать с учебником,

не владеет навыками учебного труда, требует постоянного контроля со стороны взрослых, к урокам готовится нерегулярно; трудно устанавливает контакт с незнакомыми людьми, не пользуется уважением среди одноклассников, со взрослыми на контакт идет трудно, часто прибегает ко лжи;

имеет довольно низкий статус в коллективе, неуживчив, драчлив, общественные поручения выполняет безособого желания, часто нарушает дисциплину, не имеет близких друзей; культура отношения к своему здоровью низкая, не стремится заниматься спортом, утренней зарядкой, в силу слабой воли, часто жалуется на нездоровье, работоспособность низкая, внимание и усидчивость слабые. Данные признаки являются показателями школьной дезадаптации.

    Из выше сказанного можно сделать следующий вывод:

     Для успешной адаптации младших школьников в среднем звене необходимо формировать у них коммуникативные умения в учебной деятельности.

 

Глава 2. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию у младших школьников коммуникативных умений в учебном процессе как условие их успешной адаптации в среднем звене.

 

2.1. Задачи содержания и этапы опытно-экспериментальной работы по формированию у младших школьников коммуникативных умений в учебном процессе как условие их успешной адаптации в среднем звене.

Задачи исследования:

- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста;

- изучить теоретические аспекты формирования коммуникативных умений у младших школьников;

- рассмотреть и выявить особенности формирования коммуникативных умений у младших школьников;

- выявить методы, позволяющие установить уровень коммуникативных умений у младших школьников;

- апробировать на практике педагогические условия формирования у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности как условие их успешной адаптации в среднем звене.

1 этап. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы.

Цель: определить критерии сформированности коммуникативных умений младших школьников к адаптации в среднем звене.

     Критериями сформированности коммуникативных умений младших школьников для успешной адаптации в среднем звене являются такие показатели:

         1. Интеллектуально-познавательная подготовленность выпускников начальной школы.

          2. Сформированность самостоятельности и готовности к самоорганизации

          3. Успешность адаптации человека к новой ситуации в любом возрасте.

          4. Сформированность детского коллектива с отношениями взаимопомощи, поддержки,

              уважения и заботы друг о друге.

          5. Сформированность культуры отношения к своему здоровью.

    Другими словами, у выпускника начальной школы должны быть сформированы коммуникативные умения для успешной адаптации в среднем звене, т.е. есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, а также устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса.

 

 

2 Констатирующий этап.

Цель: определить степень сформированности коммуникативных умений у младших школьников.

Методы: беседа, наблюдение, тестирование.

При помощи методов ( беседа, наблюдение, тестирование) мы получили следующую информацию о степени сформированности коммуникативных умений учащихся.

         Таблица 1. Степень сформированности коммуникативных умений учащихся 4 кл.        (начало     года).

 

Имя уч-ся

Интеллектуально-познавательная подготовленность

Сформированность самостоятельности и готовности к самоорганизации

Успешность адаптации ученика к новой ситуации

коллективизм

Сформированность культуры отношения к своему здоровью

Ср. бал

1

Лида М.

4

5

3

4

5

4,2

2

Саша П.

5

5

4

4

5

4,6

3

Андрей К.

2

3

1

2

3

2,2

4

Дима В

5

5

4

4

5

4,6

5

Алена П.

5

5

3

4

5

4,4

6

Сережа Г.

1

2

2

3

2

2,0

7

Ксения К.

5

5

4

4

4

4,4

8

Алеша Р.

2

3

3

3

4

3,0

9

Максим В.

4

4

3

4

4

3,8

10

Катя Г.

1

2

3

3

4

2,6

 

Средн. бал.

3,4

3,8

3,0

3,5

4,0

 

 

От 1 балла до 3 баллов – низкий уровень;

От 3 баллов до 4 баллов – средний уровень;

От 4 баллов до 5 баллов – высокий уровень.

       Таким образом, мы смогли определить, что 30% учащихся имеют низкий уровень сформированности коммуникативных умений, 20% - средний уровень, 50% учащихся имеют высокий уровень сформированности коммуникативных умений. Менее всего сформированы коммуникативные умения такие как:

- успешность адаптации человека к новой ситуации (3,0 б.);

- интеллектуально-позновательная подготовленность (3,4 б.);

- коллективизм (3,5 б.);

- сформированность самостоятельности и готовности к самоорганизации (3,8 б.).

  Таким образом, результаты, полученные в ходе диагностики показали, что в данном классе для успешной адаптации в среднем звене необходимо проведение коррекционной работы, направленной на повышение степени сформированности коммуникативных умений.

3.Формирующий этап.

Цель: выработать стратегию обучения, способствующую формированию коммуникативных умений у младших школьников для успешной адаптации их в среднем звене.

   Чтобы уровень развития коммуникативных умений возрастал, необходимо систематически и целенаправленно вести коррекционную работу в учебной деятельности. Особое внимание уделили коррекционной работе на уроках русского языка и литературного чтения, что позволит у учащихся повысить интеллект, познавательную способность, самостоятельность, самоорганизацию, успешнее адаптироваться и влиться в новый коллектив.

     Для этого были использованы разнообразные виды работ (коммуникативные упражнения, беседы, коммуникативные игры, игровые задания), направленные на формирование коммуникативных умений.

    Например, на уроках русского языка:

       1.   Для формирования правильной речи  использовали:

- договаривание слов с соответствующими окончаниями во фразах и рифмовках

(Лучше нас лесных … (ежей) нет на свете … (сторожей);

- согласование существительных и местоимений – “Чья вещь?” (мой карандаш, моя книга);

- употребление прилагательных – “Из чего предмет?” (деревянный карандаш).

      2. Уточнение словарного запаса возможно через:

- беседы о рассматриваемых предметах (название, назначение, детали предмета, особенности         внешнего вида, характерные действия с ним);

- беседы по заочной экскурсии на работу родителей детей, по родному селу…;

- формирование значения слова.

      3. Ученики упражняются в слоговом и морфемном анализе и синтезе слов; наблюдают явления многозначности, синонимии, антонимии и омонимии, как слов, так и морфем.

        - назвать действия (перекидывая мяч):

         Метель (что делает?) - метет, гром - …, ветер - …, снег - …, солнце - …, ливень - …, молния - …, мороз - …

        - назвать другой предмет с тем же признаком:

          Мел белый (и снег белый), пояс узкий (и лента узкая), дыня желтая (и тыква желтая), речка быстрая ( и ручей …).

        - указать четвертое “лишнее” слово и  обосновать свой ответ:

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

слабый, ломкий, долгий, хрупкий; крепкий, далекий, прочный, надежный;

понять, разобраться, запомнить, уразуметь;

думать, ехать, размышлять, соображать.

4.       Объясните, какое слово из каждой строки употребляется чаще в разговорной речи, какое – в книжной речи.

-  указать слова, имеющие неодобрительный оттенок:

приехал, прибыл, прикатил;

пришел, пожаловал, заявился;

бросился, ринулся, накинулся;

ворвался, вторгся, вломился;

отскочил, отпрянул, шарахнулся.

      - указать оба значения каждого из приводимых ниже слов:

        Образец: Шашки – игра. Шашки – оружие.

колонна< ворот< быки<

кошки< горн< овсянка<

      - какими словами описывает автор дождь?

       "Дождь уже не лил, а сонно шептал. Пошептал, пошептал и умолк".  (Н. Сладков)

       - какими еще словами можно охарактеризовать дождь? (капает, крапает, стучит).

        - заменить глагол бежит близким по смыслу:

время бежит,

река бежит,

зерно бежит из мешка,

молоко бежит из кастрюли.

5.Творческие упражнения:

       1). Подобрать слова, которые имели бы по 2—3 значения; на каждое значение составить предложения. Объяснить значения слов ножка, спинка, горлышко, язычок, нос, ушко, гребешок, молния, идёт, льёт, летит и пр.; голова, земля, мир, язык, Волга.

      2). Сравнить значения слов в сочетаниях: идут часы — идут дети —идёт строительство; стоят часы — стоят машины — стоят высокие дома; камень на дороге — камень на сердце (заметим, что работа над многозначностью слов переплетается с работой над словосочетанием и над фразеологическими единицами).

 

3). Подобрать близкие по смыслу слова к каждому значению данных слов, т. е. синонимы: сырой - влажный, мокрый (влажная, мокрая земля после дождя),  незрелый, зелёный (например, виноград, помидор)

        4). Подобрать противоположные по смыслу слова к каждому значению данных слов, т. е. антонимы: сухой (песок), сырой, зрелый (виноград)

        5). От многозначности слов дети переходят к омонимам, которые обычно им даются в занимательных, игровых материалах: “Несет меня лиса за темные леса...”; “Не хочет косой косить косой, говорит: “Коса, коса”.

            Кто вы?

Мы лисички, дружные сестрички.

Ну, а вы-то кто же?

— Мы лисички тоже!

— Как, с одной-то лапкой?

— Нет, еще со шляпкой!

Например, на уроках литературного чтения:

     1.Упражнения для формирования восприятия высказываний

        Восприятие высказываний.             

        Слуховая память.

    - «Воспроизведение»- воспроизвести фразу, слово как настоящее эхо, т.е. проговаривая концовку: - машина….шина.  Как можно точнее повторить сказанную фразу.             

  - «Послушай и запомни»- после прочтения произведения, перечислить, например, предметы быта, предметы мебели и т.д.

  - «Чужое слово» - учащиеся слушают стихотворение, в котором одно слово «чужое» - «сбежало из другого стихотворения». Обнаружить это слово.             

  - «Прогулка» - после прочтения произведения, перечислить По-порядку места, где побывал герой произведения.

  2. Научить слышать и слушать других помогают следующие приёмы:

    «Установка»

- Когда будете слушать, постарайтесь понять главное.

- Приготовьтесь к оцениванию ответа.

- Вы будете контролёрами.             

     «Пауза»

- Я благодарна вам за то, что вы не спешите отвечать. Значит, вы думаете.

  3. Включение детей в активное восприятие речи одноклассников:

  - Оцени ответ Вовы.             

  - Кто сможет поспорить с Димой?             

   - Дополни то, что не сказала Юля.             

   - Как ты понял, о чём говорил Серёжа?             

   - Повтори самое главное, что сказала Лена.

  4. Помогут в формировании диалогового общения друг с другом, следующие упражнения:

       -  ролевое чтение;

        - ролевые диалоги;

       -  работа в парах ( инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения);

       -  придумать разговор героев произведения по телефону;

        -  инценирование произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.).

 

5.       В ходе учебной деятельности лучше всего развивать коммуникативные умения у младших школьников на уроках в игровой деятельности.

      Игры и упражнения были взяты из сборника «Игры – обучение, тренинг, досуг» под редакцией В.В. Петрусинского.

     Мы выделили игры с конкретной целью – формирования коммуникативных умений через организацию коммуникативной деятельности.

     Творческие игры способствуют формированию коммуникативных умений.      

Типы коммуникативных игр:

Информация о работе Формирование у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности