Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:27, курсовая работа
Важным условием успешной адаптации младших школьников в среднем звене является формирование коммуникативных умений в учебной деятельности.
Особенно бурно протекает адаптационный период в 5-м классе. Происходит снижение
благополучных детей.
качество обучение в целом почти у всех детей, падает дисциплина, появляется нервозность в отношениях между детьми, вплоть до неадекватных выходок со стороны даже вполне
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности, как условие их успешной адаптации в среднем звене.
1.1. Содержание понятия « коммуникативные умения» в учебной деятельности младших школьников.
1.2. Классификация коммуникативных умений
1.3. Особенности формирования у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности, как условие их успешной адаптации в среднем звене.
1.4. Критерии выявления уровней сформированности у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности как условие их успешной адаптации в среднем звене.
Глава 2. организация опытно-экспериментальной работы по формированию у младших школьников коммуникативных умений в учебном процессе как условие их успешной адаптации в среднем звене.
2.1. Задачи содержания и этапы опытно-экспериментальной работы по формированию у младших школьников коммуникативных умений в учебном процессе как условие их успешной адаптации в среднем звене.
2.2. Апробация педагогических условий формирования у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности, как условие их успешной адаптации в среднем звене.
2.3. Анализ результатов опытно-эксперемнтальной работы по формированию у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности, как условие их успешной адаптации в среднем звене.
Заключение.
Список использованной и цитируемой литературы.
При среднем уровне адаптации ребенок положительно относится в школе, ее посещение не вызывает у него отрицательных впечатлений, учебный материал он понимает и усваивает преподробном наглядном изложении, однако неудачи переживает эмоционально, обнаруживает признаки тревожности; может быть сосредоточенным и внимательным при внешнем контроле взрослого, самостоятельным – в случае полной уверенности в своем знании или умении, чувствует себя неуверенно в ситуациях, требующих принятия самостоятельного решения; коммуникативные умения в знакомой ситуации проявляет ярко, в незнакомой – неуверен и скован; его социальный статус в коллективе вполне благоприятен, но часто такой ребенок оказывается в ситуации ведомого, не всегда может проявить принципиальность и требовательность по отношению к нарушителям дисциплины; состояние его здоровья подвержено влиянию внешней среды, культура отношения к своему
здоровью требует дальнейшего формирования.
При низком уровне адаптации у ребенка наблюдается отрицательное или индифферентное отношение к школе, доминирует подавленное настроение; ребенок усваивает учебный материал фрагментарно, проявляет неуверенность в знаниях и умениях; не может самостоятельно работать с учебником,
не владеет навыками учебного труда, требует постоянного контроля со стороны взрослых, к урокам готовится нерегулярно; трудно устанавливает контакт с незнакомыми людьми, не пользуется уважением среди одноклассников, со взрослыми на контакт идет трудно, часто прибегает ко лжи;
имеет довольно низкий статус в коллективе, неуживчив, драчлив, общественные поручения выполняет безособого желания, часто нарушает дисциплину, не имеет близких друзей; культура отношения к своему здоровью низкая, не стремится заниматься спортом, утренней зарядкой, в силу слабой воли, часто жалуется на нездоровье, работоспособность низкая, внимание и усидчивость слабые. Данные признаки являются показателями школьной дезадаптации.
Из выше сказанного можно сделать следующий вывод:
Для успешной адаптации младших школьников в среднем звене необходимо формировать у них коммуникативные умения в учебной деятельности.
Глава 2. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию у младших школьников коммуникативных умений в учебном процессе как условие их успешной адаптации в среднем звене.
2.1. Задачи содержания и этапы опытно-экспериментальной работы по формированию у младших школьников коммуникативных умений в учебном процессе как условие их успешной адаптации в среднем звене.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста;
- изучить теоретические аспекты формирования коммуникативных умений у младших школьников;
- рассмотреть и выявить особенности формирования коммуникативных умений у младших школьников;
- выявить методы, позволяющие установить уровень коммуникативных умений у младших школьников;
- апробировать на практике педагогические условия формирования у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности как условие их успешной адаптации в среднем звене.
1 этап. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы.
Цель: определить критерии сформированности коммуникативных умений младших школьников к адаптации в среднем звене.
Критериями сформированности коммуникативных умений младших школьников для успешной адаптации в среднем звене являются такие показатели:
1. Интеллектуально-познавательная подготовленность выпускников начальной школы.
2. Сформированность самостоятельности и готовности к самоорганизации
3. Успешность адаптации человека к новой ситуации в любом возрасте.
4. Сформированность детского коллектива с отношениями взаимопомощи, поддержки,
уважения и заботы друг о друге.
5. Сформированность культуры отношения к своему здоровью.
Другими словами, у выпускника начальной школы должны быть сформированы коммуникативные умения для успешной адаптации в среднем звене, т.е. есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, а также устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса.
2 Констатирующий этап.
Цель: определить степень сформированности коммуникативных умений у младших школьников.
Методы: беседа, наблюдение, тестирование.
При помощи методов ( беседа, наблюдение, тестирование) мы получили следующую информацию о степени сформированности коммуникативных умений учащихся.
Таблица 1. Степень сформированности коммуникативных умений учащихся 4 кл. (начало года).
№ | Имя уч-ся | Интеллектуально-познавательная подготовленность | Сформированность самостоятельности и готовности к самоорганизации | Успешность адаптации ученика к новой ситуации | коллективизм | Сформированность культуры отношения к своему здоровью | Ср. бал |
1 | Лида М. | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 4,2 |
2 | Саша П. | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4,6 |
3 | Андрей К. | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 2,2 |
4 | Дима В | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4,6 |
5 | Алена П. | 5 | 5 | 3 | 4 | 5 | 4,4 |
6 | Сережа Г. | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2,0 |
7 | Ксения К. | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4,4 |
8 | Алеша Р. | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3,0 |
9 | Максим В. | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3,8 |
10 | Катя Г. | 1 | 2 | 3 | 3 | 4 | 2,6 |
| Средн. бал. | 3,4 | 3,8 | 3,0 | 3,5 | 4,0 |
|
От 1 балла до 3 баллов – низкий уровень;
От 3 баллов до 4 баллов – средний уровень;
От 4 баллов до 5 баллов – высокий уровень.
Таким образом, мы смогли определить, что 30% учащихся имеют низкий уровень сформированности коммуникативных умений, 20% - средний уровень, 50% учащихся имеют высокий уровень сформированности коммуникативных умений. Менее всего сформированы коммуникативные умения такие как:
- успешность адаптации человека к новой ситуации (3,0 б.);
- интеллектуально-позновательная подготовленность (3,4 б.);
- коллективизм (3,5 б.);
- сформированность самостоятельности и готовности к самоорганизации (3,8 б.).
Таким образом, результаты, полученные в ходе диагностики показали, что в данном классе для успешной адаптации в среднем звене необходимо проведение коррекционной работы, направленной на повышение степени сформированности коммуникативных умений.
3.Формирующий этап.
Цель: выработать стратегию обучения, способствующую формированию коммуникативных умений у младших школьников для успешной адаптации их в среднем звене.
Чтобы уровень развития коммуникативных умений возрастал, необходимо систематически и целенаправленно вести коррекционную работу в учебной деятельности. Особое внимание уделили коррекционной работе на уроках русского языка и литературного чтения, что позволит у учащихся повысить интеллект, познавательную способность, самостоятельность, самоорганизацию, успешнее адаптироваться и влиться в новый коллектив.
Для этого были использованы разнообразные виды работ (коммуникативные упражнения, беседы, коммуникативные игры, игровые задания), направленные на формирование коммуникативных умений.
Например, на уроках русского языка:
1. Для формирования правильной речи использовали:
- договаривание слов с соответствующими окончаниями во фразах и рифмовках
(Лучше нас лесных … (ежей) нет на свете … (сторожей);
- согласование существительных и местоимений – “Чья вещь?” (мой карандаш, моя книга);
- употребление прилагательных – “Из чего предмет?” (деревянный карандаш).
2. Уточнение словарного запаса возможно через:
- беседы о рассматриваемых предметах (название, назначение, детали предмета, особенности внешнего вида, характерные действия с ним);
- беседы по заочной экскурсии на работу родителей детей, по родному селу…;
- формирование значения слова.
3. Ученики упражняются в слоговом и морфемном анализе и синтезе слов; наблюдают явления многозначности, синонимии, антонимии и омонимии, как слов, так и морфем.
- назвать действия (перекидывая мяч):
Метель (что делает?) - метет, гром - …, ветер - …, снег - …, солнце - …, ливень - …, молния - …, мороз - …
- назвать другой предмет с тем же признаком:
Мел белый (и снег белый), пояс узкий (и лента узкая), дыня желтая (и тыква желтая), речка быстрая ( и ручей …).
- указать четвертое “лишнее” слово и обосновать свой ответ:
грустный, печальный, унылый, глубокий;
храбрый, звонкий, смелый, отважный;
слабый, ломкий, долгий, хрупкий; крепкий, далекий, прочный, надежный;
понять, разобраться, запомнить, уразуметь;
думать, ехать, размышлять, соображать.
4. Объясните, какое слово из каждой строки употребляется чаще в разговорной речи, какое – в книжной речи.
- указать слова, имеющие неодобрительный оттенок:
приехал, прибыл, прикатил;
пришел, пожаловал, заявился;
бросился, ринулся, накинулся;
ворвался, вторгся, вломился;
отскочил, отпрянул, шарахнулся.
- указать оба значения каждого из приводимых ниже слов:
Образец: Шашки – игра. Шашки – оружие.
колонна< ворот< быки<
кошки< горн< овсянка<
- какими словами описывает автор дождь?
"Дождь уже не лил, а сонно шептал. Пошептал, пошептал и умолк". (Н. Сладков)
- какими еще словами можно охарактеризовать дождь? (капает, крапает, стучит).
- заменить глагол бежит близким по смыслу:
время бежит,
река бежит,
зерно бежит из мешка,
молоко бежит из кастрюли.
5.Творческие упражнения:
1). Подобрать слова, которые имели бы по 2—3 значения; на каждое значение составить предложения. Объяснить значения слов ножка, спинка, горлышко, язычок, нос, ушко, гребешок, молния, идёт, льёт, летит и пр.; голова, земля, мир, язык, Волга.
2). Сравнить значения слов в сочетаниях: идут часы — идут дети —идёт строительство; стоят часы — стоят машины — стоят высокие дома; камень на дороге — камень на сердце (заметим, что работа над многозначностью слов переплетается с работой над словосочетанием и над фразеологическими единицами).
3). Подобрать близкие по смыслу слова к каждому значению данных слов, т. е. синонимы: сырой - влажный, мокрый (влажная, мокрая земля после дождя), незрелый, зелёный (например, виноград, помидор)
4). Подобрать противоположные по смыслу слова к каждому значению данных слов, т. е. антонимы: сухой (песок), сырой, зрелый (виноград)
5). От многозначности слов дети переходят к омонимам, которые обычно им даются в занимательных, игровых материалах: “Несет меня лиса за темные леса...”; “Не хочет косой косить косой, говорит: “Коса, коса”.
Кто вы?
Мы лисички, дружные сестрички.
Ну, а вы-то кто же?
— Мы лисички тоже!
— Как, с одной-то лапкой?
— Нет, еще со шляпкой!
Например, на уроках литературного чтения:
1.Упражнения для формирования восприятия высказываний
Восприятие высказываний.
Слуховая память.
- «Воспроизведение»- воспроизвести фразу, слово как настоящее эхо, т.е. проговаривая концовку: - машина….шина. Как можно точнее повторить сказанную фразу.
- «Послушай и запомни»- после прочтения произведения, перечислить, например, предметы быта, предметы мебели и т.д.
- «Чужое слово» - учащиеся слушают стихотворение, в котором одно слово «чужое» - «сбежало из другого стихотворения». Обнаружить это слово.
- «Прогулка» - после прочтения произведения, перечислить По-порядку места, где побывал герой произведения.
2. Научить слышать и слушать других помогают следующие приёмы:
«Установка»
- Когда будете слушать, постарайтесь понять главное.
- Приготовьтесь к оцениванию ответа.
- Вы будете контролёрами.
«Пауза»
- Я благодарна вам за то, что вы не спешите отвечать. Значит, вы думаете.
3. Включение детей в активное восприятие речи одноклассников:
- Оцени ответ Вовы.
- Кто сможет поспорить с Димой?
- Дополни то, что не сказала Юля.
- Как ты понял, о чём говорил Серёжа?
- Повтори самое главное, что сказала Лена.
4. Помогут в формировании диалогового общения друг с другом, следующие упражнения:
- ролевое чтение;
- ролевые диалоги;
- работа в парах ( инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения);
- придумать разговор героев произведения по телефону;
- инценирование произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.).
5. В ходе учебной деятельности лучше всего развивать коммуникативные умения у младших школьников на уроках в игровой деятельности.
Игры и упражнения были взяты из сборника «Игры – обучение, тренинг, досуг» под редакцией В.В. Петрусинского.
Мы выделили игры с конкретной целью – формирования коммуникативных умений через организацию коммуникативной деятельности.
Творческие игры способствуют формированию коммуникативных умений.
Типы коммуникативных игр:
Информация о работе Формирование у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности