Формирование у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

Важным условием успешной адаптации младших школьников в среднем звене является формирование коммуникативных умений в учебной деятельности.
Особенно бурно протекает адаптационный период в 5-м классе. Происходит снижение
благополучных детей.
качество обучение в целом почти у всех детей, падает дисциплина, появляется нервозность в отношениях между детьми, вплоть до неадекватных выходок со стороны даже вполне

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности, как условие их успешной адаптации в среднем звене.
1.1. Содержание понятия « коммуникативные умения» в учебной деятельности младших школьников.
1.2. Классификация коммуникативных умений
1.3. Особенности формирования у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности, как условие их успешной адаптации в среднем звене.
1.4. Критерии выявления уровней сформированности у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности как условие их успешной адаптации в среднем звене.

Глава 2. организация опытно-экспериментальной работы по формированию у младших школьников коммуникативных умений в учебном процессе как условие их успешной адаптации в среднем звене.
2.1. Задачи содержания и этапы опытно-экспериментальной работы по формированию у младших школьников коммуникативных умений в учебном процессе как условие их успешной адаптации в среднем звене.
2.2. Апробация педагогических условий формирования у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности, как условие их успешной адаптации в среднем звене.
2.3. Анализ результатов опытно-эксперемнтальной работы по формированию у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности, как условие их успешной адаптации в среднем звене.

Заключение.

Список использованной и цитируемой литературы.

Файлы: 1 файл

кур.раб..doc

— 227.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение

 

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности, как условие их успешной адаптации в среднем звене.

1.1.   Содержание понятия « коммуникативные умения» в учебной деятельности младших школьников.

1.2.   Классификация коммуникативных умений

1.3.   Особенности формирования у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности, как условие их успешной адаптации в среднем звене.

1.4.   Критерии выявления уровней сформированности у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности как условие их успешной адаптации в среднем звене.

 

Глава 2. организация опытно-экспериментальной работы по формированию у младших школьников коммуникативных умений в учебном процессе как условие их успешной адаптации в среднем звене.

2.1. Задачи содержания и этапы опытно-экспериментальной работы по формированию у младших школьников коммуникативных умений в учебном процессе как условие их успешной адаптации в среднем звене.

2.2. Апробация педагогических условий формирования у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности, как условие их успешной адаптации в среднем звене.

2.3. Анализ результатов опытно-эксперемнтальной работы по формированию у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности, как условие их успешной адаптации в среднем звене.

 

Заключение.

 

Список использованной и цитируемой литературы.

 

 

 

 

 

                                                                  Введение

 

                Важным условием успешной адаптации младших школьников в среднем звене является формирование коммуникативных умений в учебной деятельности.

                Особенно бурно протекает  адаптационный  период в 5-м классе. Происходит снижение качество обучение в целом почти у всех детей, падает дисциплина, появляется нервозность в отношениях между детьми, вплоть до неадекватных выходок со стороны даже вполне

благополучных  детей.

                 Исследователями доказано, что процесс адаптации - серьезное испытание для растущего человека. Необходимо создать условия для успешной адаптации младших школьников в среднем звене. Таким условием являются  коммуникативные умения.

    Сфера коммуникации – необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В современных условиях, когда напряженностью и стабильностью характеризуются все сферы жизнедеятельности субъекта, конструктивно – коммуникативная деятельность приобретает особую значимость. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Именно поэтому коммуникативные умения и навыки – это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере коммуникации. Кроме того, конструктивное общение является показателем культуры личности в целом. Формировать коммуникативные умения важно в условиях обучения, в другом варианте процесс их развития идет спонтанно и во многом зависит от ситуации.

Исследования показывают, что большинство учащихся начальных классов испытывают трудности в учении, в частности коммуникативного характера. Исходя из этого,   формирование коммуникативных умений нужно начинать с самого раннего возраста, однако, процесс этот должен строиться на четкой системе знаний, которые характеризуют тот или иной возрастной этап развития ребенка – дошкольника и школьника. Этот процесс требует продуманной организации и специальной методики.

   Проблема формирование коммуникативных умений у младших школьников  в учебной деятельности, как условие их успешной адаптации в среднем звене остается одной из самых актуальных в современной педагогике.

          Данной проблеме посвящен ряд исследований последних десятилетий (1980-2007), среди которых следует отметить работы А.Г. Антоновой, Е.А. Архиповой и др. В качестве основных средств формирования данных умений младших школьников авторы используют коммуникативные упражнения, беседы, коммуникативные игры, игровые задания, которые могут быть эффективно применены в учебной деятельности.

Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать цель исследования.

  Цель исследования: выявить теоретическое обоснование и реализовать на практике педагогические условия формирования у младших школьников коммуникативных умений  в учебной деятельности как условие успешной адаптации в среднем звене.

Объект исследования: процесс формирования коммуникативных умений у младших школьников как условие  их успешной адаптации в среднем звене.

Предмет исследования: зависимость коммуникативных умений младших школьников от уровня организации учебной деятельности и педагогических условий.

Гипотеза :формирование коммуникативных умений у младших школьников будет эффективным, если:

-  будет выявлен уровень коммуникативных умений у младших школьников;

- будут определены средства, корректирующие определенные коммуникативные умения у младших школьников;

- будут поэтапно включены младшие школьники в различные жизненные ситуации, общению с различными людьми.

Задачи исследования:

- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста;

- изучить теоретические аспекты формирования коммуникативных умений у младших школьников;

- рассмотреть и выявить особенности формирования коммуникативных умений у младших школьников;

- выявить методы, позволяющие установить уровень коммуникативных умений у младших школьников;

- апробировать на практике педагогические условия формирования у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности как условие их успешной адаптации в среднем звене.

Методы исследования:

- теоретический анализ научной и методической литературы;

- анализ и обобщение передовой практики педагогической работы;

- наблюдение, беседа, тестирование;

- опытно-экспериментальная работа;

- методы качественной и количественной обработки эмпирических данных.

База исследования:

Исследование проводилось на базе МОУ « Целинная СОШ», 4 класс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования у младших школьников             коммуникативных умений в учебной деятельности как условие их успешной адаптации в среднем звене.

 

     1.1. Содержание понятия «коммуникативные умения» в учебной деятельности младших школьников.

 

       Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения, поэтому нам для осуществления исследования следует уточнить соотношение ключевых понятий как «коммуникация» и «общение», «общение» и «деятельность», раскрыть понятия «умения», «коммуникативные умения», «формирование коммуникативных умений» применительно к младшим школьникам.

        В психолого-педагогической литературе существует разные трактовки понятий «коммуникация» и «общение»:

-  в словаре иностранных слов -  акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанными на взаимопонимании;

-  в Большом энциклопедическом словаре - общение, передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия;

- в трудах Ю.А. Каляевой,  Р.С. Немова, Н.В. Пилипко, и др. - как синоним «общения»;

-  в словаре русского языка - это сообщение, общение;

- в трудах Г.М. Андреевой, А.В. Батаршева, Е.Е. Дмитриевой, А.Б. Добровича, Я.Л. Коломинского -  процесс передачи информации.

        Анализ рассмотренных выше определений коммуникации и общения показывает, что, с одной стороны, коммуникация трактуется как понятие более широкое, чем общение, и в то же время она является (согласно определению) составляющей процесса общения. С другой стороны, если «коммуникация» определяется как понятие, близкое к «общению», следовательно, оно не сводится только к процессу передачи информации. Кроме того, мы считаем невозможным осуществление данного процесса вне организации взаимодействия, восприятия и понимания партнерами друг друга. Поэтому более правомерным, на наш взгляд, будет считать понятия «общение» и «коммуникация» идентичными.

          Понятия «общение» и «деятельность» ученые в своих работах объясняют по разному:

- Б.Ф. Ломов - «взаимодействие субъектов», в процессе которого осуществляется связь одного субъекта с другим субъектом [2, с. 39].

 

 

- В.Н. Мясищев - процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга и воздействующих друг на друга[2, с. 39].

- Я.Л. Коломинский  - информационное и предметное взаимодействие;

- А.А. Бодалев  - взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений (субъективно переживаемых взаимосвязей) между людьми;

- В.Н. Панферов - взаимодействие людей, содержанием которого является взаимопонимание и обмен информацией с помощью различных средств коммуникации в целях установления взаимоотношений, благоприятных для процесса совместной деятельности;

-  В.М. Соковнина  - способ объединения людей в общество, как форму отношений общественных индивидов; как форму организованных общностей и один из способов общественного бытия индивидов;

-  Б.Д. Парыгин -  сложный многогранный процесс, который может выступать в одно и тоже время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их воздействия друг на друга, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга;

-  В.А. Петровский -  в процессе осуществления деятельности человек объективно вступает в определенную систему взаимосвязей с другими людьми.

        Анализ рассмотренных выше понятий «общение» и «деятельность» рассматривается как процесс взаимодействия индивидов и определяется, наряду с деятельностью, как одна из самостоятельных категорий, как самостоятельная сторона человеческого бытия.

       Таким образом, можно сделать вывод, что коммуникативные умения и общение как таковое – многоплановый процесс, необходимый для организации контактов между людьми в ходе совместной деятельности. И в этом смысле относится к явлениям материальным. Но в ходе общения его участники обмениваются мыслями, намерениями, идеями, переживаниями, а не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, фиксированными в материи. Следовательно, общение способствует передаче, обмену, координации идеальных образований, существующих у индивида в виде представлений, восприятия, мышления и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Классификации коммуникативных умений

 

Понятия «коммуникативные умения» рассматриваются в различных науках: в психологии, педагогике, дидактике, методике и в каждой из них трактуются по-своему. Для данного исследования наибольший интерес представляет определение этих понятий в психологии и педагогике. Некоторые аспекты коммуникативной направленности уже ставились в самом начале развития методических идей в России К.Д Ушинским, Н.М Соколовым, В.И Чернышевым, которые считали одной из важных целей образования подготовку учащихся к практической деятельности, для этого необходимы реальные прикладные знания; они указывали на необходимость формирования у школьников различных умений и по сути, сформулировали понятие одного из важных коммуникативных умений (не называя этого термина) – умение легко, понятно, красиво говорить на своем языке.

Однако можно использовать и другие критерии и, следовательно, классификации. Например, А.В. Мудрик выделяет составляющие коммуникативных умений, такие как: ориентироваться в партнерах, объективно воспринимать людей (понимать их настроение, характер); разбираться в ситуации общения (знать правила, устанавливать контакты); сотрудничать в различных видах деятельности (ставить цели, планировать их достижение; анализировать достигнутое).

По мнению Р.С. Немова необходимо обращать внимание на то, что и как говорят учащиеся, как они реагируют на действия людей, выявлять мысли и чувства, сопровождающие у школьников акты их общения с другими людьми, трудности, с которыми они сталкиваются, вступая в контакты с окружающими. Автор выделяет поведенческие (внешние) и психологические (внутренние) компоненты общения. Поведенческий компонент состоит из вербальной (речевое высказывание) и экспрессивной форм поведения (тон голоса, темп речи, выражение лица, мимика, жесты).

Психологические компоненты — это мысли, чувства, ожидания и установки, сопровождающие акты общения. Психологически подготовленный к общению человек — это тот, кто усвоил, что, где, когда и с какой целью можно и нужно говорить и делать, чтобы произвести хорошее впечатление и оказать необходимое влияние на других участников общения.

Для продуктивного общения с другими людьми А.А Бодалев предполагает необходимость обладания личностью определенной психологической культурой, основные положения которой сводит к трем элементам :

1) умению разбираться в других людях и верно оценивать их психологию;

2) адекватно эмоционально откликаться на их поведение и состояние

3) выбирать по отношению к собеседникам такой способ обращения, который отвечал бы их индивидуальным особенностям

Наблюдения ученых, педагогическая практика показывают, что все три названных элемента существуют в теснейшей связи. Характер расшифровки человеком личностной сути других людей обычно сказывается на особенностях эмоционального отклика, который они у него к себе вызывают и на тех способах поведения, которые он по отношению к этим людям избирает. В свою очередь, отношение, которое человек сумел вызвать к себе со стороны окружающих, накладывает отпечаток на то, как трактуют его внутренний облик другие люди, и кокой стиль поведения они избирают, общаясь с ним.

Организовать свои взаимоотношения с людьми не так просто, не у всех это получается. Нередко говорят, что общение-это искусство, которому нужно учиться. Важнейшим требованием к общению выступает соблюдение такта и сопереживания. Понять состояние человека, его переживания не просто. Для этого нужно присматриваться к окружающим, понимать их по отдельным поступкам, жестам, высказываниям, по их интонации, выражению лица.

Информация о работе Формирование у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности