Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:27, курсовая работа
Важным условием успешной адаптации младших школьников в среднем звене является формирование коммуникативных умений в учебной деятельности.
Особенно бурно протекает адаптационный период в 5-м классе. Происходит снижение
благополучных детей.
качество обучение в целом почти у всех детей, падает дисциплина, появляется нервозность в отношениях между детьми, вплоть до неадекватных выходок со стороны даже вполне
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности, как условие их успешной адаптации в среднем звене.
1.1. Содержание понятия « коммуникативные умения» в учебной деятельности младших школьников.
1.2. Классификация коммуникативных умений
1.3. Особенности формирования у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности, как условие их успешной адаптации в среднем звене.
1.4. Критерии выявления уровней сформированности у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности как условие их успешной адаптации в среднем звене.
Глава 2. организация опытно-экспериментальной работы по формированию у младших школьников коммуникативных умений в учебном процессе как условие их успешной адаптации в среднем звене.
2.1. Задачи содержания и этапы опытно-экспериментальной работы по формированию у младших школьников коммуникативных умений в учебном процессе как условие их успешной адаптации в среднем звене.
2.2. Апробация педагогических условий формирования у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности, как условие их успешной адаптации в среднем звене.
2.3. Анализ результатов опытно-эксперемнтальной работы по формированию у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности, как условие их успешной адаптации в среднем звене.
Заключение.
Список использованной и цитируемой литературы.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности, как условие их успешной адаптации в среднем звене.
1.1. Содержание понятия « коммуникативные умения» в учебной деятельности младших школьников.
1.2. Классификация коммуникативных умений
1.3. Особенности формирования у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности, как условие их успешной адаптации в среднем звене.
1.4. Критерии выявления уровней сформированности у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности как условие их успешной адаптации в среднем звене.
Глава 2. организация опытно-экспериментальной работы по формированию у младших школьников коммуникативных умений в учебном процессе как условие их успешной адаптации в среднем звене.
2.1. Задачи содержания и этапы опытно-экспериментальной работы по формированию у младших школьников коммуникативных умений в учебном процессе как условие их успешной адаптации в среднем звене.
2.2. Апробация педагогических условий формирования у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности, как условие их успешной адаптации в среднем звене.
2.3. Анализ результатов опытно-эксперемнтальной работы по формированию у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности, как условие их успешной адаптации в среднем звене.
Заключение.
Список использованной и цитируемой литературы.
Важным условием успешной адаптации младших школьников в среднем звене является формирование коммуникативных умений в учебной деятельности.
Особенно бурно протекает адаптационный период в 5-м классе. Происходит снижение качество обучение в целом почти у всех детей, падает дисциплина, появляется нервозность в отношениях между детьми, вплоть до неадекватных выходок со стороны даже вполне
благополучных детей.
Исследователями доказано, что процесс адаптации - серьезное испытание для растущего человека. Необходимо создать условия для успешной адаптации младших школьников в среднем звене. Таким условием являются коммуникативные умения.
Сфера коммуникации – необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В современных условиях, когда напряженностью и стабильностью характеризуются все сферы жизнедеятельности субъекта, конструктивно – коммуникативная деятельность приобретает особую значимость. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Именно поэтому коммуникативные умения и навыки – это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере коммуникации. Кроме того, конструктивное общение является показателем культуры личности в целом. Формировать коммуникативные умения важно в условиях обучения, в другом варианте процесс их развития идет спонтанно и во многом зависит от ситуации.
Исследования показывают, что большинство учащихся начальных классов испытывают трудности в учении, в частности коммуникативного характера. Исходя из этого, формирование коммуникативных умений нужно начинать с самого раннего возраста, однако, процесс этот должен строиться на четкой системе знаний, которые характеризуют тот или иной возрастной этап развития ребенка – дошкольника и школьника. Этот процесс требует продуманной организации и специальной методики.
Проблема формирование коммуникативных умений у младших школьников в учебной деятельности, как условие их успешной адаптации в среднем звене остается одной из самых актуальных в современной педагогике.
Данной проблеме посвящен ряд исследований последних десятилетий (1980-2007), среди которых следует отметить работы А.Г. Антоновой, Е.А. Архиповой и др. В качестве основных средств формирования данных умений младших школьников авторы используют коммуникативные упражнения, беседы, коммуникативные игры, игровые задания, которые могут быть эффективно применены в учебной деятельности.
Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать цель исследования.
Цель исследования: выявить теоретическое обоснование и реализовать на практике педагогические условия формирования у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности как условие успешной адаптации в среднем звене.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных умений у младших школьников как условие их успешной адаптации в среднем звене.
Предмет исследования: зависимость коммуникативных умений младших школьников от уровня организации учебной деятельности и педагогических условий.
Гипотеза :формирование коммуникативных умений у младших школьников будет эффективным, если:
- будет выявлен уровень коммуникативных умений у младших школьников;
- будут определены средства, корректирующие определенные коммуникативные умения у младших школьников;
- будут поэтапно включены младшие школьники в различные жизненные ситуации, общению с различными людьми.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста;
- изучить теоретические аспекты формирования коммуникативных умений у младших школьников;
- рассмотреть и выявить особенности формирования коммуникативных умений у младших школьников;
- выявить методы, позволяющие установить уровень коммуникативных умений у младших школьников;
- апробировать на практике педагогические условия формирования у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности как условие их успешной адаптации в среднем звене.
Методы исследования:
- теоретический анализ научной и методической литературы;
- анализ и обобщение передовой практики педагогической работы;
- наблюдение, беседа, тестирование;
- опытно-экспериментальная работа;
- методы качественной и количественной обработки эмпирических данных.
База исследования:
Исследование проводилось на базе МОУ « Целинная СОШ», 4 класс.
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности как условие их успешной адаптации в среднем звене.
1.1. Содержание понятия «коммуникативные умения» в учебной деятельности младших школьников.
Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения, поэтому нам для осуществления исследования следует уточнить соотношение ключевых понятий как «коммуникация» и «общение», «общение» и «деятельность», раскрыть понятия «умения», «коммуникативные умения», «формирование коммуникативных умений» применительно к младшим школьникам.
В психолого-педагогической литературе существует разные трактовки понятий «коммуникация» и «общение»:
- в словаре иностранных слов - акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанными на взаимопонимании;
- в Большом энциклопедическом словаре - общение, передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия;
- в трудах Ю.А. Каляевой, Р.С. Немова, Н.В. Пилипко, и др. - как синоним «общения»;
- в словаре русского языка - это сообщение, общение;
- в трудах Г.М. Андреевой, А.В. Батаршева, Е.Е. Дмитриевой, А.Б. Добровича, Я.Л. Коломинского - процесс передачи информации.
Анализ рассмотренных выше определений коммуникации и общения показывает, что, с одной стороны, коммуникация трактуется как понятие более широкое, чем общение, и в то же время она является (согласно определению) составляющей процесса общения. С другой стороны, если «коммуникация» определяется как понятие, близкое к «общению», следовательно, оно не сводится только к процессу передачи информации. Кроме того, мы считаем невозможным осуществление данного процесса вне организации взаимодействия, восприятия и понимания партнерами друг друга. Поэтому более правомерным, на наш взгляд, будет считать понятия «общение» и «коммуникация» идентичными.
Понятия «общение» и «деятельность» ученые в своих работах объясняют по разному:
- Б.Ф. Ломов - «взаимодействие субъектов», в процессе которого осуществляется связь одного субъекта с другим субъектом [2, с. 39].
- В.Н. Мясищев - процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга и воздействующих друг на друга[2, с. 39].
- Я.Л. Коломинский - информационное и предметное взаимодействие;
- А.А. Бодалев - взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений (субъективно переживаемых взаимосвязей) между людьми;
- В.Н. Панферов - взаимодействие людей, содержанием которого является взаимопонимание и обмен информацией с помощью различных средств коммуникации в целях установления взаимоотношений, благоприятных для процесса совместной деятельности;
- В.М. Соковнина - способ объединения людей в общество, как форму отношений общественных индивидов; как форму организованных общностей и один из способов общественного бытия индивидов;
- Б.Д. Парыгин - сложный многогранный процесс, который может выступать в одно и тоже время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их воздействия друг на друга, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга;
- В.А. Петровский - в процессе осуществления деятельности человек объективно вступает в определенную систему взаимосвязей с другими людьми.
Анализ рассмотренных выше понятий «общение» и «деятельность» рассматривается как процесс взаимодействия индивидов и определяется, наряду с деятельностью, как одна из самостоятельных категорий, как самостоятельная сторона человеческого бытия.
Таким образом, можно сделать вывод, что коммуникативные умения и общение как таковое – многоплановый процесс, необходимый для организации контактов между людьми в ходе совместной деятельности. И в этом смысле относится к явлениям материальным. Но в ходе общения его участники обмениваются мыслями, намерениями, идеями, переживаниями, а не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, фиксированными в материи. Следовательно, общение способствует передаче, обмену, координации идеальных образований, существующих у индивида в виде представлений, восприятия, мышления и т.п.
1.2.Классификации коммуникативных умений
Понятия «коммуникативные умения» рассматриваются в различных науках: в психологии, педагогике, дидактике, методике и в каждой из них трактуются по-своему. Для данного исследования наибольший интерес представляет определение этих понятий в психологии и педагогике. Некоторые аспекты коммуникативной направленности уже ставились в самом начале развития методических идей в России К.Д Ушинским, Н.М Соколовым, В.И Чернышевым, которые считали одной из важных целей образования подготовку учащихся к практической деятельности, для этого необходимы реальные прикладные знания; они указывали на необходимость формирования у школьников различных умений и по сути, сформулировали понятие одного из важных коммуникативных умений (не называя этого термина) – умение легко, понятно, красиво говорить на своем языке.
Однако можно использовать и другие критерии и, следовательно, классификации. Например, А.В. Мудрик выделяет составляющие коммуникативных умений, такие как: ориентироваться в партнерах, объективно воспринимать людей (понимать их настроение, характер); разбираться в ситуации общения (знать правила, устанавливать контакты); сотрудничать в различных видах деятельности (ставить цели, планировать их достижение; анализировать достигнутое).
По мнению Р.С. Немова необходимо обращать внимание на то, что и как говорят учащиеся, как они реагируют на действия людей, выявлять мысли и чувства, сопровождающие у школьников акты их общения с другими людьми, трудности, с которыми они сталкиваются, вступая в контакты с окружающими. Автор выделяет поведенческие (внешние) и психологические (внутренние) компоненты общения. Поведенческий компонент состоит из вербальной (речевое высказывание) и экспрессивной форм поведения (тон голоса, темп речи, выражение лица, мимика, жесты).
Психологические компоненты — это мысли, чувства, ожидания и установки, сопровождающие акты общения. Психологически подготовленный к общению человек — это тот, кто усвоил, что, где, когда и с какой целью можно и нужно говорить и делать, чтобы произвести хорошее впечатление и оказать необходимое влияние на других участников общения.
Для продуктивного общения с другими людьми А.А Бодалев предполагает необходимость обладания личностью определенной психологической культурой, основные положения которой сводит к трем элементам :
1) умению разбираться в других людях и верно оценивать их психологию;
2) адекватно эмоционально откликаться на их поведение и состояние
3) выбирать по отношению к собеседникам такой способ обращения, который отвечал бы их индивидуальным особенностям
Наблюдения ученых, педагогическая практика показывают, что все три названных элемента существуют в теснейшей связи. Характер расшифровки человеком личностной сути других людей обычно сказывается на особенностях эмоционального отклика, который они у него к себе вызывают и на тех способах поведения, которые он по отношению к этим людям избирает. В свою очередь, отношение, которое человек сумел вызвать к себе со стороны окружающих, накладывает отпечаток на то, как трактуют его внутренний облик другие люди, и кокой стиль поведения они избирают, общаясь с ним.
Организовать свои взаимоотношения с людьми не так просто, не у всех это получается. Нередко говорят, что общение-это искусство, которому нужно учиться. Важнейшим требованием к общению выступает соблюдение такта и сопереживания. Понять состояние человека, его переживания не просто. Для этого нужно присматриваться к окружающим, понимать их по отдельным поступкам, жестам, высказываниям, по их интонации, выражению лица.
Информация о работе Формирование у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности