Формирование самостоятельных эстетических суждений дошкольников в процессе изобразительной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой. На протяжении всей истории культуры идут споры о том, что же из себя представляет искусство и зачем оно нужно. В этом споре звучали голоса великих и малых ученых, писателей, художников. Спор не прекратился и сегодня и, наверное, не прекратится и далее.
Искусство, конечно, субъективно, неточно, в нем нет неопровержимых истин, оно воспринимается и творится по странным законам: «Когда бы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда...» Да, порой кажется — из мусора, случайности, прихоти.

Оглавление

Введение. …………………………………………………………………..3
Глава 1. Эстетическое воспитание детей как основа развития гармоничной личности. Педагогические и психологические аспекты развития изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
1.1Эстетическое воспитание. Основные понятия.
1.2 Критерии эстетической воспитанности.
1.3 Искусство в жизни людей.
1.4 Инновационный опыт в педагогической деятельности.
Выводы.
Глава 1I. Способность к эстетическим суждениям.
2.1 Исследование способности детей экспериментальной группы к самостоятельным эстетическим суждениям на констатирующем этапе исследования.
2.2 Формирующий эксперимент.
2.3 Исследование способности детей экспериментальной группы к самостоятельным эстетическим суждениям на констатирующем этапе экспериментальной работы.
Выводы.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа #.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

1.3. Искусство в жизни людей.

    Мышление  человека целостно, но не однолинейно. В нем можно проследить разные пласты и разные формы, хотя и прочно связанные друг с другом, но выражающие (несущие) разные функции в осознании и освоении мира.

    Исследование  мышления сегодня чаще всего протекает  на рационально-логических, теоретических путях его осознания, а эмоционально-образную его сторону или не учитывают, считая ее одним из элементов теоретической, или приравнивают к «бытовой», обыденной, считая ее, как уже говорилось, как бы низшей — донаучной формой. Однако «бытовая» форма существует как в мышлении научном, так и в художественном. Это действительно низшая, неразвитая, «необработанная» богатым человеческим опытом форма осознания. [5, 88] Существуют два пути, две взаимодополняющие формы познания и освоения мира. Для упрощения и понимания этой темы представлена таблица. 

    Два пути познания

Сфера познания Предмет познания Инструментарий познания Пути

освоения

опыта

Итоги познания Итоги развития Преимущественная сфера проявления
Рационально-научная, логическая, теоретическая Реальность Понятие

(объективная

форма)

Изучение содержания Знание (миропонимание). Понимание связи

явлений,

закономерностей

в обществе и

природе

Научно-теоретическое  мышление Естественные  науки
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Гуманитарные  науки
Эмоционально-образная (художественная, интуитивная) Эмоциональное отношение к реальности (эмоционально-ценностное) Художественный образ (субъективная форма) Проживание

содержания

(переживание)

Желание (мироотношение). Эмоционально-ценностные предпочтения в жизнедеятельности, интуиция Эмоционально-образное мышление  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Искусства
 
 

    Предмет познания.

    У этих форм мышления разные объекты  познания. В одном случае предмет познания — объективная реальность, в другом — мое, человека, эмоциональное отношение к реальности. Искусство является в относительной чистоте формой эмоционально-образного мышления. А точные науки — теоретической, рационально-логической формой мышления. В жизни почти ничего не встречается полностью в чистом виде, но нужно понять принципиальную разницу. И в науках, особенно в гуманитарных, действует эмоционально-образное мышление. Без его работы никогда никто не воскликнул бы «Эврика!». И в науке не живут без интуитивных озарений. Также и в искусствах эмоции опираются на достаточно развитое логическое мышление, без него невозможна системность поиска. 

    Инструментарий  познания.

    Но  итоги познания и инструментарий передачи опыта у научного и художественного мышления принципиально различны. В любой работе итог выражается либо понятием, либо в художественном образе. Ни одна точная наука не проведет изучения и не выразит результат исследований в неточной, субъективной форме художественного образа. Ни одно произведение живописи, кино, литературы, музыки не существует в виде формулы, закона — понятия. 

    Итоги исследования.

Но рациональному  мышлению — ныне оно господствует форме мышления технократического — этот ход анализа чужд. Проблемы совести, человеческого достоинства, душевности, сопричастности всему живому и неживому ему чужды, несвойственны — не его функция!

    Именно  поэтому, сегодня необходимо ставить вопрос о гармонизации мышления, необходимо развивать обе форм познания мира. Не заменять одно другим — дополнять, развивать в гармонии. А для этого — понимать их взаимонезаменяемость. 

    Формы передачи опыта.

    В научном познании естественно, что единственно адекватной формой является изучение этого опыта. В передаче опыта эмоционально-образной формы познания естественно, привлекается, используется и метод изучения это опыта. Иначе суть этого опыта оказывается непередаваемой. Единственно адекватной содержанию опыта эмоционально-образной формы познания является путь проживания, переживания (сопереживания) этого опыта. Воспринимающий должен всеми чувствами, всем существом как бы уподобиться художнику, передающему свой опыт чувств, чтобы его действительно пережить, прожить как личный, собственный опыт чувств — и только тогда его можно считать воспринятым и подлинно усвоенным. А это значит не просто сопереживать автору, а больше — вводить эти мысли-чувства в свой сегодняшний повседневный опыт, как бы опробовать их на практике личных отношений — «примеряя на себя». 

    Итоги познания.

    Естественно, что итоги познания человеческого  опыта в научной и художественной формах мышления не могут быть идентичными. В линии, идущей от рационально-логического (научного) познания, итогом будет знание, а значит и понимание, закономерностей природы и общества, способность людей использовать их для достижения своих целей. В линии, идущей от эмоционально-образного мышления, итогом становится не знание, не просто понимание отношения человечества к миру — все это здесь только материал для получения результата. Подлинный результат только один — личное желание, личное отношение ко всем явлениям мира, критерии подсознания, критерии собственных поступков — эмоциональные предпочтения. Это то, что руководит — помимо и до логических рассуждений — нашими поступками, то есть желания и есть подлинное содержание нашего жизнеотношения. Необходимо заметить, конечно, что вся гуманитарная деятельность — зона ценностного отношения. Однако в итоге ценностного поиска в гуманитарных науках мы понимаем нечто как ценность, в искусстве же — естественно, при выработанной способности его воспринимать — мы это незаметно для себя проживаем, переживаем как собственный опыт и лично выработанную ценность. Значит — куда глубже и прочнее ценность эта включается в формирование личности и более остро влияет на формирование наших желаний. 

    Итоги развития.

    Формирует каждая цепочка действий и средств именно то, ради чего каждая из них существует: способности человеческого мышления. Одна — рационально-научного, другая — эмоционально-образного, то есть художественного. И только в гармонии этих двух путей познания и может сформироваться подлинно человечески развитый ум и подлинно человечески развитая чувственность.  

    Выводы  по главе 1.

     В ходе исследования по теме курсовой работы мы пришли к следующим выводам:

  1. Воспитание - это социокультурный феномен, который связан с определенным уровнем экономического, политического, художественно-эстетического развития личности.
  2. Художественно-эстетическое воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, эстетическое осознание прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творчески создавать продукты ручного творчества.
  3. Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.
 
 

   Глава 1I. Способность к эстетическим суждениям.

    1. Исследование способности детей экспериментальной группы к самостоятельным эстетическим суждениям на констатирующем этапе исследования.

    Цель: изучить уровень сформированности способности к самостоятельным эстетическим суждениям.

    Экспериментальная группа: 4 человека, дети 6-7,

    Сроки проведения:25, 26 мая. 

    Программа констатирующего исследования.

    Таблица 1.

Методы и  методики. Цель применения
1. Интервью Знакомство  с биографией художника и его  произведениями.
2. Беседа по картине Формирование  самостоятельных эстетических суждений.
 
 

   Результаты  проведения интервью по изучению понимания  художественных произведений и способности к высказыванию суждений.

    Вопросы для проведения интервью по сказке «о художнике и волшебной кисточке» (К. Крыжицкий).

  1. Как зовут художника?
  2. Что изображал художник на своих картинах?
  3. Где художник после долгих путешествий по стране нашел вдохновение для написание своих картин?
  4. Кто мешал художнику строить усадьбу и писать картины?
  5. Почему лесные хозяева решили больше художника не обижать?
  6. Какая картина вам понравилась больше всего и почему?

   Таблица 2.

№ вопроса/

Дети.

1 2 3 4 5 6 Кол-во баллов
Шеховцова Таня + - - + + + 4
Соколава  Света  + + - - + + 4
Кокунов Никита + + - - + - 3
Блезнецов Артём + - + + + + 5

 

Вопросы для проведения интервью по «сказка о сказочнике» (В. М. Васнецов).

    1. Какой дом увидела девочка Лиза, гуляя по Москве?
    2. Что увидела Лиза на стенах, когда зашла в дом?
    3. Кто вошёл в комнату, в которой находилась Лиза?
    4. Как зовут художника?
    5. Что изображал художник на своих картинах?
    6. Какая картина вам понравилась больше всего и почему?

    Таблица 3.

№ вопроса/

Дети.

1 2 3 4 5 6 Кол-во баллов
Шеховцова Таня + + - + - + 4
Соколава  Света  + + - + + - 4
Кокунов Никита + + - + - + 4
Блезнецов Артём + + - + + + 5
 

1-2 низкий уровень;

3-4 средний уровень;

5-6высокий уровень. 
 
 

    1. Формирующий эксперимент.

    Цель: научить детей самостоятельно высказывать свои эстетические суждения.

    Сроки: 27 мая.

    Программа формирующего эксперимента.

Информация о работе Формирование самостоятельных эстетических суждений дошкольников в процессе изобразительной деятельности