Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 19:45, курсовая работа
Актуальность курсовой. На протяжении всей истории культуры идут споры о том, что же из себя представляет искусство и зачем оно нужно. В этом споре звучали голоса великих и малых ученых, писателей, художников. Спор не прекратился и сегодня и, наверное, не прекратится и далее.
Искусство, конечно, субъективно, неточно, в нем нет неопровержимых истин, оно воспринимается и творится по странным законам: «Когда бы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда...» Да, порой кажется — из мусора, случайности, прихоти.
Введение. …………………………………………………………………..3
Глава 1. Эстетическое воспитание детей как основа развития гармоничной личности. Педагогические и психологические аспекты развития изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
1.1Эстетическое воспитание. Основные понятия.
1.2 Критерии эстетической воспитанности.
1.3 Искусство в жизни людей.
1.4 Инновационный опыт в педагогической деятельности.
Выводы.
Глава 1I. Способность к эстетическим суждениям.
2.1 Исследование способности детей экспериментальной группы к самостоятельным эстетическим суждениям на констатирующем этапе исследования.
2.2 Формирующий эксперимент.
2.3 Исследование способности детей экспериментальной группы к самостоятельным эстетическим суждениям на констатирующем этапе экспериментальной работы.
Выводы.
Список литературы.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Тверской государственный университет
Педагогический факультет
Кафедра
дошкольной педагогики и психологии
Курсовая работа
на тему:
Формирование
самостоятельных
эстетических суждений
дошкольников в процессе
изобразительной
деятельности.
К
защите допущена:
Защита
состоялась:
Отметка:
Члены
комиссии:
Тверь, 2009г.
Содержание.
Введение. …………………………………………………………………..3
Глава 1. Эстетическое воспитание детей как основа развития гармоничной личности. Педагогические и психологические аспекты развития изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
1.1Эстетическое воспитание. Основные понятия.
1.2 Критерии эстетической воспитанности.
1.3 Искусство в жизни людей.
1.4 Инновационный опыт в педагогической деятельности.
Выводы.
Глава 1I. Способность к эстетическим суждениям.
2.1 Исследование способности детей экспериментальной группы к самостоятельным эстетическим суждениям на констатирующем этапе исследования.
2.2 Формирующий эксперимент.
2.3 Исследование
способности детей
Выводы.
Список литературы.
Введение.
Актуальность курсовой. На протяжении всей истории культуры идут споры о том, что же из себя представляет искусство и зачем оно нужно. В этом споре звучали голоса великих и малых ученых, писателей, художников. Спор не прекратился и сегодня и, наверное, не прекратится и далее.
Искусство, конечно, субъективно, неточно, в нем нет неопровержимых истин, оно воспринимается и творится по странным законам: «Когда бы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда...» Да, порой кажется — из мусора, случайности, прихоти.
Именно вследствие этих, столь далеких от научного мышления качеств большинство людей нашего века — века фетишизации математического познания, технологии — не знают, куда отнести на какую полочку в жизненной судьбе человечества поставить искусство. И большей частью ставят на полочку развлечений, украшений, сладкого десерта — того, что приятно, но без чего и обойтись, в крайнем случае, можно.
Однако не обходятся, не обходились и не обойдутся.
Да, внимательные наблюдатели точно определили недостатки искусства — недостатки при рассмотрении его с позиций науки, искусство — это не наука, оно скорее «антинаука» и именно в ком качестве необходимо человеку и человечеству. Его недостатки на самом деле являются сутью его достоинств. Искусство может то, на что неспособна наука. Именно в силу своих особых возможностей искусства — все — не вымерли в процессе развития человечества, а предельно вариативно развиваются в любом веке, у любого народа.
У искусства совершенно иные законы бытования и развития, чем у науки. Все — иное, и действительно часто в точности до наоборот. И ничего общего здесь нет с донаучным, «подвальным», примитивным мышлением. Искусство с возникновения до сих пор, до любого дня существования человечества было, есть и будет проявлением особой, параллельной науке, формы мышления, формы освоения мира и организации духовной жизни как отдельного человека, так и любого человеческого общества.
В современном
мире, где рядом с надеждами
живёт тревога о судьбах
Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом.
Человек с детства и до последних дней окружён искусством в самых разных его видах. Иногда мы об этом не задумываемся, не догадываемся. Нельзя язык и суть картины воспринимать моментально, мимоходом. Вроде всё наглядно, зрячий да видит. Но смотреть – ещё не значит видеть, чувствовать, воспринимать.
Именно в дошкольном возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Этот период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений и самостоятельных эстетических суждений.
К сожалению, в современных дошкольных учреждениях не уделяют достаточного внимания эстетическому воспитанию дошкольников.
Таким образом, актуальные проблемы педагогической теории и педагогической действительности, необходимость их решения определили тему исследования: «формирование самостоятельных эстетических суждений дошкольников в процессе изобразительной деятельности».
Цель данной курсовой работы заключается в изучении возможности формирования самостоятельных эстетических суждений дошкольников в процессе изобразительной деятельности.
Объектом нашего исследования является дети 6-7 лет, а предметом –самостоятельные эстетические суждения дошкольников.
Основные задачи:
Гипотеза.
Мы предполагаем, что использование изобразительной
деятельности в дошкольном возрасте будет
успешно формировать у них самостоятельные
эстетические суждения.
Глава №1. Эстетическое воспитание детей как основа развития гармоничной личности. Педагогические и психологические аспекты развития изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
1.1 Эстетическое воспитание. Основные понятия, задачи и цель.
В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.
Эстетическое воспитание – необходимое условие для формирования человека высокой культуры. Под эстетическим воспитанием педагогика понимает воспитание способности воспринимать, правильно понимать, оценивать и создавать прекрасное в жизни и искусстве. В дошкольный период происходит становление личности ребёнка.
Цель эстетического воспитания – это развитие готовности личности ребенка к восприятию, освоению, оценки эстетических объектов. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.
В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью... Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей.
Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений.
Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.
Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру.
Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства – все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания – формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.
Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:
Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др.
Изучения психологического механизма развития способности восприятия художественных образов (Венгер Л.А., Запорожец А.В.) привело к выводу о взаимосвязи видимых свойств образа с имеющимся у ребёнка эстетическим опытом (эстетической апперцепцией). Полнота и точность образов восприятия зависят, в связи с этим, от овладения детьми выразительными средствами и эстетическими эталонами, которые ребёнок присваивает так же, как всю духовную культуру (Выготский Л.С, Мухина В.С.) и от уровня владения операциями по соотнесению их со свойствами художественного объекта.