Формирование самостоятельных эстетических суждений дошкольников в процессе изобразительной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой. На протяжении всей истории культуры идут споры о том, что же из себя представляет искусство и зачем оно нужно. В этом споре звучали голоса великих и малых ученых, писателей, художников. Спор не прекратился и сегодня и, наверное, не прекратится и далее.
Искусство, конечно, субъективно, неточно, в нем нет неопровержимых истин, оно воспринимается и творится по странным законам: «Когда бы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда...» Да, порой кажется — из мусора, случайности, прихоти.

Оглавление

Введение. …………………………………………………………………..3
Глава 1. Эстетическое воспитание детей как основа развития гармоничной личности. Педагогические и психологические аспекты развития изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
1.1Эстетическое воспитание. Основные понятия.
1.2 Критерии эстетической воспитанности.
1.3 Искусство в жизни людей.
1.4 Инновационный опыт в педагогической деятельности.
Выводы.
Глава 1I. Способность к эстетическим суждениям.
2.1 Исследование способности детей экспериментальной группы к самостоятельным эстетическим суждениям на констатирующем этапе исследования.
2.2 Формирующий эксперимент.
2.3 Исследование способности детей экспериментальной группы к самостоятельным эстетическим суждениям на констатирующем этапе экспериментальной работы.
Выводы.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа #.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Тверской государственный университет

Педагогический  факультет

    Кафедра дошкольной педагогики и психологии 
 
 

Курсовая  работа

на тему:

Формирование  самостоятельных  эстетических суждений дошкольников в процессе изобразительной  деятельности. 
 
 
 
 
 
 

    К защите допущена:                                                Выполнила: студентка

    Защита  состоялась:                                                 13 гр. ЗО

                                                                                      Шадринцева Анастасия

                                                                                      Александровна 

                                                                                      Научный руководитель - 

    Отметка:                                                                   Сидорова Светлана

    Члены комиссии:                                                     Анатольевна   
 
 
 
 
 

Тверь, 2009г.

Содержание.

    Введение. …………………………………………………………………..3

    Глава 1. Эстетическое воспитание детей как основа развития гармоничной личности. Педагогические и психологические аспекты развития изобразительной деятельности  детей дошкольного возраста.

   1.1Эстетическое воспитание. Основные понятия. 

1.2 Критерии эстетической воспитанности.

1.3 Искусство в жизни людей.

1.4 Инновационный опыт в педагогической деятельности.

Выводы.

   Глава 1I. Способность к эстетическим суждениям.

  2.1 Исследование способности детей экспериментальной группы к самостоятельным эстетическим суждениям на констатирующем этапе исследования.

  2.2 Формирующий  эксперимент.

  2.3 Исследование  способности детей экспериментальной  группы к самостоятельным эстетическим  суждениям на констатирующем этапе экспериментальной работы.

Выводы.

   Список литературы.                   
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

  Актуальность  курсовой. На протяжении всей истории культуры идут споры о том, что же из себя представляет искусство и зачем оно нужно. В этом споре звучали голоса великих и малых ученых, писателей, художников. Спор не прекратился и сегодня и, наверное, не прекратится и далее.

  Искусство, конечно, субъективно, неточно, в нем  нет неопровержимых истин, оно воспринимается и творится по странным законам: «Когда бы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда...» Да, порой кажется — из мусора, случайности, прихоти.

   Именно вследствие этих, столь далеких от научного мышления качеств большинство людей нашего века — века фетишизации математического познания, технологии — не знают, куда отнести на какую полочку в жизненной судьбе человечества поставить искусство. И большей частью ставят на полочку развлечений, украшений, сладкого десерта — того, что приятно, но без чего и обойтись, в крайнем случае, можно.

    Однако  не обходятся, не обходились и не обойдутся.

    Да, внимательные наблюдатели точно  определили недостатки искусства — недостатки при рассмотрении его с позиций науки, искусство — это не наука, оно скорее «антинаука» и именно в ком качестве необходимо человеку и человечеству. Его недостатки на самом деле являются сутью его достоинств. Искусство может то, на что неспособна наука. Именно в силу своих особых возможностей искусства — все — не вымерли в процессе развития человечества, а предельно вариативно развиваются в любом веке, у любого народа.

  У искусства  совершенно иные законы бытования и развития, чем у науки. Все — иное, и действительно часто в точности до наоборот. И ничего общего здесь нет с донаучным, «подвальным», примитивным мышлением. Искусство с возникновения до сих пор, до любого дня существования человечества было, есть и будет проявлением особой, параллельной науке, формы мышления, формы освоения мира и организации духовной жизни как отдельного человека, так и любого человеческого общества.

  В современном  мире, где рядом с надеждами  живёт тревога о судьбах человечества и планеты, наиболее прогрессивно мыслящие люди видя всю важность воспитания будущих поколений в духе гуманизма. Доктор философских наук, эстетик  Е. М. Торшилова показывает, что приоритет общечеловеческих ценностей связан с таким более широким и более универсальным, чем идеология, пониманием человека и единства человеческого рода, которое в равной мере базируется на его биологическом, психофизиологическом и культурном единстве. В условиях эстетического развития и эстетического воспитания, в отличии от других форм воспитания, задействованы все эти уровни развития человека как представителя рода.

  Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

  Человек с детства и до последних дней окружён искусством в самых разных его видах. Иногда мы об этом не задумываемся, не догадываемся. Нельзя язык и суть картины воспринимать моментально, мимоходом. Вроде всё наглядно, зрячий да видит. Но смотреть – ещё не значит видеть, чувствовать, воспринимать.

  Именно  в дошкольном возрасте закладываются  все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст важнейший  этап развития и воспитания личности. Этот период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

  В связи  с этим особую актуальность приобретает  воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений и самостоятельных эстетических суждений.

  К сожалению, в современных дошкольных учреждениях не уделяют достаточного внимания эстетическому воспитанию дошкольников.

  Таким образом, актуальные проблемы педагогической теории и педагогической действительности, необходимость их решения определили тему исследования: «формирование самостоятельных эстетических суждений дошкольников в процессе изобразительной деятельности».

  Цель данной курсовой работы заключается в изучении возможности формирования самостоятельных эстетических суждений дошкольников в процессе изобразительной деятельности.

  Объектом нашего исследования является дети 6-7 лет, а предметом –самостоятельные эстетические суждения дошкольников.

  Основные  задачи:

  1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.
  2. Изучить инновационный опыт художественной педагогики по эстетическому воспитанию дошкольников.
  3. Разработать и апробировать программу цикла занятий по ИЗО деятельности для детей подготовительной группы с целью формирования у них самостоятельных эстетических суждений.

Гипотеза. Мы предполагаем, что использование изобразительной деятельности в дошкольном возрасте будет успешно формировать у них самостоятельные эстетические суждения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава №1. Эстетическое воспитание детей как основа развития гармоничной личности. Педагогические и психологические аспекты развития изобразительной деятельности  детей дошкольного возраста.

  1.1 Эстетическое воспитание. Основные понятия, задачи и цель.

  В современной  эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического  отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.

  Эстетическое  воспитание – необходимое условие для формирования человека высокой культуры. Под эстетическим воспитанием педагогика понимает воспитание способности воспринимать, правильно понимать, оценивать и создавать прекрасное в жизни и искусстве. В дошкольный период происходит становление личности ребёнка.

  Цель  эстетического воспитания – это развитие готовности личности ребенка к восприятию, освоению, оценки эстетических объектов. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.

    В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью... Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей.      

  Художественный  образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений.

  Художественная  деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.       

      Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру.

    Эстетическое  образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства – все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания – формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.

      Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:

  • эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;
  • художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов;
  • эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;
  • воспитание творческих потребностей и способностей.

    Среди последних особую значимость имеют  так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное  мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др.

  Изучения  психологического механизма развития способности восприятия художественных образов (Венгер Л.А., Запорожец А.В.) привело к выводу о взаимосвязи видимых свойств образа с имеющимся у ребёнка эстетическим опытом (эстетической апперцепцией). Полнота и точность образов восприятия зависят, в связи с этим, от овладения детьми выразительными средствами и эстетическими эталонами, которые ребёнок присваивает так же, как всю духовную культуру (Выготский Л.С, Мухина В.С.) и от уровня владения операциями по соотнесению их со свойствами художественного объекта. 

Информация о работе Формирование самостоятельных эстетических суждений дошкольников в процессе изобразительной деятельности