Формирование самостоятельных эстетических суждений дошкольников в процессе изобразительной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой. На протяжении всей истории культуры идут споры о том, что же из себя представляет искусство и зачем оно нужно. В этом споре звучали голоса великих и малых ученых, писателей, художников. Спор не прекратился и сегодня и, наверное, не прекратится и далее.
Искусство, конечно, субъективно, неточно, в нем нет неопровержимых истин, оно воспринимается и творится по странным законам: «Когда бы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда...» Да, порой кажется — из мусора, случайности, прихоти.

Оглавление

Введение. …………………………………………………………………..3
Глава 1. Эстетическое воспитание детей как основа развития гармоничной личности. Педагогические и психологические аспекты развития изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
1.1Эстетическое воспитание. Основные понятия.
1.2 Критерии эстетической воспитанности.
1.3 Искусство в жизни людей.
1.4 Инновационный опыт в педагогической деятельности.
Выводы.
Глава 1I. Способность к эстетическим суждениям.
2.1 Исследование способности детей экспериментальной группы к самостоятельным эстетическим суждениям на констатирующем этапе исследования.
2.2 Формирующий эксперимент.
2.3 Исследование способности детей экспериментальной группы к самостоятельным эстетическим суждениям на констатирующем этапе экспериментальной работы.
Выводы.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа #.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

  Дошкольник  в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры.

   Дошкольный  возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность.

  Общим педагогическим условием развития художественных способностей детей в детском саду является предоставление всем равных и реальных практических возможностей для развития способностей в разных областях искусства. Развитие художественных способностей основывается на формировании высокой нравственной потребности — потребности к творческому труду у детей. Без усилий, без определенной доли затрачиваемого самим ребенком труда невозможно сформировать полноценную творческую личность, заложить в душу ребенка высокие нравственно-эстетические начала.

  Задачи  эстетического воспитания делятся на две группы:

  1. Направлена на формирование эстетического отношения к окружающему миру (развитие умений видеть красоту, развитие умений и потребностей рассматривать и находить красоту в поступках человека, формирование художественного вкуса).
  2. Направлена на формирование художественных умений. (обучение детей лепке, рисованию, конструированию, движению под музыку, развитие словесного творчества).

  Вся система  эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.

    Каждой  группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы.

    Как уже говорилось выше, первая группа задач направлена на приобщение детей к искусству, на развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание прекрасного. Ведущими методами для решения этих задач являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.

    Здесь нужно указать общий принцип  отбора методов - находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали  у детей желание создавать «произведения искусства» собственными руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать), участвовать в художественной деятельности разных видов. Полезны творческие задания.

  Формы организации эстетического воспитания в художественной деятельности могут быть различными: на занятиях, в самостоятельной деятельности, художественном труде, во время праздников, развлечений, экскурсии, прогулки и т. д. Среди сложившихся типов занятий, имеющих место в детском саду, особое внимание следует уделить комплексным занятиям, в которых воспитательные задачи реализуются средствами разных видов искусства. 
 
 

  1.2 Критерии эстетической воспитанности.

    Эстетическая  воспитанность предполагает прежде всего наличие эстетического  идеала, представления о совершенном, совершенство в искусстве и действительности. Например, один человек может видеть эстетический идеал искусства в обобщенном и совершенном отражении самой жизни и человеческих отношений в ней, в изображении ее прогрессивных тенденций, направленных на совершенствование людей и общества. Другой может видеть его лишь в совершенстве форм, художественных приемов выражения художником своих субъективных переживаний. Эстетический идеал социально обусловлен и представляет собой общественное педагогическое явление. Эстетический идеал может также выражать представление о совершенстве красоты человека, человеческих отношений (этика), труда (техническая эстетика, дизайн).

    С эстетическим идеалом, как части  эстетической воспитанности, неразрывно связан художественный вкус. Он представляет собой также общественное явление  и испытывает на себе влияние социально-классовых отношений. Художественный вкус есть развитая способность чувствования и оценки совершенства и несовершенства, единства или противоположности содержания и формы в искусстве и жизни. Как и эстетический идеал, художественный вкус может присутствовать у детей на разных уровнях, в значительной мере определяя тем самым уровень эстетической воспитанности.

     Важным  признаком эстетической воспитанности  является развитая способность любования  красотой, совершенством в искусстве  и жизни. Нередко наши дети интересуются, например, живописью лишь на уровне образованности. Они рассматривают картину, делают записи в блокнот, касающиеся имени художника и краткого содержания произведения, и переходят к новому полотну. Ничто не вызывает их изумления, не заставляет остановиться и насладиться эстетическим чувством. Такое беглое знакомство даже с шедеврами живописи, музыки, литературы, кино стали обычным, исключившим из общения с искусством один из главных элементов общения - любование.

    С элементом любования тесно связана общая способность к глубокому переживанию чувств, порождаемых эстетическим объектом. Возникновение гаммы возвышенных чувств и глубокого духовного наслаждения от общения с прекрасным, чувства отвращения при встрече с безобразным, чувства юмора, сарказма в момент созерцания комического, чувства гнева, страха, сострадания, возникающих в результате переживания трагического,- все это признаки подлинной эстетической воспитанности.

    Естественно, что глубокое переживание эстетического  неразрывно связано со способностью эстетического суждения об эстетических явлениях в искусстве и жизни. Наконец, неразрывной частью общего понятия эстетической воспитанности является способность к художественно-эстетическому творчеству в искусстве и жизни, поведении, отношениях. В этой способности органично соединились, слились и эстетическая развитость, и эстетическая образованность, и главные элементы эстетической воспитанности: эстетический идеал, художественный вкус, способность к любованию, переживанию и суждению. Понятно, что у дошкольников все эти элементы находятся в зачаточном состоянии. Но они у детей уже существуют, их надо видеть и развивать. Они составляют реальную основу более поздней эстетической зрелости детей.

     Измерение эстетической воспитанности может осуществляться разными критериями: и психологическими, и педагогическими, и социальными. В область измерения психологическими критериями эстетической воспитанности попадают прежде всего способности ребенка адекватного воссоздания в воображении художественных образов, их воспроизведение, а также способность любования, переживания и суждения. Об этих психологических явлениях сравнительно легко судить по тому, как и сколько ребенок общается с эстетическими предметами искусства и действительности, насколько соответственно художественно-эстетической сущности произведения изменяется и развивается его настроение, как он оценивает это произведение и порожденное им свое собственное психическое состояние.

     Педагогические  критерии помогают выявить и оценить  эстетический идеал, точнее, тот или иной уровень его сформированное. В еще большей мере педагогические критерии должны оказать помощь в определении степени развития художественного вкуса. Он проявляется и в свободном выборе детьми произведений искусства для удовлетворения интересов, и в оценке различных явлений искусства и жизни, и в результатах любой деятельности, особенно художественно-эстетического творчества. Оценке с помощью педагогических критериев подлежит также способность ребят к художественному образному мышлению и творчеству. Важно знать, насколько способен ребенок создавать собственный, новый, еще небывалый образ, какими навыками творческой деятельности он обладает. Для эстетической воспитанности характерно доведение исполнительских навыков до автоматизма и сосредоточение внимания на творчестве нового образа.

    Наконец, к социальным критериям эстетической воспитанности необходимо отнести  наличие широких интересов к  искусству, выявить потребности  в общении с эстетическими явлениями искусства и жизни. Но не только это. Эстетическая воспитанность в широком социальном смысле этого слова проявляется во всем комплексе поведения и отношений ребенка. Его поступки, трудовая деятельность, отношения с людьми в общественной и личной жизни, его отношение к своей одежде и внешнему виду - все это очевидные и убедительные свидетельства степени эстетической воспитанности человека.

    Уровень эстетической воспитанности у различных  детей в зависимости от условий  жизни и воспитания неодинаков. В общем процессе воспитания учителя стремятся к оптимальному уровню эстетической воспитанности. Другими словами, основную цель эстетического воспитания необходимо видеть в том, чтобы в ребенке органически соединилось наличие эстетического идеала и подлинного художественного вкуса с развитой способностью к воспроизведению, любованию, переживанию, суждению и художественно-эстетическому творчеству. Наиболее слабым местом эстетической воспитанности школьников является область эстетического идеала и художественного вкуса. Этот факт делает эстетическую воспитанность ребенка недостаточной, ограниченной.

    Для эстетической воспитанности характерно доведение исполнительских навыков  до автоматизма и сосредоточение внимания на творчестве нового образа.

    Определение эстетической воспитанности помогает сделать работу по эстетическому  формированию детской личности более  определенной и целенаправленной. 

    Характеристики  и критерии эстетической воспитанности детей  представлены в таблице: 

уровни низкий ниже среднего средний высокий
Эстетическое  отношение Совершенно  не может обосновать нейтральное положительное восторженное
Психологическая готовность к эстетической оценке не может  обосновать Требуется большая  помощь Требуется помощь Обосновывает  самостоятельно
Личностная  рефлексия отсутствует затруднена Не всегда может  проанализировать свои чувства Имеется способность  к анализу своих чувств
самооценка отсутствует затруднена Не всегда может  оценить Хорошо выражена
Знания  эстетического словаря Отрывочные  представления беспорядочны твёрдые Может сделать  вывод
 

    По  перечисленным характеристика с  детьми вёлся диалог, ставились вопросы, предлагалось высказать с воё  отношение к обсуждаемому предмету или явлению. Особое значение предавалось  тому, как ребёнок может выражать свой чувства словами ( испытывает радость, грусть, любовь, восторг, нежность торжество), умеет выражать эстетическое отношение и давать эстетическую оценку. Дети учились определять эстетическую оценку своих работ на основании знаний эстетического словаря: гармоничный, добрый, злой, унылый, красивый, изящный, безобразный, страшный, смешной, торжественный, и д. р. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Формирование самостоятельных эстетических суждений дошкольников в процессе изобразительной деятельности