Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 14:35, автореферат
Цель: разработка, апробация и оценка эффективности педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов вуза в процессе внеучебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Определить предпосылки трансформации роли воспитательного процесса в вузе в условиях реализации компетентностной парадигмы образования.
2. Сформировать теоретико-методологическую базу исследования, включающую в себя терминологический аппарат и обоснование актуальных в рамках исследования методологических подходов.
3. Описать компоненты педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов в процессе внеучебной деятельности в вузе.
4. Построить модель педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов в процессе внеучебной деятельности в вузе.
5. Разработать критериально-диагностическую базу исследования и экспериментальным путем доказать эффективность педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов в процессе внеучебной деятельности в вузе.
На этапе констатирующего исследования был выявлен неустойчивый, противоречивый социально-психологический климат, довольно низкий уровень ценностно-ориентационного единства в группе, организованности и направленности совместной деятельности студентов в ней; доминирование неблагоприятных тенденций в межличностных отношениях и групповом взаимодействии, способствующих повышению конфликтности между субъектами взаимодействия; у значительного числа респондентов выявлены стили поведения, препятствующие конструктивному разрешению конфликтных ситуаций, снятию напряженностей во взаимодействии.
Все вышеизложенное позволяет говорить о недостаточной представленности психолого-педагогических условий формирования организационно-управленческих компетенций у студентов во внеучебной деятельности в вузе. Формирующий эксперимент проходил со студентами двух групп: ЭГ1 и ЭГ2. Отличие было в том, что студенты, включенные в группу ЭГ1, были участниками социально-психологического клуба «Мой университет и Я». В результате экспериментальной реализации педагогического сопровождения формирования организационно-управленческой компетентности у студентов во внеучебной деятельности вуза мы получили следующие результаты диагностики.
1. Среднегрупповые оценки: в КГ – 0,04; в ЭГ1 – 0,54; в ЭГ2 – 0,46. Состояние социально-психологического климата в КГ можно охарактеризовать как противоречивое. В ЭГ1 и ЭГ2 произошли существенные позитивные изменения. Ярко выраженная динамика позволяет говорить о положительных тенденциях в социально-психологическом климате обеих групп, что позволило нам говорить о реализации данного психолого-педагогического условия в рамках эксперимента.
2. Изучение стилей
3. Оценка стилей поведения в
конфликтной ситуации
4. Сравнение результатов по
5. Оценка стиля руководства
Следующим направлением оценки эффективности формирующей работы являлась диагностика компонентов организационно-управленческих компетенций. Данная оценка проводилась у студентов ЭГ1, которые участвовали на всех этапах эксперимента. Повторное обследование демонстрирует эффективность педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов во внеучебной деятельности в вузе.
Распределение студентов по уровням сформированности организационно-управленческих компетенций
Компо-ненты организационно-управленческих компе-тенций |
КГ |
ЭГ1 | ||||||||||||||
Уровни сформированности организационно-управленческих компетенций (в %) | ||||||||||||||||
Низк. |
Средн. |
Норм. |
Выс. |
Низк. |
Средн |
Норм. |
Выс. | |||||||||
КЭ |
ФЭ |
КЭ |
ФЭ |
КЭ |
ФЭ |
КЭ |
ФЭ |
КЭ |
ФЭ |
КЭ |
ФЭ |
КЭ |
ФЭ |
КЭ |
ФЭ | |
Когнитивный |
29,9 |
31,1 |
24,9 |
27,8 |
33,3 |
35,9 |
10,2 |
9,1 |
19,3 |
14,7 |
19 |
17,8 |
55,7 |
56,7 |
5,7 |
10,6 |
Эмоционально-мотивационный |
22,8 |
28,4 |
23,1 |
26,2 |
38,9 |
36,1 |
10,8 |
9,1 |
23,7 |
18,7 |
27,6 |
25,3 |
31,5 |
34,6 |
16,9 |
21 |
Поведенческий |
20 |
22,9 |
19 |
14,7 |
45,8 |
45,2 |
14,9 |
12,8 |
20,4 |
16,9 |
21,4 |
17,5 |
42,5 |
45,6 |
15,3 |
19,6 |
Полученная динамика свидетельствует о значительном снижении показателей низкого уровня сформированности организационно-управленческих компетенций у студентов ЭГ1 и незначительном – в КГ, значительном повышении показателей среднего и нормативного уровней у студентов ЭГ1 и незначительном – у студентов КГ.
Таким образом, в результате внедрения педагогического сопровождения нами были зафиксированы изменения в формировании организационно-управленческих компетенций у студентов экспериментальной группы в результате их активного участия во внеучебной деятельности, чего не наблюдалось в контрольной группе. Это выразилось в повышении позитивного самоотношения и самопринятия, актуализации арсенала организационных и управленческих тактик поведения в условиях внеучебной деятельности, а также снижении негативно окрашенных переживаний и общей психологической напряженности в студенческой группе.
В целом, экспериментальная апробация педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций студентов во внеучебной деятельности в вузе позволяет говорить о его эффективности и результативности.
Обобщение полученных в исследовании результатов позволяет сформулировать следующие теоретические выводы:
1. Управленческая подготовленность студента вуза включает в себя организационно-управленческие компетенции, позволяющие ему эффективно решать организаторские и управленческие задачи и в роли субъекта управления, и в роли объекта управления.
2. Формирование у будущих
3. Педагогическое сопровождение
формирования организационно-
4. Модель педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов во внеучебной деятельности в вузе включает в себя этапы его реализации в воспитательном процессе вуза: подготовительный, теоретический и экспериментальный, последовательная реализация которых обеспечивает системность и непрерывность формирующей работы и возможность ее коррекции в результате изменения заданных параметров.
5. Оценка сформированности
Практические результаты исследования.
1. Разработаны и внедрены в воспитательный процесс вуза компоненты педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов во внеучебной деятельности.
2. Разработана и апробирована модель, отражающая этапы внедрения педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов во внеучебной деятельности в воспитательный процесс вуза.
3. Представлены научно-методические рекомендации по проведению игровых и тренинговых занятий в рамках социально-психологического клуба «Мой университет и Я»; интерактивных занятий кураторов по привлечению студентов к деятельности в органах студенческого самоуправления.
4. Разработаны критерии оценки эффективности педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов, диагностический комплекс для мониторинга психолого-педагогических условий формирования организационно-управленческих компетенций у студентов, динамики компонентов названых компетенций.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
Статьи в реферируемых журналах и изданиях списка ВАК
1. Попова О.В. Формирование организационно-управленческих компетенций студентов в воспитательном пространстве вуза // Перспективы науки. 2013. № 9 (50). Тамбов. 0,5 п.л.
2. Попова О.В. Воспитательный процесс как ресурс формирования общекультурных компетенций у студентов вуза // Глобальный научный потенциал. 2013. № 9 (30). Санкт-Петербург. 0,5 п.л.
Монография
3. Попова О.В., Кагосян А.С. Формирование организационно-управленческих компетенций у студентов вуза в процессе внеучебной деятельности : Монография. Ставрополь: ИД «ТЭСЭРА», 2013. 156 с. 9,75 п.л.
Научные статьи и тезисы
4. Попова О.В. Становление среднего профессионального образования в России // Социально-гуманитарный вестник Юга России. 2013. №1. Краснодар: АНО ЦСПИ «Премьер». С. 100-106. 0,4 п.л.
5. Попова О.В. Целевые ориентиры непрерывного профессионального образования // Сборник материалов международной научно-методической конференции «Проблемы высшего образования - 2013». Хабаровск: Изд-во ТГУ, 2013. С. 43-45. 0,3 п.л.
6. Попова О.В. Возможности образовательного процесса вуза для формирования управленческой компетенции студентов // Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов XIX Международной научно-практической конференции. Новосибирск: ООО агентство «СИБПРИНТ», 2013. С. 71-76. 0,4 п.л.
7. Попова О.В. Особенности построения учебно-воспитательного процесса в академическом колледже // Образование: традиции и инновации: Материалы II международной научно-практической конференции (16 мая 2013 года). Прага, Чешская Республика: Изд-во WORLD PRESS s r.o., 2013. С. 82-84. 0,3 п.л.
8. Попова О.В. Теоретические аспекты разработки управления качеством по целям образования // Научно-практический многопредметный журнал «НаукаПарк». Ставрополь: ИД «ТЭСЭРА». 2013. № 3 (13). С. 66-71. 0,4 п.л.
9. Попова О.В. Трансформация роли воспитательного процесса в вузе в условиях реализации компетентностной парадигмы образования // Материалы II Международной научно-практической конференции «Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России». Ставрополь-Москва, 2013. С. 128-131.
0,3 п.л.