Формирование организационно-управленческих компетенций у студентов вуза в процессе внеучебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 14:35, автореферат

Краткое описание

Цель: разработка, апробация и оценка эффективности педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов вуза в процессе внеучебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Определить предпосылки трансформации роли воспитательного процесса в вузе в условиях реализации компетентностной парадигмы образования.
2. Сформировать теоретико-методологическую базу исследования, включающую в себя терминологический аппарат и обоснование актуальных в рамках исследования методологических подходов.
3. Описать компоненты педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов в процессе внеучебной деятельности в вузе.
4. Построить модель педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов в процессе внеучебной деятельности в вузе.
5. Разработать критериально-диагностическую базу исследования и экспериментальным путем доказать эффективность педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов в процессе внеучебной деятельности в вузе.

Файлы: 1 файл

автореферат doc.doc

— 223.00 Кб (Скачать)

На этапе констатирующего исследования был выявлен неустойчивый, противоречивый социально-психологический климат, довольно низкий уровень ценностно-ориентационного единства в группе, организованности и направленности совместной деятельности студентов в ней;  доминирование неблагоприятных тенденций в межличностных отношениях и групповом взаимодействии, способствующих повышению конфликтности между субъектами взаимодействия; у значительного числа респондентов выявлены стили поведения, препятствующие конструктивному разрешению конфликтных ситуаций, снятию напряженностей во взаимодействии.

Все вышеизложенное позволяет говорить о недостаточной представленности психолого-педагогических  условий формирования организационно-управленческих компетенций у студентов во внеучебной деятельности в вузе. Формирующий эксперимент проходил со студентами двух групп: ЭГ1 и ЭГ2. Отличие было в том, что студенты, включенные в группу ЭГ1, были участниками социально-психологического клуба «Мой университет и Я». В результате экспериментальной реализации педагогического сопровождения формирования организационно-управленческой компетентности у студентов во внеучебной деятельности вуза мы получили следующие результаты диагностики.

1. Среднегрупповые оценки: в КГ – 0,04; в ЭГ1 – 0,54; в ЭГ2 – 0,46. Состояние социально-психологического климата в КГ можно охарактеризовать как противоречивое. В ЭГ1 и ЭГ2 произошли существенные позитивные изменения. Ярко выраженная динамика позволяет говорить о положительных тенденциях в социально-психологическом климате обеих групп, что позволило нам говорить о реализации данного психолого-педагогического условия в рамках эксперимента.

2. Изучение стилей межличностного  взаимодействия также обнаружило  значительную положительную динамику: процент студентов, испытывающих большую потребность во взаимодействии с группой возрос: в ЭГ1 он составил 27%, в ЭГ2 – 29%. В КГ эта цифра составила 3,8%.

3. Оценка стилей поведения в  конфликтной ситуации позволила  увидеть положительные изменения, выраженные в переориентации стилей поведения в конфликтной ситуации у испытуемых (значительно возросло количество студентов, предпочитающих сотрудничество и компромисс), что способствует более благоприятному и быстрому разрешению возникающих противоречий и напряженностей в процессе решения совместных организационных задач.

4. Сравнение результатов по определению  ценностно-ориентационного единства  в группах (ЦОЕ) показало рост  коэффициента ЦОЕ: на констатирующем  этапе в обеих группах он  был равен 0,32, что свидетельствовало о среднем уровне развития ценностно-ориентационного единства с явной  тенденцией к низкому, после проведения формирующего эксперимента коэффициент ЦОЕ в ЭГ1 и ЭГ2 оказался равен 0,38, что также свидетельствует о среднем уровне развития ЦОЕ, но с доминирующей  положительной тенденцией к высокому, в КГ коэффициент ЦОЕ остался прежним.

5. Оценка стиля руководства кураторов  показала рост числа баллов  в ЭГ1 и ЭГ2, оценивающих студентами  эмоциональность кураторов, их умение  проявлять чуткость и доброту, внимание и человечность.

Следующим направлением оценки эффективности формирующей работы являлась диагностика компонентов организационно-управленческих компетенций. Данная оценка проводилась у студентов ЭГ1, которые участвовали на всех этапах эксперимента. Повторное обследование демонстрирует эффективность педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов во внеучебной деятельности в вузе.

 

 

 

Таблица 3.

Распределение студентов по уровням сформированности организационно-управленческих компетенций

Компо-ненты организационно-управленческих компе-тенций

КГ
ЭГ1

Уровни сформированности организационно-управленческих компетенций (в %)

Низк.
Средн.
Норм.
Выс.
Низк.
Средн
Норм.
Выс.
 
КЭ
ФЭ
КЭ
ФЭ
КЭ
ФЭ
КЭ
ФЭ
КЭ
ФЭ
КЭ
ФЭ
КЭ
ФЭ
КЭ
ФЭ

Когнитивный

29,9

31,1

24,9

27,8

33,3

35,9

10,2

9,1

19,3

14,7

19

17,8

55,7

56,7

5,7

10,6

Эмоционально-мотивационный

22,8

28,4

23,1

26,2

38,9

36,1

10,8

9,1

23,7

18,7

27,6

25,3

31,5

34,6

16,9

21

Поведенческий

20

22,9

19

14,7

45,8

45,2

14,9

12,8

20,4

16,9

21,4

17,5

42,5

45,6

15,3

19,6


 

Полученная динамика свидетельствует о значительном снижении показателей низкого уровня сформированности организационно-управленческих компетенций у студентов ЭГ1 и незначительном – в КГ, значительном повышении показателей среднего и нормативного уровней у студентов ЭГ1 и незначительном – у студентов КГ.

Таким образом, в результате внедрения педагогического сопровождения нами были зафиксированы изменения в формировании организационно-управленческих компетенций у студентов экспериментальной группы в результате их активного участия во внеучебной деятельности, чего не наблюдалось в контрольной группе. Это выразилось в повышении позитивного самоотношения и самопринятия, актуализации арсенала организационных и управленческих тактик поведения в условиях внеучебной деятельности, а также снижении негативно окрашенных переживаний и общей психологической напряженности в студенческой группе.

В целом, экспериментальная апробация педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций студентов во внеучебной деятельности в вузе позволяет говорить о его эффективности и результативности.

Обобщение полученных в исследовании результатов позволяет сформулировать следующие теоретические выводы:

1. Управленческая подготовленность студента вуза включает в себя организационно-управленческие компетенции, позволяющие ему эффективно решать организаторские и управленческие задачи и в роли субъекта управления, и в роли объекта управления.

2. Формирование у будущих профессионалов  компетенций в условиях внеучебной деятельности в вузе - это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие данной деятельности на студента с целью формирования у него определенных знаний, умений, ценностных ориентаций и личностных качеств, осуществляемое в вузе и пронизывающее весь воспитательно-дидактический процесс. Методологической основой построения данного пространства являются личностно-деятельностный,  индивидуально-творческий и полисубъектный подходы.

3. Педагогическое сопровождение  формирования организационно-управленческих компетенций у студентов во внеучебной деятельности в вузе включает в себя  два компонента: мониторинг сформированности организационно-управленческих компетенций у студентов  и динамики их личностного развития в целом; создание психолого-педагогических условий.

4. Модель педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов во внеучебной деятельности в вузе включает в себя этапы его реализации в воспитательном процессе вуза: подготовительный, теоретический и экспериментальный, последовательная реализация которых обеспечивает  системность и непрерывность формирующей работы и возможность ее коррекции в результате изменения заданных параметров.

5. Оценка сформированности организационно-управленческих компетенций студентов в процессе внеучебной деятельности в вузе включает в себя личностно-деятельностные (оценка компонентов организационно-управленческих компетенций студентов) и индивидуально-психологические (оценка психолого-педагогических условий, способствующих формированию организационно-управленческих компетенций студентов) критерии.

Практические результаты исследования.

1. Разработаны и внедрены в воспитательный процесс вуза компоненты педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов во внеучебной деятельности.

2. Разработана и апробирована модель, отражающая этапы внедрения педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов во внеучебной деятельности в воспитательный процесс вуза.

3. Представлены научно-методические рекомендации по проведению игровых и тренинговых занятий в рамках социально-психологического клуба «Мой университет и Я»; интерактивных занятий кураторов по привлечению студентов к деятельности в органах студенческого самоуправления.

4. Разработаны критерии оценки эффективности педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов, диагностический комплекс для мониторинга психолого-педагогических условий формирования организационно-управленческих компетенций у студентов, динамики компонентов названых компетенций.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

Статьи в реферируемых журналах и изданиях списка ВАК

1. Попова О.В. Формирование организационно-управленческих компетенций студентов в воспитательном пространстве вуза // Перспективы науки. 2013. № 9 (50).  Тамбов. 0,5 п.л.

2. Попова О.В. Воспитательный процесс как ресурс формирования общекультурных компетенций у студентов вуза // Глобальный научный потенциал.  2013. № 9 (30). Санкт-Петербург. 0,5 п.л.

 

 

 

Монография

3. Попова О.В., Кагосян А.С. Формирование организационно-управленческих компетенций у студентов вуза в процессе внеучебной деятельности : Монография.  Ставрополь: ИД «ТЭСЭРА», 2013. 156 с. 9,75 п.л.

Научные статьи и тезисы

4. Попова О.В. Становление среднего профессионального образования в России // Социально-гуманитарный вестник Юга России. 2013. №1.  Краснодар: АНО ЦСПИ «Премьер». С. 100-106. 0,4 п.л.

5. Попова О.В.  Целевые ориентиры непрерывного профессионального образования // Сборник материалов международной научно-методической конференции «Проблемы высшего образования  - 2013». Хабаровск: Изд-во ТГУ, 2013. С. 43-45. 0,3 п.л.

6. Попова О.В.  Возможности образовательного процесса вуза для формирования управленческой компетенции студентов // Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов XIX Международной научно-практической конференции. Новосибирск: ООО агентство «СИБПРИНТ», 2013. С. 71-76. 0,4 п.л.

7. Попова О.В.  Особенности построения учебно-воспитательного процесса в академическом колледже // Образование: традиции и инновации: Материалы II международной научно-практической конференции (16 мая 2013 года). Прага, Чешская Республика: Изд-во WORLD PRESS s r.o., 2013. С. 82-84. 0,3 п.л.

8. Попова О.В. Теоретические аспекты разработки управления качеством по целям образования // Научно-практический многопредметный журнал «НаукаПарк». Ставрополь: ИД «ТЭСЭРА». 2013. № 3 (13). С. 66-71. 0,4 п.л.

9. Попова О.В. Трансформация роли воспитательного процесса в вузе в условиях реализации компетентностной парадигмы образования // Материалы II Международной научно-практической конференции «Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России». Ставрополь-Москва, 2013. С. 128-131.

0,3 п.л.

 

 


 



Информация о работе Формирование организационно-управленческих компетенций у студентов вуза в процессе внеучебной деятельности