Формирование организационно-управленческих компетенций у студентов вуза в процессе внеучебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 14:35, автореферат

Краткое описание

Цель: разработка, апробация и оценка эффективности педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов вуза в процессе внеучебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Определить предпосылки трансформации роли воспитательного процесса в вузе в условиях реализации компетентностной парадигмы образования.
2. Сформировать теоретико-методологическую базу исследования, включающую в себя терминологический аппарат и обоснование актуальных в рамках исследования методологических подходов.
3. Описать компоненты педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов в процессе внеучебной деятельности в вузе.
4. Построить модель педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов в процессе внеучебной деятельности в вузе.
5. Разработать критериально-диагностическую базу исследования и экспериментальным путем доказать эффективность педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов в процессе внеучебной деятельности в вузе.

Файлы: 1 файл

автореферат doc.doc

— 223.00 Кб (Скачать)

На правах рукописи

                                                                                                       УДК 378 (043)

                                                                                                            П 57

 

 

 

 

 

 

Попова Олеся Владимировна

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

 

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

 

 

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

 диссертации на соискание  ученой степени 

кандидата педагогических наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва - 2013

 

Работа выполнена на кафедре педагогики и психологии в НОУ ВПО «Университет  Российской академии образования»

 

 

Научный руководитель:               доктор педагогических наук

                   Кагосян Ашот Саратович

 

 

Официальные оппоненты:              Ветров Юрий Павлович,

доктор педагогических наук,

профессор,

ФГБОУ  ВПО «Армавирская

государственная педагогическая

академия», проректор по научно-исследовательской и инновационной деятельности

                                                

Манузина Елена Борисовна,

кандидат педагогических наук, доцент,

ФГБОУ ВПО « Алтайская государственная академия образования им. В.М. Шукшина»,

заведующая кафедрой педагогики

  

 

Ведущая организация:                     ФГБОУ ВПО «Липецкий

                                                              государственный педагогический

                                                              университет»

 

 

 

Защита диссертации состоится «28» ноября 2013 г. в 17.00 часов на            заседании диссертационного совета Д 521.067.01 по защите диссертаций на       соискание ученой степени кандидата педагогических наук при НОУ ВПО «Университет Российской академии образования» по адресу: 119180, г. Москва, ул. Большая Полянка, д. 58, ауд. 29.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Университета           Российской академии образования по адресу: 121165, г. Москва,                           ул. Студенческая, д. 27.

Автореферат размещен на официальном сайте в сети Интернет                 Министерства образования и науки Российской Федерации 25.10.2013,            Университета РАО 25.10.2013 и разослан 25.10.2013.

 

Ученый секретарь

диссертационного совета                     Печерская С.А.

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность и постановка проблемы исследования. Реформирование отечественной системы образования, связанное с кризисом традиционных социальных институтов и механизмов, накладывает свой  отпечаток на социализацию студенческой молодежи, поиск молодыми людьми социально приемлемых и наиболее эффективных форм самореализации и самоутверждения. Наряду с этим демократизация общественной жизни, обучения и воспитания требует обязательного включения студентов в социально-практическую инновационную деятельность, предоставляющую оптимальные условия для их саморазвития и участия в решении различных вопросов вузовской жизни. Сегодня в обществе и экономической сфере формируется «социальный заказ» на профессиональную подготовку специалистов высокой квалификации, готовых к проявлению инициативности, эффективной работе в коллективе (команде), самостоятельному решению профессиональных задач и отличающихся высокой ответственностью на любом уровне и в любом деле.

Данные требования к высшему образованию детерминируют необходимость формирования благоприятных условий для оптимизации внеучебной деятельности в вузах. Особую роль такая деятельность выполняет в процессе формирования  у будущих специалистов организационных и управленческих компетенций, поскольку студент в процессе активного участия  в жизни университета реализует компетенции для решения практикоориентированных, организационных и управленческих задач, обучается навыкам грамотной и конструктивной деловой коммуникации. Такого рода компетенции отражены в каждом ФГОС ВПО в блоке общепрофессиональных компетенций и включают в себя: способность работать в коллективе, руководить людьми и подчиняться, находить организационно-управленческие решения  в нестандартных ситуациях, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности и пр.

Данные организационно-управленческие компетенции формируются в единстве с общепрофессиональной компетентностью, так как они не являются обособленной частью, а сопряжены и проявляются не только в узкоспециализированной сфере профессиональных интересов менеджеров, маркетологов и др. специалистов-управленцев, но и в общественной, культурно-досуговой, поисковой и пр. сферах, где актуализируется и становится явным результат практически любого направления профессиональной деятельности.

Состояние научной разработанности проблем построения и оптимизации внеучебной деятельности студентов в условиях компетентностноориентированной парадигмы высшего профессионального образования, особенностей формирования общепрофессиональных компетенций, организационно-управленческих у будущих специалистов в вузе показывает, что они исследуются в разных планах: социологическом, социально-экономическом, психолого-педагогическом.

Главными для разработки теории и практики формирования организационно-управленческих компетенций у студентов вуза в процессе внеучебной деятельности  явились исследования, в которых освещены проблемы построения воспитательного процесса в вузе (О.И.Попов, Ю.С. Мануйлов, Л.Н. Новикова, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова, С.Н.Сивков, Ю.П.Сокольников, Ю.В. Шаронин,  Р.Д. Ясвин и др.), реализации компетентностной парадигмы в образовании (В.И. Байденко, А.С.Белкин, Ю.В. Варданян, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, С.Б. Серякова, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков и др.), значимости усиления практической направленности  в процессе подготовки современного специалиста (М.Н. Берулава, Д.Б.Богоявленская, А. В. Брушлинский, А. А. Вербицкий, В. Н. Дружинин, И.Б. Котова, В. А. Сластенин, В. Д. Шадриков и др.). Активно развиваемый в современных условиях компетентностный подход к профессиональному образованию выдвигает на первое место не знаниевую подготовку студента, а его умение решать проблемы, возникающие в познании и объяснении явлений и технологий учебно-профессиональной деятельности. При этом он обуславливает практикоориентированность  образовательного процесса, акцентируя операциональную, навыковую сторону результата профподготовки.

Включенность элементов организационной и управленческой деятельности в любой профессиональный труд требует подготовки будущих специалистов к ней. Изучение особенностей управленческой деятельности опирается на работы И.П. Волкова, А.Л. Журавлева, A.M. Китова, Р.Л. Кричевского, Е.С. Кузьмина, Л.Л. Русалиновой, А.Л. Свенцицкого, В.И. Терещенко, Л.И.Уманского, Е.В. Шороховой и др. Проблемы системогенеза управленческой деятельности изучались с опорой на труды Е.А. Климова, В.И. Лебедева, Б.Ф. Ломова, Р.К. Омарова, В.Д. Шадрикова и др. Личностные характеристики субъектов управленческого труда выделены в процессе изучения исследований Л.И. Абалкина, А.А Алабугина, Л.В. Андрухина,  А.А. Гордеева, А.П. Двинина А.А. Емельяновой, А.Н. Картежниковой, Л.Н. Качалиной, И.Д. Ладанова, В.Л. Марищук, Л. М. Митиной, Л.Ф. Никулина, Ф.М. Русинова, М. М. Тхуго, А.В. Фивейского, Л.В. Фиткина, В.М. Чернышова, Н.В. Чигиринской и др.

Однако в современной педагогической науке развитие организационно-управленческих компетенций в рамках внеучебной деятельности как отдельное направление образовательного процесса в вузе не выделяется. При этом студент в процессе активного участия  в жизни вуза может развивать свои компетенции в процессе решения практикоориентированных задач, грамотно и конструктивно осуществлять деловые коммуникации и пр. Причем в условиях учебной аудиторной работы очень сложно добиться условий, соотносимых с условиями, в которых та или иная компетенция проявляется. Однако воспитательный процесс в полной мере следует рассматривать как пространство, которое предоставляет студенту возможность развивать свои компетенции в области межличностного взаимодействия, работы в коллективе,  решении организационных задач и пр.

Таким образом, методологический и теоретико-педагогический анализ исследований позволяет обозначить проблему в виде противоречий между:

– необходимостью построения теории  реализации компетентностного подхода во внеучебной деятельности студентов вуза  в аспекте развития у них организационно-управленческих компетенций и отсутствием теоретико-методологического осмысления специфики данного процесса;

– необходимостью формулирования научно-методических рекомендаций по построению педагогического сопровождения формирования у студентов организационно-управленческих компетенций в процессе внеучебной деятельности в вузе и недостаточностью эмпирических знаний о содержании данного сопровождения, отсутствием исследований, рассматривающих взаимосвязь и взаимообусловленность организационно-управленческих компетенций студентов психолого-педагогическими условиями, представленными в воспитательном процессе вуза.

Указанные противоречия отражают проблему исследования, которая заключается в разработке педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов вуза в процессе внеучебной деятельности.

Цель: разработка, апробация и оценка эффективности педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов вуза в процессе внеучебной деятельности.

Объект исследования: внеучебная деятельность как одна из форм образовательного процесса вуза.

Предмет исследования: формирование организационно-управленческих компетенций у студентов вуза в процессе внеучебной деятельности.

Гипотеза исследования основывается на том, что формирование организационно-управленческих компетенций у студентов в процессе внеучебной деятельности в вузе будет успешным, если:

  • определены целевые ориентиры реализации компетентностной парадигмы в воспитательном процессе вуза;
  • сформулированы основания теоретико-методологического порядка, обуславливающие возможность формирования организационно-управленческих компетенций у студентов в процессе внеучебной деятельности в вузе;
  • выявлены сущностные характеристики и базовые компоненты педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов в процессе внеучебной деятельности в вузе;
  • построена модель педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов в процессе внеучебной деятельности в вузе;
  • разработаны критериальные показатели сформированности организационно-управленческих компетенций у студентов, которые позволят проводить оценку эффективности формирующей работы.

Задачи исследования:

1. Определить предпосылки трансформации  роли воспитательного процесса в вузе в условиях реализации компетентностной парадигмы образования. 

2. Сформировать теоретико-методологическую базу исследования, включающую в себя терминологический аппарат и обоснование актуальных в рамках исследования методологических подходов.

 3. Описать компоненты педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов в процессе внеучебной деятельности в вузе.

4. Построить модель педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов в процессе внеучебной деятельности в вузе.

5. Разработать критериально-диагностическую  базу исследования и экспериментальным  путем доказать эффективность  педагогического сопровождения  формирования организационно-управленческих  компетенций у студентов в процессе внеучебной деятельности в вузе.

Методологическую основу исследования составляют:

- компетентностный подход (В.А. Болотов, И.А. Зимняя, О.Е. Лебедев, А.К. Маркова, А.В. Хуторской и др.);

- личностно-деятельностный подход (М.Н. Берулава, Н.М. Кларин, И.А. Колесникова, В.В. Сериков,  Н.К.Сергеев  и др.);

- индивидуально-творческий подход (Ю.К. Бабанский, Е.А. Голант, В.К. Дьяченко, В.И. Загвязинский, И.П. Ильинская, М.В. Кларин, В.Н. Монахов, В.Д. Шадриков и др.);

- полисубъектный (диалогический) подход (К.А. Абульханова, В.И. Андреев, Н.И. Анцыферова, Г.А. Берулава, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.).

Теоретическая основа исследования включает в себя:

- труды в области изучения особенностей управленческой деятельности (А.А. Деркач, Т.С. Кабаченко, Ю.Д. Красовский, Р.Л. Кричевский, Е.С. Кузьмин, А.Л. Свенцицкий, И.В. Резанович, А.А. Русалинова, А.Ф. Шикун, Ю.И. Шорохов и др.), формирования управленческих умений и навыков (В.М. Дьячков, А.Л. Журавлев, В.Г. Зазыкин, Б.И. Канаев, А.И. Китов, Е.А. Климов, Р.Л. Кричевский, Б.Ф. Ломов, Э.А. Манушин, А.К. Маркова, И.Н.Семенов, С.Ю. Степанов, Г.В. Суходольский, А.В. Филиппов и др.);

- положения концепций воспитательной работы (Л.М. Зюбин, И.П. Иванов, В.А. Караковский, Б.Т. Лихачев, Э.И. Сокольникова, Ю.Г. Фокин и др.);

- исследования в области теории  творческой деятельности, гуманизации  образовательного процесса, активизации  творческого потенциала личности (М.Н. Берулава, Д.Б.Богоявленская, А.В. Брушлинский, А. А. Вербицкий, В.Н. Дружинин, А.С. Кагосян, А.В. Петровский, В. А. Петровский, Я.А.Пономарев, В. Д. Шадриков и др.).

Информация о работе Формирование организационно-управленческих компетенций у студентов вуза в процессе внеучебной деятельности