Формирование организационно-управленческих компетенций у студентов вуза в процессе внеучебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 14:35, автореферат

Краткое описание

Цель: разработка, апробация и оценка эффективности педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов вуза в процессе внеучебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Определить предпосылки трансформации роли воспитательного процесса в вузе в условиях реализации компетентностной парадигмы образования.
2. Сформировать теоретико-методологическую базу исследования, включающую в себя терминологический аппарат и обоснование актуальных в рамках исследования методологических подходов.
3. Описать компоненты педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов в процессе внеучебной деятельности в вузе.
4. Построить модель педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов в процессе внеучебной деятельности в вузе.
5. Разработать критериально-диагностическую базу исследования и экспериментальным путем доказать эффективность педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов в процессе внеучебной деятельности в вузе.

Файлы: 1 файл

автореферат doc.doc

— 223.00 Кб (Скачать)

Для того, чтобы формирование организационно-управленческих компетенций у студентов в рамках воспитательного процесса вуза было системным, необходимо организовать соответствующее педагогическое сопровождение,  позволяющее реализовывать потенциал воспитательного пространства вуза. В педагогическом сопровождении формирования организационно-управленческих компетенций у студентов могут быть выделены два взаимосвязанных компонента: 1. Систематическое отслеживание сформированности организационно-управленческих компетенций у студентов  и динамики их личностного развития в целом.           2. Создание психолого-педагогических условий для развития организационно-управленческих компетенций у студентов.

К этим условиям можно отнести:

1) включение студентов в различные виды коллективной внеучебной деятельности (проведение тренинговых занятий,  ориентированных на улучшение социально-психологического климата в группе, получение дополнительной информации друг о друге, на сплочение группы, установление прочной обратной связи, повышение активности каждого студента; деловые игры, направленные на формирование интеллектуального и волевого единства группы, предполагающие имитационное построение организационной и управленческой деятельности, выработку совместного решения, вовлечение всех членов группы в открытую дискуссию; привлечение студентов к участию в общественных мероприятиях;  стимулирование студентов к участию в студенческом самоуправлении (формирование навыков самоуправления, позволяющих студентам апробировать себя, сравнить имеющиеся у них представления о самостоятельной деятельности с реально существующими требованиями, эталоном, осознать границы своего «незнания» и выработать план дальнейших действий)).

2) формирование у студентов  отношения к внеучебной деятельности как личностно- и социально- значимой цели (студенты обучаются умениям формировать групповую цель и выстраивать процесс достижения данной цели в соответствие с учетом пожеланий каждого участника; характер целей должен меняться по мере развития студентов и быть адаптирован к особенностям как группы в целом, так и каждой отдельной личности в ней; важна непрерывная смена перспектив, постановка новых ближайших и отдаленных задач);

3) создание благоприятного социально-психологического климата как нравственно-психологического фона внутриколлективных отношений, позволяющего проявлять студентам свои организаторские и управленческие способности в ситуации поддержки и понимания (опора на наиболее авторитетных, активных членов группы; предупреждение и разрешение межличностных конфликтов; управление формированием содержательных компонентов климата, которые создают общий эмоциональный фон в группе (норм, ожиданий, ценностей, установок, традиций, группового мнения и настроения); подготовка кураторов к работе со студенческими группами).

4) выбор куратором стиля  педагогического руководства студенческой  группой (вместо запретов – помощь; вместо прямого требования – совместный анализ ситуации и поиск решений; вместо недоверия и монологов – доверие и уважительный диалог; вместо борьбы с недостатками – психологическая поддержка; стиль руководства студенческой группой должен меняться по мере развития группы как коллектива и определяться особенностями каждого входящего в него члена: от единоличного организатора на первых стадиях взаимодействия,   до уровня демократии, самоуправления, значимости общественного мнения, проявляющимися в равноправных отношениях сотрудничества со студентами, делегировании полномочий и смене лидеров в разноплановой деятельности).

Модель педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов в процессе внеучебной деятельности в вузе отражает этапы его внедрения в воспитательный процесс вуза (рис. 1).

1 этап: подготовительный

ПОДХОДЫ

Личностно-деятельностный

Индивидуально-творческий

Полисубъектный

ЦЕЛИ

Теоретическая: обоснование возможности  формирования организационно-управленческих компетенций у студентов в процессе внеучебной деятельности студентов с целью оптимизации их общепрофессиональной подготовки

Практическая: формирование готовности студентов к организаторской деятельности, коммуникативных и педагогических компетенций.

2 этап: теоретический

1 СТАДИЯ: разработка концепции формирования  организационно-управленческих компетенций у студентов

критерии и ориентиры  воспитательного процесса в вузе, направления, формы и методы воспитания организационно-управленческих компетенций личности будущего специалиста

2 СТАДИЯ: разработка педагогического  сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов

 Обоснование направлений мониторинга сформированности организационно-управленческих компетенций у студентов  и динамики их личностного развития в целом

Разработка психолого-педагогических условий формирования организационно-управленческих компетенций у студентов

3 этап: экспериментальный

1 СТАДИЯ:

систематизация критериев оценки эффективности педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов

ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ

- состояние социально-психологического  климата

- стили межличностного  взаимодействия

- стили поведения в конфликтной ситуации

- ценностно-ориентационное единство в группах

- стили руководства кураторов

ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ

-сформированность готовности личности к организаторской и управленческой деятельности;

- сформированность коммуникативных  и педагогических компетенций.

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

- удовлетворенность потребности  в самоактуализации;

- психологический комфорт в  группе;

- высокий уровень коммуникативного контроля;

- психологическая наблюдательность;

- развитая система способов  самовосприятия и самооценки.

2 СТАДИЯ: проведение эксперимента

Участие в работе социально-психологического клуба «Мой университет и Я»

Стимулирование студентов к участию в студенческом самоуправлении

3 СТАДИЯ: Диагностирование организационно-управленческих  компетенций студентов и анализ  полученной информации

4 СТАДИЯ: Разработка педагогических  рекомендаций для фасилитаторов


Рис. 1 Модель педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов во внеучебной деятельности в вузе

 

Первый этап (подготовительный) представлен обоснованием методологических основ, постановкой теоретических и практической целей и формулированием соответствующих им задач.

Методологические основы: личностно-деятельностный, индивидуально-творческий и полисубъектный (диалогический) подходы.

Теоретическая цель - обоснование возможности формирования организационно-управленческих компетенций у студентов во внеучебной деятельности в вузе.

Практическая цель - формирование готовности студентов к организаторской и управленческой деятельности, коммуникативных и педагогических компетенций.

Второй  этап (теоретический): разработка концепции формирования организационно-управленческих компетенций у студентов в виде содержательно-целевого поля, критериев и направлений  воспитательной деятельности в вузе,  форм и методов внеучебной работы студентов; разработка содержания педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов.

Полем для формирования был выбран социально-психологический клуб «Мой университет и Я», в рамках которого осуществлялась реализация обозначенных выше психолого-педагогических условий формирования  организационно-управленческих компетенций студентов. Работа студентов в рамках данного клуба обусловлена возможностью эффективного применения личностно ориентированных технологий, в частности, методов активизации личностных ресурсов; конструирования образа мышления специалиста, направленного на формирование общепрофессиональной компетентности и важнейшей ее составляющей  - организационно-управленческой; формирования у студентов адекватного представления о будущей профессиональной деятельности, а также о востребованности организационно-управленческих компетенций в процессе успешного функционирования как профессионала.

Важное направление, способствующее формированию организационно-управленческих компетенций студентов – это их стимулирование к участию в студенческом самоуправлении, где они осваивают этапы и направления организационной и управленческой деятельности (формулирование и уточнение цели работы,  сбор необходимой для организации управления, анализ собранной информации и определение разных форм управленческих задач, поиск и выбор форм самоуправления как средства творческого взаимодействия субъектов, коллективное создание формы самоуправления, распределение обязанностей (ролей),  осуществление замысла, претворение на практике программы, проекта, разработанных студентами, контроль за результативностью реализуемого замысла, за оптимальностью распределения ролей и коррекция формы самоуправления, смена ролей, расширение (или сужение) сферы действия и т.д., подведение итогов; анализ (обсуждение) результатов; сверка поставленных цели и задач и полученных результатов; оценка творческой активности студентов, поощрение. Данная последовательность шагов позволяет студентам «проживать» этапы организационно-управленческой деятельности – от целеполагания до оценки эффективности).

Третий этап модели (экспериментальный) включает в себя разработку и систематизацию критериев оценки эффективности формирования организационно-управленческих компетенций у студентов в процессе внеучебной деятельности в вузе, проведение эксперимента, анализ и оценку результатов, а также формулирование педагогических рекомендаций участникам воспитательного пространства вуза.

Критерии оценки сформированности организационно-управленческих компетенций включают в себя личностно-деятельностные (сформированность готовности студентов к организаторской и управленческой деятельности, коммуникативных и педагогических компетенций) и  индивидуально-психологические (удовлетворенность потребности в общении и самоактуализации; психологический комфорт; высокий уровень коммуникативного контроля; психологическая наблюдательность; развитая система способов самовосприятия и самооценки) критерии, которые распределены по компонентам.

Таблица 2.

Характеристика показателей сформированности компонентов организационно-управленческих компетенций студентов

Компоненты организационно-управленческих компетенций

Показатели сформированности компонентов

Когнитивный

- система мировоззренческих, нравственно-этических, культуроведческих знаний;

- знания об особенностях  функционирования коллектива, этапах его развития, коммуникативных аспектах взаимодействия;

- наличие представлений  о правах и обязанностях студентов, правил самоуправления в студенческих  коллективах, потенциале студенческого самоуправления в развитии личностных качеств студентов.

Эмоционально-мотивационный

- заинтересованность во внеучебной  деятельности в вузе;

- удовлетворенность потребности  в саморазвитии и самоактуализации;

- степень эмоционального принятия участия в студенческом самоуправлении;

- состояние самообладания  в процессе осуществления организационной у управленческой деятельности, вызывающее эмоциональное принятие.

Поведенческий

- активное участие студентов  во внеучебной деятельности университета, готовность к организаторской  деятельности;

- реализация конструктивных коммуникативных умений;

- грамотное поведение  в конфликтных ситуациях;

- реализация организационных  и управленческих навыков  во  внеучебной деятельности.


 

Эмоционально-мотивационный компонент организационно-управленческих компетенций предполагает наличие у личности потребности и позитивного отношения к самопознанию, самореализации, самоопределении, самосовершенствовании в сфере организации деятельности в коллективе, межличностного взаимодействия. В этом случае педагогическое сопровождение должно быть направлено на формирование у студентов целостного видения собственной организационно-управленческой деятельности. Ключевым моментом здесь является организация и изменение личностно-значимой деятельности студента, предполагающая разработку конструктивных методов взаимодействия, в которых происходит перестройка отношения студента к развитию своего уровня организационно-управленческих компетенций.

Когнитивный компонент связан с уровнем знаний личности в области взаимоотношений людей, а также специальные психологические знания, полученные в процессе внеучебной деятельности.

Поведенческий компонент заключается в потенциальной и реальной поведенческой реакции, то есть конкретных действиях, которые проявляются в процессе межличностного взаимодействия и решения организационно-управленческих задач. Это индивидуальная система оптимальных моделей межличностного взаимодействия, а также субъективного контроля поведения.

В процессе формирующей работы структура игровых и тренинговых занятий социально-психологического клуба «Мой университет и Я» представлена активными формами групповой работы и методами принятия групповых решений. При этом основной формой группового взаимодействия явился социально-психологический тренинг. Кроме того, в ходе работы использовались игровые методы, метод групповой дискуссии, проектные методики. Кроме тренингов, деловых и сюжетно-ролевых игр, реализация выше обозначенных условий, а, следовательно, и формирование организационно-управленческих компетенций студентов, происходила в общественно-полезной деятельности, которая способствовала включению его в более широкие связи и отношения. В дальнейшем формирование организационно-управленческих компетенций осуществлялось в процессе привлечения студентов к участию в студенческом самоуправлении. Для этого кураторами академических групп проводился ряд интерактивных занятий. Студенты принимали участие в деятельности органов студенческого самоуправления, что является обязательным условием реализации  программы внеучебной работы вуза.

В целях эффективности и достоверности оценки сформированных компетенций мы применяли не только психологические тесты, но и групповые и индивидуальные формы контроля. К индивидуальным формам контроля мы отнесли наблюдение, метод беседы, интервьюирование. К групповым формам контроля мы отнесли результаты работы в малых группах при проведении тренингов, деловых игр, проектов презентаций, дискуссий. К диагностическим методикам мы отнесли: методику А. А. Урбанович для определения деловых ролей членов коллектива, экспресс-методику О. С. Михалюк, А. Ю. Шалыто для изучения социально-психологического климата в студенческих группах, тестовую методику Я. В. Подоляк для оценки стиля межличностного общения студентов, методика К. Томаса для оценки стиля поведения студентов в конфликтной ситуации, методику Л. М. Фридман для определения ценностно-ориентационного единства коллектива, методику-тест Л.Г. Почебут, В.А. Чикер «Пульсар» для определения уровня развития группы, тестовую методику Я. В. Подоляк для оценки кураторов глазами студентов, методику Я. В. Подоляк для оценки стиля управления.

Информация о работе Формирование организационно-управленческих компетенций у студентов вуза в процессе внеучебной деятельности