Формирование организационно-управленческих компетенций у студентов вуза в процессе внеучебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 14:35, автореферат

Краткое описание

Цель: разработка, апробация и оценка эффективности педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов вуза в процессе внеучебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Определить предпосылки трансформации роли воспитательного процесса в вузе в условиях реализации компетентностной парадигмы образования.
2. Сформировать теоретико-методологическую базу исследования, включающую в себя терминологический аппарат и обоснование актуальных в рамках исследования методологических подходов.
3. Описать компоненты педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов в процессе внеучебной деятельности в вузе.
4. Построить модель педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов в процессе внеучебной деятельности в вузе.
5. Разработать критериально-диагностическую базу исследования и экспериментальным путем доказать эффективность педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов в процессе внеучебной деятельности в вузе.

Файлы: 1 файл

автореферат doc.doc

— 223.00 Кб (Скачать)

Методы исследования. В ходе исследования применялся комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования: теоретический анализ и синтез (сравнительно–сопоставительный, логический, ретроспективный) социально-экономической, социологической, педагогической, психологической литературы для разработки теоретико-методологических основ процесса формирования организационно-управленческих компетенций у студентов во внеучебной деятельности в вузе; эмпирические методы (включенное наблюдение, анкетирование, индивидуальные беседы,  метод моделирования, тестирование), методы математической статистики.

Опытно-экспериментальная база исследования. Экспериментальное исследование проводилось в период с 2010 по 2013 год на базе Международного инновационного университета (г. Сочи). В общей сложности на всех этапах эксперимента в исследовании приняли участие 213 человек, а на этапе формирующего эксперимента 150 студентов.

Исследование проводилось в три этапа в период с 2009 по 2013 гг.

На проблемно-поисковом этапе (2009-2010 гг.) был определен концептуальный замысел диссертационного исследования. Выдвигались гипотезы, формулировались цели и задачи. Изучалась психологическая и  педагогическая литература, освещающая вопросы развития личности студента в воспитательном процессе вуза, особенности формирования общепрофессиональных компетенций у студентов, методы развития организационно-управленческих компетенций во внеучебной деятельности студентов в вузе.

Теоретико-экспериментальный (2010–2012 гг.) был связан с теоретическим обоснованием педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов во внеучебной деятельности в вузе, выявлением значимых психолого-педагогических условий данного процесса, построением и апробацией модели; обработкой и анализом данных эмпирического исследования.

На заключительном этапе (2012-2013 гг.) были  обобщены  полученные данные, оформлена рукопись диссертации.

Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования обеспечивается методологией исследования, ее соответствием поставленной проблеме; осуществлением исследования на теоретическом и практическом уровнях; применением комплекса методов, адекватных его предмету; возможностью повторения эксперимента; сопоставлением полученных данных с имеющимся педагогическим опытом; устойчивой повторяемостью результатов и их сопоставимостью с данными философских, социологических и психолого-педагогических исследований.

Научная новизна исследования.

- выявлены компетентностные детерминанты  изменения содержания (появление новых направлений воспитательной деятельности в вузе) и целей (ориентация на общепрофессиональную подготовку будущего специалиста) воспитательной деятельности на современном этапе развития высшего профессионального образования;

- определены теоретико-методологические основы формирования организационно-управленческих компетенций у студентов во внеучебной деятельности в вузе на основе содержательной и процессуальной интеграции личностно-деятельностного, индивидуально-творческого и полисубъектного (диалогического) подходов;

- обоснованы содержание педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов в рамках их участия в работе социально-психологического клуба «Мой университет и Я» и органов студенческого самоуправления, а также структура педагогического сопровождения, включающего в себя компоненты: мониторинг сформированности организационно-управленческих компетенций у студентов  и динамики их личностного развития в целом; создание психолого-педагогических условий;

- разработаны этапы модели педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов во внеучебной деятельности (подготовительный (постановка теоретической и практической целей, формулирование соответствующих им задач) и  теоретический (разработка содержательно-целевого поля, критериев и направлений  воспитательной деятельности социально-психологического клуба «Мой университет и Я», работы органов студенческого самоуправления) и экспериментальный (разработка критериев оценки эффективности формирующей работы, проведение эксперимента, рефлексия, формулирование педагогических рекомендаций субъектам воспитательного процесса вуза), отражена их взаимосвязь и согласованность;

- выявлены критериальные показатели сформированности организационно-управленческих компетенций у студентов во внеучебной деятельности в вузе (личностно-деятельностные и индивидуально-психологические), сформирован комплекс диагностик для проведения соответствующего мониторинга динамики эмоциально-мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов организационно-управленческих компетенций, а также  психолого-педагогических условий, способствующих их формированию.

Существенность отличий в новизне научных положений от результатов, полученных другими авторами, заключается в следующем:

- интегрированы основные положения личностно-деятельностного, индивидуально-творческого и  полисубъектного (диалогического) подходов  в концептуальном обосновании организации процесса формирования организационно-управленческих компетенций у студентов во внеучебной деятельности в вузе;

- анализ содержания, целей и  ценностей воспитательного процесса в вузе осуществлен с опорой на компетентностные векторы, в результате чего обоснованы причинно-следственные связи между уровнем сформированности организационно-управленческих компетенций у студентов во внеучебной деятельности в вузе и наличием психолого-педагогических условий (включение студента в различные виды коллективной внеучебной деятельности, формирование у студентов отношения к внеучебной деятельности как личностно- и социально- значимой цели, создание благоприятного социально-психологического климата, стиль педагогического руководства куратором студенческой группой);

- структурные компоненты педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов во внеучебной деятельности в вузе разработаны с учетом современных требований к воспитательному процессу вуза, актуальности участия студентов в органах студенческого самоуправления;

- разработана модель педагогического сопровождения  формирования организационно-управленческих компетенций у студентов во внеучебной деятельности в вузе, последовательная реализация этапов которой обеспечивает  системность и непрерывность формирующей работы и возможность ее коррекции в результате изменения заданных параметров;

- разработан критериально-диагностический аппарат исследования, обеспечивающий как мониторинг формирования организационно-управленческих компетенций у студентов во внеучебной деятельности в вузе, так и оценку психолого-педагогических условий, обеспечивающих данный процесс.

Теоретическая значимость исследования.

Результаты выполненного исследования дополняют теорию профессиональной педагогики по проблеме разработки теоретических и методологических основ формирования организационно-управленческих компетенций студентов во внеучебной деятельности в вузе.

Дополнено педагогическое знание о содержании, формах и методах воспитательной работы в вузе в рамках компетентностной парадигмы образования, в частности, формирования организационно-управленческих компетенций у студентов, что создает теоретические предпосылки для совершенствования других направлений внеучебной деятельности.

Методика проектирования педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов во внеучебной деятельности в вузе и теоретическое обоснование использованных форм и методов работы со студентами открывают перспективы для прикладных работ в области оптимизации воспитательного пространства учреждений профессионального образования.

Полученные результаты могут служить теоретической базой для дальнейших исследований в области общепрофессиональной подготовки студентов в рамках внеучебной деятельности в вузе.

Практическая значимость исследования состоит в направленности его результатов на обновление содержания и технологий организации внеучебной деятельности студентов в вузе.

В частности,  организаторы внеучебной деятельности студентов в вузах могут использовать в качестве ориентиров: 

- научно-методические рекомендации по проведению игровых и тренинговых занятий в рамках социально-психологического клуба «Мой университет и Я»; интерактивных занятий кураторов по привлечению студентов к деятельности в органах студенческого самоуправления;

- критерии оценки эффективности  педагогического сопровождения  для формирования организационно-управленческих  компетенций у студентов, диагностический комплекс для мониторинга психолого-педагогических условий формирования организационно-управленческих компетенций у студентов, динамики компонентов названых компетенций.

 Полученные результаты могут быть использованы в процессе разработки концепций, планов, программ воспитательной работы в учреждениях профессионального образования, учебных планов, программ и научно-методического обеспечения подготовки и повышения квалификации кураторов академических групп студентов, специалистов по работе со студенческой молодежью. Разработанные материалы могут использоваться преподавателями и кураторами в самообразовательной деятельности.  

Соответствие темы исследования, а также результатов работы требованиям паспорта специальностей ВАК РФ. Тема диссертационного исследования, а также результаты работы соответствуют требованиям паспорта специальности 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования в пунктах: 4 - Подготовка специалистов в высших учебных заведениях; 17 - Профессиональное воспитание: сущность, основные направления; 35 - Интеграция общеобразовательной и профессиональной подготовки в учреждениях профессионального образования; 36 - Компетентностный подход в профессиональной подготовке специалиста.

Положения, выносимые на защиту:

1. Организационно-управленческие компетенции, формируемые в условиях внеучебной деятельности в вузе, - это  совокупность знаний, умений, ценностных ориентаций и личностных качеств студентов, способность и готовность к выполнению организационных и управленческих функций в студенческом коллективе, принятию индивидуальных и коллективных управленческих решений. Сформированность данных компетенций позволяет студентам эффективно решать организаторские и управленческие задачи как в роли субъекта управления, так и в роли объекта управления.

2. Формирование у будущих профессионалов  компетенций в условиях внеучебной  деятельности в вузе - это специально  организованное, целенаправленное  и управляемое влияние данной деятельности на студента с целью формирования у него определенных качеств, осуществляемое в вузе и пронизывающее весь воспитательно-дидактический процесс. В основу построения данного пространства должны быть положены личностно-деятельностный, индивидуально-творческий и полисубъектный (диалогический) подходы.

3. Для того, чтобы формирование организационно-управленческих компетенций у студентов в рамках внеучебной деятельности в вузе было системным, необходимо организовать соответствующее педагогическое сопровождение,  позволяющее реализовывать потенциал воспитательного пространства вуза в данном процессе. Такое педагогическое сопровождение включает в себя  два компонента:

- мониторинг сформированности  организационно-управленческих компетенций  у студентов  и динамики их  личностного развития в целом;

- создание психолого-педагогических условий (включение студентов в различные виды коллективной внеучебной деятельности (тренинговые занятия, деловые игры, общественные мероприятия, работу в органах студенческого самоуправления), формирование у студентов отношения к внеучебной деятельности как личностно- и социально- значимой цели, создание благоприятного социально-психологического климата, стиль педагогического руководства куратором студенческой группой).

4. Модель педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов во внеучебной деятельности в вузе отражает этапы его реализации:

- подготовительный (обоснование методологических  основ (личностно-деятельностный,  индивидуально-творческий и полисубъектный (диалогический) подходы), постановка теоретической (обоснование возможности формирования организационно-управленческих компетенций у студентов во внеучебной деятельности в вузе) и практической (формирование готовности студентов к организаторской и управленческой деятельности, коммуникативных и педагогических компетенций) целей и формулирование соответствующих им задач);

- теоретический (разработка концепции  формирования организационно-управленческих  компетенций у студентов в  виде содержательно-целевого поля, критериев и направлений  воспитательной деятельности в условиях социально-психологического клуба «Мой университет и Я», в рамках которого эффективно применяются личностно ориентированные технологии активизации личностных ресурсов; конструирования образа мышления будущего специалиста; участия студентов в работе органов студенческого самоуправления, позволяющего осваивать этапы и направления организационной и управленческой деятельности от целеполагания до оценки эффективности);

- экспериментальный (разработка критериев  оценки эффективности формирования организационно-управленческих компетенций у студентов во внеучебной деятельности в вузе, проведение эксперимента, рефлексия, формулирование педагогических рекомендаций субъектам воспитательного процесса вуза).

5. Критериями сформированности организационно-управленческих компетенций студентов в процессе внеучебной деятельности в вузе выступают: личностно-деятельностные (сформированность готовности студентов к управленческой и организаторской деятельности, коммуникативных и педагогических компетенций), индивидуально-психологические (удовлетворенность потребности в общении и самоактуализации; психологический комфорт; высокий уровень коммуникативного контроля; психологическая наблюдательность; развитая система способов самовосприятия и самооценки). Данные критерии позволяют выделить в структуре  организационно-управленческих компетенций студентов эмоционально-мотивационный, когнитивный и поведенческий компоненты.

Информация о работе Формирование организационно-управленческих компетенций у студентов вуза в процессе внеучебной деятельности