Формирование организационно-управленческих компетенций у студентов вуза в процессе внеучебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 14:35, автореферат

Краткое описание

Цель: разработка, апробация и оценка эффективности педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов вуза в процессе внеучебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Определить предпосылки трансформации роли воспитательного процесса в вузе в условиях реализации компетентностной парадигмы образования.
2. Сформировать теоретико-методологическую базу исследования, включающую в себя терминологический аппарат и обоснование актуальных в рамках исследования методологических подходов.
3. Описать компоненты педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов в процессе внеучебной деятельности в вузе.
4. Построить модель педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов в процессе внеучебной деятельности в вузе.
5. Разработать критериально-диагностическую базу исследования и экспериментальным путем доказать эффективность педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов в процессе внеучебной деятельности в вузе.

Файлы: 1 файл

автореферат doc.doc

— 223.00 Кб (Скачать)

Личный вклад автора в разработку теоретической и реализацию экспериментальной части исследования заключается в том, что:

- сформулированы теоретико-методологические  аспекты разработки педагогического  сопровождения формирования организационно-управленческих  компетенций у студентов вуза  в процессе внеучебной деятельности, представлено компонентное описание данного сопровождения; 

- определены этапы, база и методы  педагогического исследования, последовательность  научно-исследовательских процедур;

- разработана  модель педагогического  сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов во внеучебной деятельности в вузе;

- представлены основные направления  воспитательной деятельности вуза, обеспечивающие формирование организационно-управленческих  компетенций у студентов;

- разработан критериально-диагностический аппарат, позволивший  доказать эффективность формирующей работы за счет позитивной динамики компонентов организационно-управленческих компетенций студентов– участников эксперимента.

Публикации. По теме исследования опубликовано –  9 работ (общим объемом 12,85 п.л.), включая 2 статьи в научных журналах, рекомендованных ВАК МО и науки РФ, 1 монографию (9,75 п.л., 300 экз.).

Апробация материалов и внедрение результатов исследования основных теоретических положений и результатов исследования осуществлялись на аспирантских семинарах и заседаниях кафедры педагогики и психологии НОУ ВПО «Университет Российской академии образования»; в докладах и выступлениях на научных конференциях: II международной научно-практической конференции «Образование: традиции и инновации» (Прага, 2013),  международной научно-методической конференции «Проблемы высшего образования – 2013» (Хабаровск, 2013), XIX Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития образования в России» (Новосибирск, 2013); III Международной научно-практической конференции «Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России» (Ставрополь-Кисловодск-Москва, 2013); региональной студенческой и аспирантской научно-практической конференции «Гуманитарные инновационные проекты для развития Олимпийского Сочи» (Сочи, 2013).

Результаты исследования внедрены в деятельность НОУ ВПО «Международный инновационный университет» (г. Сочи).

Структура и объем диссертации.

Во введении обосновывается актуальность темы, определена проблема исследования, освещается степень ее разработанности, определяются объект и предмет, цели и задачи исследования, изложена его методологическая и теоретическая основа, указаны методы исследования, его этапы, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость, изложены основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретическое обоснование формирования организационно-управленческих компетенций у студентов в процессе внеучебной деятельности в вузе» обоснована  трансформация роли воспитательного процесса в вузе в условиях реализации компетентностной парадигмы образования, выявлены  возможности вуза в формировании у студентов организационно-управленческих компетенций во внеучебной деятельности, описано  педагогическое сопровождение формирования организационно-управленческих компетенций у студентов в процессе внеучебной деятельности в вузе.

Во второй главе «Модель формирования организационно-управленческих компетенций у студентов в процессе внеучебной деятельности в вузе» описаны этапы теоретического моделирования и практической реализации процесса формирования организационно-управленческих компетенций у студентов в процессе внеучебной деятельности в вузе, проведена оценка результативной экспериментальной работы.

В заключении приводятся обобщения и выводы по результатам проведенного исследования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В широком педагогическом смысле формирование у будущих профессионалов компетенций в условиях внеучебной деятельности в вузе можно представить в виде специально организованного, целенаправленного и управляемого влияния данного вида деятельности на студента с целью формирования у него определенных качеств, осуществляемое в вузе и пронизывающее весь воспитательно-дидактический процесс. В узком педагогическом смысле данный процесс и результат  воспитательной работы направлены на решение конкретной воспитательной задачи: формирование ряда компетенций – в рамках каждого отдельного направления воспитательной работы.

В высшем профессиональном образовании группа компетенций, позволяющих студенту решать организационные и управленческие задачи, играет значимую роль, и важно учитывать существующие в исследованиях выводы о том, что задача формирования данных компетенций обладает личностно ориентированной спецификой.  Однако если исходить от того, что любые компетенции формируются в деятельности, то деятельность в процессе внеаудиторных, культурно-досуговых и пр. мероприятий является хорошей «почвой» для развития организационно-управленческих компетенций. В данном случае важно обозначить, какие именно управленческие и организационные компетенции могут быть сформированы у студентов в процессе их участия в общественной, культурной жизни вуза.

Организационно-управленческая подготовленность студента вуза включает в себя компетенции, позволяющие ему эффективно осуществлять управленческие задачи и в роли субъекта управления, и в роли объекта управления. Сама управленческая деятельность многоаспектна и реализуется с помощью различных способов воздействия на субъект управления. Имеющиеся на сегодняшний день в науке исследования управленческой деятельности в своей основе рассматривают две взаимосвязанные, но в то же время самостоятельные стратегии формирования организационно-управленческих компетенций у личности.

Первая стратегия включает в себя организацию условий для развития способности выстраивать и перестраивать коллективную деятельность с целью решения проблемной задачи. Такого рода способности опираются на систему рефлексивно-мыслительных средств субъекта: схем, алгоритмов управления. Поэтому необходимость развития опыта организаторской деятельности и управления, осознания всей системной сложности управленческого труда, формирования способности выстраивать многоуровневые и разновекторные мыслительные конструкции, охватывающие весь процесс принятия управленческого решения, можно обозначить одним из направлений воспитательной деятельности по формированию управленческой компетенции у студентов. Вторая стратегия развития организационно-управленческих компетенций связана с развитием у студента готовности к применению средств и способов воздействия на субъектов управления в целях осуществления коллективной деятельности в рамках решения проблемной задачи. Это означает создание условий для личностного самоопределения студента в управленческой и организаторской деятельности, предполагающего формирование сознательного отношения к управленческим действиям как ценности. Данная стратегия реализуется посредством создания атмосферы доверия и взаимоуважения, формирования организационной культуры. А поскольку во внеучебной деятельности студент находится в двойственной субъектно-объектной позиции, то и формирование организационно-управленческих компетенций предполагает как осуществление воздействия (обучение, воспитание), так и их самоформирование (рефлексия, самообучение и самовоспитание). Поэтому важным является именно психологический блок подготовленности, направленный на совершенствование форм межличностного взаимодействия, способов бесконфликтного воздействия на поведение субъектов и обеспечение (сохранение) благоприятного климата в коллективе.

В соответствии с данным разделением представим организационно-управленческие компетенции, формируемые в условиях внеучебной деятельности в вузе, как совокупность знаний, умений, ценностных ориентаций и личностных качеств студентов, способность и готовность к выполнению организационных и управленческих функций в студенческом коллективе, принятию  индивидуальных и коллективных управленческих решений. Их структура представлена ниже в таблице 1.

Данные организационно-управленческие компетенции формируются у студентов в процессе их непосредственного взаимодействия в составе различного рода органах студенческого самоуправления, творческих коллективов (исследовательских, спортивных, волонтерских и пр.), в рамках клубной, студийной деятельности и пр. Организационно-управленческое воспитание развивает у студентов субъективные качества, умения управлять не только личной, но и общей социальной активностью участников молодежных объединений.

Субъекты, ответственные за реализацию компетентностноразвивающей внеучебной деятельности в вузе, выполняют, в первую очередь, фасилитирующую функцию. Задачами фасилитации, способствующей формированию организационно-управленческих компетенций студентов, являются следующие:

1) развитие индивидуальности и творческих проявлений студентов;

 

Таблица 1.

Структура организационно-управленческих компетенций студентов, формируемых в процессе внеучебной деятельности в вузе

 

Организационно-упра вленческие

компетенции

Знания

- об особенностях управленческой деятельности в коллективе;

- средствах и способах  реализации управленческого труда;

- особенностях личностных  качеств руководителя;

- принципов и правил деловой этики и делового этикета;

- прав и обязанностей  студентов, правил самоуправления  в студенческих коллективах;

- особенностей функционирования коллектива, этапов его развития.

Умения

- четко видеть общую задачу; точно  и быстро схватывать проблемную  информацию, соотносить ее  разрозненные  блоки;

- ставить четкие цели;

- учитывать все факторы, влияющие на решение проблемного вопроса;

- генерировать варианты  решения проблемного вопроса;

- способность к рефлексии  вариантов, выделении положительных  и отрицательных результатов;

- оказывать на субъектов  конструктивное управляющее воздействие;

- проявлять инициативность,  организованность, уверенность в  себе, готовность к риску;

- строить общение и  взаимодействие на демократической  основе, инициировать благоприятную  эмоционально-психологическую атмосферу  в коллективе;

- организовывать сотрудничество;

- самоконтроль и саморегуляция;

- применять на практике  принципы и правила деловой этики и делового этикета;

- устанавливать контакт  с окружающими людьми и поддерживать  конструктивное взаимодействие;

- адекватно пользоваться  полномочиями.

Личностные качества и ценности

- гуманистические, демократические, человекоцентрированные  ценностные ориентации;

- уважение и осознание  значимости других людей (проявляется в готовности к принятию точки зрения других,  сотрудничеству, открытости, терпимости)

Коммуникативные компетенции

Знания

- знание особенностей вербального  и невербального общения, возможностей  их использования в межличностном  общении;

- речевого этикета в  ситуациях формального и неформального  личностного и профессионального  общения;

- знания природы конфликтов, приемов их конструктивного решения, развития межгрупповых связей.

Умения

- адекватно воспринимать и оценивать поведение партнера по общению, распознавать по невербальным сигналам его состояния, желания и мотивы поведения;

- формировать коммуникативный стиль общения в соответствии со спецификой  конкретных условий коммуникативной ситуации;

- находить новое конструктивное  решение в сложных коммуникативных  ситуациях;

- создавать способы и  конструировать новые приемы  для решения конкретной коммуникативной проблемы;

- ориентироваться в коммуникативной ситуации, во времени и партнерах по общению, а также в отношениях с ними;

- общаться в группе, находить  конструктивные способы при поиске  групповых решений проблемных  ситуаций;

-  управлять конфликтами, находить конструктивные решения, развивать межгрупповые связи.

Личностные качества и ценности

- ответственность за эффективность  и конструктивность общения;

- гуманистические, демократические, человекоцентрированные ценностные ориентации;

- уважение и осознание значимости других людей.

Педагогические компетенции

Знания

- о развивающем характере воспитательной  работы в вузе,

- о потенциале студенческого  самоуправления в развитии личностных  качеств студентов,

- о необходимости и  значимости педагогически ориентированных ситуаций.

Умения

- отражать психологический настрой  группы,

- формировать установку  на достижение успеха, высокого  качества выполняемой работы;

- понимать и учитывать в общении личностных особенностей другого человека;

- проектировать свою личность и личность другого, видеть перспективы личностного развития.

Личностные качества и ценности

психологическая наблюдательность;

- идейная убежденность, долг, гражданственность, коллективизм, ответственность  и социальный оптимизм.


 

2) стимулирование, оказание педагогического  сопровождения и инициирование  разнообразных форм активности  студентов на всех этапах воспитательного  процесса, внутри которых осуществляется  личностное становление и развитие  каждого;

3) создание условий для актуализации названных компетенций во внеучебной деятельности студентов вузе.

Данное положение является составляющей концепции воспитания в рамках нашего исследования, которая обуславливается рядом общеметодологических подходов.

Личностно-ориентированный подход предполагает в процессе воспитательного воздействия опору на индивидуальные особенности и субъективный опыт студента, на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, укрепление профессионального «Я», поддержание адекватной самооценки.

Использование данного подхода позволяет каждому студенту проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создает обстановку для естественного его самовыражения, способствует развитию профессиональной адаптации студентов.

Индивидуально-творческий подход способствует стремлению студентов к самореализации на основе высших общечеловеческих ценностей; адекватной самооценке творческих способностей, сил и возможностей; выбору целей и задач, которые могут быть решены с высоким качеством; отсутствию тревожности, уверенности в своих силах, способности видоизменять цели при изменении условий деятельности; критичности, умению учиться на ошибках; рефлексии ценностного смысла собственной деятельности.

Полисубъектный (диалогический) подход формирует диалогический принцип воспитательного воздействия и предусматривает исключение авторитарной позиции фасилитатора  и субординизированной позиции студентов. Он воплощается в субъект-субъектной (полисубъектной) форме взаимодействия и основывается на равенстве позиций партнеров по общению, принятия другого человека в свой внутренний мир как ценности. В результате такого подхода между фасилитаторами и студентами возникает атмосфера доброжелательности, доверия и сотрудничества, которая в процессе общения положительно влияет на развитие личности студентов и является основной характеристикой развивающего обучения.

Таким образом, реализация во внеучебной деятельности студентов вуза личностно-деятельностного, индивидуально-творческого и полисубъектного (диалогического) подходов позволяет приобрести конкретному студенту: опыт активного освоения творческих умений и навыков во взаимосвязи с практикой; развитие рефлексии по осознанию уровня своей компетентности и навыков организационно-управленческой деятельности; освоение нового опыта профессионального взаимодействия с другими субъектами в рамках организационной и управленческой работы; развитие навыков общения и взаимодействия в малой и большой группе; развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии; развитие способности разрешать конфликты; нестандартное отношение к решению организационных и управленческих задач; формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в тренировочных, но и в профессиональных ситуациях.

Информация о работе Формирование организационно-управленческих компетенций у студентов вуза в процессе внеучебной деятельности