Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 14:35, автореферат
Цель: разработка, апробация и оценка эффективности педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов вуза в процессе внеучебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Определить предпосылки трансформации роли воспитательного процесса в вузе в условиях реализации компетентностной парадигмы образования.
2. Сформировать теоретико-методологическую базу исследования, включающую в себя терминологический аппарат и обоснование актуальных в рамках исследования методологических подходов.
3. Описать компоненты педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов в процессе внеучебной деятельности в вузе.
4. Построить модель педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов в процессе внеучебной деятельности в вузе.
5. Разработать критериально-диагностическую базу исследования и экспериментальным путем доказать эффективность педагогического сопровождения формирования организационно-управленческих компетенций у студентов в процессе внеучебной деятельности в вузе.
Личный вклад автора в разработку теоретической и реализацию экспериментальной части исследования заключается в том, что:
- сформулированы теоретико-
- определены этапы, база и методы
педагогического исследования, последовательность
научно-исследовательских
- разработана модель педагогического
сопровождения формирования
- представлены основные
- разработан критериально-
Публикации. По теме исследования опубликовано – 9 работ (общим объемом 12,85 п.л.), включая 2 статьи в научных журналах, рекомендованных ВАК МО и науки РФ, 1 монографию (9,75 п.л., 300 экз.).
Апробация материалов и внедрение результатов исследования основных теоретических положений и результатов исследования осуществлялись на аспирантских семинарах и заседаниях кафедры педагогики и психологии НОУ ВПО «Университет Российской академии образования»; в докладах и выступлениях на научных конференциях: II международной научно-практической конференции «Образование: традиции и инновации» (Прага, 2013), международной научно-методической конференции «Проблемы высшего образования – 2013» (Хабаровск, 2013), XIX Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития образования в России» (Новосибирск, 2013); III Международной научно-практической конференции «Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России» (Ставрополь-Кисловодск-Москва, 2013); региональной студенческой и аспирантской научно-практической конференции «Гуманитарные инновационные проекты для развития Олимпийского Сочи» (Сочи, 2013).
Результаты исследования внедрены в деятельность НОУ ВПО «Международный инновационный университет» (г. Сочи).
Структура и объем диссертации.
Во введении обосновывается актуальность темы, определена проблема исследования, освещается степень ее разработанности, определяются объект и предмет, цели и задачи исследования, изложена его методологическая и теоретическая основа, указаны методы исследования, его этапы, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость, изложены основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретическое обоснование формирования организационно-управленческих компетенций у студентов в процессе внеучебной деятельности в вузе» обоснована трансформация роли воспитательного процесса в вузе в условиях реализации компетентностной парадигмы образования, выявлены возможности вуза в формировании у студентов организационно-управленческих компетенций во внеучебной деятельности, описано педагогическое сопровождение формирования организационно-управленческих компетенций у студентов в процессе внеучебной деятельности в вузе.
Во второй главе «Модель формирования организационно-управленческих компетенций у студентов в процессе внеучебной деятельности в вузе» описаны этапы теоретического моделирования и практической реализации процесса формирования организационно-управленческих компетенций у студентов в процессе внеучебной деятельности в вузе, проведена оценка результативной экспериментальной работы.
В заключении приводятся обобщения и выводы по результатам проведенного исследования.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
В широком педагогическом смысле формирование у будущих профессионалов компетенций в условиях внеучебной деятельности в вузе можно представить в виде специально организованного, целенаправленного и управляемого влияния данного вида деятельности на студента с целью формирования у него определенных качеств, осуществляемое в вузе и пронизывающее весь воспитательно-дидактический процесс. В узком педагогическом смысле данный процесс и результат воспитательной работы направлены на решение конкретной воспитательной задачи: формирование ряда компетенций – в рамках каждого отдельного направления воспитательной работы.
В высшем профессиональном образовании группа компетенций, позволяющих студенту решать организационные и управленческие задачи, играет значимую роль, и важно учитывать существующие в исследованиях выводы о том, что задача формирования данных компетенций обладает личностно ориентированной спецификой. Однако если исходить от того, что любые компетенции формируются в деятельности, то деятельность в процессе внеаудиторных, культурно-досуговых и пр. мероприятий является хорошей «почвой» для развития организационно-управленческих компетенций. В данном случае важно обозначить, какие именно управленческие и организационные компетенции могут быть сформированы у студентов в процессе их участия в общественной, культурной жизни вуза.
Организационно-управленческая подготовленность студента вуза включает в себя компетенции, позволяющие ему эффективно осуществлять управленческие задачи и в роли субъекта управления, и в роли объекта управления. Сама управленческая деятельность многоаспектна и реализуется с помощью различных способов воздействия на субъект управления. Имеющиеся на сегодняшний день в науке исследования управленческой деятельности в своей основе рассматривают две взаимосвязанные, но в то же время самостоятельные стратегии формирования организационно-управленческих компетенций у личности.
Первая стратегия включает в себя организацию условий для развития способности выстраивать и перестраивать коллективную деятельность с целью решения проблемной задачи. Такого рода способности опираются на систему рефлексивно-мыслительных средств субъекта: схем, алгоритмов управления. Поэтому необходимость развития опыта организаторской деятельности и управления, осознания всей системной сложности управленческого труда, формирования способности выстраивать многоуровневые и разновекторные мыслительные конструкции, охватывающие весь процесс принятия управленческого решения, можно обозначить одним из направлений воспитательной деятельности по формированию управленческой компетенции у студентов. Вторая стратегия развития организационно-управленческих компетенций связана с развитием у студента готовности к применению средств и способов воздействия на субъектов управления в целях осуществления коллективной деятельности в рамках решения проблемной задачи. Это означает создание условий для личностного самоопределения студента в управленческой и организаторской деятельности, предполагающего формирование сознательного отношения к управленческим действиям как ценности. Данная стратегия реализуется посредством создания атмосферы доверия и взаимоуважения, формирования организационной культуры. А поскольку во внеучебной деятельности студент находится в двойственной субъектно-объектной позиции, то и формирование организационно-управленческих компетенций предполагает как осуществление воздействия (обучение, воспитание), так и их самоформирование (рефлексия, самообучение и самовоспитание). Поэтому важным является именно психологический блок подготовленности, направленный на совершенствование форм межличностного взаимодействия, способов бесконфликтного воздействия на поведение субъектов и обеспечение (сохранение) благоприятного климата в коллективе.
В соответствии с данным разделением представим организационно-управленческие компетенции, формируемые в условиях внеучебной деятельности в вузе, как совокупность знаний, умений, ценностных ориентаций и личностных качеств студентов, способность и готовность к выполнению организационных и управленческих функций в студенческом коллективе, принятию индивидуальных и коллективных управленческих решений. Их структура представлена ниже в таблице 1.
Данные организационно-управленческие компетенции формируются у студентов в процессе их непосредственного взаимодействия в составе различного рода органах студенческого самоуправления, творческих коллективов (исследовательских, спортивных, волонтерских и пр.), в рамках клубной, студийной деятельности и пр. Организационно-управленческое воспитание развивает у студентов субъективные качества, умения управлять не только личной, но и общей социальной активностью участников молодежных объединений.
Субъекты, ответственные за реализацию компетентностноразвивающей внеучебной деятельности в вузе, выполняют, в первую очередь, фасилитирующую функцию. Задачами фасилитации, способствующей формированию организационно-управленческих компетенций студентов, являются следующие:
1) развитие индивидуальности и творческих проявлений студентов;
Таблица 1.
Структура организационно-управленческих компетенций студентов, формируемых в процессе внеучебной деятельности в вузе
Организационно-упра вленческие компетенции |
Знания |
- об особенностях управленческой деятельности в коллективе; - средствах и способах
реализации управленческого - особенностях личностных качеств руководителя; - принципов и правил деловой этики и делового этикета; - прав и обязанностей студентов, правил самоуправления в студенческих коллективах; - особенностей функционирования коллектива, этапов его развития. |
Умения |
- четко видеть общую задачу; точно
и быстро схватывать - ставить четкие цели; - учитывать все факторы, влияющие на решение проблемного вопроса; - генерировать варианты решения проблемного вопроса; - способность к рефлексии вариантов, выделении положительных и отрицательных результатов; - оказывать на субъектов
конструктивное управляющее - проявлять инициативность, организованность, уверенность в себе, готовность к риску; - строить общение и
взаимодействие на - организовывать сотрудничество; - самоконтроль и саморегуляция; - применять на практике принципы и правила деловой этики и делового этикета; - устанавливать контакт
с окружающими людьми и - адекватно пользоваться полномочиями. | |
Личностные качества и ценности |
- гуманистические, демократические, человекоцентрированные ценностные ориентации; - уважение и осознание значимости других людей (проявляется в готовности к принятию точки зрения других, сотрудничеству, открытости, терпимости) | |
Коммуникативные компетенции |
Знания |
- знание особенностей - речевого этикета в
ситуациях формального и - знания природы конфликтов, приемов их конструктивного решения, развития межгрупповых связей. |
Умения |
- адекватно воспринимать и оценивать поведение партнера по общению, распознавать по невербальным сигналам его состояния, желания и мотивы поведения; - формировать коммуникативный стиль общения в соответствии со спецификой конкретных условий коммуникативной ситуации; - находить новое конструктивное
решение в сложных - создавать способы и конструировать новые приемы для решения конкретной коммуникативной проблемы; - ориентироваться в коммуникативной ситуации, во времени и партнерах по общению, а также в отношениях с ними; - общаться в группе, находить
конструктивные способы при - управлять конфликтами, находить конструктивные решения, развивать межгрупповые связи. | |
Личностные качества и ценности |
- ответственность за - гуманистические, демократические, человекоцентрированные ценностные ориентации; - уважение и осознание значимости других людей. | |
Педагогические компетенции |
Знания |
- о развивающем характере - о потенциале студенческого
самоуправления в развитии - о необходимости и значимости педагогически ориентированных ситуаций. |
Умения |
- отражать психологический - формировать установку на достижение успеха, высокого качества выполняемой работы; - понимать и учитывать в общении личностных особенностей другого человека; - проектировать свою личность и личность другого, видеть перспективы личностного развития. | |
Личностные качества и ценности |
психологическая наблюдательность; - идейная убежденность, долг, гражданственность, коллективизм, ответственность и социальный оптимизм. |
2) стимулирование, оказание педагогического
сопровождения и инициирование
разнообразных форм активности
студентов на всех этапах
3) создание условий для актуализации названных компетенций во внеучебной деятельности студентов вузе.
Данное положение является составляющей концепции воспитания в рамках нашего исследования, которая обуславливается рядом общеметодологических подходов.
Личностно-ориентированный подход предполагает в процессе воспитательного воздействия опору на индивидуальные особенности и субъективный опыт студента, на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, укрепление профессионального «Я», поддержание адекватной самооценки.
Использование данного подхода позволяет каждому студенту проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создает обстановку для естественного его самовыражения, способствует развитию профессиональной адаптации студентов.
Индивидуально-творческий подход способствует стремлению студентов к самореализации на основе высших общечеловеческих ценностей; адекватной самооценке творческих способностей, сил и возможностей; выбору целей и задач, которые могут быть решены с высоким качеством; отсутствию тревожности, уверенности в своих силах, способности видоизменять цели при изменении условий деятельности; критичности, умению учиться на ошибках; рефлексии ценностного смысла собственной деятельности.
Полисубъектный (диалогический) подход формирует диалогический принцип воспитательного воздействия и предусматривает исключение авторитарной позиции фасилитатора и субординизированной позиции студентов. Он воплощается в субъект-субъектной (полисубъектной) форме взаимодействия и основывается на равенстве позиций партнеров по общению, принятия другого человека в свой внутренний мир как ценности. В результате такого подхода между фасилитаторами и студентами возникает атмосфера доброжелательности, доверия и сотрудничества, которая в процессе общения положительно влияет на развитие личности студентов и является основной характеристикой развивающего обучения.
Таким образом, реализация во внеучебной деятельности студентов вуза личностно-деятельностного, индивидуально-творческого и полисубъектного (диалогического) подходов позволяет приобрести конкретному студенту: опыт активного освоения творческих умений и навыков во взаимосвязи с практикой; развитие рефлексии по осознанию уровня своей компетентности и навыков организационно-управленческой деятельности; освоение нового опыта профессионального взаимодействия с другими субъектами в рамках организационной и управленческой работы; развитие навыков общения и взаимодействия в малой и большой группе; развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии; развитие способности разрешать конфликты; нестандартное отношение к решению организационных и управленческих задач; формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в тренировочных, но и в профессиональных ситуациях.